Болгарские электропогрузчики на российском рынке

И. Попов

В Болгарии наряду с предприятиями, входившими ранее в концерн «Балканкар Холдинг», с начала 1990-х годов электропогрузчики выпускает и ряд других компаний. Dimex Holding Co. (г. Пловдив) существует с 1991 г. и включает в себя восемь фирм с общей численностью персонала около 200 чел. В настоящее время объемы производства холдинга составляют 30...35% всех производимых в Болгарии погрузчиков.

Ряд четырехопорных электропогрузчиков фирмы Atlant, входящей в холдинг Dimex, состоит из семи базовых моделей грузоподъемностью (г/п) 1,0...3,5 т и отличается великолепным дизайном. Многие компоненты электропогрузчиков – рамы, подъемные механизмы, ведущие и управляемые мосты, различные детали из пластмассы – фирма производит самостоятельно. В недалеком будущем она планирует выпускать собственную гидропередачу и систему обеспечения безопасности погрузчика. Кроме того, ведутся работы по созданию новых тормозных систем. Предполагается, что через несколько лет практически вся агрегатная база для погрузчиков, за исключением двигателя, будет производиться непосредственно на предприятии.

Шасси электропогрузчиков Atlant представляет собой прочную сварную конструкцию, испытанную методами тензометрии. Управляемый мост хорошо защищен от возможных повреждений и оснащен симметричным двойным поршневым цилиндром. Упрощенная кинематическая схема обеспечивает высокий уровень маневренности и надежности погрузчиков. В конструкции используются двигатели с последовательным и независимым возбуждением обмоток и импульсная система регулирования Сurtis, обеспечивающая бесступенчатое, плавное управление грузоподъемником, минимальный расход энергии, контроль за состоянием аккумуляторной батареи и защиту ее от полной разрядки. Защитная крыша погрузчика представляет собой самостоятельный модуль, изготавливаемый в нескольких вариантах, и в зависимости от требований заказчика может быть разной высоты. Кабина оборудуется дополнительными источниками света и другими аксессуарами. Рулевое сервоуправление гидростатическое, наклон рулевого колеса можно регулировать. Гидравлическая система обеспечивает рабочее давление масла до 25 МПа (250 бар). Надежность уплотнений в гидравлической системе гарантируется соединительными элементами типа Dkol. Ведущий мост оснащен независимыми стопорным и рабочим тормозами.

Управляемый мост электропогрузчика VI&RUS

Возможно оснащение и электрических, и дизельных моделей Dimex устройствами типа «симплекс» с высотой подъема 3,0...4,5 м (двухрамные; с небольшим, так называемым транспортным свободным ходом), «дуплекс» с высотой подъема 2,0...4,0 м (двухрамные, с полным рабочим свободным ходом) или «триплекс» с высотой подъема 4,0...7,5 м (трехрамные, с полным рабочим свободным ходом). К слову, эта компания является единственной в Болгарии, выпускающей мачты с такой высотой подъема.

В 2001 г. на базе модели Е 20 инженеры фирмы Dimex спроектировали погрузчик для трехсторонней обработки грузов, который отличается большой высотой обработки (до 8 м) и стоит дешевле, чем аналогичная западная техника. Ведется разработка модели электропогрузчика г/п 5,0 т, которую планируется серийно выпускать с начала 2005 г. Таким образом, к 2005 г. Dimex будет производить полную гамму самой востребованной техники для штабелирования поддонов: от ручных тележек до 5-тонных дизельных и электрических погрузчиков с увеличенным клиренсом и повышенной проходимостью, предназначенных для работы на снегу, песке и т. п. Реализацию погрузчиков этой марки в России осуществляет и координирует московское представительство компании.

На электропогрузчиках Zauber легкий доступ к аккумуляторам

Серия электропогрузчиков Colibri-E г/п 1,4 и 1,6 т является собственной разработкой акционерной компании Hercu (расположена вблизи г. Пловдива), объединяющей новейшие достижения в технологии компьютерного проектирования с многолетним опытом в области инженерных и дизайнерских разработок. Главные преимущества электропогрузчиков этой серии – высокая производительность, надежность работы, легкость погрузки и выгрузки, простое техническое обслуживание, минимальные эксплуатационные затраты, наличие удобного рабочего места с хорошим обзором и систем контроля за состоянием двигателя, трансмиссии и основных узлов погрузчиков. Погрузчики Colibri-E по желанию клиента комплектуют электродвигателями таких известных компаний, как Advands DC Motors (США), Schabmuller (Германия), или болгарского производства, что гарантирует надежную работу в различных режимах. Гидравлическая система моделей отвечает всем требованиям безопасности: при минимальном риске случайных утечек масла обеспечивается легкое маневрирование, плавный подъем и опускание груза, увеличенный жизненный цикл благодаря хорошей фильтрации масла, установка дополнительного навесного оборудования. Электрическая система управления гарантирует уверенное управление и плавное движение, отличную регулировку скорости движения и подъема, бережное отношение к аккумуляторам, быструю и безопасную обработку груза. В конструкции грузоподъемников используются профили известной немецкой фирмы Ноesch. Максимальная высота подъема в зависимости от типа грузоподъемника – 2,8...6,5 м. В России технику фирмы Hercu реализуют московские компании «Булкар» и «Карэксим».

Серия четырехопорных электропогрузчиков VI&RUS, созданная основанным в 1991 г. одноименным предприятием VI&RUS (г. Пловдив), отличается высокими эргономическими и эксплуатационными показателями, необходимыми для эффективного функционирования в условиях ограниченного пространства. Минимальные габариты и оптимальная форма корпуса, созданного специалистами болгарской фирмы Desing Studio Sofia BG WESFOT, позволяют применять машины этой серии в складских помещениях со стесненными объемами. Шасси прочной сварной конструкции многократно испытывалось на все виды нагрузок, возникающих при эксплуатации. Приборный щиток – автомобильного типа. В качестве грузоподъемников используются «дуплекс»-, «симплекс»- и «триплекс»-мачты с высотой подъема 2,2...4,5 м.

На погрузчиках VI&RUS имеются два независимых привода тормозов – ножной и ручной. Ручной тормоз рекомендуется использовать как элемент обеспечения безопасности при погрузке-выгрузке. Модели оборудованы современной электронной импульсной системой управления Curtis, гарантирующей безопасную и точную обработку грузов. Схема управления сохраняет работоспособность при температуре окружающей среды от –25 до +40 °С и обеспечивает экономное расходование энергии аккумуляторной батареи емкостью 280 А·ч, заряда которой хватает на 6...8 ч интенсивной работы. Управление гидравлической системой осуществляется прецизионным трех- или четырехсекционным распределителем с предохранительно-переливным клапаном. Плавное опускание груза достигается благодаря встроенному нерегулируемому дросселю, а наклон мачты – за счет использования регулируемого дросселя с клапаном обратного давления. Продажами электропогрузчиков марки VI&RUS в России занимается московское представительство фирмы, а также фирма «Карэксим».

Трехопорные модели Е312.2 (г/п 1,25 т) и Е316.2 (г/п 1,6 т) и четырехопорные модели Е412 (г/п 1,25 т) и Е416 (г/п 1,6 т) электропогрузчиков марки Zauber, созданные фирмой Di-Ven (г. Лом, основана в 1992 г.), отличает компактная конструкция и элегантный дизайн. Эти высокоманевренные надежные машины легки в эксплуатации и просты в обслуживании. Прочное стальное шасси сварной конструкции испытано с использованием современных методов тензометрии, обеспечивает надежное крепление агрегатов и гарантирует долговечность машины. Гибкие соединения типа Dkol обеспечивают надежное уплотнение при высоком давлении в гидравлической системе. Агрегат насоса с электродвигателем мощностью 6,5 кВт является общим для гидравлической системы и сервоуправления. Управление осуществляется с помощью сервосистемы типа Hkus, которая связана с гидравлическим цилиндром-рейкой (у трехопорных моделей) или с цилиндром двойного действия (у четырехопорных электропогрузчиков). Движение машин осуществляют два электродвигателя постоянного тока через два моторедуктора планетарного типа. Использование двух двигателей обеспечивает маленький радиус поворота благодаря так называемому электрическому дифференциалу. Напряжение в электросистеме 48 В, в оперативных цепях – 24 В. Электропитание дает аккумуляторная батарея емкостью 400 А·ч для моделей г/п 1,25 т и 500 А·ч – для моделей г/п 1,6 т. Использование импульсных регуляторов Zapi-B1, Sevcon-SC2000, Curtis-1209D позволяет плавно менять скорость вращения и тягового электродвигателя, и насосного при минимальном расходе электроэнергии. С помощью встроенных микропроцессоров можно программировать функции машин по предварительно заданным параметрам. Подъемное устройство выполняется в вариантах «cимплекс», «дуплекс» и «триплекс» с высотой подъема от 2,8 до 5,2 м. В конструкции грузоподъемника используются профиль Hoesh и роликовые подшипники Li-Be, которые обеспечивают стабильное и плавное перемещение груза при минимальном зазоре между роликами и профилем. Сиденье оператора регулируется по высоте, рулевая колонка – по высоте и наклону, удобно расположены органы управления и контрольные приборы, что делает работу оператора более удобной. Поставляет погрузчики Zauber в нашу страну фирма «Балканкар МСН».

Органы управления электропогрузчика VI&RUS

Концерн Sparky, штаб-квартира которого находится в Берлине, был зарегистрирован в Германии еще в 1989 г. представителями немецкого и болгарского капитала. Компания широко известна в России в первую очередь благодаря популярному ручному электроинструменту марки Sparky, однако интенсивно развивает и производство подъемно-транспортного оборудования. С этой целью еще в 1996 г. концерн приобрел завод «Агромашина» в г. Русе (Болгария) – предприятие почти со столетним опытом производства сельскохозяйственной техники и инвентаря. После реконструкции и модернизации производства, внедрения новых технологий, в частности сварочных процессов, ежегодный выпуск авто- и электропогрузчиков Sparky на заводе составил 3,5 тысячи. На российский рынок под маркой Sparky поставляют в основном электропогрузчики г/п 1,5; 1,6; 1,8 т с высотой подъема груза 2,8 и 3,3 м. Все модели оснащены комфортабельным регулируемым сиденьем оператора. Вход в машину – с двух сторон. Командный рычаг направления движения может находиться справа либо слева, либо с двух сторон рулевой колонки; рычаги для подъема-опускания и наклона выполнены отдельно. На колонке рулевого управления расположены светодиоды разрядки батарей, автоматического выключения гидравлической системы при 80%-ной разрядке и индикатор уровня тормозной жидкости. Справа от сиденья оператора установлено быстродействующее устройство для выключения батареи. Подъемное устройство сконструировано на базе профилей Klockner и благодаря оптимальной конструкции обеспечивает минимальный расход электроэнергии. Цилиндры наклона закреплены на шаровых (сферических) подшипниках. Регулируемые ведущие ролики заполнены консистентной смазкой. В конструкции ведущего моста фирмы Clark Hurth использованы два отдельных специальных синхронизированных электродвигателя с автоматическим отключением, что обеспечивает пониженное потребление энергии, и зубчатая геликоидальная передача, работающая в масляной ванне. В результате применения гидростатической схемы удары по колесам от неровностей пола не передаются на рулевое управление. Надежная подвеска гарантирует одновременный контакт всех четырех колес с напольным покрытием. Управляемый мост установлен на упругих стальных резиновых опорах, которые гасят удары, возникающие при движении по неровной поверхности.

Электропогрузчик Dimex

Импульсное (электронное) управление General Electric позволяет осуществлять как плавное замедление, так и постепенное ускорение электропогрузчиков Sparky даже при реверсе. Импульсное управление тяговых двигателей расположено в нише противовеса. Точное управление всеми гидравлическими функциями обеспечивает гидравлический распределитель Rexroth. Непрерывная фильтрация масла, два гидравлических фильтра и воздушный фильтр масляного резервуара высокой степени очистки, гидравлические насосы Casapa, гибкие соединения Parker, предохранительные клапаны, включенные в контур сервоуправления и в главный гидравлический контур, гарантируют надежную работу гидравлической системы в течение длительного срока эксплуатации. Датчики измерения давления подключены к основному распределителю и к сервоуправлению. При 80%-ной разрядке батареи гидравлическая система автоматически выключается. Высоконадежная тормозная система имеет три независимых тормоза: электронный тормоз при переключении реверса для изменения направления движения, гидравлическую тормозную систему Heuper с саморегулирующимися дисковыми тормозами, установленными над ведущей осью для предохранения от загрязнения, и механическую тормозную систему Clydesdale Jones, выключающую питание электродвигателей при срабатывании рычага ручного тормоза. Холдинг Sparky Group реализует в России свои погрузчики через дочернюю компанию ЗАО «Амида-ТТЦ» с 1991 г.