Ведущие мировые поставщики оборудования для автоматизированного сбора данных в 2006 году

Рынок промышленного оборудования для автоматизированного сбора данных (automatic data capture, ADC), как показывают данные компании VDC (шт. Массачусетс, США), одного из самых авторитетных исследовательских центров в этой области, после периода стагнации в 2005 году испытывает устойчивый подъем. В прошлом году его рост составил более чем 9%, а продажи оборудования достигли 17,75 млрд. USD.

Предлагаем вниманию читателей результаты рейтинга двадцати крупнейших мировых производителей в этой области, опубликованные в журнале Modern Materials Handling (MMH) (Предыдущий рейтинг и комментарии к нему см. в статье «Ведущие мировые поставщики оборудования для автоматического сбора данных в 2005 году», «СиТ» № 11, 2006 г.). Напомним, что ADC-оборудование включает в себя переносные и стационарные устройства, просматривающие и отображающие штриховой код, принтеры штрихового кода, расходные материалы для печати штрихового кода (этикетки и др.), RFID-решения для управления цепями поставок, голосовые технологии и решения на основе мобильных компьютеров для производственных предприятий и складов.

Неожиданное снижение спроса на решения для автоматизированного сбора данных в 2005 г. снизило рост оборотов многих производителей. Прошлогоднее увеличение объемов рынка выправило положение, но еще более важным для многих компаний, работающих в этой области, стало то, что этот рост продолжится и в ближайшие годы. Так, для большинства сегментов рынка компания VDC прогнозирует ежегодные нормы роста от 6,6 до 10% вплоть до 2011 г., а RFID-сегмент, как ожидается, в течение последующих пяти лет будет расти на 31% в год.

В этом году на самой верхней позиции в рейтинге оказалась Motorola (прежде фирма Symbol Technologies, которая возглавляла списки MMH последних лет). Доход компании в сфере ADC составляет приблизительно 1,9 млрд. USD. Благодаря слияниям и приобретениям в 2006 году каждая из последующих за ней четырех компаний превзошла планку оборота в 750 млн. USD. Продажи Intermec Technologies составили почти 850 млн. USD, Danaher – 843 млн. USD, Dover Corporation – приблизительно 800 млн. USD, Zebra Technologies – около 760 млн. USD. Большую роль в этом играют процессы глобализации, однако рост доходов лидеров лишь частично объясняется слиянием компаний. Другой его причиной является постоянно увеличивающаяся потребность в решениях, которые позволяют осуществлять сбор информации в режиме реального времени по всей цепочке поставок независимо от того, в каком виде эта информация представлена.

«Одна из самых важных тенденций рынка сегодня – это то, что решения для сбора данных по сути являются полностью универсальными, – считает Дрю Натансон (Drew Nathanson), директор отдела изучения рынка ADC компании VDC. – Не имеет значения, записаны ли эти данные в штриховом коде, RFID-метке или собираются через систему голосовой связи. Выпускающиеся в настоящее время системы могут взять информацию из любого источника и отправить ее в систему управления предприятия». «Это особенно видно на примере развития RFID-решений в промышленности, – добавляет Майкл Дж. Лиард, директор исследований бесконтактных и RFID-технологий фирмы ABI Research. – RFID и другие ADC-технологии все больше проникают на новые рынки».

Собирая данные

Рейтинг ведущих изготовителей ADC-решений и аппаратных средств проводится ММН уже в шестой раз. В список попадают только те компании, которые реализуют свою продукцию в Северной Америке (в таблице указаны их общие доходы, полученные от деятельности по всему миру). В рейтинге не могут участвовать фирмы, занимающиеся перепродажей оборудования, интеграторы систем управления или другие компании, которые не производят ADC-аппаратные средства. Так как читательская аудитория журнала – это специалисты, сферой интересов которых является прежде всего управление цепями поставок, в перечень не были включены компании, деятельность которых направлена в первую очередь на решения для касс розничных магазинов или организаций непромышленной сферы, например больниц, библиотек или гостиниц. Поскольку на этом рынке работают как акционерные, так и частные компании, список компилировался на основе годовых отчетов предприятий, опросных листов и оценок таких компетентных экспертов-аналитиков промышленности, как VDC и ABI Research.

По данным Натансона, в каждом из шести сегментов рынка, за развитием которых внимательно следила VDC, в прошлом году наблюдался значительный рост. Объем сегмента стационарных сканеров, например, достиг 840,3 млн. USD и согласно прогнозам ежегодно будет расти на 6,6% вплоть до 2011 г. Продажи в сегменте ручных сканеров составили 809,2 млн. USD и каждый год станут увеличиваться на 8%. Объем рынка принтеров штрих-кода – 1,87 млрд. USD и, как ожидается, вырастет на 8,8% ежегодно, а расходных материалов было продано на сумму 7 млрд. USD (предполагаемый годовой рост – 10,1%). Объем сегмента промышленных мобильных компьютеров в прошлом году достиг 4,75 млрд. USD, а его годовой рост составит 9%.

Наконец, рынок индустриальных RFID-технологий, включая решения как для активных, так и для пассивных тегов, достиг 2,4 млрд. USD и будет расти на 31% в год. В то время как сегмент рынка RFID-аппаратных средств для пассивных меток EPC благодаря усилиям Wal-Mart и мандатам Министерства обороны США в 2006 г. вырос на внушительные 42,2%, его полный объем оценивается всего в 135 млн. USD. Таким образом, этот сегмент с наибольшим, по мнению многих экспертов, потенциалом для роста пока является самым скромным в структуре ADС-рынка.

Тенденции рынка

По мере роста рынка появляется несколько тенденций и на рынке, и в способе, которым конечные пользователи покупают и используют ADC-системы.

Слияния компаний продолжаются. Рыночная консолидация в 2006 г. продолжалась еще более активно. Безусловно, самым главным событием в этот период стало приобретение компанией Motorola за 3,8 млрд. USD фирмы Symbol Technologies. Однако эта сделка не была единственной: в прошлом году Dover купила фирму Markem; компания PSC была приобретена Datalogic (таким образом, объединились две компании, которые традиционно были в лучшей десятке по роду деятельности). Zebra
приобрела WhereNet, поставщика решений, определяющих местонахождение продукции в режиме реального времени; Sato выкупила линию по производству принтеров у Checkpoint Systems, изготовитель этикеток Avery Dennison – компанию Paxar. Еще одна новость заключается в том, что компания Denso-ID, стоящая под номером 14 в рейтинге 2006 г. (оборот 125 млн. USD), больше не может быть включена в список, так как с конца сентября уходит с североамериканского рынка.

Конвергенция технологий. До недавнего времени разработка ADC-решения производителем осуществлялась по следующей схеме: либо вы используете в устройстве один тип технологии, либо другой. Выбор технологии частично происходил исходя из конечной стоимости изделий. Некоторую роль играло и то, что производители часто использовали в разрабатываемых решениях и системах свои собственные компоненты. Сегодня все ADC-поставщики имеют открытые стандарты по всем технологиям идентификации и маркировки независимо от того, создают ли они решения в области штрихового кодирования, голосовых или RFID-технологий. В результате создается конвергенция технологий, которая позволяет конечному пользователю применять в своем бизнес-процессе большинство экологически целесообразных решений или их комбинации. «Мы ясно видим, как происходит конвергенция всех технологий автоматизированного сбора данных, что позволяет получить более точное представление о процессах, происходящих в цепочках поставок», – утверждает Лиард.

Больше функциональных возможностей за меньшие деньги. Любой человек, недавно купивший новый телевизор, знает, что современная бытовая электроника имеет больше функциональных возможностей и самую низкую стоимость, чем когда-либо прежде. Та же ситуация проявляется на ADC-рынке. Например, сегмент рынка высокопроизводительных принтеров буквально «разрушается» принтерами меньшей стоимости. «Производители говорят нам, что они имели нескольких пользователей, которые предпочитают покупать три принтера средней производительности вместо одной быстродействующей машины, – говорит Натансон. – Правильно распределив между ними работу, можно получить почти такие широкие функциональные возможности».

Одновременно более дешевые принтеры средней производительности теряют свою долю на рынке за счет появления улучшенных принтеров более низкого уровня. «Исторически сложилось так, что принтеры стоимостью около 200 USD недостаточно широко использовались в промышленности, – утверждает Натансон. – Теперь эта ситуация меняется».

RFID принятие продолжается. RFID-рынок продолжает расти, несмотря на то, что внедрение этих решений в цепочках поставок розничных сетей идет медленней, чем ожидалось. «Уже сейчас RFID-решения находят все новые и новые области для успешного применения, – говорит Лиард. – Мы видим, что решения, использующие пассивные и активные технологии, представляют ценность не только для наблюдения за продукцией или сырьем на разных этапах цепочки поставок, но могут использоваться с целью повышения сохранности некоторых изделий, например драгоценностей, на разных этапах их изготовления и мониторинга их состояния с помощью датчиков. Хорошие перспективы имеет не только RFID. Мы также видим большие возможности такой технологии, как двумерное штриховое кодирование. Ежегодный рост этого сегмента оборудования составляет примерно 20%, и оно все более широко применяется при маркировке различных компонентов, в государственных учреждениях, на предприятиях автомобильной и нефтегазовой промышленности».