компании из статьи

Ричстакеры в Юго-Восточной Азии

Индия и Китай – два из наиболее динамично увеличивающихся крупнейших рынков погрузочно-разгрузочного оборудования. Их масштабы привлекают все больше иностранных производителей, которые стремятся занять на нем свою долю. Это, в частности, касается и компаний, выпускающих контейнерные погрузчики – ричстакеры и другое портовое подъемно-транспортное оборудование.

На рынке ричстакеров работает не так много компаний. По оценкам Пера Розенгрена (Per Rosengren), менеджера крупнейшего производителя техники для погрузочных операций на грузовых терминалах шведской Kalmar Industries (Markaryd), его компании принадлежит более 40% мирового рынка ричстакеров. Основные конкуренты Kalmar – SMV Konecranes, CVS Ferrari, Terex PPM и Fantuzzi – в совокупности занимают еще приблизительно 50% этого рынка. Основной спрос приходится на европейские страны. Европа в целом занимает примерно 50% мирового рынка ричстакеров, Азия – 25%, Латинская и Северная Америка – 20% и Африка – 5%. Правда, портовые операторы типа P&O и APM Terminals обычно не отслеживают, где размещаются их машины, так что эти статистические данные следует считать достаточно грубой оценкой.

Общий размер азиатского рынка этой техники сегодня составляет приблизительно 1000 ед., причем он является самым быстро-растущим из всех региональных рынков. В частности, в Индии мощности местных производителей ричстакеров Indital Construction Machinery, Ltd. and TIL, Ltd. не могут удовлетворить существующий спрос. По оценкам Розенгрена, если глобальные продажи ричстакеров в 2005 г. увеличились на 10%, то за истекший период 2006 г. к этой цифре уже добавилось еще 5%, и, таким образом, общий рост продаж за этот год скорее всего будет выражаться двузначным числом. В Европе увеличение продаж ричстакеров было сравнительно небольшое, рост африканского рынка можно определить как умеренный, зато рост в Азии эксперты оценивают как очень приличный.

Китайский завод фирмы Kalmar в Шанхае

О приросте рынка в Индии (здесь объем рынка ричстакеров удвоился вследствие резкого увеличения числа портовых терминалов и, как следствие, спроса на соответствующее подъемно-транспортное оборудование) хотя и можно говорить, но общее число проданных машин пока остается незначительным. Продажи в Латинской и Северной Америке несколько ниже, чем в других регионах.

Индия

Известная шведская компания Kalmar присутствовала в Индии в течение почти 15 лет, продавая свою продукцию через независимых дилеров. В прошлом году они вошли в состав компании. Высокий уровень пошлин на импорт, который в начале 2000 г. составлял приблизительно 35%, замедлил развитие рынка и помешал приходу в страну иностранных изготовителей техники. Начиная с этого времени, шведскому изготовителю удавалось продавать в стране ежегодно лишь несколько единиц техники для обработки контейнеров. Так продолжалось до прошлого года – до того момента, как индийское правительство постепенно снизило импортные пошлины приблизительно до 10%. В результате в 2005 г. Kalmar сумела поставить в Азию 150 ричстакеров.

Высокие темпы развития портов и терминалов в Индии, став настоящим вызовом иностранным изготовителям, привели не только к росту продаж техники, но и принесли новые проблемы. Чтобы наладить нормальную работу с терминалами, включая качественное обслуживания оборудования и минимизацию затрат на ремонт его механизмов, производители должны были открыть здесь полноценные филиалы, обеспечив их соответствующими квалифицированными кадрами. Недавно сформированные компании в своей деятельности ориентировались на начальную стоимость оборудования, поскольку активно расширяющиеся рынки характеризует прежде всего немедленный количественный рост.

Многие индийские партнеры Kalmar – новые клиенты. Главная деятельность компании сосредоточена в районе Мумбаи (Mumbai), который быстро растет, однако в Индии есть и другие развивающиеся области, например Chennai. Специалисты Kalmar оценивают полный оборот контейнеров в Индии в 2005 г. более чем в 4 млн. TEU, причем ежегодный рост оборота за несколько прошедших лет составил 10%. Стратегия шведской фирмы состоит в том, чтобы утвердиться во всех странах мира. Приобретение Kalmar в ноябре 2005 г. собственного дилера – фирмы Indlift показало, что цель компании и в Индии остается прежней – утвердиться в качестве ведущего поставщика погрузочно-разгрузочного портового оборудования. Компания в Бангалоре (Bangalore), переименованная в Kalmar India, действует в 18 штатах и осуществляет операции в Мумбаи, Кандла (Khandla), Нью-Дели и Визаг (Vizag). Головной офис находится в Бангалоре, но именно он определяет, где будут расположены сервисные точки на всей территории Индии. Масштабы страны таковы, что для обслуживания всех терминалов таких центров должно быть много. Особой проблемой для компании стал наем и обучение штата сотрудников. Найти людей с хорошим образованием в Индии не трудно: по утверждению руководства фирмы, в стране достаточно хороших механиков, техников и людей с элементарными знаниями. Однако специальная техника требовала специальных знаний, а потому весь персонал прошел серьезное дополнительное обучение.

Пока у компании нет планов по строительству собственного завода в Индии. Правда, Розенгрен отмечает, что, если индийский рынок будет расти так же, компания может создать здесь местное производство, но это займет некоторое время.

Шведский конкурент Kalmar – SMV Konecranes, ведущий изготовитель погрузчиков, контейнерных штабелеров и ричстакеров грузоподъемностью (г/п) от 10 до 60 т, также пробует в Индии свои силы. SMV Konecranes работает здесь уже более полутора лет, но лишь недавно серьезно начала игру на рынке. Коммерческий директор SMV Майкл Андерссон (Mikael Andersson) сказал, что компания расширяла все линейки изделий и за прошедшие пять лет удвоила объемы продаж.

По его заверениям, у SMV в Индии уже сформировалось «множество проектов», однако до настоящего момента она так и не сделала ни одной поставки ристакеров в Индию. Тем не менее Андерссон оптимистически отозвался о рынке и в течение этого года ожидает, что число заказов в Индии будет выражаться двузначным числом, причем это будут погрузчики малой, средней и большой мощности. SMV Konecranes работает с одним из самых крупных изготовителей погрузчиков Индии Voltas group, который изготавливает вилочные погрузчики небольшой грузоподъемности, поэтому более тяжелые машины SMV хорошо дополняют программу местного производителя. Voltas group является также дистрибьютором шведской фирмы по продажам ричстакеров и контейнерных погрузчиков. Рыночная стратегия, которую использует SMV, для разных клиентов разная. У компании пять основных областей деятельности – области применения, связанные с обработкой контейнеров; погрузка и транспортные компании; сталелитейные и металлообрабатывающие заводы; производство бетона и строительство; тяжелая промышленность.

В сталелитейной промышленности SMV планирует работать с одним или двумя крупными местными дилерами, которые могут представить изделие и обеспечить ему хорошую послепродажную поддержку, обслуживание и поставку запасных частей. Voltas group, у которой есть офисы в Мумбаи, Калькутте, Нью-Дели и Шеннаи (Chennai), начала деятельность в 1964 г. с производства и маркетинга дизельных вилочных погрузчиков г/п до 3 т и электропогрузчиков г/п до 2,5 т. Сего-дня она изготавливает дизельные (г/п до 20 т), газобензиновые и электрические (г/п до 3 т) погрузчики по собственным проектам. Андерссон отметил, что сотрудничество с индийским партнером стало настоящим подарком для SMV, поскольку Voltas group была хорошо известным предприятием и имела широкий круг покупателей по всей стране.

И Розенгрен, и Андерссон заявили, что иностранные изготовители не конкурировали с местными производителями подобно Indital Construction Machinery, Ltd. и TIL, Ltd. Объяснение этому простое: трудно даже сравнивать цены на технику местных и иностранных производителей. Изготавливать машины большой мощности или более специального назначения местным фирмам довольно сложно – у них нет достаточного опыта в деятельности такого рода. Примеры погрузочно-разгрузочных устройств для перевалки контейнеров не являются в этом смысле единственными.

Так, только ино-странные изготовители смогли удовлетворить спрос в Индии на 20...60-тонные вилочные погрузчики для работ со стальными катушками, бетоном и мрамором или на машины для тяжелой промышленности. Индийские изготовители не производят ричстакеры г/п от 35 до 40 т для операций во втором ряду контейнеров или от 20 до 30 т для работы с контейнерами в третьем ряду железнодорожных путей или во втором ряду при транспортировке на роллтрейлерах.

Китай

Компания Kalmar поставила в Китай в общей сложности более 800 ричстакеров. Следует сказать, что такие выдающиеся результаты закономерны, поскольку компания осуществляет поставки в страну довольно давно – с 1989 г. В итоге она стала самым крупным поставщиком ричстакеров, терминальных тягачей и тяжелых контейнерных машин для портов и терминалов КНР, и у нее большое число заказов, что объясняет открытие в этом году завода в Шанхае. Предприятие расположилось на 7 тыс. м2 в индустриальном парке Линганг (Lingang), где производят подъемные краны на автошасси, погрузчики для обработки порожних контейнеров и вилочные погрузчики с традиционным мачтовым грузоподъемником. Кстати, на территории Линганга в 2007 г. должно стартовать первое в Китае зарубежное предприятие итальянской группы Fantuzzi по выпуску ричстакеров.

Ричстакер – одно из самых сложных с точки зрения транспортировки изделий. Это тяжелые и большие машины, поэтому затраты на их погрузку в транспортное средство и перевозку очень высоки, а сами операции занимают много времени. Это объясняет, почему при достижении определенного объема поставок, чтобы снизить затраты и время поставки, выгодней иметь собственно местное производство.

Сянган и Шеньцзен (Shenzhen) – области, где портовое оборудование наиболее востребовано, северные китайские порты Шанхая и Тяньцзиня (Tianjin) также растут очень быстро. Размеры страны очень велики, что и стало одним из главных стимулов для работы инофирм на китайском рынке. Спрос китайских клиентов на качественную технику остается стабильно высоким, и теперь основной задачей производителей становится своевременность поставок и достойный сервис. По мнению Розенгрена, его компании повезло: она смогла подобрать и обучить в Kalmar Asia-Pacific, Ltd. хороших специалистов, которые не только поняли это и наладили работу по продажам, но и обеспечивают техническую поддержку машин по всему Китаю.

В сентябре 2004 г. KCI Konecranes приобрела SMV, и это несколько упростило выход последней на рынок Китая. Стоимость транспортировки тяжелой техники из Европы в Китай довольно высока. Доступ на шанхайскую фабрику Konecranes позволил SMV уже в прошлом году выпустить здесь первый погрузчик для штабелирования порожних контейнеров. Сейчас SMV Konecranes строит специализированный завод в Шанхае, где станут изготавливать контейнерные погрузочно-разгрузочные устройства. К концу этого года он начнет производить ричстакеры для Китая и рынков соседних с ним государств, в частности Южной Кореи и Tайваня, что позволит сократить стоимость машин за счет транспортных расходов. Такие компоненты из стали, как шасси, перила и противовесы, будут изготавливать на местном предприятии, а остальные части и механизмы поставлять с европейского завода компании в Маркариде (Markaryd, Швеция). Андерссон сказал, что, по планам, ежегодная производительность шанхайского завода SMV составит 100 ричстакеров, причем на этот объем производства компания выйдет уже через два года.

Итальянская компания CVS Ferrari по выпуску оборудования для обработки контейнеров присутствует в Китае с 1997 г. и сегодня имеет в стране 200 работающих ричстакеров. Шанхайский офис CVS Ferrari наблюдает за сетью своих дилеров, особенно в Нинбо (Ningbo, провинция Чжэцзян (Zhejiang), области Тяньцзинь (Tianjin), в Даляне (Dalian), области Ляонин (Liaoning) и дельте р. Жемчужной. Коммерческий директор CVS Ferrari Паоло Гроппи (Paolo Groppi) утверждает, что у компании нет планов открыть завод в Китае. Таким образом, CVS Ferrari пробует быть рыночным лидером среди клиентов, которые все еще предпочитают импортированные машины. «Мы знаем, что некоторые наши конкуренты открывают производственные мощности в Китае, и хотим от них отличаться», – отметил Гроппи. Он разделил всех иностранных изготовителей на две группы: те, что производят машины вне Китая, и те, что производят их на построенных с этой целью китайских заводах. «Ричстакер должен быть очень производительным и надежным, а этого можно достичь, только используя высококачественные и надежные компоненты, которые имеют сертификаты OEM (Original Equipment Manufacture). Если вы импортируете эти компоненты в Китай, ваша цена становится сопоставимой с ценой полностью импортированного изделия. Конечно, если вы допускаете некоторые компромиссы в качестве, тогда можете приспособиться работать и на местных компонентах. Но мы убеждены, что качество такой техники будет несопоставимо с качеством импортированной машины».

Что касается Индии, то CVS Ferrari не имеет здесь работающих ричстакеров, потому что ценовая конкуренция между машинами, изготовленными в Индии и в Китае, мешает выходу компании на этот рынок.



Fantuzzi начинает выпуск погрузчиков side loader в Китае

Погрузчик типа side loader фирмы Fantuzzi на выставке CeMAT Аsia-2005 в Шанхае

Группа Fantuzzi первой из ведущих мировых производителей стала изготавливать в Китае вилочные погрузчики с боковым захватом (side loader). Фирмам Kalmar и SMV потребовалось пять лет, чтобы понять потенциал китайского рынка и организовать сборочный завод вилочных погрузчиков и ричстакеров. Поэтому Fantuzzi, по мнению менеджера компании в Китае Джимми Лозада (Jimmy Lozada), примерно на такой же срок опередила своих конкурентов в сегменте производства техники side loader. Он отметил, что сборка первых двух погрузчиков для штабелирования порожних контейнеров компания Kalmar закончила на ее шанхайском заводе в начале марта, тогда как SMV Konecranes завершит комплектацию своего первого погрузчика для штабелирования контейнеров к середине этого года. Пока от обеих компаний не поступало никаких подтвержденных новостей о производстве ричстакеров в этом году. Что касается погрузчиков с боковым захватом, Лозада отметил, что он не слышал ни о каком международном изготовителе, планирующем производить их в Китае.

Fantuzzi изготавливает погрузчики с боковым захватом на заводе в Чжанчжоу (Zhangzhou) в области Фуцзянь (Fujian), занимающем площадь 40 тыс. м2, где помимо этого выпускают также погрузчики для штабелирования контейнеров и ричстакеры. Итальянская компания планирует производить здесь ежегодно 30 таких машин. Для этих целей она расширила предприятие еще на 5 тыс. м2, организовав цех для производства погрузчиков с боковым захватом, строительство которого завершено в конце апреля.

Восемь единиц техники, испытания которых успешно закончены в Zhangzhou, поставлены клиентам в апреле. Общую потребность погрузчиков с боковым захватом Лозада оценил в 50...70 ед. ежегодно. Рынок в Китае находится в развитии, и эта техника пока продается в основном совместным предприятиям и иностранным компаниям, т. е. тем клиентам Fantuzzi в Европе и США, которые их заказали. Итальянская группа была пионером развития производства погрузчиков для обработки порожних контейнеров и ричстакеров в Китае. Еще в 2002 г. потребителям поставлены ричстакер CS45Km и погрузчик FDC25K7, сделанные основанной в стране еще в 1991 г. и входящей в группу Fantuzzi фирмой Noell Crane Systems China (NCSC).

SMV Konecranes выигрывает большой российский заказ

SMV Konecranes выиграла тендер на поставку 17 тяжелых вилочных погрузчиков и двух ричстакеров Новороссийскому торговому морскому порту. Машины заказчик получит в течение третьего квартала этого года. Контракт выигран в ходе самого жесткого соревнования, но общая сумма сделки не сообщается. Машины оснащены двигателями Volvo, гидравлической системой подъема-опускания груза, разработанной SMV, и шасси коробчатого типа. Основная заслуга в успешном исходе сделки принадлежит российскому дилеру SMV – фирме «ВТ Cанкт-Петербург». По заявлению одного из руководителей SMV Konecranes, компания ожидает, что уже в ближайшем будущем станет продавать ежегодно более 100 ед. своего оборудования в России.

По материалам зарубежной печати подготовила В. Петрова