Рынок на подъёме
Продолжаем публикацию сокращенного варианта комментариев к рейтингу ведущих мировых продуцентов напольного транспорта, опубликованному известным немецким журналом DHF. Полный перечень компаний, их места в рейтинге и основные показатели хозяйственной деятельности опубликованы в первой части настоящей статьи.
(Окончание. Начало в «СиТ» № 4, 2006 г.)
Группа Nacco (США) (4) более известна не этим названием, а марками оборудования, которое производит: Yale и Hyster. Обе фирмы – и Yale et Towne, и Hyster, отметившая в 2004 г. 75-летний юбилей, – раньше конкурировали, но в 1960–1980 гг. были приобретены Nacco и в настоящий момент принадлежат к сектору Nacco Material Handling Group (NMHG). Группа является старейшим изготовителем вилочных погрузчиков в мире и согласно последнему хозяйственному отчету с долей в 27% лидирует на рынке США. Доля Nacco на мировом рынке составляет 13%. В равных долях с Sumitomo Heavy Industries в 1970 г. NMHG создала совместное предприятие Sumitomo-Nacco Material Handling Group в Японии для изготовления и продажи вилочных погрузчиков под марками Yale или Hyster на японском рынке. Сейчас эта фабрика поставляет оборудование и в другие страны. В 2004 г. концерн увеличил все экономические показатели, число проданного оборудования возросло с 70 406 ед. в 2003 г. до 77 493 ед. в 2004-м. Однако руководство Nacco не было полностью удовлетворено результатами деятельности секторов компании и разработало для них программы, которые должны увеличить прибыль и способствовать продвижению продукции на рынке: это новые разработки, планы по совершенствованию цепи поставок и производственных процессов, а также ряд структурных мероприятий.
Mitsubishi Heavy Industries (MHI, Япония) (5) является частью крупной транснациональной корпорации, которой принадлежат банки, химические заводы, а также автомобилестроительная компания Mitsubishi Motor Corporation. Годовой оборот MHI в 2004 г. вырос более чем на 15%. Благодаря этому компания входит в число пяти производителей индустриального транспорта, доходы которых при расчете в евро превысили миллиардную границу. Число поступивших в компанию заказов в 2005 г. показывает, что тенденция к росту спроса на наполь-ный транспорт продолжает нарастать.
Компания Crown Equipment Corporation (США) (6) является семейной фирмой и изготавливает все без исключения напольное оборудование с электроприводом, а также ручные гидравлические тележки. В 2004 г. рост оборота составил 16,5% (в предшествующем году – 10%). Сегодня компания находится «на пути в Китай». Фирма заключила с китайским правительством соглашение о совместной работе по строительству производственных зон в Suzhou New District, промышленном районе с высоким технологическим уровнем, где откроется и ее представительство. Новая фабрика станет производить и экспортировать небольшие модели из производственной номенклатуры компании. Эти машины сейчас в основном выпускают на заводе в ирландском городе Гэлоуэй (Gelway), который по окончании строительства в Китае планируется закрыть.
Финская Kone Corporation (7) вошла в рейтинг исключительно благодаря тому, что в ее составе шведская фирма Kalmar, которая выпускает тяжелые погрузчики и контейнерные штабелеры (ричстакеры), наиболее популярные в портах и на грузовых терминалах всего мира. Kalmar очень успешно закончила год, увеличив оборот на целых 23,5%.
Японская мультикорпорация Komatsu (8) основана в 1921 г. В настоящее время она изготавливает и продает по всему миру в основном строительные и промышленные машины, а также напольное транспортное оборудование и изделия электроники. Руководство компании удовлетворено результатами деятельности фирмы, поскольку она три года подряд увеличивала как оборот, так и прибыль. Правда, по напольному транспортному оборудованию, производством которого занимается Komatsu Forklift Co., Ltd. (KF), фирме удалось приплюсовать немногим более 9%, что примерно вдвое ниже, чем по компании в целом. В то же время Komatsu Division, которая является главным европейским под-разделением KF и находится в Италии, уже в 2004 г. добилась увеличения оборота на 21% и намерена сохранить темпы роста в ближайшие годы на уровне не менее 20%.
Как уже писал журнал «СиТ», в Китае работает завод Komatsu, выпускающий 2- и 3-тонные вилочные погрузчики с ДВС для внутреннего рынка страны. На европейский рынок поставляют погрузчики производства Komatsu OM (города Бари и Лузара, Италия), на российский – производства Komatsu Forklift Co., Ltd. (г. Точиги, Япония). В 2005 г. состоялась мировая премьера новой серии погрузчиков АХ50/ВХ50 с ДВС Komatsu Forklift Co., Ltd., а в настоящее время конструкторы работают над новой моделью погрузчика с электроприводом.
Альянс японского концерна Nissan (10) с Renault и действующий с 1999 г. план Nissan-Revival по выводу компании на новый уровень явно пошел на пользу второму по объему производства знаменитому японскому автопроизводителю. В компании выросли оборот и число сотрудников, японцы смогли заявить также о получении прибыли. Подобная картина наблюдается и в производстве напольного транспортного оборудования. Компания выпускает электропогрузчики в трех- и четырехопорном исполнении, автопогрузчики с бензиновым, газовым и дизельным двигателями грузоподъемностью (г/п) от 1 до 7 т, а также изготавливает штабелеры с выдвижной мачтой (ричтраки) г/п до 3 т и промышленные тягачи.
Недавно серия погрузчиков с электроприводом расширена: в июле 2004 г. в Амстердаме были представлены новые трехколесные погрузчики TX-13 до ТХ-20 с техникой переменного тока г/п от 1,25 до 2 т. Так как хороший внешний вид лучше продается, новое оборудование «платиновой» серии получило эффектную серебристую окраску «металлик» и более легкие, современные формы, близкие к легковым автомобилям, а принятая стратегия Visual Identity стала основной составной частью рыночной идентификации концерна.
ТСМ Corporation (Япония) (11) подразделяется на пять хозяйственных секторов: строительные машины (18,9% суммарного оборота), перспективные изделия и системы (11,8% оборота), запасные части и услуги клиентам (20,9%), лизинг и сдача техники в аренду (12,8%) и, конечно, напольное транспортное оборудование (35,6%). Рост в последнем секторе в 2004 г. по сравнению с 2003 г. составил 24% при неизменном числе сотрудников. ТСМ имеет в китайской провинции Anhui свое дочернее предприятие Anhui ТСМ Forklift Сo., Ltd. (заметим, что оно не имеет ничего общего с находящейся здесь же Anhui Heli Forklift Truck Group).
Nippon Yusoki Co. (Япония) (12) поставляет напольное транспортное оборудование под маркой Nichiyu и имеет большой опыт в производстве погрузчиков. В 1939 г. компания построила первый японский вилочный электропогрузчик, а в 1958-м – первый японский ричтрак. В настоящее время номенклатура изделий компании довольно обширная: это фронтальные погрузчики с противовесом, погрузчики с выдвижной мачтой, штабелеры для комплектации, штабелеры для высотных стеллажных складов, ведомые электроштабелеры, промышленные электротягачи и автоматизированное напольное транспортное оборудование, работающее без водителя. Возможно, именно такой большой выбор позволяет Nippon Yusoki второй год подряд получать рост оборота и прибыль. Конечно, хорошие показатели обеспечивает и «бум» на азиатском рынке, прежде всего в Китае. По заявлению руководства фирмы, ее бизнес в Америке и Азии непрерывно расширяется. Напротив, в самой Японии оборот компании из-за роста цен на сталь и сырую нефть снизился.
В начале 2005 г. компания сообщила об открытии своего шанхайского предприятия Shanghai Nichiyu Forklift Manufacturing Co., Ltd., в которое инвестировано 760 тыс. USD. Предполагается, что здесь станут выпускать около от 1,5 тыс. специально предназначенных для китайского рынка вилочных электропогрузчиков с высотой подъема груза 3…4 м (в другие страны компания поставляет модели с высотой подъема вил до 10 м).
Doosan Соrporation (Южная Корея) (13) – новое имя на рассматриваемом нами рынке. В 2004 г. за 1,6 млрд. USD эта промышленная группа приобрела пакет из 51% акций Daewoo Heavy Industries & Machinery (DHIM) у двух государственных корейских компаний, после чего DHIM, крупнейший корейский изготовитель строительных машин, вилочных погрузчиков, промышленных моторов, станков и военной техники, переименован в Doosan Inracore Co., Ltd. и полностью вошел в состав промышленной группы Doosan. Doosan стремительно развивается: в 2001 и 2003 гг. к нему присоединены еще две крупные промышленные корейские компании. Doosan Inracore Co., Ltd. не только активно обновляет модельные ряды погрузчиков, но и вынашивает довольно амбициозные планы по увеличению своей доли на мировом рынке, заявляя об увеличении годового оборота с 2004-го по 2009 г. примерно в 1,8 раза.
Трудный для США 2003 г. привел к банкротству американского изготовителя, фирму Сlаrk (15), но сегодня эта марка вновь занимает заметное место на рынке. Нынешний ее собственник вывел известный бренд на очень верный путь, благодаря чему компания вернула себе позиции, которые занимала в лучшие времена. Если ее годовой оборот по моторизованному транспорту (две параллельные серии погрузчиков с ДВС и электродвигателями) в год банкротства составлял лишь 115 млн. USD, то уже в 2004 г. она заявила о достойных 271 млн. USD. Работа по дальнейшему росту Сlаrk продолжается: в ее ближайших целях – более интенсивное техническое развитие, создание торговой сети и мероприятия по увеличению доверия к выпускаемой продукции.
Шведская акционерная компания в семейном владении Atlet (16) добилась наивысшего в своей истории суммарного оборота. Следует отметить огромный вклад, который внесли в этот успех торговые представители России и Финляндии. Повышению рентабельности также способствовало решение руководства о переносе производства изделий дочерней фирмы Atlet-Lafis из Оберхаузена на основной завод в Мольнлик (Molnlycke, Швеция), что позволило сконцентрировать производство в одном месте. Продолжается успешная совместная работа Atlet и Nissan: шведы изготавливают высоконадежное подъемное оборудование для складов, а японцы продают его на рынках различных европейских стран под собственной маркой независимо от компании Atlet. Кроме этого Atlet с неизменным успехом продает противовесные вилочные погрузчики, предназначенные в том числе для работы на открытых складских территориях.
Национальная китайская фирма Anhui Heli (17) из г. Хефей (провинция Anhui) впервые появилась в рейтинг-листе DHF. Компания основана в 1958 г. и выпускает среди прочего вилочные погрузчики с ДВС г/п от 1 до 16 т, погрузчики для штабелирования порожних контейнеров г/п 18 и 25 т, четырехопорные (1…4,5 т) и трехопорные (1…2 т) электропогрузчики, внутрискладскую погрузочную технику (штабелеры, ричтраки и т. п.) под маркой Heli. Тяжелые погрузчики комплектуют теми же компонентами, которые используют японские и европейские изготовители.
Еще одно впервые вошедшее в рейтинг китайское предприятие Hangzhou Forklift Truck (19), расположенное в г. Ханьчжоу (Hangzhou, пров. Zhejiang), также относится к самым крупным изготовителям напольного транспортного оборудования этой страны. Если в 2003 г. оно выпустило 12 508 ед. оборудования, то уже через год – 17 581, а в 2005 г. китайцы надеялись выпустить более 20 тыс. ед. Hangzhou поставляет электропогрузчики г/п от 1 до 3 т, дизельные погрузчики г/п от 1 до 10 т и погрузчики с газовым двигателем г/п от 1 до 3,5 т. Компания начала выпускать напольное транспортное оборудование в 1978-м, а с 1984 г. начала экспортные поставки. В настоящее время ее изделия экспортируются в Европу, Азию, Америку и страны Тихоокеанского региона. В 1998 г. Hangzhou начала кооперацию с Nissan Motor Co.
Основанная в декабре 1973 г. крупная фирма Hyundai Heavy Industries (20) занимаетcя в основном судостроением (является крупнейшим судостроителем в мире), техникой для портов, станочным оборудованием, электроустановками и строительными машинами. Напольный транспорт является интегрированной составной частью дивизиона Сonstruction Equipment. В его программу входят погрузчики с электродвигателями и ДВС очень широкого диапазона грузоподъемности. В ближайшее время номенклатура изделий должна еще расшириться, чтобы удовлетворять все потребности европейского рынка. Так, серия дизельных вилочных погрузчиков будет расширена за счет моделей г/п 10 и 15 т. Дополнительно Hyundai будет предлагать ричтраки и погрузчики с асинхронными моторами и батарейным питанием. В 1992 г. Hyundai в первый раз постучалась в двери европейского рынка. Сейчас у компании в Бельгии находится главный европейский офис. На немецком рынке ее технику обслуживает сеть из семи договорных торговых представителей, которая и дальше будет расширяться.
Финская компания Rocla (21) специализируется исключительно на напольном транспорте с электроприводом. В 2004 г. здесь изготовлено 5718 ед. техники. Собственная программа дополняется вилочными погрузчиками с противовесом, изготовленными на предприятии Mitsubishi Caterpillar Forklift Group, с которым Rocla осуществляет партнерство по всему миру в разработке, поставке и маркетинге оборудования. В свою очередь Rocla выпускает складское оборудование, которое потом продает под марками Mitsubishi и Caterpillar. Дочерняя фирма финского поставщика Rocla Robotruck Oy выпускает работающие без операторов автоматизированные транспортные системы (АТС). Доля этого сектора в суммарном обороте компании довольно значительна – 13%. Согласно заявлениям самой компании, Rocla позиционирует себя как номер 5 в Европе, а в секторе АТС – номер 1 в мире. Оба высказывания проверить трудно, поэтому поверим руководству компании на слово. После двух убыточных лет в 2004 г. компании удалось увеличить оборот и получить прибыль при снижении числа сотрудников примерно на 10%.
Tailift Mechanical Еquрment Co., Ltd. (Nanto, КНР) (22), входящая в Tailift Group, изготавливает и продает станочное оборудование и с 1975 г. – напольное транспортное оборудование. В программу компании входят дизельные погрузчики г/п до 5 т, электропогрузчики г/п до 3 т, специальные погрузчики для обработки контейнеров, узкопроходные штабелеры и другая техника. Оборудование Tailift собирали в Китае с 1997 г., и сначала оно предназначалось только для китайского рынка. Через три года была приобретена торговая сеть фирмы Yang, когда-то крупнейшего изготовителя напольного транспортного оборудования на Тайване, и создана марка Artison, под которой эти изделия стали известны также в Европе. Изделия Artison изготавливают на Тайване на предприятии с численностью работников свыше 400.
В гамму изделий шведского изготовителя Svetruck (23) входят в первую очередь тяжелые дизельные вилочные погрузчики г/п от 10 до 52 т. Кроме этого здесь изготавливают мобильное перегрузочное оборудование для лесоматериалов г/п 15…28 т с объемом грейферного захвата до 8,5 м3. Отметим, что достаточно давно Svetruck приобрела норвежскую фирму Kaldnes Scandlog AS, которая известна как производитель деревообрабатывающих машин и вилочных погрузчиков. В отчетном году компания снова увеличила оборот и получила неплохую чистую прибыль, хотя и несколько меньшую, чем в 2003 г.
SMV Коnecranex (Финляндия) (24) специализируется на тяжелых вилочных погрузчиках и контейнерных штабелерах-ричстакерах (в отчетном 2004 г. компания еще называлась по-старому – SMV Lifttrucks AB). Фирма, которая ранее имела шведское «гражданство», по размерам не меньше, чем купивший ее финский поставщик кранов KCI Коnеcranex, для которого такое приобретение было весьма целесообразным, поскольку ричстакеры и тяжелые вилочные погрузчики SMV стали хорошим дополнением к оборудованию для обработки контейнеров, которое выпускает KCI.
Датская предпринимательская группа DanTruck-Heden (26) состоит из трех различных секторов: производства вилочных погрузчиков с сетью отделений по продаже техники и запасных частей по всему миру, датской фирмы по продаже оборудования DanTruck, Heden, Nissan и SMV и, наконец, недавно организованной компании с ограниченной ответственностью NettoTruck A/S, задачей которой является продажа дешевых вилочных погрузчиков (например, Hangzhou и Hyundai) и других изделий от фирм – партнеров дальневосточных стран по всей Скандинавии. C 2004 г. завод DanTruck-Heden Lifttruck занимается разработкой новых моделей погрузчиков.
В 2004 г. Hubtex Maschinenbau GmbH (Германия) (27) сделала капиталовложение в размере 45% уставного капитала в фирму Genkinger Heben- und Fоrdertechnik, которая в последние годы испытывала трудности. Вслед за новым соотношением в капитало-вложении произошло изменение структуры: прежняя программа подъемно-транспортной техники Genkinger теперь будет дополнительно повсеместно предлагаться через торговую сеть Hubtex. При этом продукция марки Genkinger-Hubtex предназначена в основном для грузов небольшой длины, штабелируемых товаров и специальных грузов массой до 2 т. Кроме того, она включает штабелеры с управлением через поворотную рукоятку и компоненты для автоматического транспортного оборудования. Диапазон оборудования Hubtex охватывает прежде всего транспортные и складские системы для длинномерных грузов, стекла и специальных грузов массой от 2 до 85 т. Производство оборудования для текстильной промышленности, которое составляло небольшую часть оборота, Hubtex приостановила. Обе фирмы оценивают это мероприятие как усиливающее позиции на рынке и увеличивающее общий оборот.
Одно из четырех подразделений итальянского холдинга Pramac Lifter S.р.А. (30) изготавливает и продает ручные гидравлические тележки, электротележки с подъемными вилами, подъемные тележки ножничного типа и специальные модели, а также штабелеры с управлением через рукоятку с электроприводом и без него. Компания с числом сотрудников всего 160 человек смогла добиться значительного увеличения годового оборота по моторизованному напольному транспортному оборудованию в более чем 21 млн евро, что соответствует приросту 40%.
Успеху компании в большой мере способствовал тот факт, что сбыт тележек с подъемными вилами в 2004 г. снова вырос. Производство напольного транспорта также увеличено за счет создания отделения специального оборудования, что дополнительно расширило рыночные возможности Pramac.
Лучший бюджетный год в истории Jungheinrich
Уже шестой год подряд немецкая группа Jungheinrich AG увеличивает свой операционный доход. Об этом 11 апреля сообщил на пресс-конференции, посвященной итогам деятельности Jungheinrich, председатель правления концерна д-р Клетус фон Пихлер (Cletus von Pichler). Прибыль, до вычета из нее налогов и процентов по заемным средствам (EBIT), в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом повысилась на 23% и достигла 107 млн. евро. Чистый доход вырос на 27%, до 62 млн. евро (предшествующий год – 49 млн. евро), а доход на акцию достиг 1,84 евро (в предшествующий год 1,47 евро).
Продажи группы составили 1645 млн. евро, превысив уровень предыдущего года (1531 млн. евро в 2004 г.) более чем на 7%. Общие продажи внутри Германии также увеличились за год на 7%, продажи новой и старой техники – на 11% и 10% соответственно, объем послепродажного обслуживания – на 3%, в то время как бизнес в других странах оставался постоянным, занимая 72% соответственно. Как и раньше, концерн активно вкладывал капитал в научные исследования. Инвестиции в эту область выросли на 5,2%, до 40 млн. евро.
На ежегодном общем собрании группы 13 июня предполагается вынести предложение об увеличении дивидендов от 0,42 евро до 0,45 евро на обычную акцию и от 0,48 евро до 0,51 евро на привилегированную акцию, что можно расценивать как полную уверенность компании в своем успешном будущем развитии.
По данным на 31 декабря 2005 г., в компании работают 8998 служащих (в 2004 г. – 9008 служащих), из которых 4540 (50,4%) работают за границей. В начале 2005 г. компания приняла комплексный пакет мероприятий для повышения качества работы заводов в Моосбурге (Moosburg) и Норденштедте (Norderstedt) (в последний в течение двух лет планировалось инвестировать 40 млн. евро), что сделает оба производства более эффективными и гибкими. Все меры будут осуществлены уже в этом году. Были открыты новая коммерческая компания в Таиланде и второй завод в Китае, что расширило присутствие группы на азиатском рынке и улучшило качество обслуживания.
На Украине Jungheinrich в настоящее время также создает свое прямое коммерческое подразделение. Чтобы усилить присутствие в важных по стратегическим причинам странах Европы, компания вслед за уже созданными финансовыми компаниями в Германии и Италии открыла такую же собственную фирму во Франции. Другая компания аналогичного профиля начнет свою работу в Великобритании в течение этого года.
За первые два месяца 2006 г. число поступивших заказов на 16% превысило прошлогоднюю цифру и составило 279 млн. евро. К концу февраля продажи достигли 234 млн. евро, увеличившись более чем на 5%.
По заявлению д-ра Клетуса фон Пихлера, глобальный рынок приводного напольного транспорта расширится в 2006 г. до 790 тыс. ед. (предшествующий год – 749 тыс. ед.). Это дает Jungheinrich дополнительные коммерческие возможности. В целом группа в этом году ожидает увеличения поступающих заказов и роста продаж до 1,75 млн. евро (на 6% по сравнению с 2005 г.).
Перевод с немецкого Л. Цинцевича