Силачи из Японии. Попытка теста вилочного погрузчика в российских условиях

К. Ушанов, начальник отдела испытаний журнала «Основные Средства»

В прежние времена было модно массово посылать сотрудников предприятий, научных работников и студентов трудиться на овощные базы. Особенно отличался осенний сезон закладки продуктов полей и огородов: «плодоовощной десант» охватывал бо’льшую часть населения любого мало-мальски крупного города. Бывало, работали даже в три смены.

В те годы на складах в основном использовались электрические вилочные погрузчики. Страшно вспомнить, в каком состоянии они иногда находились: обшарпанные, с лохмотьями окиси на аккумуляторных батареях, а что удручало более всего – ежечасно ломающиеся. С моторными погрузчиками дело обстояло не лучше: краска была, как правило, только на новых машинах, а масло из гидросистемы подъемника обильно покрывало салон и даже водительское кресло. Иногда казалось, что они работают исключительно на одном честном слове. И название у них было народное и очень точное – «кара». Не важно, какого производителя, электрический или моторный, всё одно – «кара». Вот такие нерадостные воспоминания терзали нашу редакционную тест-группу, когда мы по приглашению фирмы «Универсал-Спецтехника» выехали на тест-драйв вилочных погрузчиков японской компании Komatsu.

Терзались мы напрасно, это стало понятно, как только мы подошли к складу компании – огромному ангару, заполненному разными погрузчиками. На демонстрационной площадке нас поджидали три очень симпатичные машины серии AX20 грузоподъемностью 1,5 т.

Вот такой «грузовой» рычаг привода ручного тормоза погрузчика

Несмотря на яркий трехцветный дизайн, округлыми и крепкими формами они очень напоминали борцов популярной в Японии борьбы сумо. Похожие друг на друга как близнецы-братья, модели одинаковой грузоподъемности на самом деле существенно различались, и прежде всего – двигателями и трансмиссиями.

В качестве основной модели для тест-драйва был взят погрузчик FD15T-17 с автоматической коробкой передач (КП) и дизельным двигателем Komatsu 4D92E. Самое приятное впечатление оставило рабочее место оператора (не водителя и тем более не «карщика», а именно оператора): отличное эргономическое, даже, можно сказать, ортопедическое кресло с тремя системами регулировок и боковыми поддержками подушки и спинки. На подушке дополнительно установлены рукоятки и ремень безопасности. Наши люди к ремням безопасности, к сожалению, относятся скептически, тем более на погрузчиках, но в Японии это стандартная комплектация.

Так устанавливается газовый баллон на погрузчике

Для повышения комфортности работы оператора погрузчика, а значит, и производительности его труда рулевая колонка регулируется по углу наклона. Учитывая также, что руль удобен по диаметру и толщине, оператор вполне может организовать себе весьма комфортное рабочее место. Очень удобно расположены и подрулевые переключатели. Справа от руля – переключатель переднего и заднего хода (только на машинах с автоматической трансмиссией). Здесь же находится общий рычаг для фар, световой индикации комбинации приборов и сигналов поворота (в официальной инструкции он позиционируется как «единая колонка для фар и индикаторных ламп»). Помимо прочего у рычага есть функция автоматического включения сигналов поворота, что значительно облегчает работу оператора. Руль совершенно не закрывает комбинацию приборов, аскетичную, но предельно информативную, что позволяет оперативно уточнять режимы эксплуатации погрузчика.

Элементы системы KAPS в действии

В серии AX20, как и в BX20, применен удобный кнопочный стояночный тормоз, обеспечивающий безопасную, надежную стоянку, когда исключен самопроизвольный отпуск тормоза. Понятно, что педали на японский погрузчик устанавливают не абы какие, а особой конструкции, увеличенного размера. Для педали «газа» сделана роликовая опора, что позволяет точно передавать усилие от нажатия на нее и обеспечивает улучшенное регулирование на малых скоростях. На модели с автоматической КП отсутствует педаль сцепления.

Рычаги подъемника расположены удачно, на расстоянии вытянутой руки оператора. И работали они безукоризненно! Тестируемый погрузчик был оснащен дизельным двигателем 4D92E (2,7 л, 36 кВт). Это дизель с улучшенной синхронизацией впрыска топлива, что снижает токсичность отработавших газов и характерный запах. В двигателе применены предкамеры и главные камеры сгорания новой конструкции, существенно снижающие расход топлива. Система стартера с быстродействующим запалом гарантирует быстрый и надежный запуск двигателя в любых погодных условиях, даже при минус 20 °С. Дизель достаточно эластичный и работает без «надрыва» при больших нагрузках.

Очень удобный педальный блок

Самое интересное в модели заключалось в усовершенствованной системе рулевого управления (KAPS): ее устройство таково, что силовой цилиндр размещен внутри задней оси, поэтому коленчатый рычаг, рычажный механизм и шаровые муфты, необходимые для прежней полуинтегральной системы управления (FHPS), уже не нужны. По сравнению с предыдущей системой в KAPS мощность передается по прямой схеме – от силового цилиндра в задней оси непосредственно на кулак. При этом на неподвижной машине обеспечивается 100%-ное управление. Полная реализация мощности машины улучшает качество грузовых операций в стесненном пространстве. В полностью гидростатической системе рулевого управления (FHPS) трохоидный насос подключается к коробке рулевого механизма для включения гидроцилиндра, а в системе KAPS применен быстродействующий клапан для управления гидравлическим контуром, что облегчает рулевое управление. В результате погрузочно-разгрузочные операции выполняются более четко и точно, при этом повышается производительность при продолжительной эксплуатации.

У погрузчиков FD15T-17 регулируемая рулевая колонка

В KAPS применяется замкнутая гидравлика. Таким образом, цилиндр остается жестко закрепленным при любой тряске на неровной поверхности. Тяга с обратной связью удерживает постоянными угол поворота колес и угол поворота. В результате исключается рассогласованность угла поворота и угла поворота колес, что создавало немалые трудности для системы FHPS. В общем, по динамике и управляемости погрузчики весьма привлекательны. То же можно сказать и о тормозной системе.

В обслуживании японские погрузчики весьма просты. Благодаря специальной конструкции напольную плиту и кожух радиатора можно снять без инструмента и с минимальными усилиями. Капот легко поднимается и удерживается с помощью газового демпфирования. Доступ к агрегатам двигателя свободный. Небольшую аккумуляторную батарею можно быстро и легко снять, как и расширительный бачок радиатора.

В конструкции подъемного механизма тоже все продумано до мелочей. Погрузчик с автоматической КП оснащен двухсекционным подъемным устройством, с механической КП – трехсекционным (любая модель Komatsu может комплектоваться грузоподъемником обоих типов). Телескопический шток угла наклона подъемного устройства имел специальные ограничители, которые регулируют безопасный угол наклона подъемного устройства при максимальной высоте, чтобы груз не перевесил погрузчик и не завалил его назад. Все остальное в погрузчике с механической КП абсолютно одинаково с погрузчиком, оборудованным автоматической трансмиссией, разве что появилась педаль сцепления и убран подрулевой рычаг переключения переднего и заднего хода.

Ну чем не легковой автомобиль?

Третий погрузчик по эргономике и комплектации тоже не отличается от предыдущих двух, кроме очень существенного момента – он оснащен бензиновым двигателем Nissan H15 (28,5 кВт). Более того, двигатель этот можно напрямую подключать к газобаллонной аппаратуре. Что дает такой вариант потребителю? Прежде всего – более чистую атмосферу в складском помещении с замкнутым пространством. Далее – топливную экономичность. И все это при неизменно высокой производительности погрузчика.

Подведем итоги мини-теста погрузчиков Komatsu AX20. Можно сказать, что эти высокопроизводительные погрузчики конструктивно хорошо продуманы и эргономичны. Подвижные части погрузочного устройства снабжены масленками для своевременной профилактики, простым в эксплуатации устройством натяжения цепи. Отдельно отметим очень хорошую ремонтопригодность машин – практически ко всем агрегатам и системам доступ свободный. К сожалению, мы ничего не можем сказать о ресурсе погрузчиков, поскольку для этого требуется длительно отслеживать их в работе. Однако даже столь короткое знакомство с японскими погрузчиками произвело на нас безусловно положительное впечатление.