Кто поделит китайский «пирог»? Ведущие производители погрузчиков за Великой стеной

Перспективность и возможности китайского рынка правильно оценили не сразу. Кто мог еще три-четыре десятилетия назад подумать, что эта громадная восточная страна с коммунистической идеологией и отсталой экономикой буквально завалит своей продукцией весь мир и станет настолько привлекательной для инвестиций? Но здесь как в поговорке: кто первый встал – того и тапки.

Те зарубежные фирмы-производители, что смогли вовремя просчитать это и организовать бизнес в Китае раньше других, имеют шанс получить самую большую долю китайского «пирога». Совершенно очевидно, что действовать при этом надо очень быстро и обдуманно, с ориентацией на нужды уже действующих в КНР инофирм и потребности местных предприятий.

Китай в настоящее время, по оценкам China Industrial Truck Association (CITA), является третьим по величине крупнейшим региональным мировым рынком погрузчиков. За последние годы его рост фантастически высок, особенно если сравнивать его с темпами развития европейского рынка за тот же период. Динамика впечатляет: согласно данным американского специализированного сайта, в 2002 г. в Китае был продан 33 221 погрузчик, в 2003 г. – 44 204, в 2004-м – 60 651, а в 2005 г. – 67 120 погрузчиков. По последней информации CITA, в 2005 г. объемы продаж погрузчиков здесь еще больше и составляют 75 000 ед., при этом всего в стране в эксплуатации находится около 340 000 погрузчиков. Сегодня в КНР имеется 14 провинций, где продажи погрузчиков превысили 1000 ед. в год, а самый крупный из местных рынков находится в Гуанчжоу (провинция Гуандунь, Южный Китай).

Эксперты в области промышленности считают, что в 2009 г. рынок «раздуется» до примерно 112 000 ед., из них 90 000 погрузчиков с ДВС и 22 000 электропогрузчиков, а CITA ожидает, что к 2010 г. их продажи превысят 120 000 ед. Таким образом, китайский рынок погрузчиков станет одним из самых больших сегментов всего рынка машиностроения в Азии. Иностранным изготовителям в настоящее время принадлежит более чем 25%-ная доля китайского рынка, причем, согласно данным CITA, в 2005 г. их продажи вилочных погрузчиков выросли больше, чем продажи национальных производителей. Предприятия зарубежных фирм размещены в основном в Шанхае, Пекине, Шаньдуне (Shandong) и в Гуандуне (Guangdong). Предприятия, построенные раньше других, оказались, естественно, в более благоприятных условиях, поскольку у них было меньше конкурентов, а значит, они имеют большую долю на китайском рынке.

Первым из иностранных изготовителей вилочных погрузчиков, кто инвестировал свои средства в Китай, стала крупнейшая немецкая компания Linde Material Handling. Это произошло 13 лет назад. Сегодня основанный в г. Cямынь (Xiamen) завод Linde (China) Forklift Truck Corp., в который в декабре 2003 г. сделаны начальные инвестиции в размере RMB1,7 млрд. (212 млн. USD), насчитывает 1400 служащих, работающих в 35 подразделениях, и располагается на площади более чем 220 тыс. м2. Когда компания только начинала свою деятельность в КНР, ее клиентами были главным образом иностранные фирмы, которые хорошо знали технику Linde, поскольку использовали ее у себя на родине.

Они прибывали в Китай, чтобы начать здесь собственный бизнес, и охотно приобретали хорошо зарекомендовавшую себя технику ведущего мирового производителя. Сегодня ситуация изменилась, и среди клиентов Linde есть и китайские государственные компании, и частные. Погрузчики этой марки достаточно дорогие, но их качество дает возможность производителю долговременно обслуживать машины за твердо установленную плату.

По оценкам специалистов компании, есть две группы китайских покупателей погрузчиков. В первую входят клиенты, которые оценивают выгоды от приобретения машины только в свете начальной цены покупки. Их не беспокоит качество изделия, те затраты, которые придется сделать в дальнейшем на его техобслуживание или ремонт, или вопросы оптимизации материальных потоков. Другой тип покупателей интересуется, во что обойдется им машина в течение всего срока службы (так называемой стоимостью собственности) и сокращением затрат на собственную логистику. Эта категория пока составляет в Китае по крайней мере 25% всех национальных и иностранных компаний. Прирост клиентов обеих категорий пока примерно одинаковый, но у руководства китайского предприятия Linde есть уверенность, что, когда промышленность стабилизируется и рационализация производства и оптимизация затрат и логистических потоков станут основными приоритетами, вторая группа покупателей будет расти быстрее, чем первая.

На ежегодной встрече в Rancho Mirage (Калифорния) в октябре прошлого года президент CITA Су Эний (Su Enyi) отметил, что за период с января по сентябрь 2005 г. иностранные компании продали 15 300 погрузчиков, что на 17,26% больше, чем за тот же самый период 2004 г., а китайские компании – 40 700 погрузчиков (рост на 10,7%). Согласно сообщению одного из зарубежных специализированных СМИ, некоторые иностранные продуценты, например южнокорейская Hyundai и японская TCM, чтобы конкурировать с основными китайскими компаниями – производителями вилочных погрузчиков Hangzhou Forklift Truck Group, Anhui Forklift Truck Group (марка Heli) и Dalian Forklift Truck Corp., теперь предлагают на внутреннем рынке свои машины по более низким ценам.

Однако указанный здесь факт низкой цены погрузчиков ТСМ в Китае в целом не соответствует действительности. Видимо, речь идет о специальном дешевом бренде ATF, производимом заводом ТСМ в Китае и придуманном специально для удовлетворения нужд небогатых китайских потребителей, которые не могут позволить себе ТСМ. Погрузчики ATF производятся на базе оригинальных погрузчиков ТСМ, но для снижения стоимости в них используется максимальное количество китайских агрегатов. Таким образом, эти модели являются компромиссным вариантом между оригинальной техникой ТСМ и техникой китайских производителей и созданы именно для того, чтобы избежать ассоциаций марки ТСМ и дешевых китайских погрузчиков. Как и концерн Linde, ТСМ не имеет планов конкурировать в сегменте дешевых погрузчиков и продолжит пропагандировать среди своих китайских клиентов все выгоды, которые можно получить от приобретения высококачественных погрузчиков.

Таким образом, философия этой немецкой компании, которая заключается в том, чтобы предложить качество техники и стабильные цены на услуги по поддержанию ее в рабочем состоянии, как всегда, не изменилась и к китайскому рынку были адаптированы только инструменты маркетинга. Например, филиал Linde, чтобы продвигать свою технику как качественный бренд, предлагает 10-летнюю гарантию на уникальную по конструкции гидростатическую передачу собственного производства. Китайское предприятие фирмы выпускает самые популярные противовесные вилочные погрузчики: дизельные грузоподъемностью (г/п) 1,5…3 т и электрические, оснащенные иностранными двигателями и трансмиссиями Linde. Такой диапазон изделий позволяет лучше удовлетворить спрос именно китайских клиентов компании.

Иностранное предприятие Hyster China, построенное восемь лет назад в Шанхае, – один из основных конкурентов Linde в Китае. В прошлом году Hyster приобрела ее китайского партнера, компанию Shanghai Pufa, и теперь обе фирмы принадлежат американской группе Nacco Materials Handling Group (NMHG) и японской Sumitomo. Как известно, у NMHG есть три бренда погрузочной техники – Hyster, Yale и Shinko, но в Китае продается только первая марка. Подобно Linde завод Hyster в Шанхае производит погрузчики с приводом обоих типов г/п от 1,5 до 3,0 т, которые пользуются высоким спросом на китайском рынке. Их комплектуют изготовленными в Японии двигателями Yanmar и разработанными Hyster, но также созданными японцами силовыми передачами.

По утверждению управляющего директора Hyster China, в будущем в Китае может быть налажено также производство контейнерных штабелеров и ричстакеров г/п от 8 т и выше, а также складской грузоподъемной техники, чтобы удовлетворить местные потребности. Сегодня в Китае существует приблизительно 50 маленьких, региональных китайских изготовителей промышленного транспорта, которые выпускают 2- и 3-тонные погрузчики с двигателем внутреннего сгорания и вилочные тележки с электроприводом. Наиболее известны среди них такие компании, как Hytsu, Xilin, Kaesar, Noblift, Ningbo Ruyi и Dingli, но бо’льшая часть китайских погрузчиков произведена «большой тройкой» – Anhui Heli, Hangzhou и Dalian. Согласно статистике CITA, двум первым компаниям в 2005 г. в совокупности принадлежало 60% китайского рынка новых погрузчиков, что составляет примерно 40 000 погрузчиков. Приблизительно на каждом десятом погрузчике этих трех производителей установлены импортные двигатели. Высококачественные и оцененные во всем мире машины, произведенные иностранными изготовителями, подобными Hyster, будут, вероятно, действовать как катализатор технологического прогресса для местных китайских производителей. По мнению управляющего директора Hyster China КХ Хонга (KH Hong), уже сейчас есть все предпосылки для того, чтобы в недалеком будущем произошла своеобразная конвергенция: местные изготовители станут улучшать свои машины в плане качества и надежности, тогда как иностранные компании несколько снизят цены на свои модели, чтобы сделать их более конкурентоспособными.

Есть еще один «иностранный» производитель, который утверждает, что продал больше автокаров, чем местная фирма Dalian. Такое заявление сделала созданная в 1976 г. в тайваньском городе Nantou компания Tailift. Согласно опубликованным в журнале DHF-intralogistik данным его главного редактора Волфганга Дегенхарда, эта фирма начала собирать автокары в Китае в 1997 г. В 2004-м она продала погрузчиков на сумму 71 млн евро, что на 39% больше, чем в 2003 г. (51 млн евро). На конец 2004 г. в компании насчитывалось 423 служащих. Лю Сан (Louis Sun), помощник генерального директора компании по международным продажам, утверждает, что 70% погрузчиков, произведенных на заводе Tailift в Jiaozhou (провинция Шаньдунь), предназначено для китайского рынка и 20% – на экспорт. В общей сложности китайский завод компании выпускает 5000 погрузчиков в год.

По мнению г-на Сана, преимущество Tailift перед китайскими изготовителями состояло в том, что эта компания с 1998 г. начала делать собственные силовые передачи для погрузчиков. Их применяют на моделях г/п от 3000 фунтов (1360 кг) до 8000 фунтов (3630 кг) с двигателями внутреннего сгорания и массивными или пневматическими шинами. Прежде компания использовала коробки передач марки ZF, но они были слишком дорогими, а затем продукцию одного из китайских производителей. Погрузчики с китайскими коробками передач экспортировали в США. Пять лет назад у Tailift возникла проблема с их качеством, поскольку они не функционировали должным образом. Это касалось в основном гидротрансформатора. По этой причине инженеры компании были направлены в Германию и Японию для повышения квалификации, что позволило в дальнейшем развить собственную конструкторскую базу. Таким образом, пока в Tайване изготавливают и экспортируют на китайский завод коробку передач, систему гидрораспределения и управляемый мост для погрузчиков.

Согласно расчетам аналитиков Tailift, на рынке Китая в 2005 г. доминировали (в порядке убывания продаж) Heli, Hangzhou, Tailift, Dalian, Hyundai и Linde. Компания Heli владела приблизительно 29%-ной долей рынка, Hangzhou – 24% и Tailift – 6,3%. На каждого из иностранных игроков, по оценкам, приходилось от 1 до 4% китайского рынка погрузчиков. Лю Сан также сказал, что в будущем Tailift может рассмотреть возможность создания собственного двигателя. На текущий момент это не является для компании приоритетным направлением деятельности, поскольку двигатель – слишком сложный агрегат.

Руководитель департамента экспорта завода Dalian Forklift Фенг Хай Фенг не разделяет уверенность руководящего сотрудника Tailift относительно превосходства этого бренда над продукцией ведущих китайских производителей Heli, Hangzhou и Dalian. Хай Фенг подчеркивает тот факт, что каждое из предприятий «большой тройки» имеет стратегического партнера из числа ведущих мировых производителей, например для Dalian Forklift это компания Mitsubishi. Сотрудничество с мировыми лидерами позволяет китайским производителям быстро модернизировать продукцию, улучшая технический уровень и качество погрузчиков. Dalian Forklift единственный китайский производитель с полной линейкой погрузчиков с вилочными и спрейдерными захватами грузоподъемностью до 45 т, что указывает на его высокий технический и производственный потенциал. В 2005 г. между Dalian Forklift и Mitsubishi было подписано соглашение и на площадях Dalian Forklift начато производство вилочных погрузчиков под маркой Mitsubishi-Dalian: это обстоятельство говорит о признании японской компанией высокого уровня организации производства и качества продукции марки Dalian.

Приведенные факты свидетельствуют о быстром прогрессе китайских производителей погрузчиков и сокращении их отставания от лидеров, а утверждения г-на Лю Сана не кажутся такими бесспорными.

Лю Сан также предостерег иностранные компании, которые слишком настойчиво стремятся на китайский рынок: «Если кто-то хочет вложить свой капитал в китайскую экономику, он должен учесть то отличие в методах управления человеческими ресурсами от других стран, которое здесь существует. Просто сказать китайцам, что от них требуется изготовить некоторую вещь, мало. Вы должны стоять и наблюдать за тем, что и как они делают, или они изменят технологию производства. Люди в Китае вовсе не считают, что они должны вписаться в иностранную культуру труда. Их труд действительно дешев, но обучить китайцев чужим правилам поведения весьма сложно. Иностранные компании вынуждены оставлять в стране руководителей высшего управляющего звена в течение некоторого времени, чтобы вести местный бизнес. Для иностранных компаний весьма неблагоразумно управлять созданными в Китае коммерческими предприятиями из-за границы. В частности, фабриками Tailift управляет исключительно тайваньский персонал».

Это же подтверждают в компании Linde: «В Европе, если вы постучите в дверь любой компании и зададите несколько вопросов, можете очень быстро узнать, как организован ее бизнес, потому что здесь есть отдел продаж, отдел логистики, отдел обслуживания и так далее. В Китае европейцу далеко не всегда понятно, кто и за что отвечает». Однако это мнение разделяют не все.

Под маркой Xilin (фирма Ningbo Ruyi Joint Stock) выпускают не только погрузчики, но и большой ассортимент тележек, штабелеров, подъемных столов, простейших грузоподъемных приспособлений

Руководство основанного в Шанхае подразделения Hyster утверждает, что не имело никаких принципиальных проблем с качеством подготовки своих китайских рабочих. Надо лишь приспособиться к китайской культуре: «Теперь мы понимаем, что в Китае надо больше общаться с клиентами, и заказы здесь нельзя выполнить столь же быстро, как в Европе. Вначале мы подталкивали наших сотрудников, чтобы те исполняли свои функции быстрей, но теперь понимаем, что у местного менталитета есть особенности, который мы должны просто принять».

Однако Китай в последнее десятилетие тоже сильно изменился. Даже те местные компании, которые принадлежат государству и по-прежнему работают в неконкурентной среде, все чаще сталкиваются с соперничеством со стороны более динамично развивающихся частных предприятий и вынуждены так или иначе приспосабливаться к новым рыночным условиям. Президент CITA утверждает, что основной проблемой в области производства напольного транспорта в Китае является сильное несоответствие уровня технологии, определяемого устаревшим оборудованием, которым до сих пор оснащено большое количество местных заводов, и роста производства техники. Другие серьезные проблемы связаны с отсутствием отлаженных технологий по обмену информацией и не всегда добросовестной конкуренцией со стороны некоторых производителей в области ценовой политики, которая сказывается на качестве выпускаемых изделий.

По материалам зарубежной печати. Перевод с английского В. Петровой