компании из статьи

Напольный транспорт в России: год 2006-й

В. Антонов

Год 2006-й характеризовался необычайно высоким ростом спроса на подъемно-транспортное оборудование для обработки грузов на поддонах. Забегая вперед, скажем, что в России рост продаж всех типов этой техники с приводом по сравнению с 2005 г. составил 43,1%. В этом обзоре мы представляем наше видение итогов прошлого года. В виде доклада (в сокращенном варианте) он был представлен участникам 3-й Международной конференции «Подъемно-транспортное и складское оборудование – вопросы и ответы» (21 марта 2007 г., Екатеринбург). Подытожат статью ответы компании «Универсал-Спецтехника» на вопросы нашей редакции относительно итогов и тенденций развития рынка.

Оценить российский рынок напольного (индустриального) транспорта сложно. Для анализа наибольший интерес представляет информация о том, кто из участников сколько единиц техники продал и какова его доля на рынке. За рубежом эти сведения обычно собирают и публикуют специализированные журналы, получая их непосредственно от фирм-производителей – это гарантирует достоверность и точность информации. Однако даже у таких изданий обработка данных по разным причинам (например, из-за того, что хозяйственный отчетный год в разных странах не совпадает с календарным) занимает много времени. Потому обзоры сильно запаздывают по времени: так, немецкий журнал DHF в декабре каждого года печатает рейтинг лучших производителей напольного транспорта за прошедший год. В двух предыдущих номерах нашего журнала мы опубликовали такой рейтинг и комментарии к нему о состоянии этого сегмента мирового рынка в 2005 г.

К сожалению, в силу особенностей нашей страны получить от продавцов и привести какие-либо конкретные и достоверные цифры по объемам продаж указанной техники невозможно. Подавляющее большинство компаний тщательно скрывают их, считая, что такие данные составляют коммерческую тайну. Разумеется, их можно понять. Как сказал еще двести лет назад кто-то из Ротшильдов, после того как к состоянию семьи добавилось 40 миллионов фунтов стерлингов: кто владеет информацией – тот владеет миром. Однако если продавцы дают свою оценку рынка и конкурентов, то неискушенному покупателю, для которого, в частности, и издается наш журнал, сделать ее самостоятельно довольно трудно. Конечно, мы проводим собственный анализ того, кто и сколько продает, но за его точность ручаться не можем.

Несколько прояснить ситуацию могла бы статистика, которую собирает российская таможенная служба, однако РТС официально публикует сводные данные по импорту из разных стран по двум кодам товарной номенклатуры ВЭД, которые относятся лишь к вилочным погрузчикам с противовесом. По этой
информации невозможно определить ни долю каждой марки импортируемой техники, ни как-либо разделить цифры импорта новых и старых машин. Кроме того, даже эти данные нельзя считать достоверными, поскольку есть основания предполагать, что погрузочная техника может ввозиться в нашу страну и под другими кодами.
Тем не менее мы все же сделали некоторую оценку российского рынка погрузочной техники для склада в 2006 г., но сначала несколько слов нужно сказать о развитии мирового рынка напольного транспорта за этот период. Оговоримся только, что все оценки, которые будут даны ниже, относятся к новому напольному транспорту с приводом.

На мировом рынке

В последние два года мировой экономике удалось окончательно выйти из кризиса, пик которого пришелся на 2001–2002 гг., и освободиться от его последствий. Спрос во всех географических регионах стал расти, и, значит, производящие и торгующие предприятия опять получили возможность приобретать новое и более производительное подъемно-транспортное оборудование, а производители техники – заниматься обновлением модельных рядов. Таким образом, 2006 год ведущие эксперты рынка оценили как успешный. В области производства напольного транспорта многие компании достигли рекордных показателей. Согласно мировой статистике World Industrial Truck Statistics (WITS), которая объединяет данные, полученные от шести региональных ассоциаций – европейской, японской, американской, китайской, корейской и бразильской, в 2006 г. в Европе было продано около 346 тыс. ед. приводного напольного транспорта и рост продаж по региону в целом в сравнении с 2005 г. составил 15,4%.

Это превысило все прогнозы, однако такому росту европейский рынок обязан прежде всего его восточной части. Рост экономики здесь оказался значительно выше, чем в Западной Европе, соответственно и продажи техники здесь выросли значительно больше. Как видно из таблицы, в этом регионе продажи составили примерно общеевропейских продаж, но средний их рост составляет 36%.

Азиатский рынок тоже существенно изменился. Как и предсказывали раньше многие аналитики, объем рынка напольного транспорта Китая в ушедшем году был больше, чем в Японии. Согласно статистике Ассоциации машиностроителей Китая (China Construction Machinery Association, ССMA), общее количество напольного транспорта, проданного в Китае в 2006 г., составило 106 669 ед. Из них 83 595 ед. (78,3%) пришлось на долю противовесных погрузчиков с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), 14 447 ед. – на долю противовесных электропогрузчиков, 8427 ед. – внутрискладская техника.

За этот же период в Японии спрос на напольный транспорт был ниже, чем в остальных крупных регионах мира: по оценкам WITS здесь продано 88 419 ед. напольного транспорта. Потребление увеличилось во всех сегментах этого рынка, в основном благодаря значительным инвестициям в частном секторе японской промышленности. По сравнению с 2005 г. продажи противовесных вилочных погрузчиков с двигателями внутреннего сгорания выросли на 3% и достигли 44 627 ед., вилочных электропогрузчков с противовесом – на 9% (20 839 ед.), узкопроходной техники с электроприводом – на 9,4% (18 129 ед.), сопровождаемых пешим оператором электротележек и электроштабелеров – на 5,2% (4824 ед.). Японская Ассоциация производителей напольного транспорта JIVA предсказывает, что в 2007 г. внутренний рынок этой техники в стране практически не будет расти.

По данным ССMA, самым большим в мире остается рынок напольного транспорта США – здесь в 2006 г. продано около 200 тыс. ед. этой техники (эта цифра хорошо согласуется с прогнозами, которые прозвучали в докладах участников конференции президентов Ассоциаций промышленного транспорта*).
Приведенные данные, скорее всего, не являются окончательными и еще будут уточняться.

Ситуация в России

Теперь перейдем к нашей стране. Сначала поговорим об импорте, который и формирует этот рынок. зарубежные эксперты единодушно отмечают, что в области напольного транспорта Россия является наиболее динамично развивающейся страной из всех государств Восточной Европы. Как видим, общий рост импорта в Россию выше, чем по Восточной Европе в целом и составляет около 43%. Объем ввезенного в страну напольного транспорта составил около 17 тыс. ед. техники: это примерно вдвое больше, чем аналогичный рынок Польши, где были самые большие продажи в Восточной Европе, значительно превышает потребление в Бельгии (11 тыс. ед.) и Нидерландах (14,1 тыс. ед.). Эти цифры свидетельствуют, что относительный рост потребления напольного транспорта в России в прошлом году был не меньше, чем в такой динамично развивающейся стране, как Китай. Согласитесь, Россия становится таким же привлекательным рынком в отношении напольного транспорта, как и КНР.

Несколько слов о российских производителях. Их по-прежнему немного, и изготавливают они только вилочные погрузчики с противовесом. Вместе с тем «Тверской экскаватор» сообщил об увеличении продаж в 2006 г. модели ВП-05 на 102% (до 400 ед.), а общее производство новых отечественных погрузчиков в 2006 г., по нашим оценкам, выросло, но вряд ли превысило 1300...1600 машин. Таким образом, весь российский рынок нового приводного напольного транспорта можно оценить примерно в 19 тыс. ед. К сожалению, для такой большой страны, как Россия, этого явно недостаточно. Общая доля потребления в России по сравнению со всем рынком пока не так велика. Если суммировать приведенные выше данные по разным регионам мира, то мировой рынок приводного напольного транспорта в 2006 г. можно оценить примерно в 850 тыс. ед. Интересно, что, когда статья была полностью готова к печати, мы получили данные по продажам на мировом рынке в 2006 г. из годового отчета компании Jungheinrich. В них приведена цифра, практически совпадающая с нашими оценками: 855 тыс. ед. Легко подсчитать, что доля России на мировом рынке – а это не более 2,5% – выросла, но пока ее нельзя назвать значительной. К сожалению, такой уровень потребления никак не соответствует ни размерам Российской Федерации, ни численности ее населения. Чтобы понять это, достаточно сопоставить объемы реализации техники в Китае и в России: в нашей стране они в пять раз ниже.

Итак, в нашей стране, как и в мире, существует два сегмента рынка индустриального транспорта – противовесные вилочные погрузчики и внутрискладская техника. Состав их игроков несколько различается.
Наиболее востребованы в России противовесные вилочные погрузчики с ДВС – самые универсальные машины для обработки грузов на поддонах. Рост их продаж составил 57,6%. В сегменте противовесных погрузчиков отечественные потребители отдают предпочтение маркам азиатского производства, прежде всего японским.

При этом доля каждой компании на нашем рынке вовсе не соответствует и не коррелирует с той долей, которую компании имеют на мировом или региональных рынках. Европейская техника у нас менее востребована, поскольку, как правило, больше начинена электроникой и дороже. Лидеры в этом сегменте – те же, что и в 2005 г.: более половины всех проданных погрузчиков – японских марок (общий импорт японских погрузчиков – примерно 6750 ед.). Вот данные по импорту машин некоторых марок из Японии в Россию за 2006 г.: лидером рынка противовесных погрузчиков является марка Komatsu (компания «Универсал-Спецтехника») – 2779 ед., далее следуют популярные у нас бренды Toyota (1829 ед.), ТСМ (1105 ед.), Mitsubishi, Nissan, Nichiyu. Из погрузчиков всех классов наибольшим спросом пользовались модели с двигателем внутреннего сгорания г/п 1,5 т: так, например, только из Японии в Россию было поставлено 1699 газобензиновых и 1967 дизельных погрузчиков. Из других широко распространенных в России азиатских марок можно назвать погрузчики Daewoo (Юж. Корея) и Heli (Китай).

Возрастает «давление» на этот сегмент рынка со стороны недорогой техники: только в 2006 г. в нашей стране появились погрузчики таких марок, как Tailift (Тайвань), китайские JAC и Dalian. Кстати, среди событий прошлого года надо выделить одно: на базе нижегородского предприятия «Волжский Погрузчик» началась сборка противовесных погрузчиков тайваньской фирмы Tailift. Пока машин выпущено не так много, но до конца года руководство компании планирует изготовить 1200...1000 ед. этой техники. В свою очередь в связи с вступлением Болгарии в Евросоюз в прошлом году, как сообщили нам некоторые участники рынка, отмечались некоторые проблемы с поставками болгарской техники и запчастей к ней.

В сегменте внутрискладской техники положение несколько иное. Как известно, в России ее вообще не производят, а ключевые позиции на нашем рынке занимают немецкие и шведские компании. Общее количество импорта – всего около 4500 ед., но рост продаж по сравнению с 2005 г. также внушительный – 23,4%. Наибольшим спросом в этом сегменте пользуется недорогая техника с поворотной рукояткой, управляемая пешим оператором (за год ее реализовано около 3,5 тыс. ед.). Конкретные данные по компаниям мы не станем называть, отметим лишь, что наиболее распространено оборудование фирмы ВТ (Швеция), несколько лет назад вошедшей в концерн Toyota, известных немецких фирм Jungheinrich, Still и Linde, оборудование марок Mitsubishi и Rocla, которое хотя несколько различается и конструктивно, и по дизайну, но производят его на одном заводе в Нидерландах. Все эти компании поставляют полный спектр оборудования для погрузочно-разгрузочных операций на складе. Как уже сказано, в этом сегменте продажи также растут весьма активно. Например, одна из компаний, начавшая продвигать очень известный в мире бренд, не так давно сообщила нам в частной беседе, что
за прошлый год смогла увеличить объемы продаж в два раза.

Что же вызвало такой рост продаж?

В нашей стране вилочные погрузчики были востребованы всегда. Рынок и сейчас далек от насыщения. Напомню, что в лучшие годы существования СССР и стран СЭВ в Россию из Болгарии ежегодно ввозили по 100 тыс. и более вилочных погрузчиков. Конечно, основная причина увеличения продаж напольного транспорта – рост экономики России в целом. Однако, по оценкам, рост ВВП в России в 2006 г. составил всего около 6%, что лишь немногим больше, чем в 2005 г. (5,3%).

Конечно, строятся новые промышленные предприятия, расширяются существующие, и всем нужны склады, а значит, и погрузочная техника. Но все-таки увеличение продаж, особенно внутрискладской техники, на мой взгляд, следует в значительнй мере связать с интенсивным развитием предприятий, производящих товары народного потребления, а также, что немаловажно, с расширением деятельности розничных торговых сетей и логистических компаний, так называемых 3PL-операторов, которые оказывают профессиональные услуги по складированию, упаковке и транспортировке грузов. Таким компаниям нужны склады классов А и В и современные технологии обработки грузов, а значит, и высокоэффективное, профессиональное оборудование для погрузочно-разгрузочных операций. Появление в нашей стране зарубежной розничной сети или производителя невозможно, если предварительно для него или им самим не будет построен современный логистический терминал. Наиболее активно растут такие предприятия в крупных городах России.

По единодушному мнению участников рынка коммерческой недвижимости, 2006 г. стал для них переломным. Объем сданных в эксплуатацию складов классов А и В только в Подмосковье увеличился на 470...500 тыс. м2, что в 2 раза больше, чем в 2005 г. Инвестиции в складскую недвижимость резко возрастают. Этот рынок становится более привлекательным для крупных зарубежных девелоперов и инвестиционных фондов.

Что ожидает рынок в 2007 году?

Предварительные прогнозы развития мирового рынка индустриального транспорта на 2007 г. уже есть: он будет продолжать расти, и, например, концерн Jungheinrich оценивает его объем в 910 тыс. ед. подъемно-транспортной техники. Можно ожидать, что и в нашей стране рост продаж будет не меньше, а скорее всего, даже больше, чем в 2006 г. По экспертным оценкам, рост ВВП в России уже в первом квартале был выше, чем за тот же период прошлого года, и составил 7,9%. Некоторые компании-поставщики, основываясь на итогах первых месяцев этого года, рассчитывают удвоить продажи. Основания для таких позитивных заявлений есть. Как декларируют инвесторы, в ближайшее время только в Подмосковье начнется поэтапное строительство в общей сложности 4 млн. м2 площадей складов класса А! Реализация многих проектов уже началась. К сожалению, при возведении зданий, особенно в ближайшем Подмосковье, возникает целый ряд проблем, связанных с оформлением земельных участков, которые сдерживали раньше и, по-видимому, будут сдерживать реализацию таких проектов в ближайшем будущем.

В прошлом году наметилась еще одна позитивная тенденция. Если верить обзору компании RBC Research, произошел перелом в отношении к российскому рынку со стороны западных компаний – производителей бытовой техники, электроники, сотовых телефонов. Импорт товаров, организованный самими производителями, становится гарантией защиты от подделок и скандалов, связанных с конфискацией и проверками дистрибьюторов таможенными органами, масштабы которых в последний год резко увеличились. А мы знаем, насколько важна крупным фирмам собственная репутация. В прошлом году в Подмосковье уже открыли свои склады Xerox, Samsung и LG. Заявили об организации собственных распределительных центров Motorola, Acer и другие крупные компании. Это говорит о том, что спрос на подъемно-транспортную технику в 2007 г. будет устойчиво расти.

Вполне логично будет дополнить обзор мнением продавцов техники, поэтому с просьбой дать соответствующие комментарии мы обратились к самому крупному в России поставщику – компании «Универсал-Спецтехника». Интервью о тенденциях и состоянии российского рынка дал нашему журналу директор по маркетингу и развитию компании «Универсал-Спецтехника» Алексей Горбач.

• Алексей, насколько, по вашим оценкам, вырос рынок напольного транспорта в России в 2006 году по сравнению с 2005-м?

– Отечественный рынок напольного транспорта за этот период увеличился значительно: по той информации, которой мы располагаем, прирост составил около 50%.

С чем это связано и произошли ли в прошлом году какие-либо коренные изменения в структуре потребления техники?

– Такая высокая динамика связана с ростом промышленности и объемов строительства в России, а также с увеличением спроса на оборудование в таких сферах деятельности, как логистика и распределение. При этом достаточно большое количество потребителей подъемно-транспортного оборудования мы видим во всех отраслях.

Можете ли вы назвать десять марок, которые занимают лидирующее положение на отечественном рынке напольного транспорта?

– Марками, лидирующими на этом рынке в России, по нашим данным, являются в порядке убывания объемов продаж Komatsu, Toyota, Jungheinrich, BT, Mitsubishi, ТСМ, Daewoo, Still, Nissan и Linde. Оценка велась по новой технике с приводом от двигателя внутреннего сгорания и электроприводом (электропогрузчики, электроштабелеры, ричтраки, тележки с электроприводом и т. д.). В целом эта десятка занимает около 74% рынка. Степень успешности продаж и рост популярности каждой из марок на российском рынке напольного транспорта определяют такие факторы, как качество продукта, его грамотное позиционирование на рынке, а также высокий уровень сервиса и широкая дилерская сеть. Что касается успехов конкретных поставщиков, по той информации, которой мы располагаем, значительный шаг вперед в прошлом году сделали такие компании, как «Универсал-Спецтехника», Jungheinrich, «Тракресурс».

Какие факторы являются первостепенными для покупателя при выборе техники той или иной марки?

– По нашему мнению, наиболее важным при выборе техники того или иного поставщика является (в порядке убывания) наличие у него хорошей сервисной базы, соотношение цена/ качество техники, доверие к бренду, доверие к продавцу, большой гарантийный срок обслуживания.

Насколько выросли продажи вашей компании в 2006 году и что этому способствовало?

– Продажи компании в 2006 году по сравнению с 2005-м увеличились на 58%. Правильно выбранная стратегия развития, разветвленная дилерская сеть и качественное обслуживание техники позволили компании «Универсал-Спецтехника» достичь стабильных экономических показателей и высоких темпов роста.

Каковы ваши прогнозы на 2007 год? Будут ли расти продажи по стране в целом и ожидать ли значительного роста продаж в связи с активным строительством складов класса А? Может измениться состав первой десятки марок-лидеров по продажам?

– В связи с прогнозируемым ростом экономики России в целом, а также началом реализации многочисленных складских проектов можно ожидать, что нынешние темпы роста рынка напольного транспорта России сохранятся не только в 2007-м, но и в последующие четыре-пять лет. Мы считаем, что наибольший рост будет в отраслях, связанных со строительством и логистикой. Строительство складов класса А действительно даст дополнительный толчок росту продаж, и в первую очередь это касается электроприводной техники.

Наша компания к этому готова, и мы уверены в успехе новой серии электрических погрузчиков Komatsu. Что касается вопроса о смене позиций в составе первой десятки, то мы считаем, что это возможно, и видим причины этого. Однако говорить о том, какими конкретно будут эти изменения в 2007 году, считаем не вполне корректным.