Мировой рынок напольного транспорта в 2005 году

«Склад и Техника» №9/2006

Приближается осень – пора сбора тех «плодов», которые принес нам год текущий. Однако в мировой экономике в целом дело обстоит совсем не так просто, как у аграриев. Во всяком случае, эксперты в области напольного транспорта только сейчас приступили к обобщению результатов прошлого, 2005 года.

После двух последовавших за периодом кризиса экономики лет (2003 и 2004 годы), в течение которых мировой рынок напольного транспорта потрясали резкие структурные изменения, он, кажется, решил взять тайм-аут и сделать небольшую передышку. В 2005 году динамика рынка имела тенденцию к резкому замедлению роста, который можно оценить как весьма умеренный. Согласно статистике World Industrial Truck Statistics (WITS), общий объем мирового рынка за прошлый год вырос приблизительно на 6% – величину весьма скромную по сравнению с двузначной цифрой прироста (17%) 2004 года. (Аналогичный рейтинг ММН за 2004 г. см. в статье «Мировой рынок напольного транспорта в 2004 году», «СиТ» № 9, 2005 г.)

Эти данные приведены в комментариях к рейтингу 20-ти лучших мировых производителей напольного транспорта, который ежегодно публикует американский специализированный журнал Modern Materials Handling (ММН). Перевод статьи из августовского номера издания за этот год, дополненной последними материалами из зарубежной печати по этой же теме, мы и предлагаем читателям. В рейтинг ММН попадают только те компании, которые входят в Ассоциацию промышленного транспорта (Industrial Truck Association, ITA) и выпускают оборудование одного из семи классов, определенных ITA. Позиционирование каждой из компаний основано на уровне объявленных ими самими доходов по итогам прошедшего финансового года, а при отсутствии таковых – на оценках экспертов ММН.

Итоги 2005 года

Доходы ведущих поставщиков оборудования в рейтинге изменились согласно сценарию замедления роста продаж. Объединенные продажи пяти лучших производителей подъемно-транспортной техники: Toyota, Linde, NACCO Industries, Jungheinrich и Mitsubishi-Caterpillar в 2005 г. – увеличились лишь на 5,2%. Продажи японского концерна Toyota, который возглавляет рейтинг ММН четвертый год подряд, в 2005 г. выросли на 3,7%, тогда как в 2004 г. эта цифра достигала 15,6%. Продажи занявшего 2-е место немецкого концерна Linde выросли только на 0,2%. Зато находящаяся на 3-й позиции группа NACCO Industries (бренды Yale и Hyster) стала исключением из общего ряда. Продажи ее увеличились на 500 млн. USD в 2005 г., что соответствует приросту больше чем на 26% по отношению к предыдущему году.

Согласно информации, полученной от компании, этим достижением она обязана коммерческому росту в Азии и обеих Америках и увеличению цен на технику, которое произошло в 2005 г. В то время как объемы заказов на наполь-ный транспорт в целом по всему миру повышались в умеренном темпе, согласно статистике WITS, которая была представлена Союзом региональных ассоциаций производителей индустриального транспорта, динамика роста крупнейших регионов претерпела значительные изменения. Объемы заказов в Африке в 2005 г. увеличились лишь на 12%, тогда как в 2004 г. их прирост был более чем в 3 раза выше (39%). Объемы заказов в Азии, Северной и Южной Америке увеличились приблизительно на 8%, в Европе – приблизительно на 3%. Регионом, где рост доходов от продаж был максимальным, стала Океания (35%-ное увеличение объемов заказов).

В 2005 г. две компании попали в рейтинг ММН впервые. Фирма Hangzhou, которую эксперты поставили на 16-ю позицию, – второй по величине изготовитель напольного транспорта в Китае и только начала продажи свого оборудования в Северной Америке. На 20-м месте находится ирландская компания Combilift с 8-летним стажем в области техники для операций с длинномерными и непакетированными грузами. Два этих производителя буквально выбили из рейтинга американские компании Landoll и Hoist Liftruck. Наконец, несколько слов о компании, которая сделала наибольший рывок в 2005 г. Китайская фирма, расположенная в провинции Anhui Heli, поднялась с 20-го на 13-е место. Компания сообщила о доходе в 288 млн. USD, что многократно превышает те оценки ее продаж, которые эксперты ММН сделали в 2004 г.

В остальном список диспозиций, которые относятся к первой десятке лидеров, изменился не сильно. Японская компания Nichiyu передвинулась на одну позицию вниз, уступив 10-е место южнокорейской Doosan (изготовителю техники марки Daewoo). NACCO и Jungheinrich также поменялись местами, при этом NACCO теперь оказалась на 3-м месте.

Что готовит рынку текущий год?

Что касается текущего бюджетного года, то основное внимание экспертов в этой области промышленности сейчас устремлено на действия концерна Linde, который планирует сосредоточиться на своем основном бизнесе – производстве оборудования для газовой промышленности. В печати уже заявлено о его слиянии с поставщиком природного газа компанией ВOC, а также о намерениях продать бизнес, связанный с подъемно-транспортным оборудованием (Linde Material Handling). Переговоры между двумя компаниями велись достаточно давно и закончились, наконец, взаимным соглашением, а слияние завершится в третьем квартале этого года.

Недавно группа Linde сделала еще один шаг в корпоративной стратегии, направленной на то, чтобы сосредоточить силы на основном бизнесе, связанном с газовой отраслью. Komatsu и Linde AG пришли к решению о прекращении финансовой связи между этими двумя компаниями, которая просуществовала чуть менее пяти лет в совместном предприятии Komatsu Forklift Co., Ltd. Оно было создано в мае 2002 г., после того как концерн Linde приобрел 35% акций предприятия Komatsu Forklift (Япония). Однако в конце июля этого года Linde объявил о намерении Komatsu выкупить этот пакет акций и сделать Komatsu Forklift Co., Ltd. полностью находящимся в своей собственности филиалом. А пока обе компании продолжат совместные проекты в Европе, Азии и Японии. Так, входящая в Linde компания OM Carrelli Elevatori S.p.A. является дистрибьютором погрузчиков Komatsu в Европе и согласно лицензии производит изделия под этой маркой. Komatsu Forklift Asia Pte. Ltd. (Сингапур) занимается дистрибуцией под маркой Komatsu погрузчиков компании Still, входящей в концерн Linde, а Komatsu является дистрибьютором продукции Linde в Японии. До того как Komatsu организовала собственное производство погрузчиков для китайского рынка в Jining (650 км от Шанхая), ее шанхайский филиал продавал погрузчики Komatsu, выпущенные в Японии, и электропогрузчики (I, II и III классов ITA) фирмы Still, изготовленные Германии. Напомним, что китайский завод Linde в Xiamen также производил погрузчики Komatsu и компоненты к ним. Сделка по возврату доли акций, как ожидается, завершится в начале августа.

Другой лидер рынка Jungheinrich в настоящее время занят реорганизаций предприятия в Nordestedt, которая завершится в первой половине 2007 г. План реорганизации включает изменения в технологической схеме производства, установку нового производственного оборудования, создание нового испытательного и конструкторского центра, что позволит увеличить выпуск продукции и существенно сэкономить на ее себестоимости. Завод в Norderstedt выпускает электротележки и электроштабелеры, ричтраки, комплектовщики заказов с нижних и верхних ярусов стеллажей.

Недавно компания сообщила о предварительных итогах развития рынка в текущем году. По ее оценкам, спрос в мире на погрузочно-разгрузочное оборудование в первой половине 2006 г. по сравнению с тем же периодом 2005 г. существенно увеличился, при этом в странах Восточной Европы он оказался наибольшим (44%) и превысил рост в Западной Европе (8%). Азиатский рынок вырос на 17%, рынок Северной Америки – на 13%. Экономика Китая (34%) по-прежнему определяла основной рост рынка напольного транспорта в Азии. Мировой рынок напольного транспорта в целом увеличился на 10% в I квартале и на 17% во II квартале 2006 г.

Объем заказов на новую погрузочную технику Jungheinrich за 6 месяцев текущего года (на 30 июня) также увеличился приблизительно на 15%: c 236 млн. евро (304 млн. USD) в соответствующий период 2005 г. до 271 млн. евро (349 млн. USD), хотя из-за технической реорганизации производство несколько отстало от объемов поступающих заказов, которых по сравнению с прошлым годом поступило на 60% больше.



Jungheinrich усиливает позиции в Северной Америке

Чтобы улучшить свои позиции на североамериканском континенте, компания Jungheinrich Lift Truck Corp. представила на местный рынок новый ричтрак с грузоподъемником пантографного типа (подобные модели выпускают американские предприятия Crown, Hyster, и они широко распространены в США) и провела ребрендинг модельного ряда складской погрузочной техники Multiton. Ричтрак ETR 320 разработан на базе технологии переменного тока (АС) и проектировался специально для рынка США. Модель оснащена трехсекционной грузоподъемной мачтой, которая поднимает грузы на высоту до 33 футов (около 10 м). Пантографное устройство позволяет ричтраку поставить поддон в стеллажную ячейку на большую глубину и более точно его позиционировать. По утверждению специалистов компании, сегодня это единственный ричтрак с мачтой пантографного типа, все три привода которого – движения, подъема и опускания груза и рулевого управления – созданы на основе AC-двигателей. Кабина оператора выполнена в традиционной для Jungheinrich манере – очень эргономично, с высоким уровнем комфорта и безопасности.

На пресс-конференции, где была представлена новая модель, Джон Снеддон (John Sneddon), президент американского подразделения Jungheinrich, объявил также еще об одном важном стратегическом шаге компании – ликвидации торговой марки Multiton, под которой ее продукция реализовалась в США. Производство некоторых отдельных моделей складской техники Multiton будет прекращено, а выпуск остальных, начиная с IV квартала этого года, продолжится под брендом Jungheinrich.

Multiton основана в 1951 г. в порту Вашингтон (Нью-Йорк) и начала свою деятельность с маленького цеха по производству ручных паллетных и механизированных тележек. С 1976 г. компания является частью одного из самых больших в мире изготовителей складской подъемно-транспортной техники группы Jungheinrich. Это выгодное сотрудничество позволило расширить линейку изделий, включив в нее самые современные и разнообразные модели электрических самоходных тележек и электроштабелеров. Головной офис Multiton расположен в Ричмонде, шт. Вирджиния.

Toyota анонсирует выпуск погрузчиков 8-й серии

После различных слухов в зарубежной прессе появилось, наконец, сообщение о готовности компании Toyota Industries Corp. (TICO), подразделения концерна Toyota, представить на рынок уже в августе новую, 8-ю серию вилочных погрузчиков. Презентация погрузчиков для внутреннего рынка состоялась 28 августа, а уже в начале сентября они будут представлены на рынках других стран, исключая, правда, североамериканский и европейский рынки. Дата презентации в этих странах пока не разглашается. 8-ю серию погрузчиков будут изготавливать на японском заводе компании в Takahama (префектура Aichi). По заявлению пресс-службы компании, она превзошла предыдущую, 7-ю серию сразу по четырем пунктам.

Новинки отличаются большей безопасностью, лучшей эргономичностью, уменьшенной полной стоимостью собственности и лучшим качеством. Как и модели предшествующей серии, их оснащают системой активной стабилизации SAS (system of active stability) и более безопасной технологией электрогидравлического управления (electric hydraulic control). Кабина оператора расширена, вход в нее стал еще легче, а диаметр управляемых колес – меньше. Период разработки нового ряда погрузчиков Toyota оказался более длительным, чем время создания моделей 7-й серии, потому что на моделях серии 8 меньше пласт-массовых компонентов. На снимке представлена новая модель из китайского каталога Toyota.

Публикацию подготовили В. Петрова и В. Антонов