Рынок промышленного транспорта Канады

В. Петрова

Канада с населением примерно 30 млн. человек является второй по территории страной в мире после России. Государство, граничащее с Соединенными Штатами, согласно данным собственного Национального агентства по статистике, является самым крупным торговым партнером США: в 2005 г. за день между двумя странами совершались торговые сделки в среднем на сумму более чем 1,7 млрд. канадских долларов (1,489 млрд. USD). На США приходится 81% экспорта и 67% импорта Канады. В свою очередь по данным американской статистики за этот же период доля Канады в экспорте США составляла 23%, а доля в импорте – 17%. Эти показатели больше, чем показатели общего объема торговли США со всеми странами Евросоюза.

По оценкам созданной в США Ассоциации индустриального транспорта ITA (Industrial Truck Association), в которую входят изготовители этой техники и их поставщики в США, Канаде и Мексике, в 2005 г. в Канаде продано 18 тыс. ед. промышленного транспорта. Для такой страны эта цифра может показаться небольшой, ведь самый крупный в регионе рынок соседних США в прошлом году насчитывал 194 475 ед. техники. Учитывая непосредственную близость двух стран, неудивительно, что наряду с японскими Тоyota и Nissan в бывшей британской колонии доминируют cевероамериканские марки вилочных погрузчиков. Если Тоyota является здесь номером один по объемам продаж, занимая наибольшую долю рынка напольного транспорта, то безусловные лидеры в сегменте техники классов 1, 2 и 3 по ITA – компании из США Raymond и Crown.

Европейским изготовителям пока приходится довольно трудно на канадском рынке, поскольку их техника импортируется издалека и не может быть доставлена так быстро, как это требуется потребителям. Примерно так же обстоит ситуация с запчастями. Конечно, крупные компании Linde и Jungheinrich пытаются увеличить свое присутствие в Северной Америке, но пока это мало отражается на их рыночной доле, хотя перспективы у этих производителей здесь есть, и довольно хорошие, ведь техника европейских фирм имеет отличную репутацию в отношении уровня проектирования, надежности и долговечности. И налицо тенденция к расширению его применения, хотя оборудование из Европы используется довольно ограниченно – пока в очень специфических областях промышленности.

Рыночные доли японских компаний Nissan и Mitsubishi и американских Hyster, Yale и Cat Lift Trucks примерно одинаковые. Из других производителей наиболее серьезные позиции в стране занимают Doosan Infracore (марка Daewoo), TCM и Taylor. На Западном побережье Канады весьма популярна также погрузочная техника фирмы Kalmar. Японские компании сегодня занимают львиную долю канадского рынка – более 40%. Единственным присутствующим в Канаде изготовителем, который выпускает полный модельный ряд погрузочных устройств, относящихся к промышленному транспорту – от тележек для транспортировки поддонов до контейнерных погрузчиков, является фирма Hyster, которая начала свою деятельность в Канаде еще в 1930-е годы. Почему же японские изготовители, подобные компании Toyota, смогли обойти американскую Hyster, которая работает в Канаде намного дольше? Ответ на этот вопрос достаточно прост. В свое время япон-
ские изготовители вышли на североамериканский рынок с неслыханно низкими ценами. Они начали обосновываться в стране еще в 1970-е и 1980-е годы, и у них было достаточно времени, чтобы занять здесь достойное положение. Постепенно, отвоевав «место под солнцем», цены подняли, но так продолжалось недолго.

Безусловно, основная причина популярности американской техники в Канаде – это географическая близость двух стран. Однако кроме этого положительного момента есть определенные факторы, определяющие разницу в индустрии этих стран и осложняющие применение в Канаде оборудования из США. В частности, это различие в некоторых производственных нормативах, например, в стандартах взрывозащиты ANSI (США) и WCB (Канаде), что затрудняет их конверсию. В Канаде используют также поддоны с габаритными размерами по американским стандартам и погрузчиками в спецификации, принятой в США. Далее. Скорость, расстояние и температуру в Канаде принято указывать в метрических единицах, а параметры погрузочной техники США указываются в неметрических еденицах, применяемых в англоязычных странах.

Американские компании-поставщики, работающие в этой области и ориентированные в основном на внутренний рынок, являются настолько крупными, что не считают нужным подгонять свои модели, которые производятся в США, под общеевропейские стандарты. Чаще всего листы спецификации погрузочной техники в Канаде содержат параметры, выраженные и в метрических, и в неметрических единицах измерения. Реальные и потенциальные покупатели уже привыкли к этому, и обычно при выборе техники обсуждение ведется в английской системе мер, хотя одно время и наблюдалась тенденция выражать грузоподъемность контейнерных погрузчиков в метрических тоннах.

Большая часть промышленности Канады сосредоточена в Южном Онтарио, вблизи Торонто. Остальные производственные предприятия более-менее равномерно разбросаны по десяти провинциям и трем территориям страны, которые тянутся с запада на восток через весь континент и занимают почти 10 млн. км2. Заготовка леса – ключевой сектор экономики и промышленности Канады, где применяются тяжелые погрузчики, подобные моделям, которые выпускают Kalmar (Швеция) и Taylor (США). Лесные массивы, где расположены заводы по деревообработке, занимают четверть всей территории Канады и простираются от районов западнее территории Юкон до восточных провинций Канады Ньюфаундленда и Лабрадора, которые, как утверждают учебники географии, занимают площадь почти в 1,75 раза больше территории Великобритании.

Огромные размеры страны и удаленность предприятий друг от друга достаточно осложняют и продажи, и обслуживание погрузочной техники, и в этом смысле опыт канадских компаний может быть полезен российскому бизнесу. В таких условиях политика продвижения продукции на рынок у разных производителей может различаться. Так, стратегия фирмы Taylor заключается в том, чтобы иметь дилерскую сеть по всей территории Канады, причем каждый дилер, как правило, имеет несколько точек по обслуживанию заказчиков.

Поскольку клиенты компании работают в довольно удаленных от крупных центров провинциях, им особенно важно иметь качественное и надежное оборудование и налаженное профилактическое обслуживание, которое обеспечит бесперебойную и продолжительную работу производства. По этой же причине технический персонал, который обслуживает машины на местах, должен быть очень хорошо обучен и разбираться во всех тонкостях работы оборудования, поэтому компания активно занимается подготовкой и обучением кадров.

Несколько иной стратегии продвижения своей продукции придерживается компания Hyster, которая с 1967 г. стала партнером Wajax Industries, чтобы с помощью торговой сети последней иметь возможность поставлять и обслуживать технику этой марки по всей стране. Wajax Industries, которая не только является дистрибьютором Hyster, но и занимается продажами тяжелого оборудования в Канаде, образована в Канаде в 1858 г. и имеет отделения по всей ее территории. В компании работают 2600 служащих, ее ежегодные продажи превышают 1,1 млрд. канадских долларов (963,7 млн. USD).
Штаб-квартира Wajax находится в Ванкувере, но она может оказывать услуги даже в радиусе ближайших сотен миль, и для техников компании нет ничего необычного в том, чтобы провести несколько часов в пути. Для меньших представительств компании иногда бывает трудно самостоятельно добраться до конечного пользователя.

Чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности древообрабатывающей промышленности, специально были созданы тяжелые погрузчики Hyster г/п 17 000 фунтов (7711,1 кг). Эти модели, которые выпускает завод в Njmegen (Нидерланды), оснащают разными типами вилочных захватов для обработки пакетов древесины определенных размеров.

Машины оснащены специальными поворотными сиденьями, которые повышают удобство работы оператора при реверсе хода, специальными щитками для защиты древесины от грязи и дополнительным освещением для работы в вечернее и ночное время. Конструкция погрузчиков обеспечивает улучшенный обзор зоны обработки груза на максимальных высотах подъема, благодаря чему становится безопасней складировать древесину в более высокие штабеля.

В Канаде очень холодные зимы и жаркое лето, поэтому погрузчики должны надежно функционировать в широком диапазоне температур – от –32 до +32 °C. Работа в зимний период часто осложняется еще и большим количеством ненастных дней, но в целом климат здесь не сильно отличается от погодных условий на севере США. Области применения техники примерно такие же, как в Штатах, поэтому она не требует каких-либо дополнительных конструктивных изменений. Компания Taylor, учитывая эти моменты, поставляет на канадский рынок модели, пригодные для работы как в сильный мороз, так и в летний зной, и помимо этого программу машин с большим клиренсом, которые можно применять в чрезвычайных условиях, например, при высоком снежном покрове.

Достаточно широко в Канаде применяется оборудование для перевалки контейнеров. Объемы интермодальных перевозок здесь, конечно, не столь большие, как в Европе и США, но все же достаточно весомые: в 2004 г. в шести портах материковой Канады – Ванкувере, Монреале, Галифаксе, порте р. Фрейзер, Сент-Джоне и Торонто – было обработано почти 4 млн. TEU.

Технологические операции по обработке контейнеров в портовых терминалах также имеют свою специфику. Прежде всего это связано с тем, что законы, регламентирующие транспортные перевозки в Канаде, отличаются от аналогичных законов США. Канадские водители грузовиков могут перевозить большие объемы грузов, поэтому погрузочная техника, которая применяется на интермодальных и контейнерных терминалах страны, должна быть более мощной.

В таких условиях особенно важна техническая поддержка оборудования, тем более что во многих портах и доках страны применяют ричстакеры и контейнерные штабелеры, которые обслуживаются собственными силами владельцев.