компании из статьи

Напольный транспорт Поднебесной на пути перемен

Даже самый поверхностный взгляд на масштабы и рост объемов производства машиностроительной отрасли в Китае может вызвать легкое головокружение. Официальная статистика свидетельствует, что за первую половину 2007 года страна экспортировала почти 786 тыс. ед. различной техники для подъема грузов или погрузочно-разгрузочных работ, что на 40% больше объема экспорта за тот же период 2006 года.

Цех завода Hangcha forklift truck в Гуаньчжоу

Производство напольного транспорта и его экспорт растут в КНР не менее стремительно. По данным Ассоциации машиностроительных предприятий Китая (CITA), экспорт погрузчиков и других видов индустриального транспорта в первой половине 2007 г. также увеличился на 40% по сравнению с тем же периодом 2006 г. (в 2006-м рост спроса на китайские погрузчики был меньше – приблизительно 30%). Общий экспорт только электрических погрузчиков за весь 2006 г. здесь взлетел более чем на 60%. По оценкам одного из основных изготовителей погрузчиков в стране, в 2007 г. его продажи поднимутся по крайней мере на 40% по сравнению с предшествующим годом, а другой лидер рынка предполагал продать в Китае и за его пределами за этот же период 35 тыс. ед. техники. Согласно утверждению специалистов компании E-P Equipment, эта отрасль промышленности начала развиваться в стране 13 лет назад: тогда Китай экспортировал всего лишь около 400 ед. подъемно-транспортного оборудования в год.

Самые большие изменения на китайском рынке вилочных погрузчиков произошли за прошедшие семь-восемь лет. Многие из гигантов каростроения страны концентрируют усилия на экспорте. Несмотря на то, что местная техника не так хорошо известна на мировом рынке, продавцы часто после продажи получают повторные заказы. По свидетельству Марка Ди Вито (Mark Di Vito), президента фирмы Terraquip (Конкорд, пров. Онтарио, Канада), уже первые проданные ею машины Hangcha зарекомендовали себя так хорошо, что от клиентов стали поступать новые заказы на поставку.

Повторные заказы поступили и от правительства, что само по себе является очень необычным фактом, свидетельствующим о неплохом качестве китайской техники этой марки. Начав свой бизнес в середине 2006 г. с продажи приблизительно 50 машин Hangcha, в 2007-м Terraquip продала уже более 200 погрузчиков по всей Канаде. Компания Zhejiang Hangcha Import and Export Co. в 2006 г. заявляла, что ее экспорт в 2007 г. достигнет 9 тыс. погрузчиков, между тем в 2000 г., когда это предприятие было приватизировано, она поставила всего 250 ед. Группа HYTSU к декабрю 2006-го также экспортировала свою 9-тысячную единицу техники. Компания выпускает продукцию под марками HYTSU и T&U, 95% экспортируя более чем в 70 стран мира.

E-P Equipment предполагала продать в 2007-м календарном году приблизительно 8,5 тыс. погрузчиков, а ее товарооборот должен составить около 80 млн. USD. Столь выдающийся результат (почти в два раза выше, чем за год до этого) она приписывает активному маркетингу своих ключевых изделий – электроприводных вилочных тележек и погрузчиков.

Чем же вызван такой рост производства вилочных погрузчиков? Как утверждает CITA, внутри страны потребление техники стимулируется прежде всего теми отраслями
промышленности, которые испытывают длительный рост оборотов и тесно связаны с производством продовольствия и табачных изделий, с вводом в строй новых центров логистики и складов в крупнейших городах Китая и региональных центрах. В качестве примера можно привести деятельность компании Kerry EAS Logistics, которая в октябре 2006 г. объявила об инвестировании 50 млн. RMB (6,7 млн. USD) в строительство центра логистики воздушного парка в Чэнду (Chengdu) на юго-западе Китая. Под складирование здесь предусмотрено выделить 24 тыс. м2. В ноябре 2006 г. в Ухане (Wuhan, пров. Hubei) также открыли самое крупное в Китае производство поездов и ремонтный завод, занимающие территорию в 100 га и также нуждающиеся в большом количестве погрузочных машин.

Погрузчики Heli готовы к отгрузке

В Китае работают мировые лидеры в области транспортно-логистических услуг, в частности по экспресс-доставке, которые тоже используют напольный транспорт и, расширяя деятельность, пополняют парки погрузочной техники. Так, местное подразделение DHL Global Forwarding China в настоящее время эксплуатирует 49 погрузчиков, бльшая часть которых – электроприводные модели с противовесом марок Linde, OM и Jungheinrich. В 2007 г. компания приобрела 3 ед. новой техники. В стране активно действуют также филиалы FedEx и UPS.

Другие факторы, стимулирующие рост продаж оборудования внутри страны, связаны с активной подготовкой к Олимпийским играм-2008 в Пекине и выставке World Expo, которая должна пройти в Шанхае в 2010 г. В недавно построенных и продолжающих строиться внутренних портах и гаванях также очень востребована погрузочная техника. В 2007 г. началось строительство новых причалов в Шанхае, Тяньцзине, Нинбо.

По сравнению с экспортом импорт погрузчиков в страну не столь значителен. Поставки погрузчиков и другого напольного транспорта в Китай за первые 6 месяцев 2007 г. превысили 7,3 тыс. ед., т. е. выросли на 9%. Львиную долю составили модели из Японии (почти 3 тыс. ед.), за ними по объему импорта следовала техника из Швеции, Германии, Франции и Дании.

CITA считает, что в течение второй половины 2007 г. пятью крупнейшими производителями погрузчиков с двигателем внутреннего сгорания в Китае были (по объемам продаж): Anhui Forklift Truck Group (бренд Heli), Zhejiang Hangcha Engineering Machinery Co. (бренд Hangcha), Dalian Forklift Truck Co., Tailift Co. (Qingdao, Тайвань) и Baoli Group. Погрузчикам Heli и Hangcha в совокупности принадлежит 60% рынка. За первые шесть месяцев 2007 г. в целом в стране произведено 64,2 тыс. ед. приводного напольного транспорта, что на 28% больше, чем за тот же период 2006 г. Baoli Group, расположенная в пров. Цзянсу (Jiangsu), продала 4,8 тыс. погрузчиков в 2007 г., т. е. на 40% больше, чем в 2006-м. Главный рынок этой компании – внутренний, а самые популярные из ее машин – малотоннажные погрузчики с дизельными двигателями. Техника компании используется на строительстве портов, на промышленных предприятиях, в химическом производстве и тяжелом машиностроении.

Не надо забывать, что Китай является и основным мировым производителем вилочных тележек для перевозки грузов на поддонах. По информации CITA, продажи немоторизованных (гидравлических) «рокл» в первой половине 2007 г. превысили 915 900 ед. (рост на 30% по сравнению с тем же периодом 2006 г.). Основными производителями этого оборудования во второй половине 2007 г. были Wuxi Nuoli Forklift Co.,
Ningbo Ruyi Joint Stock Co., Wuxi Great Dragon Forklift Co., Anhui Jianghuai Yinlian Heavy Machinery Co. и Anhui Heli Co.

Предприятия – производители напольного транспорта Китая развивались за счет расширения собственных производств и путем организации совместных производств с более опытными японскими или европейскими партнерами. Многие китайские производители пошли по второму пути и детально изучили конструкцию и опыт продаж успешных японских и европейских марок. Так, HYTSU Group создавала свои модели и систему сервисного обслуживания на основе информации, полученной от других изготовителей, а также обучения, которое прошли ее специалисты на предприятиях партнеров. Это позволило ей значительно усовершенствовать технологические операции. Многие дилеры говорят о том, что, кроме научных исследований, китайские изготовители обращают большое внимание на обратную связь, т. е. рекомендации, поступающие от дилеров и клиентов, по улучшению отдельных компонентов техники, поскольку у большинства из них пока нет достаточно серьезных испытательных центров, где можно было бы проверить качество выпускаемой продукции.

Изготовители стремятся оптимально выстроить и укрепить свои дилерские сети, наладить снабжение их запчастями, техническое обслуживание и ремонт машин. Ди Вито рассказывает, что многие клиенты поначалу смотрели на китайские модели со скептицизмом и долго расспрашивали об организации их сервисного обслуживания.

Однако, как только они узнавали, что технические центры дилеров имеют не только склады всех необходимых комплектующих, но и достаточно подготовленных специалистов и оборудование для диагностики, способных обеспечить постоянную готовность погрузчиков к работе, их беспокойство проходило. Есть дилеры более осторожные в своих оценках. Некоторые не покупают машины с китайскими компонентами. Один из дилеров Hangcha объяснил это тем, что не имеет опыта работы, например, с китайскими дизельными двигателями и предпочитает проверенные марки Yanmar или Cummins. При этом он, однако, добавил, что трансмиссия производства Hangcha на моделях, которые он продает, показала себя прекрасно и не получила никаких рекламаций от клиентов.

Некоторые китайские фирмы планируют разместить свои производства в других частях Азии. Hytsu считает, что в Китае есть много пригодных для этого мест. Кроме того, китайские изготовители и дилеры сейчас имеют и другие проблемы, в частности, связанные с падением американского доллара и ростом китайского юаня, что снижает конкурентоспособность местной продукции. Поэтому основной задачей большинство из них видят создание более сильных центров технической поддержки и повышение надежности техники, что возможно только в тесном сотрудничестве производителей с дилерами.

В настоящее время в Китае по крайней мере 80 производителей погрузочной техники для обработки грузов на поддонах. Конкуренция среди них постоянно обостряется, и в дальнейшем небольшим фирмам будет все трудней выжить. Некоторые неизбежно разорятся или должны будут консолидироваться с другими. Предполагается, что эти процессы будут происходить в Китае в ближайшие пять лет или около этого. Более того, Китай очень близок к тому, чтобы обогнать США как самый большой мировой рынок погрузчиков. Это открывает много возможностей для местных изготовителей, но соревнование между ними будет становиться все более жестким.

По материалам зарубежной печати подготовила В. Петрова