Модели VP глазами потребителя
Нижегородское ООО «Волжский Погрузчик» на данный момент является одной из наиболее динамично развивающихся компаний на отечественном рынке подъемно-транспортного оборудования. Производственная программа компании состоит более чем из 20 моделей дизельных, газобензиновых и электрических вилочных погрузчиков грузоподъемностью от 1,5 до 5,0 т для работы в складских комплексах и терминалах, а к концу года увеличится еще на несколько моделей. Для крупных отечественных производителей наибольший интерес представляют модели среднего ряда грузоподъемностью 3,0 и 3,5 т.
Без доли лукавства скажу, что погрузчики тест-группа выбирала сама, тем самым избежав соблазна «войти в сговор» с Торговым Домом «Волжский Погрузчик», предоставившим машины на тест. Причин тому несколько. Во-первых, важно было понять, чем принципиально различаются погрузчики с гидростатической и гидродинамической трансмиссией. Во-вторых, хотелось дать оценку специализации машин и, как следствие, их назначению. И, наконец, определить возможности погрузчиков в различных условиях эксплуатации.
Предоставленные на тест модели VP FD 30 и VP D35Н весьма близки по массогабаритным показателям, но не идентичны. Погрузчик VP FD 30 меньше по размерам и более угловатый, VP D35Н – крупнее, с округлыми формами. Маркировка первой модели достаточно прозрачна: буквы VP указывают на производителя – ООО «Волжский Погрузчик». Первая литера F означает класс техники (вилочный погрузчик – forklift truck), буква D, как и у большинства производителей подобной техники (кроме китайской), указывает на установленный силовой агрегат (дизель), а число 30 соответствует грузоподъемности вилочного погрузчика в центнерах. В модельном ряду компании есть также газобензиновые модели (серия FG) и электрические (серия FB).
Если откинуться на спинку кресла, показания приборов на VP FD 30 не читаются |
VP D35Н относится к уникальному для российского рынка классу вилочных погрузчиков с гидростатическим приводом. В его названии нет буквы F для обозначения класса машин, зато есть литера H, указывающая на гидростатическую трансмиссию.
По словам представителей фирмы, обе машины при сопоставимых с импортными аналогами характеристиках стоят значительно дешевле (цена VP FD 30 составляет 575 тыс. руб., цена VP D35H – 997,5 тыс. руб.), и это при том, что их качество соответствует уровню известных мировых производителей.
Машины VP FD 30 собирают на заводе в Нижнем Новгороде из SKD-комплектов тайваньской компании Tailift (об этом свидетельствует надпись на противовесе) по отдельной спецификации, специально разработанной для России. По договору с Tailift группа компаний «Волжский Погрузчик» обладает эксклюзивными правами на сборку и продвижение на российском рынке этих погрузчиков под маркой VP.
Вторая модель собрана из комплектующих и агрегатов ведущих европейских производителей, т. е. более высокого качества. Нижегородские дизайнеры и конструкторы спроектировали этот погрузчик буквально с чистого листа. Стоит отметить, что к нам в руки попали машины со склада Торгового Дома. То есть это были не тестовые или выставочные образцы, а серийные машины, приготовленные именно для продажи. Наше знакомство с погрузчиками нижегородского ООО «Волжский Погрузчик» не подразумевало проведения полного цикла инструментальных испытаний, однако небольшой тест-драйв мы все же провели.
VP FD 30
Педальный узел и гидросистема VP FD 30 |
Больше всего в этом погрузчике нас впечатлил противовес с надписью «Tailift»: краска не нем лежит так ровно, словно это пластиковый кожух. В базовой комплектации VP FD 30 – комплект зеркал заднего вида и набор светотехники, состоящий из двух передних фар и фонарей спереди и сзади. Ступеньки с обеих сторон расположены удобно и невысоко, но их ширина явно не рассчитана на зимнюю обувь больших размеров. Чтобы нога не соскальзывала в дождь или мороз, ступени имеют гофрированное покрытие. Кабина просторная, и все же по субъективным ощущениям в зимней одежде сидеть в погрузчике будет тесно. На приборной панели имеются датчики уровня топлива, температуры масла и охлаждающей жидкости, а также счетчик моточасов.
Мощный гидроусилитель позволяет управлять погрузчиком одной рукой. Управляемые колеса поворачиваются почти перпендикулярно продольной оси машины, радиус поворота машины составляет 2415 мм. Этого вполне достаточно для работы в проездах шириной 3,9 и 4,1 м (при поддонах длиной 800 и 1000 мм соответственно). Педальный узел удобный. Свободу движения ступней несколько ограничивают расположенные по бокам гидроцилиндры наклона мачты, и все же особенно задумываться, куда поставить свободную ногу, не надо: на полу кабины ногам не тесно.
Регулируемые сиденье и рулевая колонка обеспечивают неплохой комфорт на рабочем месте, однако низкорослому человеку рулевая колонка в угоду обзорности будет загораживать приборную панель. Кроме того, в яркий солнечный день панель бликует – эта проблема уже стала общей для многих погрузчиков, ориентированных в первую очередь на работу в закрытых помещениях. Рычаги управления простой конструкции и обеспечивают отменную точность выполнения всех операций. Тем не менее, учитывая новейшие разработки, хочется предложить производителю разработать вариант исполнения модели с джойстиками, которые добавят удобства управления. Круговая обзорность с места оператора и видимость рабочей зоны между стойками грузоподъемника при любом положении груза не вызывают нареканий, в том числе при маневрировании.
Защита оператора на погрузчике VP FD 30 |
На модель может быть установлена мачта с высотой подъема груза до 6 м. Кроме того, на погрузчике VP FD 30 предусмотрена возможность установки четырехсекционного гидрораспределителя, что существенно расширяет возможности машины, позволяя работать с различными видами навесного оборудования.
Откровенно порадовал 61-сильный дизель Isuzu, который работал не в пример тише 3-тонных аналогов TCM и Komatsu, трудившихся по соседству. Погрузчик с этим двигателем и автоматической трансмиссией Tailift развивает скорость 18 км/ч и преодолевает уклон 23%. Динамика ускорения машины не самая впечатляющая, зато этот недостаток компенсируется умеренным – 185 г/(л.с.•ч) – расходом топлива и хорошей маневренностью. Доступ к двигателю и трансмиссии стандартный для многих вилочных погрузчиков: капот откидывают вместе с сиденьем, снимают крышку пола – и все узлы как на ладони. Напольный щит также полностью убирается, позволяя быстро и легко обслужить педальный узел, приводы и гидросистему. Удачно продуман и замер масла: для этой цели в крышку маслозаливной горловины вмонтирован щуп.
В нашей комплектации (трехсекционная мачта со «свободным ходом» и высотой подъема груза 4,5 м) VP FD 30 лучше всего приспособлен к работе в закрытых помещениях средних складских комплексов, в цехах предприятий, где правилами безопасности допускается использование дизельных погрузчиков. Также его можно успешно применять для разгрузки вагонов и автотранспорта на открытых площадках, в пакгаузах и портах. Значительно расширяет сферу использования в промышленности возможность работы с многочисленными вариантами навесного оборудования.
VP D35H
Моделью VP D35Н нижегородцы гордятся по праву уже хотя бы потому, что в ней использованы лучшие и самые высококачественные комплектующие зарубежного производства: трансмиссия компании Linde Material GmbH, некоторые компоненты рабочей гидравлики Bosch Rexroth, дизель Kubota с рядным топливным насосом Denso. Такая машина создана в России впервые, и ее вполне можно назвать революционным прорывом для отечественной промышленности: впервые в производство запущен принципиально новый, не имеющий аналогов в нашей стране класс погрузчиков европейского уровня с гидростатической трансмиссией. Впрочем, вопросов у нашей тест-группы модель вызвала много.
Дизайн – вещь, конечно, удивительная, если он не приносится в жертву функциональности. Доступ в кабину возможен только с левого борта. С правой стороны нет ни ступенек, ни поручней, да еще там установлены рычаги наклона мачты и подъема вил. Подобное встречается на погрузчиках Still и Linde, и эта компоновка обычно оправдана при эксплуатации погрузчика на промышленных предприятиях или складах с четко прописанной схемой передвижения транспорта. Зачем такую конструкцию применили на этой модели, не совсем понятно, поскольку применение гидростатической трансмиссии позволяет более гибко подходить к компоновке узлов и агрегатов. Двигатель не связан жестко с коробкой передач или гидротрансформатором, здесь нет дифференциалов, редукторов привода колес и тормозов. Иное дело, что вынесенные вправо рычаги позволяют более оперативно вести погрузочно-разгрузочные работы. Как нам видится, именно это обстоятельство стало решающим в выборе такой компоновки.
Панель приборов VP D35Н с разнесенными по сторонам шкалами |
Контуры гидростатической трансмиссии, рабочей гидравлики и рулевого управления используют одну гидравлическую жидкость из общего бака, поэтому для контроля уровня рабочей жидкости во всех системах оператору достаточно контролировать уровень в одном баке. Под ногами – две педали: одна отвечает за движение вперед, вторая – за движение назад. Как видим, смена направления и передача крутящего момента происходят без «посредничества» коробки передач. Рабочая жидкость от насоса переменной производительности поступает к двигателю и колесам. Такой привод обеспечивает лучшую информативность педалей, плавность ускорения и торможения по сравнению с гидродинамическим, позволяет снизить материалоемкость, стоимость сервисного обслуживания и, как уже говорилось, упрощает компоновку машины на этапе проектирования.
В управлении силовым агрегатом также отсутствуют электронные системы. Оптимальная частота вращения двигателя регулируется самой гидростатической трансмиссией, при этом обеспечивается меньший расход топлива, чем у передач с ГМП, снижаются вибрации, шум и токсичность выхлопа. Соответствие двигателя нормам Euro 2 обеспечивается благодаря жесткой сбалансированной конструкции и вихрекамерной организации процесса горения рабочей смеси. Двигатель мало чувствителен к качеству ТСМ, и в основном потому, что он оборудован рядным топливным насосом.
К управлению погрузчиком VP D35Н в первые минуты работы надо привыкнуть. У него отличная динамика и столь же резкий сброс скорости при отпускании педали «газа». На скорости до 2...3 км/ч погрузчик идет практически на холостых ходах дизеля, но в пределах 3...5 км/ч двигатель начинает «тужиться», при повороте колес из-за разности оборотов возникает еле уловимое пульсирование, как на мини-погрузчиках с бортовым поворотом. Впрочем, на этом странности модели и заканчиваются.
Широченные педали на VP D35Н |
Принцип работы гидростатической трансмиссии можно коротко описать так: сел и поехал. Удобство управления позволяет не тратить время на лишние движения. Руки заняты только подъемом мачты и наклоном вил, не надо отвлекаться на рычаг переключения направления движения.
Что касается организации педального узла и пространства для ног, то здесь не все так хорошо. Даже мне в обуви 41-го размера приходилось выворачивать ступню наружу. Поначалу на это не обращаешь внимания, а некоторое время спустя возникает непонятный дискомфорт, поскольку при маневрировании в стесненных условиях приходится еще вертеть головой и корпусом. Однако разработчики учли этот момент и значительно увеличили пространство для ног в месте расположения педалей: уже спустя неделю нам довелось опробовать «обновленную» версию погрузчика VP D35H.
Сиденье водителя очень удобное, его разработал один из лучших производителей этих комплектующих –фирма Grammer. Сиденье имеет переменную жесткость и регулируется по весу оператора. Кресло оборудовано двумя откидными подлокотниками, спинка снабжена поясничным упором.
Для удобства оператора предусмотрены регулируемая рулевая колонка, мощный гидроусилитель рулевого управления, светотехника спереди и сзади и как средство безопасности проблесковый маяк. Панель приборов на VP D35Н информативна и лаконична, но на солнце она бликует, что мешает работе.
Двигатель Isuzu 4JG2РЕ |
На нашем погрузчике поверх стоек кабины была установлена прозрачная крыша из синего пластика. Как нам сказали представители «Волжского Погрузчика», это пока пробное решение. Для версии погрузчика с высотой подъема вил 3,7 м вариант с остеклением удачен, учитывая, что в России в году пасмурных дней больше, чем солнечных, однако при работе с мачтой высотой от 4,0 до 6,0 м придется, вероятно, искать иное решение.
Подведем итоги
В целом обе модели оправдали наши ожидания, а «обновленный» VP D35H даже с лихвой: после получасовой поездки на нем с машины не хотелось сходить. Как уже сказано, мелкие недочеты есть и у этой модели, однако VP D35H составляет неплохую конкуренцию зарубежным аналогам с гидростатической трансмиссией, и цена его значительно ниже.