Мировой рынок напольного транспорта в 2006 году

Предлагаем нашим читателям очередной ежегодный рейтинг ведущих мировых производителей напольного транспорта, постоянным автором которого является дипломированный инженер и главный редактор журнала DHF (Германия) Вольфганг Дегенхард (Wolfgang Degenhard).

Возможно, данные этого обзора несколько устарели, но он интересен тем, что содержит комментарии, которые позволяют получить общее представление о состоянии отрасли, узнать об основных событиях года на рынке и перспективах его развития. Кроме того, в обзоре содержатся наиболее достоверные цифры, полученные от производителей, так что читатели, интересующиеся развитием отрасли, могут сопоставить их с информацией из других источников или публикаций на эту же тему, в том числе и в нашем издании. В предлагаемом переводе мы решили опустить описание методики составления рейтинга, поскольку она практически не изменилась. Кроме того, комментарии к рейтингу немного сокращены и дополнены свежей информацией.

Подробнее с методикой можно ознакомиться в «СиТ» № 3, 2007 г. Напомним, что последовательность расположения компаний в рейтинге базируется исключительно на их оборотах, выраженных в евро, а для участия в нем производитель должен иметь оборот не менее 10,2 млн. евро. Данный рейтинг не дает сведений о количестве единиц поставленного оборудования и об уровне квалификации изготовителя.

Годом грандиозного экономического подъема стал 2006 г., поэтому все, кто имел отношение к напольному транспортному оборудованию, действовали в обстановке особенного оживления рынка. Большинство фирм показало не менее хорошие хозяйственные результаты, чем в 2005 г., количество единиц проданного ими оборудования возросло, а прибыль увеличилась. Однако наиболее дальновидные предприятия уже готовятся к периоду спада, который неизбежно последует за ростом деловой активности.

Еще никогда в мире не разрабатывалось, изготавливалось и продавалось так много средств напольного транспорта, как в отчетном 2006 г. Причины такого бума очевидны – его вызвали рост мировой торговли в целом и стремительное развитие отрасли логистики, которая теперь не может обойтись без такой техники. За указанный период на мировой рынок поступило около 855 тыс. единиц напольного транспортного оборудования – это на 14% больше, чем год назад. Значительно вырос азиатский рынок (19%), за ним последовала Европа (16%) и Северная Америка (8%). В разных частях Европы сильно различались темпы роста: если в Восточной Европе он составил 36%, то в Западной Европе – только 13%. Наиболее динамично развивались рынки России, Польши, Украины и государств Прибалтики.

На 2007 г. эксперты уже не прогнозировали такого рекордного роста рынка. Согласно оценкам, суммарное количество произведенной во всем мире техники увеличится на 6%. Лидером, как предполагается, снова будет Азия (рост 12%). По оценкам, в Европе повышение объемов продаж техники в единицах составит от 10 до 12%, а Северную Америку ожидает примерно такой же спад спроса (–10%). Разумеется, эти прогнозы будут корректироваться, но они свидетельствуют о тенденции, которую полезно учесть изготовителям в оценках рынка.

Завершим наше краткое вступление характеристикой показателей лидера европейского рынка – Германии: по сравнению со сдержанным ростом в 2005 г. (почти 4%) в 2006 г. сбыт в стране достиг примерно 63 тыс. ед., т. е. вырос на 9%. Объем продаж нового оборудования в денежном выражении в 2006 г. увеличился еще больше и достиг примерно 1 млрд. евро, что на 15% выше аналогичного прежнего показателя. При оценке рынка по группам продукции противовесные погрузчики показали несколько больший рост как по сбыту (12%), так и по обороту (18%), чем оборудование для складов.

Аспекты рынка

Все основные факторы, которые имели значение для рынка напольного транспортного оборудования и описаны в рейтинге 2005 г., не потеряли своей актуальности и год спустя. Все большее распространение получает специализированное оборудование, которое проектируется и изготавливается для конкретных задач и условий эксплуатации. Но поскольку многие крупные фирмы не ориентированы на такие конструкции, а делают ставку на серийное оборудование (с вариантами исполнения), то такую специальную технику выпускают и обслуживают мелкие поставщики.

Просто поставлять оборудование теперь уже явно недостаточно. Это почувствовали и осознали многие производители. Все заметнее тенденция к увеличению спроса на комплексные решения, в рамках которых осуществляется выполнение всего объема работ: от первоначального планирования материальных потоков, разработки концепции, проектирования и изготовления до ввода в эксплуатацию. В подобных проектах поставщик техники зачастую становится одним из соисполнителей и разделяет общую ответственность за их выполнение. Особое значение в таких условиях приобретает наличие большого ассортимента техники, создание ориентированных на заказчика концепций сервиса, лизинга и аренды, в которых все большую роль играют низкие эксплуатационные расходы (Total Cost of Ownership, ТСО). Поскольку сервисные затраты все чаще полностью возлагаются на поставщика, оборудование становится все более простым в техническом обслуживании и надежным. Неизменной и даже возрастающей остается тенденция к увеличению объемов продаж бывших в употреблении погрузчиков. Количество напольного транспорта, продаваемого и предоставляемого клиентам в аренду, постоянно увеличивается, одновременно растет и численность оборудования, которое после истечения срока службы возвращается производителю. Такое оборудование может быть продано по привлекательным ценам и с прибылью. Кроме того, торговля подержанным оборудованием является хорошим инструментарием для проникновения на рынки, где финансовые возможности покупателей еще не столь велики. Надежная работа подержанного оборудования может стать реальной предпосылкой дальнейшей замены на новые машины той же марки.

Вступающие в соревнование и сходящие с дистанции

Благодаря реакции читателей на прежние публикации и собственным активным исследованиям мировой рейтинг-лист непрерывно меняется. На этот раз в него попали три новичка: китайская фирма Ваоli, итальянский производитель внутрискладской техники OMG и немецкая фирма Маgaziner, выпускающая высотные штабелеры для узкопроходных складов. Вероятнее всего, в будущем в него также смогут войти азиатские фирмы при условии, что они предоставят необходимую информацию о результатах своей деятельности. В список в скором времени также попадет, а точнее, возвратится итальянская фирма Lugli. Известно, что этот обанкротившийся изготовитель средств напольного транспорта будто бы был приобретен одним бывшим торговым представительством и должен продолжить работу под новым названием Lugli Factor. Зато не вернется в мировой рейтинг-лист японская
фирма Shinko, выпускавшая в основном электроприводные погрузчики. Группа компаний Shinko продала свои активы по напольному транспортному оборудованию Sumitomo NACCO, дочерней фирме группы NACCO в Японии.

Некоторые изготовители, среди них есть и достаточно солидные, дали понять, что не хотят видеть себя в рейтинг-листе: например, Fantuzzi и JСВ. К ним также относится крупная фирма Теreх (США), от которой не поступило никакого ответа на запросы редакции ММН. Поскольку оценить другим способом финансовые показатели Теreх не представляется возможным, она также была исключена из списка. Так что данный рейтинг не претендует на полноту.

Комментарии к рейтингу

Первая десятка

• Toyota Industries Corporation (TIC, Япония) (1)

Чуда не произошло: в отчетном 2006 г. компания Тоуоtа снова стала номером один среди производителей приводного напольного транспорта. Ее оборот за период с 1 апреля 2006 г. по 31 марта 2007 г. составил 767 237 млрд. иен. Правда, в эту цифру был включен квартальный оборот компании ВТ (с 1 января 2006 г. по 31 марта 2006 г.) в 64,7 млрд. иен (411,26 млн. евро). Почему в TIC не исключили из отчета это значение, непонятно, но и без него японская компания все равно осталась бы первой в отрасли.

Тем не менее обороты TIC в рейтинге были оставлены теми же, что и в отчете компании, однако одну поправку все же было необходимо сделать. Дело в том, что сектор Materials Handling Equipment компании, как и в предыдущие годы, включал помимо приводного напольного транспорта уборочные машины, колесные погрузчики, стеллажи, стеллажные штабелеры для автоматизированых складов, подъемные платформы Аichi и иное промышленное оборудование, а также ручные тележки ВТ. Чтобы исключить это оборудование, по согласованию с Тоуоtа, ее оборот был уменьшен на 0,7%. Полученный в результате продажи 193 000 изделий оборот в 761 866 млрд. иен (4843 млн. евро) вполне обеспечил TIC достойное значение роста по сравнению с предыдущим годом – 28,8%.

В целом для TIC, которая в 2006 г. отпраздновала свой 50-летний юбилей, отчетный год был очень успешным. Чистый оборот вырос на 24,7% и достиг 1 878 398 млрд. иен (11 940 млн. евро), прибыль – на 26,3% (378 млн. евро). В этой связи интересно, что прогноз фирмы, сделанный в прошлом году, был очень осторожным. Впрочем, это свойственно всем японцам.

• Кion Group (Германия) (2)

Кion Group (Висбаден) включает в себя производителей трех марок: Linde, Still и ОМ и принадлежит консорциуму финансовых инвесторов Kohlberg Kravis Roberts (KKR) и Goldman Sachs Capital Partners. Хотя ее деятельность, как и 2005 г., была успешна и в условиях сильного оживления рынка она повысила оборот до 4,020 млрд. евро (рост на 10,8%), а прибыль ЕВIТА – до 267 млн. евро, тем не менее группа оказалась еще дальше от цели. Напомним, что Кion планировала до 2011 г. обогнать лидера отрасли фирму Тоуоtа. Однако эти претензии вполне могут стать реальностью, например, за счет одного или нескольких выгодных приобретений, но пока группа ведет интенсивную подготовку к выходу на биржу.

В достижение хороших результатов в отчетном году внесли свой вклад все марки. Linde (12 531 сотрудник) увеличила оборот до 2605 млн. евро (рост на 11%), эта позитивная тенденция продолжилась и в прошлом году. Свои продажи Still (примерно 6250 сотрудников) довела до 1287 млн. евро (7,5%) – этим успехом помимо прочего фирма обязана выпуску новой серии электропогрузчиков RX. Фирма ОМ (1232 сотрудника) – лидер рынка в Италии и крупный игрок на рынках южной Европы – также очень значительно увеличила оборот: с 252 млн. евро до 305 млн. евро (на 21%). В первые два месяца 2007 г. она продолжала развиваться и смогла усилить свои позиции в Европе, особенно в ее восточной части.

Руководство группы ожидает, что мировой рынок напольного транспорта будет устойчиво расти и в ближайшем будущем, и намерено расширять свое присутствие на растущих рынках Азии, Средней и Восточной Европы и Северной Америки.

• NACCO Industries (США) (3)

На примере американского предприятия NACCO (марки Hyster и Yаlе) очень наглядно видно, какое влияние оказывает на составление рейтинга валютный курс после пересчета на евро. Если оборот этой группы в сегменте напольного транспорта по сравнению с предшествующим годом вырос ровно на 300 млн. USD и составил 2500 млн. USD, то в евро это разница составила всего 33 млн. Тем не менее подразделение NACCO Material Handling Group (NMHG) со сравнительно большим преимуществом перед Jungheinrich вновь смогло занять 3-е место. Компании, которая является № 1 среди производителей напольного транспорта в США (ее доля рынка 26%), приходилось работать в условиях растущей стоимости материалов, неблагоприятного курса доллара и спада рынка. Это вынуждает ее активнее повышать прибыльность и свою долю на рынке. Для достижения указанной цели важной мерой является снижение расходов. Этим можно объяснить то, что группа в течение 2006 г. сократила число сотрудников с 7460 до 7000. Доля компании на мировом рынке, по ее же данным, осталась без изменений (12%). Выпускаемые изделия реализуют через собственные центры продаж NACCO Wholesale (прибыль 43,7 млн. USD) и NACCO Retail (убытки 9,1 млн. USD).

В 2006 г. японский союз JIVA сообщил, что группа Shinko продала свои активы по напольному транспорту компании Sumitomo, которая является дочерней фирмой NАCCO в Японии. Оборудование Sumitomo теперь будет продаваться под обеими марками. Автоматизированные транспортные системы, работающие без водителя тяжелые транспортеры и промышленное транспортное оборудование для аэропортов и далее будут производиться группой фирм Shinko.

• Jungheinrich (Германия) (4)

В отчетном 2006 г. оборот концерна Jungheinrich (1748 млн. евро) превысил прошлогодний показатель на 6,3%. Прибыль ЕВIТ оказалась на 118 млн. евро (10,3%) выше, чем результат 2005 г. (107 млн. евро). Хотя оборот концерна по приводному напольному транспорту увеличился с 1497 млн. до 1582 млн. евро, Jungheinrich продолжает занимать четвертое место.

Однако предварительные данные о набранных на 2007 г. заказах (1676 млн. евро) и мероприятия, проводимые концерном длительное время и завершенные в 2007 г., открывают для него хорошие перспективы. В частности, были полностью изменены технологические процессы на заводах в Нордерштадте и Моосбурге. Действует программа по планированию дополнительных объемов выпуска при длительном росте рынка. Во второй половине 2006 г. введен в действие завод по обновлению бывших в эксплуатации вилочных погрузчиков в Клиппхаузене (вблизи Дрездена), благодаря которому фирма решила вопрос с растущим спросом на эту технику. Сюда возвращают подержанные погрузчики после окончания срока договоров с клиентами всех ее европейских представительств. Кроме того, Jungheinrich открыла в августе 2006 г. в Китае (близ Шанхая) свой завод, на котором собирают электротележки с подъемными вилами для регионального рынка, что позволяет снизить высокие транспортные расходы и сократить время поставки этих машин.

Таким образом, гамбургский концерн ожидает дальнейший рост прибыли с учетом того, что в секторах напольного транспорта, техники для складов и обеспечения движения материальных потоков его оборот впервые составит около 2 млрд. евро.

• Mitsubishi Heavy Industries (MHI, Япония) (5)

Не только большая японская группа Mitsubishi, но и принадлежащая ей фирма Mitsubishi Heavy Industries (MHI) производят самую разнообразную технику, например кондиционеры для зданий, станки, судовые дизели, а также напольный транспорт. В 2006 г. МНI снова удалось поднять общий оборот до 3 068 505 млн. японских иен, т. е. почти на 10%. Также сильно выросла прибыль (почти на 64%), достигшая 48 840 млн. иен (310 млн.
евро). Оборот по средствам напольного транспорта составил 1253 млн. евро (рост – на 6,5%), что позволило компании снова занять 5-е место, обогнав фирму Сrown. Однако надо отметить, что такая ситуация стала следствием неблагоприятного для доллара курса пересчета валют.

• Crown Equipment Corporation (США) (6)

С 2006 хозяйственного года Crown Equipment Corporation и Mitsubishi Heavy Industries по оборотам очень близко подошли друг к другу. Только курс пересчета валют определил, какая из фирм заняла 5-е место. В отчетном году это были японцы.

Crown смогла поднять оборот немного больше, чем на 14%. Это соответствует среднему росту прибыли на 15% в год. Фирма изготавливает только оборудование с электроприводом: тележки и штабелеры с поворотной рукояткой, площадкой или сиденьем для оператора, ричтраки, трех- и четырехколесные вилочные погрузчики, узкопроходные машины, комплектовщики. Оборот продукции, в которую входят ручные гидравлические тележки, отмеченные многочисленными премиями за дизайн, приведенный в таблице рейтинга, увеличен на 1,1%.

Развитие компании и предпринятые ею действия весьма адекватно отображают ситуацию на рынке. Повсеместно высокий спрос наблюдался главным образом в Европе, особенно в ее восточной части, поэтому активность Crown там значительно выросла. Чтобы быть представленной также и на азиатском рынке, в октябре 2006 г. компания открыла в Суцжоу (КНР) новый завод, который должен обслуживать растущее число клиентов в этом регионе.

• Cargotec Corporation (Финляндия) (7)

Каlmar (3451 сотрудник) снова успешно использовала благоприятную экономическую ситуацию и опять перепрыгнула миллиардную планку (оборот вырос с 1147 млн. до более чем 1203 млн. евро). Эта фирма, расположенная на юге Швеции, в Лидхульте, так же, как изготовитель навесных погрузчиков Hiab и поставщик морских транспортных средств МасGregor, является подразделением Саrgotec Соrporatiоn (Хельсинки). Для финской корпорации 2006 г. был
вполне успешным: ее общий оборот вырос до 2597 млн. евро (на 10,1%), а чистая прибыль – на 166 млн. евро (21,6%).

• Маnitou (Франция) (8)

Основную часть общего оборота этой французской фирмы со штаб-квартирой в Бретани, которая среди прочего выпускает мобильные подъемные рабочие платформы, дает приводной напольный транспорт, а точнее, вилочные погрузчики высокой проходимости, погрузчики с телескопической стрелой и традиционные тяжелые модели для промышленных предприятий, навесные погрузчики. Оборот компании 910,9 млн. евро почти на 136,6 млн евро, или на 18%, больше, чем в 2005 г. Хотя его рост немного меньше, чем в 2005 г., тем не менее это очень неплохой результат. Примерно так же – на 19% выросла чистая прибыль фирмы (88 млн. евро). В 2007 г. из-за позитивной экономической ситуации в мире Manitou рассчитывала на увеличение оборота и прибыли на 10%.

• Komatsu Ltd. (Япония) (9)

Японский концерн Komatsu может быть в высшей степени доволен своими экономическими показателями. С 2003 г. его доходы и чистая прибыль растут прежде всего за счет создания и продажи строительных машин. В 2006 отчетном году рост выражался двузначными числами. Увеличение оборота всего концерна составило 17,4%, или 1893,34 млрд. иен (12 035 млн. евро), рост чистого дохода – 44,1%, или более 164,6 млрд. иен (1047 млн. евро). Не столь значительно увеличился оборот за счет выпуска приводных средств напольного транспорта. По сообщению главного европейского управления Komatsu Forklift Co. (Милан), чуть более 3300 сотрудников этого сектора добились оборота в 133 822 млн. иен (851 млн. евро), что соответствует росту на 8%.

• Nissan Motor Company (Япония) (10)

Доля сегмента напольного транспорта в Nissan Motor Company сравнительно невелика. Однако погрузочная техника с логотипом компании благодаря своему качеству имеет исключительную репутацию, что отражается и на количестве проданного оборудования (31,5 тыс. ед. в отчетном году), а следовательно, и на объемах продаж. Оборот в 2006 г. по выпуску противовесных погрузчиков с разными типами приводов, штабелеров с выдвижной мачтой и промышленных тягачей составил 651 млн евро. Это почти на 3% больше, чем год назад. Результатом совместной работы японцев с фирмой Atlet АВ, начатой еще в 2002 г., стало приобретение через свое представительство в Амстердаме осенью 2007 г. 100%-ной доли этого шведского семейного предприятия. В рамках ОЕМ-партнерства Atlet и Nissan изготавливают оборудование для различных рынков Европы. Сбыт обеих марок должен осуществляться так же, как и раньше.

(Окончание следует)

Перевод Л. Цинцевича. Публикуется с сокращениями и дополнениями