Погрузочная техника. Модели года
В каждом номере нашего журнала и в нынешнем, и в прошлом году мы прежде всего старались познакомить читателей с самыми последними образцами техники лучших зарубежных и отечественных компаний, поскольку именно они помогают еще больше повысить производительность и слаженность технологических процессов, происходящих на складах, а значит, в конечном счете – эффективность бизнеса и прибыль предприятий. Учитывая, что объем издания ограничен, считаем, что в целом эта задача была выполнена. Наиболее интересные достижения в большей или меньшей степени нашли свое отражение на страницах журнала.
Вместе с тем количество новинок – а новинками мы будем считать модели, выпущенные начиная с осени прошлого года, – заслуживающих внимания, в том числе уникальных по своим возможностям и мало известных у нас даже специалистам, просто огромно. Чтобы восполнить этот пробел, мы коротко расскажем лишь о некоторых новых видах подъемно-транспортного оборудования или комплектующих для него, показавшихся нам наиболее интересными.
Каскад новинок от Jungheinrich
Действительно, этот известный немецкий концерн выпустил на рынок целую серию новинок, расширивших традиционные возможности этой техники. Во-первых, еще раз стоит упомянуть уникальную разработку концерна, уже выпускаемую серийно, – четырехопорный электропогрузчик EFG D30 с поворотной кабиной (на 180° вправо и на 30° влево). Максимальная грузоподъемность (г/п) модели – 3,0 т, высота подъема – до 7 м. В погрузчике использованы самые современные технологии и ноу-хау Jungheinrich: герметичный трехфазный асинхронный двигатель, позволяющий развивать скорость до 20 км/ч, система управления Multi Pilot (многофункциональный джойстик), активная система повышения безопасности при маневрировании Curve Control, роликовое устройство для боковой смены батарей и др. Выбрать наиболее оптимальный режим работы в различных условиях эксплуатации позволяют пять индивидуально настраиваемых программ.
Другая модель Jungheinrich – электроштабелер с управлением через поворотную рукоятку серии EJC 1, благодаря укороченной передней части корпуса, которая составляет всего 637 мм, способен уверенно и легко маневрировать в самых узких проходах между стеллажами. При необходимости с помощью особой клавиши пониженной скорости (так называемый «улиточный ход») можно работать и с рукояткой, поднятой в вертикальное положение. Благодаря быстрому разгону модели EJC 110/112 особенно эффективны на коротких трассах. Как и все электроприводные машины Jungheinrich, новинка оснащена асинхронным приводом переменного тока с рекуперацией энергии при торможении. Импульсная система управления Speed Control обеспечивает надежное и комфортное передвижение и легко перенастраивается на разные случаи применения. Оператор может выбрать из трех вариантов наиболее удобную для него программу движения.
Третья серия электроштабелеров Jungheinrich с выдвижной мачтой (ричтраков) знаменовала собой начало выпуска оборудования, с помощью которого даже на очень тесных складах можно без особого труда штабелировать тяжелые грузы на высоте свыше 12 м (!). Особое внимание было уделено геометрии моделей. Благодаря небольшой ширине 1140 или 1348 мм штабелер с выдвижной мачтой ETM/ETV пригоден прежде всего для применения на больших складах с малой шириной рабочих проездов, начиная с 2804 мм (при захвате поддона в продольном направлении). Грузоподъемность ричтраков серии – 2000 кг (ЕТМ/ЕТV 320) и 2500 кг (ЕТМ/ЕТV 325), максимальная высота подъема – 12,02 м. Разработанный Jungheinrich мощный грузоподъемник обеспечивает хороший обзор груза и наряду с запатентованным устройством демпфирования выдвижения снабжен встроенным устройством бокового сдвига вил.
Мощный привод переменного тока с не требующим обслуживания мотором обеспечивает быстрый разгон и реверс при движении. При полной нагрузке штабелер ETM/ETV 320/325 развивает максимальную скорость 14 км/ч и является наиболее быстрым в своем классе. Система рекуперации электроэнергии значительно увеличивает время работы. Удобное сиденье с трехступенчатой регулировкой, а регулируется индивидуально под каждого оператора, подлокотник со встроенной в него системой управления всеми гидравлическими функциями Multi Pilot и позволяет повысить производительность за счет одновременного выполнения сразу двух операций, например, подъема и сдвига.
Многофункциональные элементы управления дополняются «умными» системами помощи оператору. Так, вилы приводятся в горизонтальное положение собственным, специально для этого созданным переключателем. Смещение каретки бокового сдвига в среднее положение и переключение вида управления также производится нажатием на особые кнопки. На моделях ETM/ETV 320/325 водитель может выбирать между управлением на 180° и 360°. Управление на 180° позволяет делать точный и безопасный поворот с малым радиусом, что требуется в узких проездах, а управление на 360° делает возможным быстрый реверс без остановки при въезде в поддон в зоне перед складом. Таким образом, если объединить преимущества обеих систем управления в общую концепцию обслуживания, можно говорить о создании фирмой системы управления на 540°.
Для повышения общей безопасности движения ричтрак оборудован системой Curve Control. Дисплей оператора наряду с такими параметрами, как вид управления, направление движения и положение колес, состояние батареи и остающееся время движения, показывает три задаваемые программы движения для индивидуальной настройки к каждому конкретному случаю работы.
Вилочная тележка – внедорожник
Необычная модель – вилочная гидравлическая тележка-«вездеход» – создана компанией Vestil Manufacturing Company. Устройство предназначено для использования на строительных участках, складах сыпучих материалов – песка, гравия и т. п. На первый взгляд, оно кажется громоздким, хотя на самом деле весит не так много – около 180 кг благодаря тому, что рама «вездехода» сделана из трубчатых элементов. Тележка может перемещать равномерно распределенные грузы массой до 910 кг. Большие пневматические колеса (ходовые диаметром 43 см, рулевое – 25 см) позволяют ей уверенно передвигаться по неровным дорогам и даже преодолевать небольшие препятствия. К тележке прилагается дополнительное устройство, которое позволяет буксировать ее вездеходом или небольшим трактором.
Komatsu расширяет программу погрузчиков с противовесом
DХ20 – новая серия дизельных вилочных погрузчиков Komatsu, расширившая «вверх» модельный ряд CХ20 (г/п от 3,5 до 5 т). Серия DХ20 состоит из четырех моделей г/п 5...8 т и комплектуется грузоподъемными мачтами с высотой подъема до 6 м. Эргономичная конструкция машин обеспечивает водителю комфортные условия работы, а разработанная Komatsu технология HSC (Нydraulic Suspension Cab) защищает его от вибраций работающего двигателя. Применяемый на моделях г/п от 5 до 7 т дизельный двигатель S6D102E отличается низким расходом топлива и уровнем эмиссии ниже европейских норм. Это же относится к новому дизельному мотору SА6D102E 8-тонного погрузчика, который снабжен турбонаддувом и охладителем воздуха, подаваемого в мотор. Двигатель развивает мощность 96 кВт при 2250 мин-1 и максимальный крутящий момент 431 Н·м при 1400...1600 мин-1. Для передачи мощности сложит управляемая с помощью электроники четырехступенчатая коробка передач. «Флагман» серии – 8-тонный погрузчик FD80T-8 – оборудован вновь разработанной гидравлической системой Full Power Вrаkе System, улучшающей тормозную мощность погрузчика даже при тяжелых режимах работы и обеспечивающей точную остановку при любых условиях применения. Как и недавно появившиеся модели AX50/BX50, о которых мы уже писали, серия DX20 поставляется Komatsu в новой гамме цветов: мачта, защитная крыша и пол – черно-серые, шасси и противовес – желтые, капот мотора – зеленый.
Еще одну серию вилочных погрузчиков BE30, но уже с электроприводом, теперь выпускают и с двигателем переменного тока, основными особенностями которого являются экономичность и большая надежность. Новый ряд включает четыре четырехопорные модели г/п 2,0 и 2,5 т, которые питаются от батарей напряжением 48 В и емкостью до 1080 А·ч.
Наилучший компромиссный вариант между производительностью машины и расходом энергии водитель может выбирать из четырех режимов работы электропривода и трех ступеней производительности гидравлики. В качестве еще одной интересной особенности моделей стоит упомянуть панель управления, с помощью которой водитель может лишь менять максимальную скорость машины, но не имеет доступа к изменению «критических» параметров погрузчика. Это особенно важно, так как позволяет исключить возможность набора их неправильной комбинации.
Rocla совершенствует электротележки и штабелёры
В результате объединения особенностей двух различных электрических тележек у фирмы Rocla появилась модель TW20acp с платформой. Максимальная грузоподъемность устройства – 2000 кг, скорость движения – до 6 км/ч. Новинка может перемещать максимальный груз на максимальной скорости на средние и длинные дистанции. В целях освобождения окружающего пространства платформа тележки поднимается, когда водитель покидает ее, а потому доступ к ней возможен в любых замкнутых пространствах. Простота и легкость выполнения операций, высокая маневренность тележки делают управление ею доступным работникам с разными профессиональными навыками. Тележка хорошо подходит для использования в супермаркетах, больших торговых центрах, где пространство ограничено или существуют узкие проходы между полками, а также в производственных и складских помещениях.
Ряду усовершенствований подверглись и другие виды оборудования. Так, электротележку KTI20 теперь оснащают безопасным рулевым колесом, причем данное изменение сохранится и на всех последующих машинах этой серии, а цена электротележки не изменится.
На основе отзывов и просьб клиентов компании модель штабелера Rocla SST12 будет оснащена новой гидравлической системой с отдельным пластиковым масляным баком, новым мотором, помпой и пропорциональной заслонкой. Эти изменения позволят снизить шум при поднятии груза и увеличить скорость опускания вил до величины, соответствующей модели SST16.
Crown: больше моделей – больше возможностей
В рамках стратегии по развитию и обновлению модельного ряда продукции компания Crown выпустила на рынок несколько новых моделей внутрискладских электрических машин. Прежде всего это ряд самоходных сопровождаемых электроштабелеров г/п 1,0 и 1,2 т с высотой подъема до 4,4 м, которые производятся как в традиционном исполнении с расположением передних колесных опор непосредственно под вилами (модели WF3000-1,0 и WF3000-1,2), так и с разнесенными в стороны передними опорами, расстояние между которыми можно регулировать (модели ST3000-1,0 и SX3000-1,2). Две последние модели предназначены для работы с «закрытыми» поддонами, контейнерами и нестандартными грузами.
Сопровождаемый штабелер WD2300S с функцией подъема передних колесных опор позволяет обрабатывать одновременно два поддона и служит для транспортировки грузов из зоны хранения в зону приемки-отгрузки на больших складских терминалах, разгрузки поддонов, установленных в транспортном средстве в два уровня по высоте. Небольшая ширина этой новинки позволяет осуществлять компактное блочное штабелирование грузов при максимальной высоте подъема вил 2,1 м.
Многие производители складской техники предлагают модели низкоуровневых комплектовщиков заказов с функцией подъема вил, которая делает более удобным, производительным и безопасным труд оператора при обработке тяжелых грузов. Длина вил таких моделей, как правило, не более 1,2 м. Однако большинство заказов на низкоуровневые комплектовщики приходится на модели с длинными вилами (но без функции подъема), с помощью которых можно подбирать сразу несколько заказов. В другой новой модели Crown – GPC2000 – объединены сразу два этих варианта исполнения с помощью уникальной опции ножничного подъема, позволяющего осуществлять подъем вил длиной 2,35 м.
И наконец, вспомогательный подъемник-комплектовщик заказов Wave – настоящая «изюминка» модельного ряда Crown. Эта компактная и маневренная машина предназначена для работы в гипермаркетах, магазинах формата DIY («сделай сам»), складах запчастей и т. п. и незаменима при работе с габаритными грузами, которые надо устанавливать и снимать с верхних полок стеллажей, где применение традиционных лестниц-стремянок небезопасно для человека. В новой модели подъемника Wave рабочая высота увеличена и составляет теперь 5,0 м.
С Zoomlift на высоту 14 метров
Подъемник Zoomlift фирмы Kunze позволяет безопасно работать на внушительной высоте сразу двум рабочим, если вместе они весят менее 200 кг. Благодаря простоте конструкции модель в состоянии обслужить всего один человек. Подъемник можно использовать для выполнения наружных и внутренних работ, благодаря опорам он устойчив на неровной поверхности.
Масса конструкции из стали и алюминия небольшая, а потому подъемник пригоден для работ даже на полах, не выдерживающих большие нагрузки. Ширина 0,79 м позволяет проезжать в любые дверные проемы. В рабочей люльке могут быть предусмотрены разъемы для питания от электросети 220 В и для сжатого воздуха. Откидные погрузочные и транспортные устройства делают этот подъемник мобильным и очень компактным, поэтому его можно перевозить на обычной платформенной тележке.
Двигаемся быстрее
Всего 867 мм в длину и 494 мм в ширину имеет новый трехколесный электророллер фирмы Fischer-Transportgerаte. Однако создан он вовсе не для развлечений в свободное от работы время. Новая модель должна быстро перемещать людей на значительное расстояние, например, в складских помещениях и на производстве, на выставке или в аэропорту. Высокую скорость транспортировки обеспечивает привод мощностью 220 Вт, который получает питание от необслуживаемой батареи. Малогабаритная трехколесная конструкция обеспечивает легкое маневрирование и установку на место хранения. Документацию и необходимые мелкие вещи размещают в навесной корзине. Управление роллером осуществляют с помощью комбинированной педали движение/тормоз, которая может быть отрегулирована в наиболее комфортном для ноги положении. Руль удобной с точки зрения эргономики формы регулируется по высоте и оборудован звонком. Платформа с нескользящим покрытием и расположенной по контуру защитой обеспечивает стабильность при движении и препятствует опрокидыванию при быстрой езде в поворотах. В стандартном исполнении роллер оборудован массивными резиновыми шинами, а для движения по брусчатке и другим подобным покрытиям по желанию могут быть установлены пневматические шины.
Компания кроме роллера выпускает оборудование для работы с грузом на паллетах – ручные гидравлические тележки, технику с электроприводом (самоходные ведомые электротележки и электроштабелеры, погрузчики), погрузчики с двигателем внутреннего сгорания г/п до 4 т. Совсем недавняя разработка Fischer-Transportgerаte в этой области – серия из трех моделей ведомых электроштабелеров FEC г/п 1,4; 1,6 и 2,0 т с высотой подъема грузов до 5,3 м. Питание этих изделий осуществляется от 24-вольтовых аккумуляторных батарей 2EPzS/3EPzS емкостью до 375 А·ч.
Moffett-Kooi – погрузчик, который всегда с тобой
Так называемые навесные погрузчики стали важной составной частью логистики в мировой промышленности изготовления напитков, а в нашей стране почти неизвестны. К числу фирм, накопивших за последние годы положительный опыт в применении этого вида транспорта, относится пивоваренный завод Pоllinger в баварском Пфеффенхаузене. Здесь специально используется модель погрузчика M1 фирмы Moffett-Kooi. В округе, обслуживаемом заводом, примерно тысяче заказчиков продукцию в виде транспортных единиц (бутылки, бочки, контейнеры) доставляют автомашинами собственного транспортного автопарка, включающего в настоящий момент 13 ед. (частично с прицепами). Навесные погрузчики значительно сокращают время простоя при погрузке-разгрузке и тем самым повышают эффективность использования парка транспортного оборудования, а водитель грузовика может самостоятельно выполнять погрузочные работы в любом месте. Перевозимый на автомобиле или в прицепе M1 готов к работе уже через 60 с. Другие важные преимущества навесных погрузчиков Moffett-Kooi – небольшие простои, широкая сеть сервисного обслуживания в стране, универсальность и маневренность, возможность не только покупки, но и лизинга и аренды плюс высокая стоимость при перепродаже.
M1 оснащен дизелем Kubota мощностью 13 кВт, имеет функцию бокового сдвига вил и малый радиус поворота. Специальная система при движении обеспечивает демпфирование толчков, передаваемых от передних колес на вилы, мачту и опоры. Усилие с помощью гидравлики передается на заднее колесо, а при всех приводных колесах – на все колеса. Максимальная скорость модели – 6 км/ч, г/п – 1,5 т, максимальная высота подъема – 2 м. К серийно устанавливаемому оборудованию относятся круговое освещение, рабочий прожектор и система защиты водителя FOPS с ремнем безопасности. Для использования в логистике промышленности напитков пригодны также модели М2 (с управлением через поворотную рукоятку), М3 и М4 (грузоподъемность до 2,5 т). Наряду с этим Moffett-Kooi создала и другие ориентированные на определенные отрасли решения, например, для торговли строительными материалами, для садоводства и сельского хозяйства, для пищевой промышленности и торговли. Навесные погрузчики уже нашли применение на транспорте, в коммунальном хозяйстве и сфере спасения.
Грузы становятся легче
Ручная гидравлическая вилочная тележка Motion 26 фирмы Pfaff-silberblau с помощью высокопроизводительного насоса поднимает изделия и грузы на поддонах массой до 2,6 т. Новый фартук рукоятки и сильно профилированные вилы модели изготовлены прессованием при усилии в 400 т из цельного листа высококачественной стали. Благодаря этому шасси отличается высокой надежностью при перемещении тяжелых грузов. Тележка снабжена неподвижной рукояткой с эргономичным и удобным оголовком.
Внутризаводские испытания модели на фирме Рfaff показали, что для подъема груза массой 2 т требуется максимальное усилие всего в 16 кг. Кроме того, Motion отличается легкостью хода при движении. Износостойкие тандемные ходовые ролики из полиуретана надежно подвешены на литых держателях колес, обеспечивая плавное и равномерное движение и управление.
На выставке CeMAT (11–15 октября 2005 г., Ганновер) компания предполагает показать усовершенствованную версию тележки с высоким подъемом вил HU 10-XE. Новое управление и электрика сделали подъемный механизм более удобным и надежным. HU 10-XE с помощью электропривода и трехступенчатого телескопического цилиндра поднимает грузы массой до 1 т за рекордно малое время – всего 18 с от минимальной высоты 85 мм на стандартную высоту подъема 0,8 м. Движение компактной тележки (ширина 540 мм, длина вил 1170 мм) осуществляется вручную. Наряду с этой новинкой компания предполагает показать на выставке и ряд других модернизированных изделий собственного производства.
Подготовлено по материалам журналов Hebezeuge und Fоrdermittel, dhf Intralogistik, Handling (ФРГ)
Перевод Л. Цинцевича