компании из статьи

Логистический рынок России в вопросах и ответах.

Ырысбек Ташбаев, заместитель председателя Координационного совета по логистике, директор по развитию консалтинговой компании «А Дан Дзо»

Объективное представление о ситуации на рынках может дать только внимательное изучение мнений их участников. Настоящая статья представляет собой итоги опроса 42 компаний, работающих в сфере консалтинга, разработки программных продуктов и IТ-решений, производстве, в том числе технологического оборудования, торговле, экспедировании и логистике, системной интеграции, страховании. Опрос был подготовлен специально к Международной Конференции «Логистика и управление цепями поставок: новые вызовы и ответы», прошедшей 14 февраля 2007 г. в рамках IX Московского Международного Логистического Форума (ММЛФ-2007). Исследование такого рода было проведено в России впервые, и в дальнейшем компания «А Дан Дзо» планирует проводить подобные работы ежегодно специально для ММЛФ.

Исследование длилось полтора месяца – с 17 декабря 2006 г. по 29 января 2007 г., в него были включены десять вопросов.

Респондентам было предложено дать три ответа на каждый вопрос. Рассмотрим результаты обработки анкет исследования.

Основные характеристики современной ситуации в области логистики и управления цепями поставок в РФ

В ответах на первый вопрос респонденты особо отметили такие особенности рыночной ситуации, как развитие аутсорсинга, 3PL- и 4PL-операционной деятельности.

Активность логистического бизнеса растет. Торговые и промышленные компании все больше внимания обращают на передачу не основных для себя функций и процессов, а именно логистических, связанных с входящей и исходящей транспортировкой, а в ряде случаев и с внутрипроизводственной транспортировкой, складским хранением и запасами, на аутсорсинг, т. е. под управление внешним исполнителям. Аутсорсинг позволяет предприятиям наращивать профессионализм в конкретной области, концентрировать силы, ресурсы и внимание на ключевых видах деятельности. Компании-клиенты все больше будут переходить на полное логистическое обслуживание в специализированных компаниях, связанное с прогнозированием, планированием и контролем исполнениея операций. В свою очередь логистические компании начинают разворачивать проектную деятельность. Чтобы конкурировать в современных условиях на этом рынке, уже мало оказывать отдельные виды услуг – надо подходить к решению задач и проблем клиентов комплексно, выявляя насущные потребности, четко формулировать задачи развития их бизнеса. Клиентов следует рассматривать не как клиентов, а как партнеров и отношения с ними строить на условиях обоюдной выгоды.

15% респондентов отметили, что усиление внимания к развитию логистики наблюдается и на уровне компании. Здесь многое зависит от первых лиц, от того, как они оценивают роль и место логистики в достижении бизнес-результатов, от правильности постановки задач структурным подразделениям, которые отвечают за внутреннюю логистику. В этой связи очень важно обеспечить интеграцию внутренних ресурсов компании и координацию управления ими. Отмечается и важность наличия квалифицированных логистических кадров в компании, что особенно актуально для предприятий, расположенных в регионах.

В 2006 г. усилилась тенденция к глобализации и интеграции в рамках цепей поставок (10% респондентов). Это проявляется, в частности, в том, что на российский рынок начали самостоятельно выходить крупные западные логистические компании и сетевые операторы, а также ведущие иностранные промышленные предприятия. Компании все чаще размещают свои производственные мощности на территории России. Это позволяет им пользоваться такими преимуществами на внутреннем рынке, как налоговые и таможенные льготы, быть ближе к местным потребителям и более гибко реагировать на изменение их запросов. Правда, многие иностранные производители до сих пор продолжают рассматривать российский рынок как потенциальный, считая, что начинать свои операции здесь пока преждевременно. Зачастую это сравнение делается на фоне других развивающихся рынков, в частности Китая, привлекательность которых намного выше, чем российского.

Российские компании все чаще вовлекаются в цепочки поставок зарубежных партнеров, и это налагает на них новые, достаточно жесткие требования к системам управления, информационным системам, персоналу и применяемым технологиям. Российские предприятия должны выстраивать не только продуманную и эффективную внутреннюю логистику, но и систему управления цепочками поставок.

Особое внимание респонденты обратили на состояние транспортно-складской и логистической инфраструктуры. Состояние путей (автомобильных, железнодорожных, водных и др.), состояние складских сооружений, линий коммуникации и объектов инфраструктуры оказывает значительное влияние на то, насколько беспрепятственно будут перемещаться товарные потоки как внутри страны, так и товары, следующие через территорию России транзитом, например, из стран Востока (Южная Корея, Китай) в страны Евросоюза.

Международные логистические компании все чаще переносят операции на территорию РФ. Это связано с тем, что их клиенты, а это практически все крупные производители и розничные сети, отдают предпочтение комплексному сервису. Собственные складские комплексы и операционные мощности на территории России разворачивают китайские компании. Они создают совместные предприятия с Россией и Германией. Все чаще обсуждается вопрос, связанный с возобновлением работы Великого шелкового пути, маршрут которого пролегал от Европы до Китая.

Активизируют работу международные объединения бизнесменов и предпринимателей. В частности, многие респонденты отметили работу рабочей группы по транспорту круглого стола предпринимателей России и ЕС.

Страховые компании станут предлагать на рынке новый комплексный продукт – страхование логистических рисков, возможных на всем протяжении цепочек поставок, который покрывает ответственность участников этих цепочек (пока примеры применения такого рода страховых продуктов касаются только цепочек поставок в рамках вертикально интегрированных предприятий, например компании «Лукойл»).

68% ответов респондентов характеризуют текущую ситуацию, связанную с логистикой в РФ, как положительную (позитивную), а 32% ответов носят пессимистический характер и связаны с проблемами обостряющейся конкуренции на рынке, с состоянием транспортной, складской и логистической инфраструктуры, с кадрами, ситуацией на таможне и с российским законодательством.

Важнейшие тенденции в развитии логистики и управления цепями поставок

Респонденты, отвечая на вопрос, в первую очередь обратили внимание на ускоренные темпы развития логистических компаний, которым в этой связи необходимо искать оптимальные механизмы взаимодействия с клиентами. Респонденты отметили и такие тенденции, как усиление процессов глобализации и интеграции цепочек поставок, расширение экспансии на российский рынок иностранных производителей, торговых сетей и логистических операторов. Особое внимание предприятий будет обращено на развитие автоматизации логистики, в частности автоматизации складов, управление транспортом, прогнозирование и управление запасами. Задача, которую компаниям предстоит решить в этой области, – это минимизация влияния человеческого фактора на технологические процессы, перекладывание на программные продукты характерных для логистики рутинных операций, применение оборудования, позволяющего контролировать движение товара внутри и вне предприятий. Компании, особенно работающие в промышленности и оптовой торговли, планируют и в дальнейшем развивать систему управления логистикой.

<Наиболее заметные события, внесшие вклад в развитие логистики и управления цепями поставок в РФ

Ответов на этот вопрос дано не так много. Некоторые респонденты считают, что значимых событий не было. Поскольку многим сегодня важно работать в цивилизованных и легальных рыночных условиях, особое внимание было обращено на изменения в законодательстве, в частности, таможенном, и введение нового Таможенного кодекса. Как будет показано ниже, определенные проблемы есть и в сфере налогообложения. В качестве значимых отмечены также события, связанные с изменениями в инфраструктуре – с вводом в строй новых складских комплексов.

Факторы, являющиеся барьером в развитии логистики и управления цепями поставок в РФ

Во всех 146 ответах содержались мнения о проблемах отечественной логистики. В основном как препятствие отмечен существующий уровень развития инфраструктуры (состояние путей, сооружений), обеспечивающей движение товаров. На втором месте названа ситуация с логистическими кадрами всех уровней: как на уровне операционного персонала логистических компаний, так и на уровне среднего и топ-менеджмента для торговых и промышленных предприятий. В регионах особенно остро ощущается нехватка сотрудников высшего звена, которые, собственно, и должны выстроить и сформировать службу логистики на предприятии. Отмечается также, что существующая система подготовки и переподготовки специалистов по логистике в России оставляет желать лучшего, поскольку лишь в Москве и Санкт-Петербурге она работает эффективно. У логистов с высшим образованием наблюдается значительный разрыв теории и практики, поэтому многие компании вынуждены заниматься обучением специалистов по логистике на рабочих местах. В качестве еще одного барьера отмечена существующая система управления логистикой в компаниях. В некоторых ответах указывается, что первые лица компаний не всегда адекватно понимают цели и задачи логистики на предприятии, не способны четко сформулировать задачи подразделений логистики. На ряде предприятий логистика продолжает ассоциироваться только со складом и транспортом, не более того. Не все понимают, что логистику компании следует выстраивать в соответствии с требованиями партнеров в цепочках поставок. Из других негативных факторов названы административные барьеры, бюрократия и коррупция, а также неблагоприятные условия для инвестиций, для инвесторов и девелоперов.

Отрасли экономики РФ, в развитие которых наиболее заметен вклад логистики

Где же наиболее востребованы логистические принципы и подходы, профессиональные специалисты в области логистики? Прежде всего, это оптовая и розничная торговля. Розничные сети, которые применяют наиболее «продвинутые» технологии, предъявляют самые высокие требования к своим поставщикам и партнерам в цепочках поставок и вносят новые правила игры в логистические операции. Далее следуют отрасли транспорта и логистики. Почти так же логистика востребована в дистрибуции, которая обеспечивает продвижение продукции от мест производства до мест продажи.

Отдельно респонденты выделили такие сферы деятельности, как нефтяная, газовая, машиностроительная, строительная, фармацевтическая, пищевая, автомобилестроительная, химическая и добывающая отрасли экономики. Отмечается, что существующая в России инфраструктура имеет перекос в сторону обслуживания сырьевых потоков, а не потоков с высокой добавленной стоимостью.

Проекты (продукты, услуги и решения), которые были успешно реализованы компаниями в 2006 году

33% респондентов отметили, что они внедрили ту или иную информационную систему управления складом, транспортом или ERP-систему, поскольку без соответствующей информационной системы невозможно получать данные и информацию для адекватного управления, в частности, для прогнозирования, планирования и контроля логистики компании. На втором месте – инфраструктурные решения: строительство и ввод новых объектов складского и транспортного назначения, а за ними следуют решения, связанные с внедрением на предприятии технологического, учетного и/или контрольного оборудования.

Новые задачи (проблемы), которые предстоит решать компаниям в 2007 году

Проблему продолжения развития инфраструктурной сети респонденты назвали первой. Она носит как глобальный характер – строительство дорог и мостов, когда невозможно обойтись без участия властей на местном и федеральном уровне, так и местный характер – выстраивание собственной транспортно-складской инфраструктуры. Развитие бизнеса включает в себя решение разнообразных и многоплановых задач – развитие системы управления логистикой, продвижение бренда, развитие кадров, внедрение информационных систем управления и др. Компании, разрабатывающие и внедряющие информационные решения, планируют продолжить развитие программного обеспечения. Программные продукты будут становиться все более специализированными, что связано, в частности, с ростом требований заказчиков к функциональности решений, приспособленности их к выполнению задач конкретного бизнеса.

Проекты, продукты, услуги и решения, которые компании планируют реализовать в 2007 году

Продукты и услуги будут направлены в первую очередь на повышение уровня клиентского сервиса. Закономерно, что чем выше уровень развития экономики, тем более требовательными становятся потребители и заказчики. Соответственно система клиентского сервиса, применяемые информационные решения, технологическое оборудование, компетенция персонала должны максимально полно помочь в решении проблемы заказчика и соответствовать его ожиданиям. Компании также сосредоточат свои усилия и направят ресурсы на реализацию инфраструктурных продуктов, проектов внедрения информационных и технологических решений.

О влиянии глобализации на бизнес компаний

22% респондентов отметили, что рынок в целом расширится, а возрастающая глобализация принесет свои выгоды. В 2007 г. российские предприятия должны быть готовы работать с большим числом заказчиков. Возрастет потребность в технологичных решениях, основанных на информационных системах, в самом современном оборудовании, оптимизированных бизнес-процессах, регламентах операционной деятельности предприятия и взаимодействия с партнерами в цепочках поставок. Будет увеличиваться количество альянсов и союзов предприятий в рамках цепочек поставок, усиливаться производственная и логистическая кооперация. Роль небольших и единичных компаний должна снижаться, потому что заказчики все чаще будут требовать комплексных и системных решений и обслуживания, а это под силу только крупным фирмам и компаниям, входящим в альянсы.

Следует иметь в виду, что зарубежные компании, в том числе логистические, станут искать партнеров среди российских предприятий, в частности региональных. Часть респондентов считает, что глобализация бизнеса никак не отразится на деятельности компаний. Большинство из них либо являются иностранными предприятиями и уже работают в условиях глобального рынка, либо сотрудничают с иностранными партнерами. Увеличится число слияний и поглощений – эта тенденция характерна для экономики России в целом, ужесточатся требования со стороны зарубежных партнеров к уровню подготовки кадров, наличию и качеству систем управления.

В ряде случаев партнеры станут требовать наличия сертификатов системы менеджмента качества. Отмечается тенденция повышения качества сервиса клиентов и усиления специализации компаний. Безвозвратно уходят в прошлое времена, когда компании, в частности транспортные и экспедиторские, декларировали возможность доставки любого груза из любой точки в любую другую точку мира. Чтобы максимально соответствовать ожиданиям и требованиям заказчиков и партнеров, они должны специализироваться в той или иной области. Время универсалов проходит. Ряд компаний планирует и дальше расширять применение систем управления цепочками поставок.

Все шире будет внедряться унификация и стандартизация грузов, упаковки и транспортной тары. Рост конкуренции обусловит применение активной и динамичной маркетинговой политики компаний с ориентацией на клиента. Ряд компаний планирует провести организационные изменения (обучение персонала, внутренние улучшения), чтобы соответствовать новым условиям бизнеса. Респонденты указывали также в своих ответах, что рост глобализации приводит к росту уровня конкуренции. Хочется обратить внимание, что данный фактор находится в конце списка, т. е. для многих компаний рост конкуренции не является значимым фактором, и что многие компании готовы к работе в условиях конкурентного рынка. Еще одно объяснение этому явлению – емкость российского рынка настолько высока, что места хватит всем. Подавляющая часть компаний оценивает нарастающую глобализацию как открывающиеся новые возможности, что позволит им и дальше развивать бизнес и наращивать рыночный потенциал.