Нужен ли мировому рынку «универсальный» погрузчик?
Ответ, который содержится в статье, может показаться неожиданным. Во всяком случае, что касается конструкции, то новая серия действительно должна была представлять собой погрузчик, строго ориентированный не на какой-либо конкретный регион, а предназначенный для использования в разных странах с различными условиями. Такой подход объясняется тем, что конструкторский центр Clark в г. Чонгвон (Южная Корея) в тесном взаимодействии с головным конструкторским бюро в г. Лексингтон (США) работает по принципу совмещения проектирования с моделированием рабочих операций.
Амбиции создателей GEN2 были довольно большими, так как первое поколение Global Тruсk – погрузчики с двигателями внутреннего сгорания, гидростатическим или гидродинамическим приводом и диапазоном грузоподъемности от 1,6 до 7,5 т – получилось исключительно удачным. Только моделей грузоподъемностью от 2,0 до 3,5 т (их разрабатывали в первую очередь) фирма Clark за период с 1995-го по 2002 г. выпустила более 9,5 тыс. За 2000 г. только в Европе компания Clark продала более 127 тыс. ед. техники, что составило в процентном соотношении от общего объема продаж на рынке 4,8%. Конструкция первых моделей Global Тruсk была почти одинаковой, отличалась только конструкция кабин, поскольку европейский рынок предъявляет более высокие требования к эргономике и оснащению подобной техники.
Разные рынки – разные требования
Если внимательно изучить крупные рынки сбыта фронтальных вилочных погрузчиков в Европе, Северной Америке и Юго-Восточной Азии, можно заметить, насколько они различаются. В Европе довольно популярно оборудование с гидростатическим приводом, в Америке и Азии почти неизвестное. Американцы, например, широко используют преимущества очень компактных и устойчивых погрузчиков с бандажными шинами, а в Европе только начинает проявляться тенденция к их использованию. Большие различия заметны и в соотношении количества используемых погрузчиков с газовым и дизельным приводом. Здесь ситуация обстоит так же, как в сфере производства легковых автомашин: в США около 70% погрузчиков с двигателем внутреннего сгорания работает на сжиженном газе, а доля погрузчиков с дизельным приводом очень мала. В Европе преимущество имеют погрузчики с дизельным двигателем.
Разнообразие конструкций при возможно большей стандартизации компонентов
Первоначально при конструировании серии GEN2 была идея учитывать региональную специфику и особенности поставки погрузчиков с разным приводом и разной конструкции на каждый из трех глобальных рынков: Северной Америки, Европы и Азии. Чтобы сделать это при минимальных затратах, при всем многообразии конструкций должно использоваться максимальное число одинаковых деталей и узлов, и детали эти по возможности должны быть изначально объединены как можно в более крупные и готовые к установке модули и системы – это не только упрощает реализацию, но и облегчает монтаж.
Конструирование и разделение труда
Идея международного разделения труда стала моментом рождения стратегии Clark по созданию конструкции напольного транспортного оборудования. Ее реализовали в сотрудничестве с дизайнерами североамериканской фирмы Fitch Inc., имеющей большой опыт в оформлении потребительских товаров и промышленных изделий. Первоначально эта фирма представила предложения по дизайну, частично ориентированные на отдаленное будущее конструкций погрузчиков и дающие представление о совершенно новых концепциях в эргономике. Так как Fitch Inc., подобно конструкторским центрам фирмы Clark, работает с использованием системы СAD IDEАS, разработки каждого из участников проекта можно было сразу обсуждать и внедрять, что стало хорошей основой для совместного творчества. Интересно, что именно во время негативной экономической конъюнктуры интенсивный поиск путей выхода из кризисной ситуации приводит к решениям, которые затем воплощаются в наиболее эффективные технологии.
Единый модуль для погрузчиков разных типов
Основными исходными решениями на стадии проектирования для Clark стал принцип модульной конструкции будущей машины и отказ от традиционной приборной панели. В процессе разработки концепция модульной конструкции существенно изменилась, когда выяснилось, что шасси погрузчика вполне удовлетворяет пожеланиям потребителей в самых разных регионах. Тем самым оказалось возможным удовлетворить все требования и региональные пристрастия покупателей и операторов погрузчиков, выпустив одну-единственную серию машин и получив, как следствие, экономическое преимущество. Но работа над модульной конструкцией все же не оказалась пустой тратой времени. Теперь, однако, задача изменилась и состояла в том, чтобы использовать модули в других сериях погрузчиков Clark, причем и на моделях с двигателями внутреннего сгорания, и на моделях с электроприводом.
Больше электроники – лучше эргономика
Еще одна новая разработка, использованная в модели GEN2: вместо обычной приборной панели функции управления и контроля сосредоточены на плоской клавиатуре в форме полукольца, располагающейся вокруг рулевой колонки и хорошо видной водителю. Тем самым на рабочем месте водителя создаются оптимальные условия. К тому же подобное решение обеспечивает большую свободу в случае, если потребуется интегрировать в панель дополнительные элементы управления.
В Европе становятся популярны бандажные шины
Одной из модификаций модели GEN2 стала специальная серия погрузчиков Cushion, укомплектованная бандажными шинами. Этот вариант является единственным отклонением от единой концепции данного погрузчика. Ранее область распространения этих очень компактных и маневренных погрузчиков ограничивалась Северной Америкой, теперь они во все возрастающем количестве стали появляться в Европе. Однако и в этом варианте заметно стремление использовать в конструкции возможно большее число модулей из стандартной серии Clark. Для погрузчиков Cushion создано собственное шасси, и, таким образом, модули можно использовать для моделей разной грузоподъемности.
Привод: cохранить то, что хорошо себя зарекомендовало
При создании привода компания Clark придерживается стратегии сохранения наиболее хорошо зарекомендовавших себя компонентов и целевых улучшений. В частности, покупатель может выбирать между гидродинамическим и гидростатическим приводом на каждое колесо. Интересно, что и другие изготовители используют разработанную этой фирмой концепцию прямого безредукторного гидростатического привода, ведь гидростатический привод с полностью электронным регулированием и управляемый с помощью джойстика отличается особой чувствительностью.
Двигатели
Clark, следуя общим тенденциям в производстве погрузчиков, применяет преимущественно дизельные и газовые моторы японского производства, так как именно они в наибольшей степени соответствуют все более ужесточающимся экологическим требованиям к составу отработавших газов для данной отрасли. Вполне вероятно, что в будущем станут использовать и двигатели, выпущенные в Европе, если, конечно, будут выполнены требования вводимых нормативов по отработавшим газам и они будут соответствовать необходимому диапазону мощностей, особенно на низкой частоте вращения. Газовые двигатели, также поступающие для серии GEN2 из Японии, оснащены системой электронного регулирования частоты вращения, что способствует лучшему использованию диапазона мощностей и комплектации машин более производительными насосами для гидросистемы подъемного механизма, а следовательно, позволяет добиться на газовых погрузчиках этой серии более высокой скорости подъема, чем у их предшественников.
Крупномасштабные испытания
Компания Clark, осуществляя поставки погрузчиков, построенных на заводе Clark в Чонгвоне, оснащенном современным высокопроизводительным оборудованием, поступила весьма обдуманно: она одновременно начала опробовать новые модели в самых разных регионах. Результаты показали, что характерная ранее для погрузчиков этой фирмы прочность конструкции сразу стала отличительным признаком новой серии. После крупномасштабных испытаний в январе 2002 года примерно тысячу погрузчиков начали эксплуатировать в США. В это же время новые погрузчики появились и в разных регионах Европы и Азии, где благодаря многочисленным вариантам оснащения, соответствующим самым разным индивидуальным требованиям потребителей, подтвердили свое громкое название Global Тruсk. В план компании на 2004-2005 годы входит открытие наряду с работающим заводом в Корее еще одного производства в Китае, что позволит снизить стоимость погрузчиков при том же уровне качества и функциональности.
Направления совершенствования погрузчиков
Для специалистов не секрет, что основные элементы конструкции шасси вилочных погрузчиков заимствованы из автомобильной промышленности. Другие тенденции развития этой техники также имеют аналогии в автомобилестроении, например постоянно возрастающее использование электроники, все более увеличивающей стоимость погрузчика. В области создания электронных средств обмена данными («Drive by wire») погрузчики даже опережают изделия автомобильной промышленности: в меньшей мере по технологическим причинам и в большей – по части эмиссионных характеристик. Тем не менее перенимать ноу-хау в области дизайна интерьера конструкторы погрузчиков должны, конечно, у изготовителей легковых автомобилей. Тема вспомогательных систем и устройств в будущем станет актуальна для обоих секторов: главной здесь является цель облегчить работу оператора и своевременно предупредить о возникновении опасных ситуаций. Система электронного управления погрузчика, которая была воплощена в устройстве PowerControl, может стать хорошей базой для создания более совершенных систем подобного рода, которые уже теперь предлагают многие компании-производители.
Различия не только в цвете
В заключение несколько слов о ситуации на рынке. Погрузчики можно разделить условно на две категории в зависимости от условий использования и степени интенсивности рабочих процессов. Первая категория – погрузчики, работающие в обычном режиме: производственнику нужен простой и надежный погрузчик, чтобы, например, многократно в течение дня загружать автомашину или снимать поддоны со стеллажей. Вторая категория – погрузчики, работающие в условиях максимальной эксплуатации: в этом случае производственнику нужна рабочая машина высокой производительности и максимально комфортная для оператора. Во втором случае погрузчик оснащают электроникой и устройствами управления не только для выполнения обычных функций, но и для связи с отделом управления склада (сканер, навигационная система, радиосвязь для получения задания). Компании Clark удалось заблаговременно оценить ситуацию, сложившуюся на рынке, и соответственно видоизменить обширную номенклатуру вилочных погрузчиков. В результате у компании имеется серия СМР со стандартным навесным оборудованием для простых случаев эксплуатации. Для более сложных случаев, когда потребителю нужна высокопроизводительная машина, которая работает в продолжительном режиме и оснастка которой должна соответствовать конкретным условиям эксплуатации, существует серия GEN2 в виде первых образцов погрузочной техники нового поколения. Таким образом, основное различие между сериями заключается в разных условиях их эксплуатации, которые никогда не определялись и не определяются лишь цветом окраски машин, как думают многие изготовители. Именно уровень самой техники, а не ее внешний вид является главным критерием при покупке погрузчика.