Кризис преодолён! Еще раз о тенденциях развития напольного транспорта в 2003–2004 годах
В последнее десятилетие производство напольного транспорта в мире носило явно выраженный цикличный характер. Если первые два года нового тысячелетия характеризовались снижением спроса, а следовательно, и цен на эту технику, то сейчас ее потребление снова стало расти. Однако предыдущий кризисный период оставил негативные последствия, которые не удалось устранить до сих пор.
По оценкам североамериканского производственного объединения NACCO, в 2003 г. во всем мире было продано 577 тыс. ед. средств напольного транспорта с приводом. В 2002 г. этот показатель составил 544 тыс. ед. Таким образом, можно видеть, что цифра прироста составила примерно 6%. Основными причинами наблюдающегося подъема, по оценкам экспертов, стали оживление на рынке США и, самое главное, значительное повышение спроса, которое имело место в КНР. В Китае спрос удовлетворяется не столько за счет импорта из других стран, сколько за счет изготовления требуемого оборудования на месте. Основными производителями здесь являются прежде всего дочерние фирмы крупных зарубежных корпораций – Linde (Ксиамен, Xiamen), Toyota (Шанхай), Nissan (Ханчжоу, Hangzhou), а также крупнейший китайский завод по выпуску оборудования марки Heli (Анчуи, Anhui)
Кажется, что отрасль вышла из кризиса двух последних лет и снова начала движение вверх. Это подтверждают и данные первых девяти месяцев 2004 г. Однако кризисные годы оставили раны, которые все еще не зарубцевались. Это особенно заметно по снижению или даже падению доходов компаний. Не стоит упускать из виду и то обстоятельство, что у большинства фирм-производителей доля экспорта значительно превышает половину оборота, хотя и этот момент можно оценивать позитивно. Однако следует учитывать, что при определенных обстоятельствах из-за колебаний конъюнктуры рынка более слабые в финансовом отношении фирмы могут испытывать затруднения. К тому же большая экспортная нагрузка часто влечет за собой перенос производства за границу.
От экспансии к реформам
Еще несколько лет назад сектор средств напольного транспорта (СНТ) или промышленного транспорта (Induslrial Тruсk), как это оборудование называют в Северной Америке, за редкими исключениями имел стабильно положительную тенденцию к развитию. Это относилось к объемам поступления заказов и обороту, численности занятых работников и в конечном счете – к доходам. В этой области промышленности постоянно возникали новые фирмы, увеличивались объемы производства и сбыта. Такая ситуация, которая, казалось, будет длиться бесконечно, изменилась в начале нового тысячелетия.
Неожиданно наступило перепроизводство. В 2001 и 2002 гг. это привело к застою в сбыте и падению цен. Ввиду того, что оживления в экономике пришлось ждать дольше, чем предполагалось, многие фирмы, которые во времена хорошей конъюнктуры не приняли соответствующих защитных мер, попали в очень сложные обстоятельства. Некоторые из них были вынуждены сократить объемы производства, закрыв или продав свои нерентабельные предприятия. Другие преодолели кризис за счет хитроумных приобретений других компаний и/или реорганизаций. Вот лишь несколько примеров. Linde избавилась от балласта и отделалась от немногих секторов производства холодильного оборудования. Компания Jungheinrich отказалась от сбыта продукции с маркой Steinbock, прекратила производство в Англии, переместив его в Moосбург, и закрыла свою фирму MIС во Франции. Тoуоta своевременно приобрела ВТ и, кроме того, в 2003 г. увеличила выпуск подъемных рабочих платформ на производственных мощностях Aichi Corporation. NACCO Industries, Inc. реорганизовала проектирование, изготовление и сбыт и сейчас прочно стоит на брендах Yаlе и Hyster.
Фирма Коnе приобрела группу Раrtek, но продала секторы, не относящиеся к основному производству. А компания Сlаrk, которая многие годы была ведущей в производстве вилочных погрузчиков, по мнению экспертов, сделала слишком много ошибок в управлении. Фирму еще лихорадит, и она пытается все начать заново.
Производители техники превращаются в поставщиков услуг
Становится все заметней превращение изготовителей напольного транспорта из простых поставщиков оборудования в поставщиков максимального количества услуг. И это относится не только к крупным компаниям. Небольшие и средние фирмы теперь предлагают вместе с консультациями, планированием и проектированием комплексные наборы услуг, которые включают подбор и монтаж стеллажного оборудования, проектирование и установку сложных транспортных систем и систем управления. Еще одна очень важная и постоянно усиливающаяся тенденция: выполнение комплексного обслуживания становится важнейшей составной частью деятельности все большего числа изготовителей. Например, доля услуг фирмы Still, входящей в группу Linde, в 2003 г. достигла 37% всего оборота.
Расширение диапазона предложений в этой области – от ремонта и поддержания техники в работоспособном состоянии, различных вариантов продаж, аренды и лизинга оборудования до управления парком подъемно-транспортного оборудования – многие фирмы рассматривают как важный фактор собственной успешной работы.
О первой пятерке лидеров
Перечень 35 лучших фирм – производителей СНТ с приводом приведен нами в «СиТ» № 3 за 2005 г. Тех, кто интересуется их положением на рынке и экономическими показателями деятельности, мы отсылаем к этому номеру журнала. Ниже мы остановимся лишь на некоторых событиях 2003–2004 гг., которые наиболее серьезно повлияли на деятельность первой пятерки ведущих компаний и могут привести к некоторым изменениям в этом сегменте рынка в ближайшее время.
На вершине мирового рейтинга, как и годом раньше, оказался японский концерн Toyota. Выпуском СНТ занимается сектор Materials Handling Equipment (МНЕ), который кроме моторизованных СНТ выпускает и другую продукцию – коммунальные машины, колесные мини-погрузчики, стеллажи, технику для обслуживания стеллажей и другое промышленное оборудование. В свою очередь МНЕ вместе со шведским производителем ВТ Industries AB входит в подразделение Toyota Industries Corporation (TIC). ВТ – самостоятельное ответвление Toyota Material Handling Company (TMHC), которая юридически принадлежит TIC.
Для TIC основное событие 2003 г. произошло в мае, когда подразделение увеличило свою долю с прежних 34% до 51% в акциях известной Aichi Corporation, специализирующейся на изготовлении рабочих подъемных платформ. С этого момента оборот Aichi мог бы быть полностью консолидирован и отнесен к сектору МНЕ, но в рейтинг, приведенный нами, пока не включены обороты этого производителя, доля которого на рынке Японии составляет 66%. Таким образом, цифры по концерну TIC уже в 2003 г. в принципе должны быть дополнены оборотами Aichi (а это 33 935 млн. йен!), на трех заводах которой занято 920 чел. В последние 11 лет деятельность фирмы TIC в целом отмечена непрерывными коммерческими успехами – увеличением оборота, оперативной и чистой прибыли.
Единственным «темным пятном», которое, возможно, как раз и объясняется объединением с Aichi Corporation, является снижение собственного капитала с 55,6% в 2002 г. до 31,6% в отчетном 2003 г. TIC уже представила собственную программу развития в 2004–2005 гг., где она также планирует увеличить все хозяйственные показатели – консолидированный чистый оборот, оперативную и чистую прибыль. Эксперты полагают, что то, будут ли эти цифры действительно достигнуты, зависит от нескольких факторов: процесса выздоровления японской экономики, обменных курсов, цен на сырье, политики президента CША и в конце концов от состояния «перегретой» в настоящее время и так важной для Японии китайской экономики.
Немецкий технологический концерн Linde еще в 2003 г. включал в себя три подразделения – газовую промышленность и инжиниринг (56,1% оборота), подъемно-транспортную технику (Material Handling, 34,2%) и холодильную технику (9,7%). В марте прошлого года Linde продал последнее подразделение компании United Technologies.
Интересно, что именно этой фирме ранее принадлежала Still Saxby, ныне известная как фирма Still. С 1991-го по 2002 г. компания Linde была лидером мирового рынка, но даже после того, как ее обогнал концерн TIC, осталась главным игроком на рынке Европы. Сегодня она по-прежнему выпускает сразу три марки погрузочной техники для складирования грузов (Linde, Still и OM Pimespo) и является стратегическим партнером фирмы Komatsu, с помощью которой пытается улучшить свои позиции на рынках Азии и США. Одним из важных производственных направлений деятельности Linde, по-видимому, становится унификация погрузчиков собственных разных торговых марок. Еще недавно в них было мало одинаковых узлов и деталей, у дочерних компаний отсутствовали общие склады и даже сама возможность сопоставления своих разработок и конструкций. Кажется, сейчас эта ситуация меняется. Так, летом прошлого года концерн представил новую программу комбинированного погрузочного оборудования, рассчитанного прежде всего на применение в помещениях с узкими проездами. Особым отличительным признаком серии является новая модульная конструкция. Техника легко узнаваема и может быть окрашена в два фирменных цвета – красный (Linde) или оранжевый (традиционный для Still).
Несмотря на то, что немецкий концерн Jungheinrich в 2003 г. отметил 50-летие, он продолжает быть таким же динамичным, как раньше, и не боится нестандартных и непростых решений. С мая 2004 г. развернута новая программа позиционирования марки. Важнейшим мероприятием в повышении доходности стала ликвидация нерентабельных производств. Напомним, что ранее для повышения прибыльности вся продукция концерна стала выпускаться исключительно под одноименной маркой, пришлось отказаться от услуг независимых продавцов Steinbock и включить их в сеть торговых представительств Jungheinrich.
Как отмечено выше, в 2003 г. было решено переместить производство дизельных фронтальных вилочных погрузчиков с завода Leighton Bussard (Англия) на завод в Моосбурге, выпускавший технику Steinbock. Из-за сильной конкуренции в области производства ручных гидравлических тележек была прекращена деятельность завода MIC SA в Аргентоне (Argenton) и принято решение об организации поставок ручных гидравлических тележках из Китая. Эти мероприятия уже принесли очень хорошие резулътаты: вырос курс акций концерна, увеличена доля собственного капитала.
В концерне NACCO, начавшем свою деятельность как предприятие по изготовлению горнодобывающего оборудования, доля погрузочной техники для складирования в настоящее время преобладает (71,3% оборота). Хозяйственные показатели концерна стабильно возрастают с 1986 г. Несмотря на тяжелую ситуацию на рынке, в отчетном году все показатели были улучшены, хотя максимальные цифры, которые были в 2000 г., пока еще не достигнуты. NACCO разрабатывает, конструирует, производит и продает по всему миру широкую номенклатуру СНТ под марками Hyster и Yale (еще в 1960–1980-е годы фирмы были самостоятельными и конкурировали друг с другом). Эта группа компаний является старейшим производителем вилочных погрузчиков в мире (в 2003 г. отметила свой 75-летний юбилей компания Yale) и лидирует на рынке США – 27%. Доля концерна на мировом рынке – 13%. Изготовление и сборка изделий идут по всему миру на 14 предприятиях: шесть из них находятся в Америке, пять – в Европе и три – в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вместе с Sumitomo Heavy Industries концерн владеет фирмой Sumitomo-NACCO Materials Handling Grоup Ltd., которая с 1970 г. изготавливает вилочные погрузчики для японского рынка, а в настоящее время поставляет свои изделия под марками Hyster и Yale и в другие страны.
Завершает пятерку лидеров японское предприятие Mitsubishi Heavy Industries (MHI). Оно является частью японского супергиганта – группы Mitsubishi, которой принадлежат банки, химические заводы и оказавшаяся не так давно в довольно тяжелой ситуации автомобильная компания Mitsubishi Motors. Несмотря на проблемы последней, MHI очень хорошо закончила год, увеличив свой оборот и получив прибыль.
В заключение несколько слов о деятельности еще одной компании, правда не вошедшей даже в первую десятку, зато хорошо известной на российском рынке, – о фирме Rocla. Финское предприятие Rocla Oyj разрабатывает, производит и продает СНТ только с электроприводом и для использования на складах. Собственная программа дополняется вилочными погрузчиками с противовесом, изготовленными Mitsubishi Caterpillar Forklift Group. C ней Rocla осуществляет партнерство в сферах разработки оборудования, доставки и маркетинга. Дочерняя фирма Rocla Robotruck Oyj (70% принадлежит Rocla Oyj, 30% – Swisslog AB) конструирует работающие без водителей автоматические транспортные системы (АGV), уверенно занимая ведущие позиции в этом сегменте. Как и для многих в Европе, 2003 г. был для Rocla Oyj не самым удачным, однако компания уже в ближайшее время планирует улучшить показатели чистой прибыли, увеличить выплаты дивидентов акционерам и долю собственного капитала в балансовой сумме.
По материалам зарубежной печати. Пер. с немецкого Л. Цинцевича