Модели VP глазами потребителя

Ю. Петров, П. Гоманьков

Нижегородское ООО «Волжский Погрузчик» на данный момент является одной из наиболее динамично развивающихся компаний на отечественном рынке подъемно-транспортного оборудования. Производственная программа компании состоит более чем из 20 моделей дизельных, газобензиновых и электрических вилочных погрузчиков грузоподъемностью от 1,5 до 5,0 т для работы в складских комплексах и терминалах, а к концу года увеличится еще на несколько моделей. Для крупных отечественных производителей наибольший интерес представляют модели среднего ряда грузоподъемностью 3,0 и 3,5 т.

Без доли лукавства скажу, что погрузчики тест-группа выбирала сама, тем самым избежав соблазна «войти в сговор» с Торговым Домом «Волжский Погрузчик», предоставившим машины на тест. Причин тому несколько. Во-первых, важно было понять, чем принципиально различаются погрузчики с гидростатической и гидродинамической трансмиссией. Во-вторых, хотелось дать оценку специализации машин и, как следствие, их назначению. И, наконец, определить возможности погрузчиков в различных условиях эксплуатации.

Предоставленные на тест модели VP FD 30 и VP D35Н весьма близки по массогабаритным показателям, но не идентичны. Погрузчик VP FD 30 меньше по размерам и более угловатый, VP D35Н – крупнее, с округлыми формами. Маркировка первой модели достаточно прозрачна: буквы VP указывают на производителя – ООО «Волжский Погрузчик». Первая литера F означает класс техники (вилочный погрузчик – forklift truck), буква D, как и у большинства производителей подобной техники (кроме китайской), указывает на установленный силовой агрегат (дизель), а число 30 соответствует грузоподъемности вилочного погрузчика в центнерах. В модельном ряду компании есть также газобензиновые модели (серия FG) и электрические (серия FB).

Если откинуться на спинку кресла, показания приборов на VP FD 30 не читаются

VP D35Н относится к уникальному для российского рынка классу вилочных погрузчиков с гидростатическим приводом. В его названии нет буквы F для обозначения класса машин, зато есть литера H, указывающая на гидростатическую трансмиссию.

По словам представителей фирмы, обе машины при сопоставимых с импортными аналогами характеристиках стоят значительно дешевле (цена VP FD 30 составляет 575 тыс. руб., цена VP D35H – 997,5 тыс. руб.), и это при том, что их качество соответствует уровню известных мировых производителей.

Машины VP FD 30 собирают на заводе в Нижнем Новгороде из SKD-комплектов тайваньской компании Tailift (об этом свидетельствует надпись на противовесе) по отдельной спецификации, специально разработанной для России. По договору с Tailift группа компаний «Волжский Погрузчик» обладает эксклюзивными правами на сборку и продвижение на российском рынке этих погрузчиков под маркой VP.

Вторая модель собрана из комплектующих и агрегатов ведущих европейских производителей, т. е. более высокого качества. Нижегородские дизайнеры и конструкторы спроектировали этот погрузчик буквально с чистого листа. Стоит отметить, что к нам в руки попали машины со склада Торгового Дома. То есть это были не тестовые или выставочные образцы, а серийные машины, приготовленные именно для продажи. Наше знакомство с погрузчиками нижегородского ООО «Волжский Погрузчик» не подразумевало проведения полного цикла инструментальных испытаний, однако небольшой тест-драйв мы все же провели.

VP FD 30

Педальный узел и гидросистема VP FD 30

Больше всего в этом погрузчике нас впечатлил противовес с надписью «Tailift»: краска не нем лежит так ровно, словно это пластиковый кожух. В базовой комплектации VP FD 30 – комплект зеркал заднего вида и набор светотехники, состоящий из двух передних фар и фонарей спереди и сзади. Ступеньки с обеих сторон расположены удобно и невысоко, но их ширина явно не рассчитана на зимнюю обувь больших размеров. Чтобы нога не соскальзывала в дождь или мороз, ступени имеют гофрированное покрытие. Кабина просторная, и все же по субъективным ощущениям в зимней одежде сидеть в погрузчике будет тесно. На приборной панели имеются датчики уровня топлива, температуры масла и охлаждающей жидкости, а также счетчик моточасов.

Мощный гидроусилитель позволяет управлять погрузчиком одной рукой. Управляемые колеса поворачиваются почти перпендикулярно продольной оси машины, радиус поворота машины составляет 2415 мм. Этого вполне достаточно для работы в проездах шириной 3,9 и 4,1 м (при поддонах длиной 800 и 1000 мм соответственно). Педальный узел удобный. Свободу движения ступней несколько ограничивают расположенные по бокам гидроцилиндры наклона мачты, и все же особенно задумываться, куда поставить свободную ногу, не надо: на полу кабины ногам не тесно.

Регулируемые сиденье и рулевая колонка обеспечивают неплохой комфорт на рабочем месте, однако низкорослому человеку рулевая колонка в угоду обзорности будет загораживать приборную панель. Кроме того, в яркий солнечный день панель бликует – эта проблема уже стала общей для многих погрузчиков, ориентированных в первую очередь на работу в закрытых помещениях. Рычаги управления простой конструкции и обеспечивают отменную точность выполнения всех операций. Тем не менее, учитывая новейшие разработки, хочется предложить производителю разработать вариант исполнения модели с джойстиками, которые добавят удобства управления. Круговая обзорность с места оператора и видимость рабочей зоны между стойками грузоподъемника при любом положении груза не вызывают нареканий, в том числе при маневрировании.

Защита оператора на погрузчике VP FD 30

На модель может быть установлена мачта с высотой подъема груза до 6 м. Кроме того, на погрузчике VP FD 30 предусмотрена возможность установки четырехсекционного гидрораспределителя, что существенно расширяет возможности машины, позволяя работать с различными видами навесного оборудования.

Откровенно порадовал 61-сильный дизель Isuzu, который работал не в пример тише 3-тонных аналогов TCM и Komatsu, трудившихся по соседству. Погрузчик с этим двигателем и автоматической трансмиссией Tailift развивает скорость 18 км/ч и преодолевает уклон 23%. Динамика ускорения машины не самая впечатляющая, зато этот недостаток компенсируется умеренным – 185 г/(л.с.•ч) – расходом топлива и хорошей маневренностью. Доступ к двигателю и трансмиссии стандартный для многих вилочных погрузчиков: капот откидывают вместе с сиденьем, снимают крышку пола – и все узлы как на ладони. Напольный щит также полностью убирается, позволяя быстро и легко обслужить педальный узел, приводы и гидросистему. Удачно продуман и замер масла: для этой цели в крышку маслозаливной горловины вмонтирован щуп.

В нашей комплектации (трехсекционная мачта со «свободным ходом» и высотой подъема груза 4,5 м) VP FD 30 лучше всего приспособлен к работе в закрытых помещениях средних складских комплексов, в цехах предприятий, где правилами безопасности допускается использование дизельных погрузчиков. Также его можно успешно применять для разгрузки вагонов и автотранспорта на открытых площадках, в пакгаузах и портах. Значительно расширяет сферу использования в промышленности возможность работы с многочисленными вариантами навесного оборудования.

VP D35H

Моделью VP D35Н нижегородцы гордятся по праву уже хотя бы потому, что в ней использованы лучшие и самые высококачественные комплектующие зарубежного производства: трансмиссия компании Linde Material GmbH, некоторые компоненты рабочей гидравлики Bosch Rexroth, дизель Kubota с рядным топливным насосом Denso. Такая машина создана в России впервые, и ее вполне можно назвать революционным прорывом для отечественной промышленности: впервые в производство запущен принципиально новый, не имеющий аналогов в нашей стране класс погрузчиков европейского уровня с гидростатической трансмиссией. Впрочем, вопросов у нашей тест-группы модель вызвала много.

Дизайн – вещь, конечно, удивительная, если он не приносится в жертву функциональности. Доступ в кабину возможен только с левого борта. С правой стороны нет ни ступенек, ни поручней, да еще там установлены рычаги наклона мачты и подъема вил. Подобное встречается на погрузчиках Still и Linde, и эта компоновка обычно оправдана при эксплуатации погрузчика на промышленных предприятиях или складах с четко прописанной схемой передвижения транспорта. Зачем такую конструкцию применили на этой модели, не совсем понятно, поскольку применение гидростатической трансмиссии позволяет более гибко подходить к компоновке узлов и агрегатов. Двигатель не связан жестко с коробкой передач или гидротрансформатором, здесь нет дифференциалов, редукторов привода колес и тормозов. Иное дело, что вынесенные вправо рычаги позволяют более оперативно вести погрузочно-разгрузочные работы. Как нам видится, именно это обстоятельство стало решающим в выборе такой компоновки.

Панель приборов VP D35Н с разнесенными по сторонам шкалами

Контуры гидростатической трансмиссии, рабочей гидравлики и рулевого управления используют одну гидравлическую жидкость из общего бака, поэтому для контроля уровня рабочей жидкости во всех системах оператору достаточно контролировать уровень в одном баке. Под ногами – две педали: одна отвечает за движение вперед, вторая – за движение назад. Как видим, смена направления и передача крутящего момента происходят без «посредничества» коробки передач. Рабочая жидкость от насоса переменной производительности поступает к двигателю и колесам. Такой привод обеспечивает лучшую информативность педалей, плавность ускорения и торможения по сравнению с гидродинамическим, позволяет снизить материалоемкость, стоимость сервисного обслуживания и, как уже говорилось, упрощает компоновку машины на этапе проектирования.

В управлении силовым агрегатом также отсутствуют электронные системы. Оптимальная частота вращения двигателя регулируется самой гидростатической трансмиссией, при этом обеспечивается меньший расход топлива, чем у передач с ГМП, снижаются вибрации, шум и токсичность выхлопа. Соответствие двигателя нормам Euro 2 обеспечивается благодаря жесткой сбалансированной конструкции и вихрекамерной организации процесса горения рабочей смеси. Двигатель мало чувствителен к качеству ТСМ, и в основном потому, что он оборудован рядным топливным насосом.

К управлению погрузчиком VP D35Н в первые минуты работы надо привыкнуть. У него отличная динамика и столь же резкий сброс скорости при отпускании педали «газа». На скорости до 2...3 км/ч погрузчик идет практически на холостых ходах дизеля, но в пределах 3...5 км/ч двигатель начинает «тужиться», при повороте колес из-за разности оборотов возникает еле уловимое пульсирование, как на мини-погрузчиках с бортовым поворотом. Впрочем, на этом странности модели и заканчиваются.

Широченные педали на VP D35Н

Принцип работы гидростатической трансмиссии можно коротко описать так: сел и поехал. Удобство управления позволяет не тратить время на лишние движения. Руки заняты только подъемом мачты и наклоном вил, не надо отвлекаться на рычаг переключения направления движения.

Что касается организации педального узла и пространства для ног, то здесь не все так хорошо. Даже мне в обуви 41-го размера приходилось выворачивать ступню наружу. Поначалу на это не обращаешь внимания, а некоторое время спустя возникает непонятный дискомфорт, поскольку при маневрировании в стесненных условиях приходится еще вертеть головой и корпусом. Однако разработчики учли этот момент и значительно увеличили пространство для ног в месте расположения педалей: уже спустя неделю нам довелось опробовать «обновленную» версию погрузчика VP D35H.

Сиденье водителя очень удобное, его разработал один из лучших производителей этих комплектующих –фирма Grammer. Сиденье имеет переменную жесткость и регулируется по весу оператора. Кресло оборудовано двумя откидными подлокотниками, спинка снабжена поясничным упором.

Для удобства оператора предусмотрены регулируемая рулевая колонка, мощный гидроусилитель рулевого управления, светотехника спереди и сзади и как средство безопасности проблесковый маяк. Панель приборов на VP D35Н информативна и лаконична, но на солнце она бликует, что мешает работе.

Двигатель Isuzu 4JG2РЕ

На нашем погрузчике поверх стоек кабины была установлена прозрачная крыша из синего пластика. Как нам сказали представители «Волжского Погрузчика», это пока пробное решение. Для версии погрузчика с высотой подъема вил 3,7 м вариант с остеклением удачен, учитывая, что в России в году пасмурных дней больше, чем солнечных, однако при работе с мачтой высотой от 4,0 до 6,0 м придется, вероятно, искать иное решение.

Подведем итоги

В целом обе модели оправдали наши ожидания, а «обновленный» VP D35H даже с лихвой: после получасовой поездки на нем с машины не хотелось сходить. Как уже сказано, мелкие недочеты есть и у этой модели, однако VP D35H составляет неплохую конкуренцию зарубежным аналогам с гидростатической трансмиссией, и цена его значительно ниже.