компании из статьи

Год 2005-й напольный транспорт в цифрах

(Окончание. Начало см. «СиТ» № 2, 2006 г.)

Импорт в Россию

Оценить состояние российского рынка напольного транспорта в 2005 г. так же точно, как мирового или рынков других регионов и развитых стран, невозможно. Компании, работающие в нашей стране, за редким исключением не заботятся тем, чтобы их деятельность стала прозрачней. Напротив, из любого экономического показателя делается коммерческая тайна. Не представляется возможным получить и какие-либо сводные данные по отрасли.

Сведения о продажах в Госкомстат РФ подают лишь немногие крупные отечественные производители (См. некоторые цифры в статье «Индустриальный транспорт России» («СиТ», № 3 и 4, 2006 г.), но ни одна из торгующих импортной техникой компаний. Правда, ГТК РФ печатает ежеквартальные и ежегодные сводные отчеты об импорте в Россию товаров из разных стран, но существующее в них определение погрузчиков с кодами ТЭН ВЭД 8427.10 и ТЭН ВЭД 8427.10, как уже было отмечено нашими авторами (см. статью «Вилочные электропогрузчики» («СиТ» № 7, 2005 г.), никак не позволяет структурировать их импорт. Совершенно очевидно, что, например, в объем импорта так называемых «погрузчиков с электроприводом» из Германии, как можно судить по его стоимостному выражению, включены не только новые и подержанные вилочные противовесные погрузчики, но даже в большей степени легкая складская техника типа самоходных ведомых электротележек и др.

Данные официальной таможенной статистики импорта в Россию приводной техники с вилочным захватом за весь 2004 г. уже были приведены в упомянутой выше публикации. К сожалению, в квартальных отчетах ГТК РФ нет данных по указанным кодам ТЭН ВЭД, а годовой отчет за ушедший год выйдет из печати еще не скоро. Поэтому мы решили воспользоваться данными тех же ассоциаций JIVA (они содержат информацию по экспорту японских производителей) и FEM (европейские производители без Болгарии).

Именно из этих регионов и поставляется в нашу страну основная масса машин с вилочными захватами для транспортировки и штабелирования поддонов. В этих сведениях учтены все новые машины, которые импортируются в Россию, поскольку данные предоставляют сами производители техники, входящие в эти ассоциации. К сожалению, эта информация не позволяет судить о поставках подержанных погрузчиков, рынок которых у нас, как известно, сопоставим или даже больше, чем рынок новых машин, а также об импорте погрузчиков из Китая, других стран Юго-Восточной Азии и США. Надо заметить и то, что в данные JIVA включена не вся техника, которая носит марки японских производителей, а лишь та, которая поставляется с их японских заводов. Не следует забывать, что некоторые японские компании производят свои машины на заводах в Европе и Китае, и они также могут поставляться в Россию.

Несмотря на то, что представленные цифры не дают полную картину рынка импортируемого в Россию напольного транспорта, они позволяют в целом оценить динамику рынка и спрос на разные виды техники. Вот несколько выводов, которые можно сделать на их основе.

• Российский рынок приводного напольного транспорта в 2005 г. можно оценить в 11...12 тыс. ед. оборудования, что составляет примерно 1,5% мирового и чуть меньше 4% европейского рынков.

• Сравнение цифр JIVA с данными ГТК РФ за 2004 г. показывает, что примерно лишь половина вилочных погрузчиков, которые поставляются к нам из за рубежа, – новая техника, остальное – это подержанные машины.

• Большинство погрузчиков с противовесом импортируется к нам из Японии – это преимущественно техника марок Komatsu, Toyota, ТСМ. Следующим за ней крупным импортером погрузчиков в Россию является Юж. Корея, но отсюда ввозят на порядок меньше машин. Складскую технику в Стране восходящего солнца до недавнего времени производила только фирма NYK и лишь в последние годы в результате слияний компаний и новых партнерств с европейскими производителями появилась складская техника с марками Mitsubishi, Toyota, Komatsu. Поэтому основной поток складской техники идет из Европы и в основном (примерно в порядке убывания объемов импорта) из Германии, Швеции, Италии, Великобритании, Франции и Финляндии.

• Импорт в Россию новых погрузчиков увеличивается очень динамично. В последние три года прирост составил от 700 до 1000 машин в год. Учитывая, что общий объем российского рынка новых погрузчиков, включая отечественное производство, вряд ли превышает 7...8 тыс. ед., это составляет 10...12%. Импорт складской техники растет еще быстрыми темпами.

• Наибольшим спросом в России пользуются японские погрузчики, особенно дизельные грузоподъемностью 1,5 т. Среди приводного транспорта наиболее популярны сравнительно недорогие модели – самоходные электротележки и электроштабелеры с поворотной рукояткой, а также ричтраки.

В заключение несколько слов еще об одном виде напольного транспорта, совсем выпавшем из сферы нашего внимания, а между тем самого популярном в России, – о гидравлических тележках. (О российском рынке гидравлических тележек см. статью «Профессиональный взгляд на тележку, или как проблему выбора не превратить в выбор проблемы» в этом номере журнала.) На эту технику в нашей стране спрос самый большой, стабильно высокий и постоянно растущий. Эксперты оценивают отечественный рынок ручных гидравлических тележек примерно в 40 тыс. шт.

Публикацию подготовил В. Антонов