Мировой рынок остается в движении. Лучшие производители погрузочной техники в 2005 году

(Окончание. Начало см. «СиТ» № 3, 2007 г.)

Японская TCM Corporation (11), основанная в 1949 г. под именем Toyo Carrier Manufacturing Co., Ltd., производит и продает строительные машины, так называемые автоматизированные решения и системы, средства напольного транспорта. Ее основным акционером с 2003 г. является Hitachi Construction Machinery Co., Ltd. В секторе напольного транспорта компания выпускает вилочные погрузчики с бензиновым, дизельным и электрическим двигателем, ричтраки с электродвигателем, а также погрузчики для перевалки груженых и порожних контейнеров.

Оборот ТСМ в 2005 хозяйственном году достиг 65 000 млн. иен (456 млн. евро), что почти на 20 000 млн. иен больше, чем в 2004 г., и компания получила прибыль. Общий штат сотрудников TСM остался примерно прежним, зато численность занятых в секторе напольного транспорта возросла до 1600 чел. В Laventem (Бельгия) стало функционировать европейское подразделение – фирма ТСМ Europe B.V. Будущее покажет, насколько правильной окажется такая стратегия в дальней перспективе, в особенности в отношении деятельности на крупнейшем в мире рынке Германии.

Группа Doosan Corporatiоn (Южная Корея) (12) помимо основных средств производит бытовую технику, продукты питания, одежду, алкогольную продукцию и др. Напольным транспортом в группе занимается фирма Doosan Infracore Co., Ltd., выпускающая также строительные машины и станочное оборудование, дизельные агрегаты, оборонную технику. Результаты 2005 г. всей группы в целом: чистый оборот – 2 815 256 млн. южнокорейских вон (2377 млн. евро – немного ниже, чем в предыдущий период, когда оборот составил 2 860 636 млн. южнокорейских вон); чистая прибыль – 135 576 южнокорейских вон. Штат компании увеличился с 630 до 850 сотрудников. Примерно в таком же соотношении выросла (с 282 млн. до 379 млн. евро) реализация напольного транспорта. Вероятнее всего, численность рабочих и оборот фирмы будут увеличиваться и в дальнейшем, так как 10 октября прошлого года ее руководство приняло решение о строительстве нового завода в национальном промышленном комплексе (Gunsan) по разработке и выпуску строительных машин и индустриального транспорта. Начало производства запланировано на 2009 г.

В программу поставок компании Nippon Yusoki (марка Nichiyu) (Япония) (13) входят фронтальные погрузчики, высотные комплектовщики и штабелеры, вилочные ведомые электротележки с поворотной рукояткой, промышленные электротягачи, комплексные системы транспортировки материалов и работающие без водителей средства напольного транспорта (AGV). Средства напольного транспорта занимают примерно 76% суммарного оборота (62 015 млн. иен), т. е. 47 090 млн. иен (331 млн. евро). Таким образом, рост оборота напольного транспорта составил 7,5%. Как и прошлом году, японцы в хозяйственном отчете сообщили о ситуации на внутреннем и мировом рынках. В Японии, с одной стороны, отмечена готовность к росту инвестиций, а с другой – наметилось увеличение спроса на напольный транспорт с электроприводом. Наибольшее влияние на экспорт оказывает большой спрос на японское оборудование в Китае.

Итальянская компания Merlo (14) помимо вилочных телескопических погрузчиков и навесных приспособлений к ним выпускает и другое транспортное оборудование – самоходные бетономешалки, тягачи для лесного хозяйства, гусеничную мини-технику. В последние годы Merlo S.p.A. Industria Metalmeccanica удалось, наконец, увеличить оборот и одновременно получить прибыль. Оборот по приводному напольному транспорту в 2005 г. почти равен консолидированному суммарному обороту (280 млн. евро) – за вычетом 6 млн. евро. На 2006 г. итальянцы рассчитывают примерно на такой же результат.

Компания Сlark (Южная Корея) (15) также получила свою долю пирога от растущего спроса на оборудование для складской логистики. Ее положение после чрезвычайно тяжелого этапа истории и вхождения в 2003 г. в состав южнокорейской семейной фирмы Young Аn, кажется, наконец, стабилизировалось. Сейчас компания строит масштабные планы, проводя мероприятия по интенсивному техническому развитию, созданию торговой сети и др. В отчетном году оборот приводного напольного транспорта снова вырос с 284 000 млн. до 303 212 млн. южнокорейских вон (с 201 млн. до 256 млн. евро).

По сравнению с предыдущим годом китайская фирма Anhui Heli Forklift Truck (Hefei, пров. Anhui) (16), которая выпускает оборудование под маркой Heli, существенно прибавила. Свыше 4 тысяч ее сотрудников подняли оборот по напольному транспорту на 62% (c 126 млн. до 239 млн. евро). Это неудивительно, поскольку производственная база фирмы увеличилась, и в Hefei с мая 2006 г. начало работать ее новое предприятие. В настоящее время производство рассчитано на выпуск 50 тыс. ед. техники. Кроме этого в Китае появился завод компании по изготовлению тяжелых погрузчиков. В декабре 2006 г. Anhui Heli начала строительство еще одного производственного здания.

Компания Heli принадлежит государству и является лидером китайского рынка подъемно-транспорного оборудования. Всего в 2006 г. было произведено 29 тыс. ед. техники, экспорт в другие страны составил более 7 тыс. ед. Основными потребителями оборудования Heli являются Россия, США и страны ЕС. Номенклатура изделий этого производителя включает следующие позиции: дизельные вилочные погрузчики г/п от 1,0 до 18,0 т, бензиновые вилочные погрузчики г/п от 1,0 до 5,0 т, электропогрузчики четырехопорные г/п от 1,0 до 3,5 т и трехопорные г/п от 1,0 до 2,0 т, различные электротележки, электроштабелеры, ричтраки. В программу поставки входят также фронтальные погрузчики для обработки порожних контейнеров.

Изготовление первых образцов напольного транспорта марки Atlet (17) началось в 1958 г. в двухкомнатной квартире дома в Korsgatan в центре Гётеборга. По состоянию на 31.12.2005 г. в семейной шведской фирме с годовым оборотом 1598 млн. шведских крон (170 млн. евро) работали 973 сотрудника, а фирма получила чистую прибыль 30,4 млн. шведских крон (3,24 млн. евро). Основными рынками сбыта ее изделий являются Дания, Великобритания и Швеция. Несмотря на заключение соглашения с компанией Fendt Fоrdertechnik GmbH, генеральным импортером напольного транспорта фирмы Nissan в Германии, компания продолжает совместную работу по фронтальным противовесным погрузчикам с Nissan, Mitsubishi и Caterpillаr, а по складскому оборудованию – с Nissan. Другим ее партнером из Германии, на высотных штабелерах которого красуется логотип Atlet, является компания Dambach (Гаггенау). Производство на заводе в Oberhausen прекращено и переведено на основное предприятие в Mlnlycke, что, по заявлению представителя фирмы, более экономично.

Компания Hangzhou (18) (КНР, пров. Hangzhou City) позиционирует себя номером один на рынке Китая. Это чисто китайское предприятие основано в 1956 г. и приватизировано в 2000-м. Здесь выпускают фронтальные противовесные погрузчики с электроприводом и ДВС, управляемое с помощью поворотной рукоятки оборудование, ручные гидравлические вилочные тележки и мобильные подъемные столы ножничного типа. Их комплектуют компонентами Nissan, Isuzu и Danaber. Производство сертифицировано по ISO 9001 и 14001. Бизнес компании явно на подъеме: недавно введен в эксплуатацию сборочный цех площадью 15 тыс. м2, построенный в целях увеличения производственных мощностей до 30 тыс. ед. техники в год.

История южнокорейского концерна Hyundai Heavy Industries (HHI) (19) началась в 1972 г. в небольшой рыбацкой деревне, когда там открыли судоверфь. Сегодня HHI является самым крупным судостроителем в мире. Заявленный на 2005 г. суммарный оборот в 10 165 млрд. южнокорейских вон был превышен и достиг 10 354 млрд. южнокорейских вон (8742 млн. евро). Чистая прибыль составила 183,3 млрд. южнокорейских вон. HHI имеет шесть дивизионов, и один из них, которой занимается в том числе и напольным транспортом, называется Сonstructon Equipment. Увеличение цен на сталь при росте воны создает для компании трудности на рынках Южной Кореи и Китая, поэтому основное ее внимание сосредоточено на повышении производительности и внедрении программы по снижению расходов.

Котирующаяся на бирже финская фирма Rocla Oyj (20) со штаб-квартирой в Jrvenр (недалеко от Хельсинки) конструирует, изготавливает и продает только электроприводную технику, а также работающие без участия оператора автоматизированные транспортные системы (AGV). Чистый консолидированный оборот компании несколько поднялся (на 5%) и достиг значения 96,6 млн. евро, а чистая прибыль немного снизилась (до 3,1 млн. евро). Из этой суммы был отнят оборот ручных гидравлических тележек, который определялся по данным предыдущего года. В результате оборот компании по приводному транспортному оборудованию составил 96 млн. евро.

Компания Tailift Mechanical Equipment Co., Ltd. (КНР) (21) расположена в тайваньском Nantou и входит в Tailift Group. Согласно информации ее Интернет-сайта, фирма выпускает дизельные погрузчики г/п до 5 т, электропогрузчики г/п до 3 т, специальные погрузчики для перевалки контейнеров и электроштабелеры для узких проездов. Фирма W. Krner из Gross Schwlper, которая занимается поставкой этого оборудования в Германию, сообщила, что оборот Tailift по приводному напольному транспорту вырос на 7 млн. евро и достиг более чем 78 млн. евро, а производитель получил прибыль.

Фирма SMV (Маркарид, Швеция), специализирующаяся на производстве тяжелых вилочных погрузчиков и ричстакеров, от перехода в 2004 г. в состав финского изготовителя кранов KCI Konecranes (в настоящее время – Konecranes), кажется, выиграла. С 1 сентября 2006 г. она сменила прежнее название на Konecranes Lifttrucks АВ (22). Компания смогла значительно увеличить оборот: его рост в отчетном году составил свыше 35%, а итоговая цифра достигла 65,2 млн. евро. Была также получена прибыль. Уже имеющийся портфель заказов позволяет компании не менее успешно завершить 2006 г. и заняться созданием новых моделей.

Комментировать деятельность Теrех Corporation (США) (23) сложно. Эта крупная североамериканская фирма, которая выпускает 28 марок техники, не публикует данные о своей финансовой деятельности, поэтому в отчетном году оценки результатов ее работы велись на основе информации из Internet. Там имелся общий обзор по оборотам компании за последние пять лет, значения которых сильно отличаются от данных, переданных редакции DHF ранее. Итак, на 2005 хозяйственный год корпорация показала чистый оборот 6380,4 млн. USD и оценивает долю оборота в секторе подъемно-транспортного оборудования для складирования грузов, в том числе контейнеров, в 1% (в 2004-м было 3%). Оборот для приводного напольного транспорта исходя из этого составляет 63,8 млн. USD (54 млн. евро) – это значение и взято для таблицы (см. «СиТ» № 3). Информация о прибыли компании в этом секторе отсутствовала.

Ирландская фирма Combilift (24), специализирующаяся на выпуске вилочных погрузчиков, способных передвигаться во всех направлениях, в 2004 г. увеличила оборот на 57%, а в отчетном году рост был не столь большим, но впечатляющим – 29% и составил 53 млн. евро. Компания, как и многие последние годы, вновь сработала с прибылью. Из специализированного оборудования для работы с длинномерными материалами компания 94% экспортирует более чем в 45 стран. Высокий спрос на эту технику и постоянное расширение ассортимента вызвало необходимость построить еще одно заводское здание в Монагане, его сдали в эксплуатацию в июне 2006 г.

Компания Swetruck АB (Швеция) (25), специализирующаяся на производстве тяжелых погрузчиков, в том числе для обработки контейнеров, за время своего существования (c 1977 г.) изготовила и поставила примерно 4000 ед. техники г/п до 52 т более чем в 80 стран. В отчетном году на основном предприятии работали 210 чел., а оборот фирмы достиг 450,7 млн. шведских крон (49 млн. евро). По этим значениям становится понятно, как важно использовать данные в национальной валюте: если оборот, выраженный в шведских кронах, увеличился, то цифра в евро из-за колеблющегося курса валют, напротив, создает впечатление его снижения. Начиная с 1981 г. компания через собственную немецкую фирму по сбыту, которой в прошлом году исполнилось 25 лет, продала в Германии 850 ед. техники, в Австрии – 40 ед. и в Швейцарии – 27 ед.

Фирма DanTruck-Heden Lifttruck A/S (Дания) (26) возникла от слияния в 2000 г. двух прежних конкурентов на местном рынке – компаний DanTruck и Heden. Обе были основаны в начале 1960-х гг. В настоящее время предприятие выпускает погрузчики с дизельным и газовым приводом, в ее штате – 184 сотрудника. Благодаря небольшим размерам и связанной с этим гибкостью техпроцессов особое внимание здесь уделяют индивидуальным решениям для специфических требований клиентов. Котирующийся на бирже Копенгагена поставщик напольного транспорта достиг годового оборота 299,94 млн. датских крон, что соответствует росту почти на 7%. Прибыль в 2005 г. составила 2,11 млн. датских крон. Примерно 85% всей продукции поставляется за границу.

Группе DanTruck-Heden принадлежит NettoTruck A/S, которая продает недорогие вилочные погрузчики и другую продукцию фирм-партнеров с Дальнего Востока по всей Скандинавии. В настоящее время у нее существуют договоренности о поставках с китайским изготовителем погрузчиков Hangzhou и корейским Hyundai.

Основным занятием Hubtex Maschinenbau GmbH & Co. KG (Фулда, ФРГ) (27), которая в 2006 г. отметила 25 лет со дня основания, являются разработка и выпуск спецсредств напольного транспорта, боковых погрузчиков и спецоборудования для обработки тяжелых и габаритных грузов. В 2004 г. фирма вложила средства в изготовителя напольного транспорта компанию Genkinger, а еще год спустя – в Schulte-Henke – предприятие, выпускающее навесное оборудование. Группа компаний насчитывает примерно 500 сотрудников, включая широкую торговую сеть и пайщиков, имеет около 60 представительств и 8 дочерних фирм за рубежом. Оборот Hubtex – примерно 40 млн. евро, что на 3 млн. евро больше, чем в 2004 хозяйственном году. В 2005 г. компания получила прибыль.

Год за годом испанская фирма Ausa (28), расположенная в Manresa недалеко от Барселоны, сообщает о положительных достижениях. Этот производитель сумел снова увеличить оборот по грузовым автомобилям, думперам, бетономешалкам, подметальным машинам и вилочным погрузчикам примерно с 74 млн. евро в 2004 г. до почти 100 млн. евро в отчетном году. В сегменте напольного транспорта оборот увеличился с 23,3 млн. до 28,1 млн. евро и получена прибыль. В 2006 г. предприятие работало в три смены в надежде на суммарный оборот 110 млн. евро. Запланировано строительство новой фабрики.

Подразделение подъемно-транспортного оборудования фирмы Codrej & Boyce Mig. Co., Ltd. (Мумбаи, Индия) (29) новичок в списке мировых лидеров. Группа Godrеj основана в 1897 г. В Европе эта марка почти неизвестна, и компания сама обратилась в редакцию DHF, чтобы принять участие в конкурсе. Напольный транспорт предприятие начало выпускать около 40 лет назад в кооперации c Сlark и с 1999 г. экспортирует его за рубеж. Сейчас индийцы ведут поставки в 24 страны, в основном на Ближний Восток, в Южно-Азиатский регион, страны Персидского залива и Африки. В собственной стране компания имеет долю на рынке 55%.

На крупном заводе в Мумбаи, который рассчитан на выпуск более 200 ед. техники в день, производят дизельные и газовые погрузчики г/п от 1,5 до 16 т, погрузчики с электроприводом г/п 1...3 т, оборудование для складов, оборудование во взрывобезопасном исполнении и многочисленные комплектующие, например, навесное рабочее оборудование. Также фирма продает в Индии технику Crown и Manitou, уборочные машины американской марки Tennant. Производство сертифицировано по ISO 9001 и 14001. Если посмотреть на изменение показателей компании за последние пять лет, можно предположить, что ей не потребуется много времени, чтобы достичь более высоких мест в мировом рейтинге.

Чешская акционерная компания CZ Strakonice AS (Прага) (30) работает в машиностроении уже 80 лет и занимается многими сферами производственной деятельности. Примерно 80% ее продукции изготавливается для автомобильной промышленности. Средства напольного транспорта попали в номенклатуру фирмы в 1998 г., после того как в ее состав вошла Desta AS. Сегодня под маркой Desta изготавливают и продают вилочные погрузчики с электроприводом и с приводом от ДВС. По обороту чехи могли бы легко прибавить, однако тот максимум на протяжении последних пяти лет пока не достигнут. О прибыли или убытке компания ничего не сообщила.

Швейцарская фирма Stocklin (31), поставщик транспортного и складского оборудования и систем по всему миру (Dornach) является единственным представителем альпийской республики в рейтинге. Как и в 2004 г., в отчетный период поднялся и суммарный оборот фирмы, и оборот по напольному транспорту. В суммарном обороте (148 млн. швейцарских франков) напольный транспорт занимает лишь 24 млн. швейцарских франков. Если оборот по средствам напольного транспорта в 2004 г. составлял 16,2 млн. евро, то в 2005 г. – 16,7 млн. евро. Это хотя и небольшой рост, однако, учитывая, что в этом сегменте компании занято всего 70 сотрудников, вполне приемлемый.

Данные от компании Pramac Lifter S.р.А (32), как всегда, были полными и информативными. Осталась неясной лишь ситуация с прибылью. В итальянский холдинг с резиденцией в Casole d’Elsa входит четыре подразделения. Одно из них (подъемных систем) производит и продает ручные гидравлические тележки, подъемные тележки с электроприводом, ножничные и специальные подъемные тележки, а также управляемые с помощью поворотной рукоятки штабелеры с электроприводом и без него. В отчетном году выпуск приводной техники составил 6604 ед., неприводной техники – 51 759 ед. Эти цифры примерно соответствуют прошлогодним. Некоторые цифры по обороту: суммарный оборот группы Pramac – 157 млн. евро (– 51,9%), оборот сегмента подъемно-транспортного оборудования – 30 млн. евро (+3,5%), оборот по приводному оборудованию – 16 млн. евро (+6,7%). Компания активно расширяет существующие серии и занимается новыми разработками, а потому имеет хорошие виды на будущее.

Ожидания и прогнозы по обороту и прибыли итальянской компании Nuova Detas S.p.A. (33) со штатом 39 чел. на 2005 г., к сожалению, не сбылись. Из объемистой документации, которую представила фирма, следует, что в 2005 г. по погрузчикам с электроприводом и приводом от ДВС и взрывозащищенного оборудования получена выручка по обороту 14,829 млн. евро – это примерно на 5% меньше, чем за год до этого. Прибыль на этот раз составила всего 2000 евро. Остается надеяться, что фирму не постигнет судьба компании Lugli.

После того как немецкая компания Sichelschmidt (Германия) (34), специалист по взрывозащищенному напольному транспорту, завершила фазу реорганизации после банкротства и стала называться Sichelschmidt material handling solutions GmbH, о ней мало что слышно. Оборот в отчетном году поднялся до 14,7 млн. евро, по прибыли данных нет. Численность работающих сократилась со 120 чел. в 2004 г. до 50 в отчетном периоде. Эти данные оставим без комментариев.

О другой фирме, работающей в этом же направлении, Мiag (Брауншвейг, Германия) (35) кроме нескольких цифр из заполненного опросного листа можно было узнать немного нового. Годовой оборот остался почти без изменения – 13,3 млн. евро, число работающих (90) тоже. Была получена прибыль. На 2006 хозяйственный год компания ожидает небольшой рост оборота.

Итальянский поставщик Carer (36), который изготавливает и продает средства напольного транспорта только с электроприводом, в том числе и AGV-транспортное оборудование (под маркой Esacar), при неизменном числе работников имеет небольшое снижение оборота: в 2004 г. он составил 12,61 млн. евро, а в 2005 г. была названа цифра 12,15 млн. евро (в таблице данные округлены). Изменение оборота не кажется неожиданным, поскольку компания сообщила, что поступление заказов за год до этого составило лишь 11,2 млн. евро. На 2006 г. Carer также не планировала заметного роста.

За сегмент интралогистики в группе Dambach отвечает фирма Dambach Lagersуstemе GmbH Go. KG (ФРГ, Gaggenau) (37). Она занимается автоматическими стеллажными складами и комплексными автоматизированными системами, штабелерами для комплектации, четырехходовыми погрузчиками для длинномерных материалов, штабелерами высотных стеллажных складов и автоматическими штабелерами для полностью автоматизированного производства. При штате 895 сотрудников в 2005 г. группа в целом достигла оборота 130,8 млн. евро, а сегмент комплексных складских систем (162 работающих) – оборота 27 млн. евро. Оборот по средствам напольного транспорта в отчетном году по сравнению с предыдущим годом остался без изменений (12 млн. евро). По итогам года фирма получила прибыль.

Проблемы, которые в прошлом были у Genkinger-Hubtex (38) (ФРГ, Mnsingen), по заявлению самой фирмы, полностью решены. Компания выпускает складскую технику, транспортное оборудование для текстильной промышленности и спецоборудование. В текстильном секторе успех к фирме, кажется, вернулся, поскольку поставки этой продукции на растущие рынки Китая, Пакистана и Индии увеличиваются. Доля экспорта составляет от 60 до 65%. Кроме того, данные по обороту, которые компания предоставляла в прошлом – с 2001-го по 2003 г., были ошибочными: реальные цифры оказались меньше минимальной границы 10,2 млн. евро, которая является критерием для попадания в рейтинг-лист, поэтому старые цифры из таблицы убрали.

Публикуется с сокращениями и дополнениями. Перевод с немецкого Л. Цинцевича