компании из статьи

Лучшие складские операторы Северной Америки в 2007 году

Согласно данным ProLogis, девелоперской компании, специализирующейся на недвижимости промышленного назначения, полная площадь складских помещений в Соединенных Штатах на сегодняшний день составляет более 5 млрд. кв. футов. Приблизительно 1,25 млрд. кв. футов из них – это коммерческие складские помещения, т. е. доступные для общего пользования (согласно оценкам фирмы Armstrong & Associates, оказывающей консалтинговые услуги в области логистики, эта площадь более чем 20 тыс. футбольных полей).

Место на коммерческих складах может быть очень просто арендовано для краткосрочного использования по цене, указанной в прейскуранте склада. Однако часть таких помещений обычно уже используется логистическими 3PL-провайдерами, которые предлагают долгосрочные контракты по складированию грузов в комплексе с управлением их транспортировкой и некоторыми услугами по добавленной стоимости. Еще одна часть складов имеет помещения, где поддерживается определенная температура: как правило, это необходимо для хранения продовольственных скоропортящихся продуктов.

В настоящей статье, опубликованной известным американским журналом Modern Materials Handling (MMH), приведен рейтинг наиболее крупных предприятий Северной Америки, специализирующихся в этих областях деятельности. (Результаты аналогичного рейтинга MMH за 2006 г. представлены в статье «Складская логистика и дистрибуция в Северной Америке», «СиТ», № 12, 2006 г.)Ранее рейтинги ММН включали в себя также и список 20 крупнейших частных дистрибьюторских складов, но в этом году, в связи с тем что точная и достоверная информация относительно используемых ими площадей стала практически недоступной, подготовить его не представилось возможным. Напомним, что 3PL-компании были оценены в соответствии с тем количеством площадей под складирование, которое они имеют в этом регионе, т. е. в США, Канаде и Мексике. Эти данные предоставлены фирмой Armstrong & Associates.

Оценка деятельности логистических операторов показывает, что лидером 3PL-рынка является компания DHL & Exel Supply Chain. Как и в 2005 г., по имеющимся площадям хранения она более чем в 2 раза превосходит своего ближайшего конкурента. Фирма Americold Logistics также сохранила первенство в сегменте рефрижераторных складов, однако ситуация в этом бизнесе, похоже, угрожает позиции безусловного лидера, которое она занимала длительное время.

Рынок логистических провайдеров

Процессы слияния и приобретения компаний, которые определяли ситуацию на североамериканском рынке логистических операторов в 2006 г., продолжают формировать его и сегодня. Так, 26 млн. кв. футов, используемых компанией CEVA Logistics, представляют собой терминалы, прежде принадлежащие TNT Logistics (номер 12 в 2005 г.) и EGL (номер 15 в 2005 г.). Еще осенью прошлого года частная акционерная фирма выкупила компанию TNT Logistics и переименовала ее в CEVA Logistics. Чуть позже эта же фирма приобрела еще одного провайдера – компанию EGL и этим летом включила ее в состав CEVA, создав группу, достаточно крупную, чтобы занять 5-е место в рейтинге ММН.

Внушительный рост фирмы Jacobson Co. также является результатом частных инвестиций. Jacobson была выкуплена акционерной компанией в 2004 г. и после этого начала быстро расти за счет вливания в нее новых предприятий. В списке ММН Jacobson появилась два года назад под номером 20, но уже в прошлом году выдвинулась на 11-ю позицию. В рейтинге этого года она занимает 7-е место благодаря недавним новым приобретениям складов в таких городах, как Феникс и Атланта. Летом этого года Jacobson перешла в руки другой частной акционерной фирмы. Под номером 12 в рейтинге этого года стоят сразу две канадские компании – Atlas Cold Storage, которая специализируется на рефрижераторном хранении, и Versaсold. Обе были куплены исландской транспортной компанией Eimskip. Пока Eimskip позиционирует эти фирмы как отдельные виды коммерческой деятельности, но Armstrong & Associates решили объединить их в своих оценках, поскольку они принадлежат одному владельцу.

Президент Armstrong & Associates Дик Армстронг (Dick Armstrong) считает, что и в дальнейшем на рынке 3PL-услуг процессы объединения и приобретения компаний продолжатся, но предсказывает, что положение дел несколько изменится. Банковский кризис и его непредвиденные последствия, ставшие осенью этого года доминирующим лейтмотивом заголовков большинства финансовых изданий, опорожнили кошельки многих частных акционерных компаний. С уходом «денежных мешков» с рынка цены на 3PL-компании станут более разумными, и те фирмы, которые до этого не поддерживали сторонние инвестиции, смогут наконец позволить себе приобретать складские площади конкурентов.

Армстронг, отвечая на вопросы о других тенденциях этого рынка, отметил, что в сегменте 3PL-логистики ожидается феноменально высокий для последних лет рост (в последние годы этот рынок развивался несколько медленней по сравнению с другими отраслями экономики Северной Америки), хотя он и будет выражаться не двузначным числом, а всего одной цифрой.

Операторы рефрижераторных складов

По мнению Армстронга, некоторое замедление в росте объемов хранения и движения грузов действительно наблюдается, однако оно не затрагивает операторов коммерческих складов-рефрижераторов. Билл Гудзон (Bill Hudson), президент и Генеральный директор Международной ассоциации рефрижераторных складов (IARW), считает, что фактически объемы производства охлажденных и замороженных изделий продолжают увеличиваться. «Мы не слышим от членов нашей ассоциации, что их бизнес развивается недостаточно быстро или что у них есть такие проблемы, как незаполненные склады. Все больше изготовителей, дистрибьюторов и управляющих фирм передают на хранение свою продукцию, да и всю логистику в целом 3PL-операторам. Это происходит потому, что эти компании предпочитают сосредоточивать свои усилия на производстве и продаже холодных и замороженных изделий, а не на их хранении и отгрузке». Передача не основной своей деятельности на аутсорсинг – это, конечно, общая деловая тенденция во всем мире, но стимул к ней у предприятий, которые нуждаются в низкотемпературном хранении продукции, особенно силен, ведь склад-холодильник требует больших вложений как в строительство, так и в обслуживание, нуждается в специализированном оборудовании и умелом обращении, а технологии, которые в нем применяют, намного более сложные и дорогостоящие, чем на обычных складах. «Поскольку спрос на складирование в холодильниках растет, – говорит Гудзон, – этот бизнес также выходит за рамки отдельных стран и все больше приобретает международные масштабы. Мы видим, что уже есть фирмы, встраивающие его в глобальные цепи поставки.

Идеальный пример – это компания Eimskip, которая организует всемирную сеть услуг, связанных с хранением, обработкой и транспортировкой охлажденных или замороженных товаров. В настоящее время она имеет офисы и филиалы в 15 странах Европы, Северной Америки и Азии, включая самый большой склад-холодильник из всех расположенных на территории Китая. Как уже отмечалось, Eimskip недавно купила две из самых крупных в Северной Америке фирм, занимающихся хранением охлажденных продуктов: Atlas Cold Storage и Versacold, соответственно номер 2 и 3 в списке операторов рефрижераторных складов. Поскольку пока эти компании работают самостоятельно, IARW решила внести их в рейтинг этого года по отдельности. Альянс Atlas Cold Storage и Versacold – самая значительная новость на рынке в этом году. Их объединенные объемы хранения фактически превосходят объемы давнего лидера отрасли AmeriCold Logistics, у которого впервые появился достойный конкурент.

Другое значительное изменение на рынке связано с ростом Conestoga Cold Storage, компании, которая раньше ни разу не появлялась в составе лучшей двадцатки рейтинга ММН, но теперь находится на 17-м месте. Conestoga Cold Storage недавно открыла новые центры обслуживания в Канаде. Большая часть успеха компании связана со значительными инвестициями в автоматизацию и новые технологии. Лэрри Лорин (Larry Laurin), президент Conestoga Cold Storage, утверждает, что компания разработала собственное мощное программное обеспечение для управления складом. Conestoga также использует автоматизированное хранение и системы исправления retrieval на двух своих складах и продолжает активно внедрять автоматизированную систему комплектации заказов.

Внушительного роста площадей в прошлом году добились компании Preferred Freezer Services (номер 5), имеющая многочисленных клиентов в отрасли производства и переработки рыбы и морепродуктов, и Inland Cold Storage, перешагнувшая с 15-го на 12-е место, которая, согласно данным Гудзона, тесно сотрудничает с крупнейшим ритейлером Wal-Mart.

Развитие бизнеса низкотемпературного хранения в Китае

Компании, имеющие рефрижераторные склады, стремясь обслуживать коммерческую деятельность своих клиентов по всему миру, вынуждены, как и многие другие предприятия, выстраивать собственные глобальные сети. Недавно некоторые крупные операторы начали вкладывать капитал в строительство и оснащение складов-холодильников в Китае. Исландская компания логистики Eimskip только что построила большой рефсклад в порту Циндао (Qingdao). Согласно заявлению представителя Swire Group, дочерней компании United States Cold Storage, этот четвертый по величине рефоператор в Северной Америке также планирует начать свою деятельность в Китае, начиная с организации охлажденного склада в южной провинции Гуандун (Guangdong). Как считает Джим Морехаус (Jim Morehouse), аналитик консалтинговой фирмы A.T. Kearney, инвестиции в такого типа проекты в Китае явно запаздывают. По его мнению, в Китае уже сформировалась значительная доля достаточно зажиточного населения, готовая употреблять продукты западного производства и вести западный образ жизни, пока необходимая для этого инфраструктура полностью отсутствует. Согласно оценкам эксперта, общий объем складов низкотемпературного хранения в Китае сейчас составляет приблизительно 250 млн. куб. футов – это менее чем 10% тех же объемов хранения в Соединенных Штатах. И большая часть их оборудована еще в 1950-е или 1960-е годы для изготовления и хранения вина.

Недостаточное количество помещений для хранения и обработки замороженной или охлажденной продукции является основным препятствием для выхода на китайский рынок крупных международных компаний, занимающихся поставками продовольствия. Это обстоятельство также заставляет серьезно опасаться за здоровье жителей страны. Однако такому же риску могут подвергнуться не только сами китайцы, но и большая часть населения всех других государств мира – гости и участники Олимпийских игр в Пекине летом 2008 г.

Согласно оценкам Морехауса, для построения в Китае надежной цепи управления поставками товаров, для которых необходимо низкотемпературное хранение, потребуется инвестиций свыше 100 млрд. USD. Как видим, сегодняшние усилия Eimskip и Swire – лишь незначительная часть огромной работы, которую потребуется провести для интеграции страны в глобальную цепь поставок такой продукции.

Перевод с английского В. Петровой