На мировом рынке логистических услуг

А. Малышев

Комиссия США по международной торговле (US International Trade Commission – USITC) в 2005 году подготовила обзор мирового рынка логистических услуг. Основные задачи документа заключались в анализе рынка указанных услуг и различных ограничений, сдерживающих деятельность фирм – поставщиков логистических услуг на внешних рынках сбыта. Кроме того, в обзоре рассматривается процесс постепенного смягчения и отмены ограничений в сфере логистики, а также последствия этого процесса для развития внешней торговли (на примере США).

Сфера логистики охватывает широкий комплекс услуг по планированию, управлению и контролю за процессом перемещения и хранения товаров и услуг от продуцента до потребителя. В последние десятилетия фирмы-грузоотправители расширяют передачу задач в сфере логистики специализированным компаниям (англ. third-party suppliers), которые обеспечивают наиболее эффективное решение указанных задач. Данный сегмент получил в литературе наименование «логистические услуги третьей стороны», т. е. предоставляемые специализированными, «третьесторонними» фирмами, не имеющими отношения к заказчику и поставщику товара, с поставками которого связано предоставление логистических услуг, (от англ. third-party logistic services – 3PL).

Сфера деятельности ведущих мировых 3PL-поставщиков (провайдеров) логистических услуг в разных странах подразделяется на три группы. Первая группа включает консультационные услуги по созданию каналов поставки товаров (стратегические вопросы разработки глобальных товарораспределительных сетей) и услуги транспортного менеджмента. В последнюю сферу деятельности включены услуги по хранению и обработке грузов, транспортно-экспедиторские, а также по таможенной очистке грузов. Вторая группа охватывает услуги по перевозке грузов разными видами транспорта (речной или морской, железнодорожный, автомобильный и воздушный). Наконец, к третьей группе, в частности, относятся услуги по упаковке грузов, финансированию торговых сделок, аренде и ремонту оборудования, страхованию грузов, передаче информации, курьерские услуги и услуги по экспресс-доставке.

В настоящем обзоре основное внимание уделяется деятельности 3PL-фирм-поставщиков первой и второй групп. По мнению экспертов, именно эти услуги наиболее часто передаются «на сторону» специализированным компаниям, а их доля занимает основное место в общих продажах логистических услуг. Согласно оценке консалтинговой компании Armstrong & Associates, сейчас в мире насчитывается примерно 100 3PL-провайдеров, на долю которых приходится около трети ежегодных мировых продаж указанных услуг.

На рынке логистических услуг согласно применяемой авторами обзора классификации действуют компании как располагающие, так и не располагающие собственными материальными активами (англ. asset- based firms и non asset-based firms), т. е. различным оборудованием и парком транспортных средств. Если первые компании осуществляют грузовые перевозки автомобильным, воздушным и морским транспортом (наряду с предоставлением других логистических услуг), то сферой деятельности вторых является обеспечение транспортировки и хранения грузов, т. е. они выполняют функции посредников между грузоотправителями и компаниями с собственными активами.

По оценке компании Armstrong & Associates, Inc., в 2002 г. мировые продажи 3PL-услуг равнялись примерно 130 млрд. USD, а в США (крупнейший рынок) данный показатель в 2003 г. составил 77 млрд. USD, что на 18% больше, чем в 2002 г. Особенно сильно в данном сегменте в последнее время выросли продажи услуг по управлению транспортными операциями. Мировые продажи логистических услуг 3PL-провайдерами в 2002 г. увеличились на 10...15% по сравнению с 2001 г., а в 2003-м отмечалось замедление их роста вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры. Особенно высокими темпами (на 21...23%) в 2002 г. росли продажи складских услуг и услуг транспортного менеджмента. В 2002 г. прирост оборота у фирм, предлагающих услуги логистики на внешних рынках, составил примерно 15%.

По мнению различных экспертов, в ближайшей перспективе прогнозируемый среднегодовой рост мировых продаж логистических услуг 3PL-операторами составит 15...20%. Данное обстоятельство обусловлено усилением тенденции к передаче внутрикорпоративных функций логистики сторонним фирмам, причем наиболее благоприятными являются перспективы деятельности компаний, предлагающих весь комплекс логистических услуг.

В 2003 г. мировые продажи 25 ведущих 3PL-провайдеров достигли почти 80 млрд. USD и характеризовались следующими данными (в млн. USD): Exel (Великобритания) – 8900, Kuehne + Nagel International AG (Швейцария) – 6900, Schenker (ФРГ) – 6400, DHL Danzas Air & Ocean North America (ФРГ) – 5700, P&O Nedlloyd (Великобритания и Нидерланды) – 4800, TPG/TNT (Нидерланды) – 4700, Panalpina (Швейцария) – 4600, UPS Supply Chain Solutions (США) – 4100, Nippon Express (Великобритания) – 4000, C.H. Robinson Worldwide, Inc. (США) – 3600, Menlo Worldwide (США) – 3100, NYK Logistics (Япония) – 3000, Expeditors International of Washington, Inc. (США) – 2600, Penske Logistics (США) – 2500, Eagle Global Logistics (США) – 2200, BAX Global (США) – 2000, Schneider Logistics, Inc. (США) – 1900, Uti Worldwide, Inc. (США) – 1200, Caterpillar Logistics, Inc. (США) – 1000, APL Logistics (Сингапур) – 990, Wilson Logistics Group (Швеция) – 860, FedEx Supply Chain Services (США) – 603, Maersk Logistics (Дания) – 350, SembCorp. Logistics (Сингапур) – 275. (О состоянии мирового рынка логистических услуг в 2004–2005 гг. см. также статьи «Гиганты складирования: мировые стратегии развития в эпоху глобализации» («СиТ» № 1, 2005 г.) и «Лучшие складские операторы мира в 2005 году» («СиТ» № 1, 2006 г.)

Лидирующие позиции на мировом рынке 3PL-услуг занимают США. В 2003 г. суммарный оборот пяти ведущих американских компаний UPS Supply Chain Solutions, C.H. Robinson Worldwide, Menlo Worldwide, Expeditors International of Washington и Penske Logistics равнялся примерно 16 млрд. USD и составлял соответственно 21% американского и 12% мирового рынка указанных услуг.

Компания FedEx, согласно ее собственной оценке, является крупнейшим мировым поставщиком услуг по экспресс-доставке, имеет семь ассоциированных (сестринских) фирм и предоставляет широкий ассортимент логистического сервиса, включая услуги по таможенной очистке и менеджменту каналов поставки. Компания обслуживает клиентов в 215 странах, причем ежесуточно обрабатывается более 3 млн. отправлений.

Компания DHL предоставляет услуги логистики, в том числе по экспресс-доставке грузов. В сфере логистики действуют фирмы DHL Danzas Air & Ocean и DHL Solutions, входящие в состав DHL. Услуги логистики клиентам оказывают 570 отделений компании в разных странах (более 160-ти) и более 300 центров логистики, складов и терминалов; число занятых в сфере логистики у DHL составляет около 3,5 тыс. человек.

Компания APL Logistics была создана в 2000 г. фирмой American President Lines и предлагает клиентам весь комплекс услуг по менеджменту каналов поставок. APL Logistics имеет более 250 отделений в различных странах, а штат персонала составляет примерно 5 тыс. человек.

В связи с непрерывным усложнением структуры мировой торговли особый интерес для потребителей представляют компании, предлагающие весь спектр логистических услуг. В результате в сфере логистики наблюдается процесс консолидации фирм-поставщиков, что позволяет снижать производственные затраты за счет экономии на масштабах. Более крупные компании располагают лучшими возможностями для расширения ассортимента услуг в рамках единой системы, охватывающей разные страны, повышения надежности и удешевления предоставляемых услуг. Так, компания Penske Corp. располагает крупным грузовым автопарком (более 200 тыс. ед.) для доставки грузов и в текущем десятилетии приступила к предоставлению логистических услуг. Сравнительно недавно вышла на рынок логистических услуг еще одна американская компания, осуществляющая грузовые автомобильные перевозки, – Yellow Roadway. В 2002 г. компания UPS после приобретения ряда более мелких фирм – поставщиков логистических услуг объявила о создании отделения Supply Chain Solutions. Фирма FedEx в 2001 г. реорганизовала свое отделение логистических услуг, которое также приступило к предоставлению услуг транспортного менеджмента. Обе эти компании рассматривают логистику в качестве одного из основных компонентов их успешной деятельности на долгосрочную перспективу.

3PL-провайдеры часто предоставляют помимо прочего особые услуги, отвечающие потребностям конкретного заказчика. Прежде всего это касается промышленности полупроводников. Тесная кооперация с логистическими операторами обеспечивает предприятиям отрасли возможность успешно управлять глобальными системами снабжения сырьем и поставками готовой продукции, охватывающими различные страны. Масштабы участия поставщиков логистических услуг в процессе изготовления и сбыта полупроводниковых приборов охватывают все стадии – от доставки сырья на предприятия-изготовители до продажи готовой продукции конечному потребителю.

Изготовление кремниевых пластин обычно осуществляется в США, затем пластины переправляют воздушным транспортом в другие страны (обычно Восточную и Юго-Восточную Азию), где операции контроля, сборки и упаковки более дешевы. Готовые интегральные схемы воздушным транспортом снова доставляют на предприятия по сборке электронного оборудования (например, компьютеров), процесс доставки которого осуществляется воздушным или морским транспортом в зависимости от массы оборудования и требуемых сроков поставки.

Основные факторы непрерывного роста спроса на услуги логистики 3PL-фирм включают глобализацию мировой экономики, использование производственной технологии «точно в срок» (JIT – just-in-time manufacturing) и развитие электронной торговли (e-commerce). Процесс глобализации способствует расширению и усложнению товарораспределительных каналов и сетей снабжения. Централизация производственных процессов на промышленных предприятиях крупных компаний обеспечивает максимальный выигрыш за счет экономии на масштабах и одновременно приводит к увеличению транспортных расходов и сроков поставки готовой продукции конечным потребителям. Таким образом, перед этими компаниями стоят задачи снизить транспортные расходы и повысить эффективность закупочно-сбытовых каналов.

Производственная технология «точно в срок» обеспечивает значительное сокращение объема запасов, и особенно широко ее применяют в автомобилестроении. Так, компания TNT Logistics (отделение голландской группы TPG) управляет процессом поставки комплектующих на одном из американских предприятий BMW. В задачи компании входит контроль за своевременным поступлением на предприятие как различных изделий, так и необходимой товаросопроводительной документации.

Логистике принадлежит важная роль в развитии электронной торговли, причем поставщики этих услуг часто выступают в роли распределительного канала для электронной торговли. Так, компания UPS владеет в Европе крупным складом для фирмы Nike, причем UPS (а также FedEx) осуществляет доставку товаров посетителям Интернет-сайтов.

Участие «третьесторонних» фирм – поставщиков логистических услуг в электронной торговле не ограничивается доставкой товара конечным потребителям; эти фирмы также выполняют электронные сделки между различными компаниями. В частности, в США TNT Logistics управляет процессом доставки автомобильных комплектующих дилерам BMW, а также доставкой шин Michelin розничным торговцам. TNT Logistics использует собственное программное обеспечение Matrix, которое позволяет контролировать потоки сырья, материалов и готовой продукции через Интернет почти в режиме реального времени.

В последнее время в западной литературе по экономике и в периодических изданиях активно обсуждается развитие такого сравнительно нового сегмента рынка логистических услуг, как «четвертосторонняя» логистика (англ. fourth-party logistics – 4PL). 4PL, по сути дела, является логическим продолжением рынка 3PL-услуг. Термин 4PL придумали в 1996 г. специалисты американской консалтинговой компании Andersen Consulting (в настоящее время – Accenture) для описания операций консалтинговых фирм по контролю за деятельностью нескольких 3PL-компаний по управлению глобальными сетями поставок. Несмотря на размытость термина, тенденция, которую он обозначает, достаточно ясна – компании передают значительную долю логистических операций крупным специализированным провайдерам.

Строго говоря, 4PL-компания – это посредник на рынке логистических услуг, не предоставляющий материальных активов, но координирующий деятельность 3PL-компаний.

По мнению западных специалистов, единственной 4PL-компанией в узком смысле является Vector SCM – совместное предприятие General Motors Corp. и Menlo Worldwide (филиала CNF, Inc.). В настоящее время она управляет всеми логистическими операциями General Motors (около 6 млрд. USD ежегодно), осуществляет операции в более чем 200 странах, работает с более чем 12 тыс. поставщиков и обслуживает 70 автосборочных заводов и 12,5 тыс. дилеров по всему миру. Ежедневно Vector SCM обрабатывает потоки материалов и комплектующих в объеме 82 тыс. т, а также 5,3 тыс. отгрузок запчастей для вторичного рынка и 35 тыс. готовых автомобилей. Ежегодный оборот компании составляет около 120 млн. USD, ее доходы определяются как процент от экономии логистических расходов General Motors. В организационной структуре General Motors сохранился логистический департамент, но его штат значительно сокращен и он выполняет главным образом стратегические, но не оперативные функции.

При более расширенном толковании 4PL-компания становится синонимом термина «логистический интегратор» или «генеральный логистический провайдер» и относится к компаниям, управляющим всей сетью поставок клиента. Крупнейшими компаниями такого рода являются UPS, FedEx, DHL и Exel, а также логистические подразделения таких групп, как Penske, Ryder, Schneider, TNT, APL, Maersk и Caterpillar.

По расчетам консалтинговой компании Armstrong & Associates, на долю соглашений 4PL фактически приходится около 20% мирового рынка договорных логистических услуг, хотя многие компании, оказывающие комплексные логистические услуги, не называют себя 4PL- или генеральными логистическими провайдерами. Ключевым критерием в этой связи является исполнение функций управления другими 3PL-фирмами и осуществление реального контроля за клиентскими материально-производственными запасами.

Еще одним синонимом 4PL-логистических операций является термин «услуги по управлению сетью поставок» (англ. managed supply-chain services), предложенный компанией Accenture.

По данным 9-го ежегодного социологического исследования 3PL-провайдеров США, спонсированного компаниями Georgia Tech, Capgemini U.S. LLC и FedEx Supply Chain Services, основными факторами, способствующими развитию рынка 4PL-услуг, являются увеличение потребности в более сложных логистических услугах, расширение спроса на экспертные знания, глобализация мировой экономики и стремление заказчиков к разделению рисков (и доходов соответственно) с провайдером услуг, а 57% респондентов считают, что наиболее приспособленными для предоставления 4PL-услуг являются 3PL-компании; 25% и 22% респондентов отдают предпочтение соответственно фирмам консалтингового и технологического профиля.

Основное место в обзоре Комиссии по международной торговле занимает анализ различных ограничений, сдерживающих деятельность фирм-поставщиков на внешних рынках логистических услуг. В процессе подготовки обзора эта задача решалась прежде всего посредством рассылки специальных анкет фирмам – поставщикам указанных услуг, государственным регулирующим органам и другим организациям (работающим в сфере логистики) в 52 странах. Эти страны наиболее важны для внешней торговли США (в частности, КНР, Сянган, Сингапур и страны Европы), осуществляемой авиационным и морским транспортом. Основная цель анкет заключалась в определении строгости существующих ограничений в сфере логистики, определяемой респондентами по пятибалльной системе.

В процессе подготовки обзора ответы на вопросы анкеты прислали 17 компаний, суммарные ежегодные продажи логистических услуг которых в 2003 г. составили 33 млрд. USD. Этот показатель составлял соответственно 45% и 25% американских и мировых продаж указанных услуг в 2003 г.

По мнению большинства респондентов, наиболее серьезным препятствием для поставщиков логистических услуг на внешних рынках являются таможенные процедуры, что частично обусловлено отсутствием на многих таможнях современных систем обмена информацией. В Бразилии, Индии и Таиланде уже применяют такие системы; тем не менее таможенные процедуры и там требуют использования бумажной документации. В таможнях КНР к оформлению бумажной документации предъявляют особенно серьезные требования; в случае их невыполнения груз просто не пропускают через таможню или на фирму-владельца накладывают крупный штраф. В Индии от грузоотправителей требуется предоставление 13 бумажных копий грузовых деклараций.

Деятельность поставщиков логистических услуг в значительной степени затрудняют отсутствие круглосуточного режима работы таможенных органов, привилегий для национальных компаний, а также задержки, связанные с мерами безопасности. В странах – членах ЕС, несмотря на принятие общей Таможенной директивы (EU Customs Directive), пока отмечается недостаточная гармонизация между таможенными органами разных стран (особенно после принятия в ЕС стран Центральной и Восточной Европы), что осложняет деятельность американских экспортеров.

Фирмы – поставщики логистических услуг обычно создают свои отделения на иностранных рынках. Однако этот процесс регулируется национальным инвестиционным законодательством, в котором, например, определяются масштабы таких инвестиций и статус дочерних структур, предъявляются определенные требования при выдаче лицензий на право деятельности и т. д. В некоторых странах осуществление иностранных инвестиций оговаривается определенными условиями. Так, на Филиппинах такое разрешение иностранным автотранспортным компаниям предоставляется только после проведения проверки того, существует ли в стране потребность в таких услугах. В Австралии разрешение властей требуется для всех иностранных инвестиций, причем основанием для отказа может стать противоречие недостаточно четко определенным национальным интересам.

В некоторых странах определенные требования предъявляются к юридическому статусу отделений фирм – поставщиков логистических услуг: это должна быть отдельная компания, представительский офис или совместное предприятие (СП). В соответствии с этими требованиями логистическая компания, например, вынуждена создавать СП с местным партнером, не располагающим достаточным опытом, что приводит к снижению качества предоставляемых услуг, росту затрат и падению продаж. В соответствии с законодательством некоторых стран поставщики логистических услуг могут быть лишь миноритарными акционерами создаваемых СП и не располагают достаточными возможностями для контроля над выполняемыми операциями.

Определенные проблемы для поставщиков логистических услуг создают и существующие в каждой стране требования, предъявляемые при выдаче лицензий на их предоставление. Так, во Вьетнаме этот процесс занимает несколько месяцев. В Малайзии экспедиторским фирмам и агентам судоходных компаний выдают отдельные разрешения. Кроме того, в ряде стран требования к поставщикам логистических услуг при выдаче лицензий варьируются в зависимости от регионов, что приводит к росту затрат.

В течение двух последних десятилетий в товаропроводящих сетях многих стран происходит процесс либерализации и приватизации, сопровождаемый постепенным смягчением или отменой ограничений для поставщиков логистических услуг. Эта задача также решается в двусторонних и многосторонних соглашениях о свободной торговле, прежде всего в рамках Всемирной торговой организации.