Лучшие складские операторы мира в 2005 году

В очередной раз эксперты журнала Modern Materials Handling (ММН) рассказывают о распределении мест среди компаний – лидеров в ключевых сегментах мирового рынка услуг по складированию грузов: сегменте частных дистрибуционных центров, сегменте 3PLs-провайдеров и сегменте рефрижераторных складов. Предлагаем читателям опубликованный в этом издании рейтинг ведущих складских операторов мира за 2005 год и комментарий к нему. (Рейтинг лучших логистических провайдеров мира за 2004 г. см. в статье «Гиганты складирования: мировые стратегии в эпоху глобализации», «СиТ», № 1, 2005 г.)

Ушедший 2005 год должен запомниться ведущим складским операторам мира как один из самых бурных с точки зрения изменений, происшедших на этом рынке. Однако тенденции развития разных его сегментов не совпадали. Если процессы слияний и приобретений компаний преобладали в сегменте 3PL-логистики, то основная деятельность владельцев частных и рефрижераторных складов была направлена на расширение собственных площадей хранения.

Расширение в секторе DC продолжается

После 2004 г., когда наблюдался неплохой рост площадей у всех DC-фирм, год 2005-й стал для частных складских операторов рекордным. Двадцатку лидеров возглавила компания United Parcel Service, которая добавила к прежним площадям еще 11 млн. кв. футов, в результате чего ее общие площади составили почти 90 млн. кв. футов. Это еще раз поставило компанию на высшее место среди частных складских операторов. В целом лучшие 20 частных складов прибавили к прошлогодним цифрам 32 млн. кв. футов и, таким образом, общая площадь хранения составила 441,3 млн. кв. футов.

Первые 11 компаний успешно перешли из рейтинга 2004 г. в рейтинг 2005-го. Все они по сравнению с прошлым годом увеличили площади хранения. У следующих за ними фирм площади увеличились незначительно или остались такими же. Практически все DC-компании декларировали, что и в 2006 г. увеличат свои площади или по крайней мере оставят их на уровне 2005 г.

3PLs объединяются

На вершине рейтинга лучших 3PLs-провайдеров продолжает оставаться компания Exel с более чем 73 млн. кв. футов площадей. Однако очень вероятно, что это последнее появление названия компании в списке ММН, поскольку недавно ее приобрел крупнейший поставщик услуг по экспресс-логистике – фирма DHL. По мнению Дика Армстронга, президента консалтинговой фирмы Armstrong & Associates, Inc., основная тенденция, которая наблюдалась в деятельности 3PLs-провайдеров в 2005 г. – это по-прежнему процессы по слиянию и приобретению компаний. Выкупив Exel, компанию номер один, DHL сама становится крупнейшим 3PL-провайдером. Стратегия DHL состоит в том, чтобы, приобретя Exel, спустя какое-то время перевести свои доходы в те услуги, которые Exel оказывает по всему миру.

Кроме этой сделки был подписан еще один крупный контракт по реализации фирмы Ozburn-Hessey, которую приобрела крупная инвестиционная группа компаний. Армстронг обращает внимание на то, что Ozburn имела сильные позиции в области управления транспортировками и была способна на усиление своих позиций. В 2004 г. она увеличила свои складские площади с 17 млн. до 18,3 млн. кв. футов. Этот недавно купленный 3PL-провайдер был единственной компанией в лучшей десятке, у которой наблюдался рост площадей.

Помимо указанных были и сделки меньшего масштаба, которые имели меньше воздействия на рынок, но тем не менее являлись составной частью доминирующего процесса слияний и приобретений в сегменте 3PLs-провайдеров. По оценкам экспертов, ожидается, что эта же тенденция будет преобладать и в ближайшие годы. Среди событий 2005 г. надо назвать и появление среди лучших фирмы UTi, дебютировавшей в списке ММН с 15 млн. кв. футов и разделившей 10-е место с компаниями EGL Inc. и Ryder, которые не улучшили свои позиции. Другим событием стало появление в двадцатке лучших этого года фирмы Jacobsen Companies (9 млн. кв. футов).

Рефрижераторные склады

В этом сегменте продолжает лидировать фирма AmeriCold Logistics, которая сообщила о том, что ее полные площади складского хранения в 2005 г. составили более чем 600 млн. куб. футов. Цифра весьма внушительная – это более чем на 400 млн. куб. футов больше, чем у самого близкого ее конкурента, компании Atlas Cold Storage (219,4 млн. куб. футов). Операторы рефрижераторных складов в отличие от 3PLs-провайдеров не вели деятельности по приобретению и объединению компаний, ведь дела у этих компаний и так идут неплохо. Согласно оценкам Билла Гудзона (Bill Hudson), президента Международной Ассоциации рефрижераторных складов (International Association of Refrigerated Warehouses, IARW), из-за более высокого потребительского спроса на охлаждаемые площади этот сектор промышленности развивался в направлении роста объемов хранения. В склады-холодильники обычно попадает продукция, которая подвергается большему количеству операций по обработке.

Это требует вести соответствующий технологический процесс с повышенной эффективностью и точностью, заставляет использовать самые современные системы хранения, транспортировки, контроля и учета. Внедрение новых технологий – фактор, весомость которого в этом секторе складирования постоянно увеличивается: так, по мнению Гудзона, следующим шагом в этой области должно стать использование RFID-технологий.

Сектор рефрижераторного складирования несколько последних лет устойчиво расширялся. Чтобы справиться с растущими объемами, компании не только создавали новые склады, но и увеличивали площади существующих зданий. Среди таких компаний наиболее высокий рост объемов хранения наблюдался у фирмы United States Cold Storage. Она сделала фантастический скачок, увеличив свои площади с 118 млн. до 191 млн. куб. футов. Эта фирма – номер три в нашем списке – идет сразу за лидером AmeriCold Logistics. Однако не у всех дела идут так хорошо.

Ближайший и более мощный конкурент Atlas Cold Storage уже второй год подряд снижает объемы хранения. Если в 2004 г. эта компания сообщила о 19%-ном снижении объемов складирования, то в 2005 г. они уменьшились еще на 6 млн. куб. футов. На четвертое место с объемами хранения 179 млн. куб. футов выходит P&O Cold Logistics. Эта компания с 2004 г. «увеличилась» почти на 47 млн. куб. футов. Завершает лучшую пятерку компаний Nichirei Corporation с площадью складирования почти 155 млн. куб. футов.

Любое соревнование не обходится без тех, кто терпит поражение. Появились такие «неудачники» и у нас. За пределами рейтинга 2005 г. остались Interstate Cold Storage, Inc., National Cold Storage, Inc., Confederation Freezers, Ltd. и Hall's Warehouse Corporation. Эти фирмы практически не увеличили объемы хранения. Вместе с тем тот минимальный объем хранения, с которым компании вообще теперь могут попасть в список лучших, подскочил с 17 млн. до более чем 23 млн. куб. футов (с этой цифрой в рейтинг вошла Zero Mountain, Inc.), что и не позволило четырем упомянутым фирмам вновь попасть в лидеры рынка. Из двадцати фирм в списке этого года – тринадцать компаний из Соединенных Штатов, две из Канады. География других участников изменяется от Токио до Парижа. По оценкам Гудзона, следующие несколько лет все больше производителей будут отдавать свою логистику в области холодного хранения на аутсорсинг, ведь справляться самостоятельно с этой услугой многим производителям становится все более сложно и все менее выгодно.

Перевод с англ. В. Петровой