Штабелёры с поворотной рукояткой японских и американских производителей
(Окончание, начало в «СиТ» №1-3, 2004 г.)
Японские фирмы, в отличие от европейских производителей, почти не выпускают ведомые штабелёры. Исключение составляют две мало знакомые нашему потребителю, но весьма известные на родине компании – Nippon Yusouki Co., Ltd. (Nichiyu) и Shinko, а также знаменитый концерн Mitsubishi Heavi Industries. В России реализацией некоторых видов техники двух первых марок, преимущественно электропогрузчиков Shinko и высотных штабелёров для трехсторонней обработки груза Nichiyu, занимается компания ЗАО «Индустриальные машины». Известно, что Shinko производит несколько моделей ведомых штабелёров: классического типа грузоподъемностью от 400 кг до 1,0 т и с противовесом – без опорных консолей, грузоподъемностью 600 и 900 кг. Возможно, что фирма «Индустриальные машины» вскоре сможет представить эти модели, а также другую технику упомянутых производителей на нашем рынке. В Mitsubishi Heavi Industries производством малой складской техники занимается предприятие Mitsubishi Caterpillar Forklift Europe (MCFE), расположенное в Альмере (Нидерланды), однако это оборудование в основном предназначено для реализации на европейском рынке. Интересно, что модельный ряд Mitsubishi по конструкции и внешнему виду очень близок к производственной программе Rocla, поскольку, как мы писали ранее, львиную долю акций Rocla Oyj в свое время приобрела компания MCFA (Mitsubishi Caterpillar Forklift America).
MCFE производит пять базовых моделей штабелёров с сопровождением, классических и очень компактных за счет узкого шасси – SВP10K, SВP12K, SBР12KI, SBР16K, SВP16KI грузоподъемностью 1,0; 1,2 и 1,6 т, а также пять моделей электроштабелёров SBV12K, SBV12KI, SBV16K, SBV16KI, SBD16K г/п 1,2 и 1,6 т с площадкой для водителя и стойками ограждения. В режиме сопровождения платформа и ограждение складываются, что облегчает маневрирование на ограниченной площади или в кузове автотранспорта. Модели с индексом I имеют функцию подъема опорных вил для операций одновременно с двумя поддонами. Специально для перемещения и транспортировки сразу двух поддонов предназначена также модель SDB16K c узкой мачтой. На модели SPB16K скорость подъема-опускания вил можно регулировать, на остальных штабелёрах имеется одна фиксированная скорость подъема и две фиксированные скорости опускания.
Техника Mitsubishi отличается хорошо продуманной конструкцией. Рукоятки штабелёров приспособлены для работы и правой, и левой рукой. Тяговый двигатель с независимым возбуждением обмоток поддерживает оптимальный крутящий момент для движения, для работы насоса и достаточную для любых операций мощность. Система MOSFET обеспечивает настройку параметров скорости и торможения, адаптируя и оптимизируя модели для решения самых разных задач. Наличие системы рекуперации энергии при торможении ускоряет рабочий цикл обработки груза, продлевает время работы аккумулятора, защищает узлы от преждевременного износа. Батарею заменяют при помощи встроенной системы роликов. Степень разрядки батареи определяют с помощью индикатора: при достижении степени разрядки 80% скорость хода штабелёра ограничивается, а функция подъема блокируется, чтобы защитить от перегрева и повреждений чувствительные компоненты. Встроенное зарядное устройство, рассчитанное на напряжение 220 В, позволяет перезаряжать батареи за ночь практически в любом производственном помещении с хорошей вентиляцией. Помимо встроенного зарядного устройства в качестве опций предлагается широкий выбор вил, многофункциональный дисплей со счетчиком часов, индикатором зарядки и диагностикой отказов, вариант исполнения с расширенными опорными консолями и др. Продажи складской техники Mitsubishi в России осуществляет эксклюзивный дистрибьютор МСFE – компания «4К».
Производят самоходные штабелёры и американские фирмы. Крупнейшим производителем, занимающим лидирующее положение на рынке напольного транспорта в США, является группа компаний Nacco Materials Handling Group (NMHG), выпускающих технику двух достаточно известных в мире марок – Yale и Hyster. Многочисленные предприятия Nacco расположены не только в США, но и в Европе и Азии. Основное производство складской техники Yale сосредоточено на предприятии Yale Europe Materials Handling, расположенном в Великобритании, где марка пользуется довольно большой популярностью. Продукцию именно этого предприятия реализует в нашей стране фирма ООО «МСБ-Сервис», которая является эксклюзивным дистрибьютором Yale Europe Materials Handling в России, Белоруссии и Казахстане, а также московская компания «ТФН». Все самоходные ведомые штабелёры этой марки оснащены двигателем передвижения типа SEM, обеспечивающим высокую скорость движения (5,6...6,0 км/ч), комбинированной системой контроля работы двигателя и гидравлики Combi MOSFET, системой двойного контроля за поднятием-опусканием вил, устройствами рекуперации энергии при торможении и противоотката на уклонах. При опускании рычага управления торможение штабелёра происходит автоматически.
У четырех классических моделей Yale MS10, MS12, MS14, MS16 грузоподъемностью 1,0...1,6 т высота подъема груза составляет около 3 м. На поворотной рукоятке находится устройство двойного контроля положения вил. Особенно высокой маневренностью отличается модель MS10E (г/п 1,0 т, радиус поворота 1 441 мм) благодаря компактному приводу. Модель изготавливают в четырех вариантах с высотой подъема 1,7...3,7 м. Скорость движения моделей MS10E c грузом/ без груза 4,3/ 5,4 км/ч. Штабелёры серии MS12X, MS15X (г/п 1,2 и 1,5 т, максимальная высота подъема вил около 3 м) оснащены откидной площадкой для оператора и защитным ограждением. Благодаря комплектации двумя моторами их максимальная скорость движения может достигать 7,5 км/ч, есть также функция снижения скорости при повороте и подъеме вил. Эти же модели выпускают с опциями начального подъема вил (варианты с индексом IL) и для перевозки двух поддонов (индекс SL).
Помимо описанных моделей, Yale выпускает и три «противовесных» штабелёра (без опорных консолей) МС10, МС12 и МС15 грузоподъемностью 1,0; 1,5 и 1,5 т с высотой подъема до 3 м. Ими управляет пеший оператор, но передвигаться на них можно и стоя на стационарной площадке, расположенной между грузоподъемником и аккумулятором. Максимальная скорость движения этих машин с грузом /без груза не превышает 4,8/ 5,5 км/ч.
Hyster – очень популярный в США бренд. Об этом наш читатель может судить хотя бы по количеству мелькающих на экранах погрузчиков-«хайстеров» с этой торговой маркой, взятой крупным планом, в высокобюджетных голливудских супербоевиках. Учитывая, что даже минута «киношного» времени на Западе стоит немалых денег, можно представить себе, сколько cредств вкладывает эта фирма в рекламную кампанию. У нас до недавнего времени продавали только вилочные погрузчики этой марки, но с января прошлого года компания «Цеппелин Русланд» получила эксклюзивные права на продажу и сервисное обслуживание всей гаммы техники Hyster на территории стран СНГ. ООО «Цеппелин Русланд» является российским представительством крупнейшей торговой фирмы Zeppelin Baumaschinen GmbH, известной ранее в качестве дистрибьютора строительной техники Caterpillar в Европе.
Американский филиал Hyster практически не производит самоходных моделей, а те штабелёры, которые поставляют в нашу страну, как, впрочем, и другую технику, выпускают на двух итальянских заводах Nacco. Неудивительно, что многие модели ведомых штабелёров и внешне, и конструктивно очень похожи на аналогичные модели Yale. В частности, их, как и технику Yale, оснащают двигателем передвижения типа SEM и комбинированной системой контроля работы двигателя и гидравлики Combi MOSFET. Помимо компактной модели S1.0E (г/п 1,0 т), серий S1.0, S1.2, S1.4, S1.6 ( г/п 1,0...1,6 т) и S1.2S, S1.5S (г/п 1,25 и 1,5 т с функцией начального подъема вил), под этой маркой производят и штабелёры без опорных консолей серий S1.0C...S2.5C (г/п 1,0...2,5 т, семь базовых моделей).
В заключение обзора следует сказать, что ассортимент ведомых штабелёров, которые сегодня предлагают в нашей стране, вполне достаточен, для того чтобы выбрать нужную модель с необходимыми техническими характеристиками, ценой и качеством. Практически все основные компании-производители, за редким исключением, уже представлены на рынке России. Однако, учитывая широту ассортимента и узкую специализацию этой техники, при выборе конкретной модели рекомендуем проконсультироваться у специалистов. Благо они у нас уже есть.