Год 2006-й. Напольный транспорт в цифрах

В конце сентября 2006 г. в США (Палм-Бич, Флорида) прошла ежегодная конференция президентов ассоциаций промышленного транспорта. Доклады на форуме представили ведущие эксперты в этой области: Марсель-Клод Брод (Marcel-Claude Braud) – президент группы промышленного транспорта Европейской Ассоциации производителей подъемно-транспортного оборудования (FEM), а также президент и CEO компании Manitou (Франция); Рикуро Тазака (Rikuro Tasaka) – президент Японской Ассоциации производителей промышленного транспорта (JIVA) и председатель правления директоров корпорации TCM (Япония), Джим Моран (Jim Moran) – старший вице-президент компании Crown (США), в прошлом директор Американской Ассоциации промышленного транспорта ITA. Выступления подвели первые итоги развития этой отрасли промышленности в текущем году, носящие характер скорее предварительных оценок. Их мы и хотим в сокращенном варианте представить читателям.

Мировая экономика, набрав высокие темпы роста, с января продолжает удерживать их на протяжении всего 2006 г. Хорошие корпоративные доходы компаний, повышение цен на активы и низкие процентные ставки поддержали этот подъем. Ожидается, что в 2006 г. уровень реального мирового ВВП повысится примерно до 5%, т. е. на ту же самую величину, что и в 2005 г. Ускоренными темпами продолжает расти и мировая торговля.

Европа

За последние два года рост экономики продолжился в Западной Европе, особенно усилившись с середины 2005 г. Общая ситуация в регионе улучшилась, и деловая активность возросла. В этой благоприятной «окружающей среде» объем заказов на промышленный транспорт к концу июня текущего года приблизительно на 8% превысил объем заказов за такой же период прошлого года. Однако в разных сегментах этого рынка рост был неодинаковым. Если доля внутрискладского погрузочного оборудования увеличилась почти на 9%, то сегмент противовесных вилочных погрузчиков развивался менее активно и рост спроса здесь составил приблизительно 7%. В рамках последней группы изделий, как и раньше, сегмент погрузчиков с электрическим двигателем вырос больше – приблизительно на 12%, тогда как сегмент погрузчиков с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) увеличился совсем немного – примерно на 2%. Из стран с наиболее развитой экономикой самый большой рост потребления противовесных погрузчиков наблюдался в Италии и Германии. Рынок погрузчиков во Франции и Испании испытывал стагнацию, а в Великобритании спрос даже немного снизился. Примечательно и то, что в секторе складского оборудования за первые 6 месяцев этого года рост спроса наблюдался почти во всех европейских странах, за исключением Великобритании.

Что касается ближайшего будущего, то в Европе ожидается дальнейшее восстановление активности после периода застоя при небольшом росте экономического развития, который продолжится в течение ближайших лет. Довольно умеренный подъем рынка промышленного транспорта в Европе в 2006 г. сочетался с более низким уровнем его роста на западе континента. В Восточной Европе, напротив, продолжился очень интенсивный рост экономического развития. Рост ВВП и других экономических показателей государств этого региона вновь был существенно выше, чем в западноевропейских странах. Особенно большую выгоду из резкого роста спроса
на энергоносители извлекла Россия. Конечно, эта ситуация положительно сказалась на развитии рынка напольного транспорта. Так, в восточной части Европы потребление увеличилось приблизительно на 44% – в 5,5 раза больше, чем в западной части (8%): здесь рост спроса наблюдался в обоих сегментах рынка с преобладающим потреблением вилочных погрузчиков. Перспективы дальнейшего экономического развития в 2006 г. в целом по Европе вполне благоприятны: предполагается, что в течение года увеличение спроса на промышленный транспорт составит приблизительно 15%.

Япония и Китай

Япония, наконец, окончательно вышла из длительного периода экономического застоя. Рост ВВП в Японии в течение последних четырех лет стабилен, что говорит о том, что страна окончательно вышла из последнего кризиса. В 2005 бюджетном году его величина составила 3,2%, что в два раза превзошло цифру, ожидаемую правительством страны, и стало наиболее высоким результатом за последние 15 лет (начиная с 1990 г., когда этот показатель увеличился на 6%). В качестве факторов, способствующих сильному росту экономики государства, называют благоприятный деловой климат, вызванный увеличением производства и экспорта товаров, который в свою очередь увеличил занятость, доходы и в конечном счете расходы населения.

При столь благоприятной ситуации рынок напольного транспорта Японии в 2005 г. вырос на 8,5%. В течение последних трех лет увеличение спроса наблюдалось в каждом классе техники. В 2005 г. класс 1 увеличился на 11%, класс 2 – на 12,2%, класс 3 (в Японии этой техники потребляется все еще намного меньше, чем в Европе и США) – на 7,8%. Что касается противовесных погрузчиков с ДВС (классы 4 и 5), то в 2005 г. в этом сегменте рост составил 6,1%, что в два раза меньше, чем аналогичные показатели в первых двух классах. В структуре рынка техники, проданной в 2005 г., класс 1 составлял 22,5%, класс 2 – 20,8%, класс 3 – 5,4%, а классы 4 и 5 – 51,3%. Таким образом, погрузчики с противовесом в 2005 г. занимали 73,8% всего рынка напольного транспорта, что на 7% меньше, чем в 2004 г. В итоге устойчивое соотношение между двумя сегментами рынка (противовесных погрузчиков и внутрискладской техники), которое наблюдалось с 2002-го по 2004 г., немного изменилось в пользу последнего. Что касается внутренней структуры сегмента противовесных погрузчиков, то здесь доля машин с ДВС постоянно снижается, тогда как спрос на электроприводные модели растет.

В целом в этом году рост экономики Японии, как ожидается, продолжится, хотя и более умеренными темпами. В 2006 г. во всех отраслях наблюдался подъем, что сопровождалось большим ростом внутреннего спроса. Это развитие положительно повлияло на динамику рынка напольного транспорта, который уже за первые шесть месяцев календарного года показал полный рост на 5,7%. Хотя эта цифра была несколько ниже показателя 2005 г. (8,5%), тенденция к ежегодному росту продолжилась.

Свой вклад в положительную динамику внесли оба основных сегмента рынка, но в разных классах техники показатели были разными. Продажи оборудования классов 1 и 2 увеличились на 9,6% каждый, класса 3 – на 12,2%, классов 4 и 5 – только на 1,8% с тенденцией к некоторому замедлению роста. Предполагается,
что во второй половине 2006 г. норматив роста может несколько уменьшиться. Тем не менее, согласно прогнозу JIVA в течение этого календарного года рынок все же вырастет на 3,6%. Прогноз по отдельным классам техники будет соответствовать тенденции, отмеченной в 2005 г.: объем продаж машин с электроприводом увеличится на 7%, а продажи погрузчиков с ДВС останутся на том же уровне.

Экономика Китая по-прежнему движется «на полных парах», несмотря на меры расхолаживания, которые должны противодействовать ее перегреву, и остается одной из главных движущих сил глобального подъема мировой экономики. Рынок промышленного транспорта в этой стране с января по июнь 2006 г. вырос примерно до 34% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Увеличение спроса почти одинаково затронуло все его сегменты.

Северная Америка

В Соединенных Штатах также наблюдается экономический подъем, растут потребление и инвестиции в промышленность. Это не могло не отразиться на рынке промышленного транспорта, который продолжил рост на протяжении всего года.

Итоги развития рынка Соединенных Штатов и Канады подвел Джим Моран, старший вице-президент компании Crown и в прошлом директор ITA. Он привел данные прогнозов, предоставленные Джеймсом Малвазо (James Malvaso) – президентом Raymond Corp. и нынешним президентом ITA. Моран указал на то, что в первой половине нынешнего года рост рынка был значительно выше, чем ожидается во второй половине. Фактически с января по июнь он составил более чем 9%, причем до июня сегмент погрузчиков увеличился на 12%, а сегмент складской техники – на 15%. Вместе с тем рост во второй половине все же будет происходить, хотя и не так заметно, Согласно его прогнозам, основанным на данных развития экономики, занятости населения и обзорах состояния разных отраслей промышленности, в 2006 г. в двух указанных странах будет продано 209 500 ед. напольного транспорта. Это на 7,7% больше, чем продано в 2005 г. и значительно превышает результат 2003 г. (152 000 ед.).

Если говорить о 2007 г., то в Соединенных Штатах и Канаде ожидается небольшой спад продаж напольного транспорта. Какой конкретной величины он достигнет, будет в значительной степени зависеть от того, насколько удержится уровень потребительского доверия ведущих дистрибьюторских центров и крупных складских комплексов; при этом докладчик оценил спрос в 2007 г. в 207 612 ед. техники. Никаких существенных изменений в соотношении потребления машин разных классов не ожидается. В качестве основной тенденции рынка на ближайшие пять лет называется уменьшение числа поставщиков этой техники в результате слияний и поглощений более крупными игроками мелких компаний-производителей.



Основные тенденции европейского рынка напольного транспорта в 2006 г. остаются примерно такими же, как и в 2005 г.:

• Ограниченный рост рынка Западной Европы

• Более быстрый рост рынка Восточной Европы, главным образом за счет интенсивного развития промышленности и строительства с преобладанием спроса на вилочные погрузчики с ДВС

• Рост активности не европейских производителей (из Азии, Китая и т. д.), особенно на восточноевропейском рынке

• Установленная способность производителей в странах ЕС успешно выдерживать «ценовые» войны с компаниями – изготовителями напольного транспорта из других стран

• Рост влияния ценового фактора за счет увеличения стоимости сырья

Kion Group обретает владельца

Новые владельцы Kion Group, второго по величине производителя промышленного транспорта в мире, наконец, названы. Концерн Linde AG продал свой бизнес погрузочной техники консорциуму финансовых инвесторов Kohlberg Kravis Roberts & Co. (KKR) и Goldman Sachs Partners за 4 млрд. евро (5,082 млрд. USD). Эта сумма включает 3,6 млрд. евро (4,574 млрд. USD) чистых активов и 400 млн. евро (508,2 млн. USD) чистого финансового долга. Альянс KKR-Goldman немного опередил других претендентов – Permira-Allianz Capital, CVC Capital, BC Partners и Apax Partners.

Руководство концерна заявило, что консорциум будет соблюдать все соглашения, выдвинутые исполнительным правлением и представителями служащих Linde летом 2005 г. В свою очередь главы KKR и Goldman Sachs Capital отметили, что бизнес промышленного транспорта Kion Group имеет превосходные перспективы, и сказали много лестных слов в адрес служащих группы. Компания KKR учреждена в Нью-Йорке в 1976 г. и с тех пор приобрела 140 компаний, оцененных в 215 млрд. USD. Goldman Sachs Capital с 1986 г. инвестировала более чем 17 млрд. USD в акции свыше 500 компаний по всему миру.

Подобные KKR и Goldman Sachs Capital частные инвестиционные компании, занимающиеся покупкой активов предприятий, составляют существенную часть современных процессов глобализации экономики. Принцип работы таких фондов заключается в приобретении перспективных компаний и реформировании их с целью повысить эффективность, темпы роста и оживить бизнес через сокращение стоимости и издержек. По сообщению руководства консорциума, реальных результатов от Kion Group можно ожидать уже в 2010–2012 г.

Несмотря на то, что сделка только что подписана, деятельность по активной эволюции компании, похоже, уже ведется достаточно активно. В конце ноября в зарубежной прессе появилось сообщение о том, что Linde МН инвестировала почти 10 млн. евро (12,95 млн. USD) в строительство трех зданий нового центра развития рядом с головным офисом компании в Aschaffenburg, которое планируется начать в следующем году и завершить в течение 1,5 лет. Центр займет площадь 10 тыс. м2, на которых будут расположены новые офисы, испытательные стенды, сборочные и производственные цехи. Основная деятельность его будет сосредоточена на усовершенствовании систем двигателей и конструкции напольного транспорта с целью сокращения внедрения новых изделий и упрощения технологических процессов.

Напомним, что Kion Group – недавно образованная холдинговая компания, в которую входят предприятия по производству трех марок промышленного транспорта Linde, Still и OM-Pimespo – является вторым по величине производителем этой техники в мире. Общее число сотрудников холдинга – более 20 тысяч. В 2005 финансовом году продажи Kion Group достигли 3,6 млрд. евро (4574 млн. USD). Намерение продать свое подразделение по производству техники для склада у Linde AG возникло в связи с концентрацией деятельности концерна на газовом бизнесе и приобретением BOC Group plc.

Публикацию подготовила В. Петрова