компании из статьи

Некоторые вопросы обеспечения сохранности грузов на логистических терминалах

Е. Меланич, канд. юр. наук, член Ассоциации по безопасности и предотвращению транспортных потерь TLP&SA (США), председатель совета директоров группы компаний «Силтэк»

Е. Меланич










Эффективное обеспечение населения страны, ее предприятий и организаций необходимыми ресурсами требует создания хорошо налаженной разветвленной многофункциональной транспортной сети с интегрированными современными логистическими терминалами. Особо отметим, что задачи эффективного управления постоянно движущимися потоками материальных объектов в такой сети трудно решаемы

Это связано не только с технологическими сложностями самого процесса хранения/движения, но и со сложностями прогнозирования будущих потребностей потребителей, частой неготовностью производителей отгрузить товар вовремя, а также вопросами обеспечения сохранности не только количества, но и качества товаров. Так, например, нарушение температурных режимов содержания шоколада, молочных и замороженных продуктов приводит к высоким материальным и моральным потерям. Как показывает опыт, даже хорошо налаженные цепи поставок западных компаний не свободны от проблем сохранности. Так, риски их потерь только вследствие халатности и правонарушений собственного персонала могут составлять до 15% годового оборота. Ключевым фактором эффективности работы цепей поставок является грамотное решение задач управления прозрачностью и предсказуемостью технологического процесса, состоящего из множества взаимосвязанных звеньев, в том числе протекающих в рамках логистических терминалов.
Современная концепция управления безопасностью цепей поставок, к которой, собственно, и относятся вопросы сохранности, предполагает возможность планирования и моделирования изменений, а также развития таких цепей, включая их инфраструктуру, возможность заранее оценивать будущие потребности, узкие и проблемные места. Противоположностью данному подходу является ответная или реактивная система управления, при которой проблемы в системе устраняются по мере их возникновения. Здесь необходимо отметить, что первый подход экономически более оправдан, чем второй, за исключением, конечно, того случая, когда у организации нет планов долгосрочной работы на рынке.
Приведем пример небольшого перечня вопросов, которые должны быть рассмотрены при организации безопасности складского помещения. Такой список дает некоторое представление об уровне базовых знаний, которыми должен обладать специалист по безопасности.
1. Анализ:
• уязвимость помещения;
• характер хранимого товара;
• политика определения уязвимых сторон;
• тип помещений хранения;
• собственные или арендованные площади;
• обоснования по технике безопасности.
2. Месторасположение товара – виден ли товар извне?
3. Конструкция и тип строительных материалов помещения.
4. Ограничение доступа на территории, прилегающие к складскому помещению.
5. Ведутся ли работы по установке оборудования или других систем?
6. Уровень защиты от насильственного проникновения.
7. Уровень защиты от возгорания.
8. Система вентиляции.
9. Защита от проникновения огня и воды.
10. Аварийные выходы.
Цепи поставок или обеспечение нескольких звеньев поставок являются только частью функций организации и поэтому не могут рассматриваться отдельно от общей схемы ее работы в целом, а также ее партнерского места в системе организаций.
В связи с тем, что мы рассматриваем только часть цепи поставок, которая обеспечивается на логистическом терминале, оценить направление проектной работы в области обеспечения сохранности и безопасности его деятельности позволяют перечисленные ниже контрольные вопросы:
• разделены ли зоны отправки и получения товара;
• какова дистанция от склада до отделения милиции и пожарной бригады;
• составляют ли охранники отчеты о своей работе и кто проверяет эти отчеты;
• кто распределяет материальную ответственность и как осуществляется передача материальной ответственности;
• каковы способы и каналы отчетности по недостачам и кражам;
• представляется ли возможным по размеру складского помещения и сумме арендной платы понять уровень потенциальных краж;
• каким станет оборот организации через 3 года;
• какой уровень инвестиций необходим для обеспечения безопасности или наиболее эффективного функционирования деятельности.
Анализ приведенных вопросов, которые составляют очень незначительную часть специальных знаний по безопасности, показывает уровень требований к современным специалистам по предотвращению потерь, сохранности и безопасности. На наш взгляд, в современных условиях такой специалист должен занимать первые позиции в управлении организацией в связи с тем, что решаемые им задачи пронизывают все существенные производственные и торговые процессы, и он должен иметь возможность их совершенствовать.
Рассмотрим и некоторые другие важные моменты, связанные с обеспечением прозрачности и предсказуемости движения потоков материальных ценностей. Первым делом решение таких задач должно учитывать специфику существующего технологического процесса, возможностей уже применяемых информационных технологий и квалификации производственного персонала и контролеров.
Важнейшим условием прозрачности системы является распределение ответственности персонала на каждом участке технологического процесса. Ответственность работников желательно закреплять, применяя специальные технические средства, например, сигнальные устройства и индикаторы внешних воздействий. Сигнальные устройства смогут решить задачи по сохранению подлинности груза, его неприкосновенности, качества, количества и др. Индикаторы внешних воздействий помогут решить вопросы бережного обращения, соблюдения определенных температурных режимов. Постоянный мониторинг и анализ информации, представленной на сигнальных устройствах и индикаторах, даст объективную возможность выстраивания системы предупредительных мер в управлении сохранностью.
Приведем наглядный пример. Клиент постоянно предъявлял руководству логистического терминала претензии, связанные с нарушением целостности дорогостоящей посуды. Однако установка специальных индикаторов удара позволила определить, что место грубого обращения с хрупким грузом находилось вне логистического терминала. Таким образом терминал смог доказать хорошее качество своей работы.
В заключение мы еще раз хотели бы подчеркнуть важность разработки интегрированных систем управления сохранностью и обратить внимание руководителей терминалов на необходимость привлечения к этим проблемам специалистов по созданию постоянно развивающихся программ сохранности, которые позволят существенно увеличить экономическую эффективность работы терминала. Наш опыт показывает существенное увеличение прибыли организации за счет высокой отдачи на инвестиции, вложенные в данную технологию сохранности.