Складская логистика и дистрибуция в Северной Америке

Компании, занимающиеся дистрибуцией и складированием в трех секторах рынка складских услуг в Северной Америке, – частные распределительные (дистрибьюторские) центры, 3PL-провайдеры и рефрижераторные склады – в 2006 г. продолжили увеличивать площади для хранения грузов. К такому выводу пришли авторы ежегодного рейтинга журнала Modern Materials Handling (MMH).

Результаты рейтингов ММН предыдущих лет см. в «СиТ» № 1, 2005 г. и № 1, 2006 г.

Большая часть этого роста является результатом расширения бизнеса ведущих складских операторов. Такая ситуация вызвана одновременно двумя процессами – расширением уже существующих или строительством новых складских комплексов и приобретением компаний, занятых в этой же области деятельности. Обе тенденции, которые наблюдаются во всех трех указанных сегментах рынка, и привели к тому, что позиции некоторых компаний по сравнению с прошлогодним рейтингом резко изменились. Однако лидеры, возглавляющие все три списка прошлого года, по-прежнему занимают высшие места рейтинга. Так, компания United Parcel Service (UPS) остается самым крупным частным складским оператором, DHL Exel Supply Chain, ранее известная как Exel, – крупнейшим 3PL-оператором, а фирма AmeriCold Logistics все еще располагает самыми крупными рефрижераторными складами, объемы хранения которых более чем в два раза больше, чем у ее ближайшего конкурента.

Дистрибьюторские склады

Поскольку структура производства в Соединенных Штатах продолжает меняться, розничные торговые сети начинают доминировать в списке, составленном MMH для крупнейших дистрибьюторских центров, созданных компаниями для собственных частных нужд. Продолжает заметно расти и без того большое число дистрибьюторов. Многие розничные продавцы расширились в результате консолидации в рамках своих отраслей промышленности. Так, в результате слияния ритейлеров-гигантов Sears и Kmart, например, образована компания Sears Holding Corp., которая теперь занимает 3-е место в рейтинге. Так называемые цепные магазины Kroger (№ 8 в списке), SuperValu (№ 13) и Safeway (№ 14) также имеют центры, где проводят операции по обеспечению заказами своих гастрономов, разбросанных под многочисленными названиями по всей Северной Америке.

Другие розничные продавцы расширяются за счет строительства новых складских помещений. Target (№ 4), The Home Depot (№ 5) и Lowe’s (№ 7), например, недавно построили дистрибьюторские центры, чтобы обеспечить бесперебойную и эффективную работу своих новых магазинов и поднять продажи. Компания Wal-Mart, конечно, продолжает строить новые магазины и распределительные центры, и хотя она все еще позади UPS, разрыв между ними сокращается.

Поставщики логистики
третьего лица

Полные складские площади у лучшей двадцатки 3PL-складских операторов по сравнению с прошлым годом увеличились на 58 млн. кв. футов. Такой 15%-ный рост в значительной мере обусловлен приобретениями новых фирм. Дик Армстронг (Dick Armstrong), главный администратор аналитической фирмы Armstrong & Associates, которая и формирует рейтинг 3PL-провайдеров, утверждает, что фактически приобретения фирм – главная тенденция в этой сфере логистики.

Schenker Logistics, например, увеличила площади хранения от 10 до 30 млн. кв. футов, что продвинуло компанию с 17-й на 3-ю позицию. Бо’льшая часть этого роста связана с приобретением фирмы BAX Global в январе 2006 г. компанией Deutsche Bahn – материнской компанией Schenker. Jacobson Companies также сделала большой шаг в этом году – от 20-й к 11-й позиции – благодаря 105%-ному увеличению складских площадей. Это расширение стало результатом комбинации стратегических приобретений и органического роста. Компания продолжила покупать новые предприятия типа Southwest Storage (г. Феникс), и, вероятнее всего, поднимется еще выше в следующем годовом рейтинге.

Очень большим событием в складской логистике стало поглощение Deutsche Post, материнской компанией фирмы DHL, занимающейся экспресс-доставкой, компании Exel в сентябре 2005 г.

Другая важная тенденция в сегменте 3PL, по мнению Армстронга, связана с ростом объемов контрактов на складирование. Характерным примером, подтверждающим этот вывод, является компания Menlo Worldwide (№ 17). Приблизительно 60% услуг этот оператор оказывает сразу большому числу крупных клиентов. Такая договоренность позволяет ему использовать в своих интересах то, что у разных клиентов циклические спады и подъемы бизнеса не совпадают по времени. Например, если объемы работ для одного клиента падают, в это время компания может заняться обслуживанием другого заказчика, объемы грузооборота которого растут.

С недавним появлением складской сети Landstar Logistics связано другое изменение, которое наблюдается в этом сегменте промышленности. Она стала одной из наибольших национальных компаний в области транспортировки грузов, которая не имеет ни одного собственного автотранспортного средства. Вместо этого компания заключает контракты с тысячами независимых владельцев грузовиков. Кроме того, Landstar объявила, что планирует применять эту же модель к складскому бизнесу. Небольшие компании, занимающиеся складированием, до этого были несколько «прижаты» крупным бизнесом, поскольку не могли участвовать в выполнении больших контрактов, и, возможно, Landstar теперь откроет для них путь к выгодному объединению, который позволит им иметь лучшие конкурентные условия.

Рефрижераторные склады

Перечень 20 крупнейших рефрижераторных складов в этом году расширен за счет предприятий из еще одной североамериканской страны. В прошлом Мексика не была включена в рейтинг, который ограничивался компаниями из США и Канады, отмечает Бенджамин Милк (Benjamin Milk), вице-президент Международной ассоциации рефрижераторных складов (International Association of Refrigerated Warehouses), которая готовила данный рейтинг. Однако и в этом году в список попала лишь одна мексиканская компания – Frialsa Frigorificos (№ 16). «Frialsa – компания с большим опытом работы и очень важный партнер для многих фирм региона, – говорит Милк, – а потому, безусловно, заслуживает столь высокого признания и оценки за видную роль, которую играет в промышленности Северной Америки».

Число канадских компаний в списке в этом году дополнено фирмой Congebec (№ 18). Congebec, размещающаяся в Vanier (Квебек), вошла в рейтинг благодаря тому, что ее объемы хранения выросли примерно от 12 до 22 млн. куб. футов.

Калифорнийская фирма Versacold Group, которая была оценена 5-й позицией в предыдущем рейтинге, в этом году сменила положение в списке: в результате приобретения фирмы P&O в декабре 2005 г. компания поднялась с 5-го места на 3-е. В 2006 г. больших успехов добилась также Preferred Freezer Services, которая добавила себе еще 57% складских площадей и тем самым перешла с 7-й на 5-ю позицию.

Согласно данным Министерства земледелия США (U.S. Department of Agriculture), общий объем хранения на всех холодильных складах Штатов в конце 2005 г. насчитывал примерно 3,21 млрд. куб. футов, включая общественные склады. Объемы хранения общественных складов, т. е. комплексов, предоставляющих свои площади под ответственное хранение, составляют 76% от этой цифры. За последние годы технологии, принятые в этой области, значительно усовершенствованы, и сегодня склады совсем не те, что были два-три десятка лет назад.

Фактически все общественные склады предлагают такие услуги, как планирование транспортировки и управление материальными потоками, перевозки, услуги по консолидации грузов и их обработке, информационный контроль и управление в режиме реального времени, прямые поставки в магазины, эталонное тестирование работ по выполнению и управлению операциями.

Постоянный рост объемов перевозок позволяет таким предприятиям обеспечивать лучшее качество услуг и снижение тарифов. Можно предположить, что и в дальнейшем благодаря росту привлекательности своих предложений общественные рефрижераторные склады продолжат активно расширять коммерческую деятельность.

Перевод с английского В. Петровой