Погрузочная техника. Модели года
(Окончание. Начало в «СиТ» № 9, 2005 г.)
МХ-Х – комиссионер-конструктор
Компания Still GmbH – ведущий поставщик гибких решений для интралогистики – разработала новый комиссионер серии MX-X, который предназначен, в частности, для применения в узких межстеллажных проходах склада. Интересно, что он не просто сменил предшествующие аналогичные модели, но воплотил в себе принципиально новую концепцию, выстроенную наподобие детских кубиков из стандартных модулей. Такая технология конструирования открывает более широкие возможности адаптации оборудования к особенностям условий эксплуатации. Легко рассчитать, что число возможных вариантов комплектации с разными комбинациями модулей достигает 8,5 млрд. (!)
В моделях MX-X используется пять типов грузоподъемников, их номинальная несущая способность меняется с шагом 100 кг, что позволяет подобрать оптимальное решение для стеллажей разной высоты и конструкции, грузов разной массы. В зависимости от целей и продолжительности работы комиссионеры комплектуют аккумуляторными батареями (АКБ) емкостью 420...840 А·ч. Модели серии могут иметь четыре разные длины шасси, и клиент сам может выбрать наиболее приемлемый вариант в зависимости от необходимой загрузки машины. Кабина водителя выполняется в модификациях стандарт (Standart), универсальный (Universal) и комфортный (Komfort).
Для управления подъемом грузов и движением машин разработаны различные пакеты производительности, которые можно комбинировать, таким образом оптимально приспосабливая модели к конкретным условиям работы. Дополнительно элементы программы Optispeed позволяют опознавать груз и измерять его массу, а также регулировать скорость в широком диапазоне при полном сохранении безопасности движения. Программой MX, защищенной уже несколькими патентами, компания Still определила очередную веху в развитии новых модульных решений в складской технике. По мнению руководства компании, Still и дальше будет расширять линейку инновационных продуктов, подобных сериям комиссионеров MX-X и погрузчиков RX-Х.
Daewoo – техника из Южной Кореи
Если южнокорейская фирма Daewoo по объемам производства промышленного транспорта несколько отстает от своих более крупных конкурентов из Европы и Японии, то она вовсе не намерена делать это в плане его технического уровня. Очередным доказательством этого служит серия трехопорных (г/п 1,5...2,0 т) и четырехопорных (г/п 1,6...2,0 т) электропогрузчиков PRO 5, в которых использована технология переменного тока. АС-двигатели применены сразу в трех системах машин – ходовой, гидравлической и рулевой, что превосходит обычную конфигурацию, применяемую другими производителями, когда используется асинхронный двигатель только в приводе движения. Погрузчики оснащены полностью гидростатическим рулевым управлением, это исключает толчки на руль и обеспечивает точность управления при малых усилиях и независимо от скорости хода.
Погрузчики имеют три режима работы – экономичный (максимальная экономия расхода энергии при 8-часовой работе от одной зарядки), стандартный (обеспечивает характеристики на уровне погрузчиков с DC-приводом) и скоростной (максимальные скорости хода и подъема), переключение которых осуществляют нажатием кнопки. Как и другие известные фирмы – производители погрузчиков, Daewoo в качестве опции вместо рычагов предлагает более современную и чувствительную систему пальчикового управления гидравликой. Оптимизированное расположение педалей, бесступенчатая регулировка наклона рулевой колонки и полный комплект настроек сиденья повышают комфортность работы. В стандартную комплектацию включены охлаждаемые маслом дисковые тормоза – эксклюзивная разработка Daewoo.
И еще новинка – ведомые самоходные электроштабелеры серии HLS12/ 14/ 16L (г/п 1,2...1,6 т), ставшие первым опытом компании в этом сегменте техники. Все модели оснащены системой электронного управления, имеют высокую остаточную грузоподъемность и могут работать с грузами на высоте до 4,5 м. Грузоподъемники штабелеров отличаются улучшенным обзором за счет бокового расположения гидроцилиндров. Регулируемые амортизаторы минимизируют возможное раскачивание мачты на большой высоте подъема. Питание моделей осуществляется от тяговых АКБ напряжением 24 В и емкостью 180...315 А·ч.
Ричтраки Cat
Компания Cat Lift Trucks запустила в серию новую модель NR3000 из серии 24-вольтовых ричтраков. Модель имеет необычайно просторную кабину оператора, многофункциональную ручку управления и двигатель переменного тока (AC), позволяющий улучшить эффективность работы оператора за счет быстрого ускорения, точного управления скоростью и более «мягкой» обработки грузов. Ричтрак воплотил в себе традиционные для Cat ценности – увеличенную производительность, исключительное качество и более низкие затраты при техобслуживании. Г/п моделей серии NR составляет 1120...1820 кг, высота подъема груза – до 6,71 м.
Чтобы снизить утомляемость оператора, новый ричтрак оснащен электроусилителем рулевого управления и многофункциональной рукояткой управления, которая позволяет выполнять одновременно до трех функций. Индивидуальные параметры работы – скорость движения, ускорение и торможение (с рекуперацией энергии) могут быть настроены в соответствии с конкретными прикладными требованиями.
Смена поколений в SMV Lifttrucks
После представленных осенью 2004 г. новых моделей ТВ и СВ шведская фирма SMV осуществила смену поколений – удачной серии А фронтальных дизельных вилочных погрузчиков грузоподъемностью 10...16 т на серию В (модели свыше 18 т планируется обновить к 2006 г.). В новой серии прежде всего обращает на себя внимание иная конструкция противовеса и модернизированная кабина. Увеличенная на 75 мм ступенька и удлиненная скоба облегчают водителю подъем на рабочее место. По-новому оформленные элементы управления и приборы в пылеводозащищенном исполнении делают работу водителя эргономичной и обеспечивают очень хороший обзор. Все компоненты привода контролирует электроника. Наиболее важная информация передается на светодиодный дисплей в кабине. SMV предлагает как вновь разработанную панель управления и информации IQAN с зеркальным 6,5-дюймовым цветным дисплеем. Благодаря увеличенным по сравнению с предшествующей моделью окнам на машинах серии В еще более улучшен обзор. Стандартный вариант комплектации – дизель Volvo TAD 620 YE мощностью 155 кВт. В качестве опций предлагается двигатель Volvo TAD 722 VE-НТ (180 кВт) или Scania DSI 9 56 А (165 кВт). Все двигатели соответствуют нормам Euro 2. Новое поколение коробок передач изготовителя DANA (Сlark) типа ТЕ А 17 310 обеспечивает мягкое переключение и улучшенную передачу усилия, а усиленный насос Раrkеr положительно влияет на производительность процесса перегрузки. Транспортные средства серийно изготавливают с электронной шиной обмена данных CAN-Вus для управления двигателем, коробкой передач и приборами. Как опция предлагается система расширения для контроля машины и гидравлики, а также диагностическая программа.
Кроме этого в новую серию В входят ричстакеры (опция – двигатели Scania, Volvo и Cummins) и штабелеры порожних контейнеров (стандарт – двигатель Volvo). Среди наиболее важных инноваций моделей стоит отметить большое количество необслуживаемых узлов, уменьшение стоимости сервиса до 40% по сравнению с серией А. Ричстакеры не требуют системы центральной смазки (она есть только в спредере), кроме того, у них разделены гидравлические контуры основной системы и тормозов, что дает экономию на гидромасле и повышает надежность. Полностью переработана система гидравлики. Система с постоянной нагрузкой и обратной связью, оставаясь визитной карточкой SMV, стала более производительной и надежной.
Мобильные подъёмные столы Hebefix
Тележка с подъемной платформой ножничного типа, созданная фирмой Gruse, способна поднимать груз на наиболее удобную для работы высоту. Модели Hebefix с одинарными или сдвоенными ножницами усиленного исполнения пригодны для работы в тяжелых производственных условиях и оборудованы платформой из оцинкованного стального листа толщиной 4 мм, которая привинчена к верхней раме. Большие ходовые колеса обеспечивают легкость и устойчивость при передвижении. Все поворотные колеса тележек серийно оборудованы тормозными устройствами. Подъем платформы осуществляется с помощью насоса с ножным приводом, который при необходимости можно заменить электрогидравликой. В серийную комплектацию кроме этого входят складная рукоятка и устройство, обеспечивающее безопасность при разрыве шланга гидросистемы. По желанию тележка дополняется складным сильфоном, специальными колесами и платформами (поворотными или наклоняющимися, с рольгангами или специальным покрытием). Грузоподъемность моделей – от 250 до 1000 кг.
Kaup: захват-гигант и другие
Для фирмы Kaup, известного изготовителя сменного навесного оборудования к погрузчикам грузоподъемностью свыше 10 т, нет, кажется, ничего невозможного. За многие десятилетия существования компания создала многочисленные механизмы сдвига вил, поворота грузов разной формы, захваты для рулонов, бочек, и прежде всего – большое количество разнообразных грузовых вилочных захватов. Однако все эти технические решения превзошел созданный в конце прошлого года захват для бумажных рулонов. Он предназначен для 25-тонного погрузчика, работающего на бумажной фабрике в Египте, и способен захватывать рулоны туалетной бумаги массой до 6 т. Восемь прижимных колодок благодаря так называемой маятниковой подвеске оптимальным образом транспортируют и поднимают рулоны диаметром от 1000 до 3000 мм. При полном раскрытии рычагов захвата расстояние между прижимными колодками составляет более 4 м. Для повышения коэффициента трения к колодкам прикручены специальные накладки.
Недавно компания разработала еще один интересный захват с комбинированными зажимными рычагами – для опорожнения бочек и мусорных баков. Установка этого приспособления не требует затрат на демонтаж вил погрузчика. После того как вилы сдвинуты на нужное расстояние, захват надвигается на них и фиксируется специальным воротком. Сразу же после присоединения шлангов захвата к гидравлической системе погрузчика оборудование готово к применению. Так как бочки или баки для мусора требуется не только захватить, но и поворачивать на 180° и таким образом опорожнять, нужны два гидравлических контура. Поворот выполняется специальным мотором от контейнерного спредера фирмы Каuр. Оба обрезиненных зажимных рычага сконструированы так, что могут захватывать стандартную цилиндрическую бочку или бак для мусора вместимостью до 240 л. Зажимные рычаги по желанию покупателя могут быть адаптированы для любой цели применения. Это навесное оборудование конструкторы Kaup советуют применять там, где бочку или мусорный бак опорожняют нерегулярно.
Spectrum – электротележки компании Hyster
Новая серия электротележек с подъемными вилами фирмы Hyster с торговой маркой Spectrum представлена семью моделями грузоподъемностью от 1,6 до 3,0 т. Как и ранее, в этой серии изготовитель вновь делает ставку на хорошо зарекомендовавший себя привод SEM. Мотор этого типа при низких оборотах развивает более высокий начальный крутящий момент, чем сравнимый с ним по мощности двигатель переменного тока. Эта особенность станет более востребована для тележек с подъемными вилами, поскольку они преимущественно работают на коротких трассах, а значит, чаще испытывают ускорения. Привод и гидросистема регулируются системой управления МOSFET, в которой прогрессивное управление оптимально совмещено с наилучшим способом энергопотребления. Оператор за счет предварительного задания уровня производительности может адаптировать тележку к конкретным нагрузкам и условиям работы. Серия Р будет дополнена моделью Р2.0 г/п 2,0 т. По желанию заказчика может быть изготовлена и модель г/п 3,0 т. Особенностью этой тележки является складная площадка для оператора, которая, откидываясь, используется при работе на более длинных трассах. Площадка подрессорена, что позволяет смягчать толчки при движении по неровному полу.
«Телескоп» с улучшенной гидравликой
Испанская фирма Ausa представила на суд потребителей телескопический погрузчик ТH 2506 (г/п 2,5 т, высота подъема груза до 6 м), который сменил предшествующую модель ТН 2306. ТH 2506 оснащен двигателем внутреннего сгорания мощностью 60 л.с. с масляным охлаждением. По заверениям изготовителя, улучшенный дополнительный гидравлический поток на 25% увеличивает объем операций, совершаемых машиной, – выдающееся достижение для техники такого класса. В результате не только увеличена маневренность и скорость новой Ausa, но и производительность. Благодаря небольшим размерам погрузчик может работать в условиях ограниченного пространства на первом или втором этаже зданий.
Перегружаем металлические листы
Захваты для транспортировки листов металла в тяжелых условиях эксплуатации часто нагружают выше допустимых пределов. Устройства серии TigRip®, созданные фирмой Yale Industrial Products GmbH (Велберт, Германия), уже много лет являются примером качества и безопасности. Тем не менее существующий обширный модельный ряд этих изделий не стал препятствием для дальнейшего совершенствования их конструкции. По мнению разработчиков, с появлением нового захвата для листового металла Shark компания вышла на более высокий уровень качества. Небольшие допуски при изготовлении и посадке гарантируют надежное удерживание листов даже при резком развороте захвата. Изделия серии Shark и в тяжелых условиях эксплуатации превосходят обычные захваты. Их корпус выполнен из кованой стали с высокой прочностью на скручивание, что в сочетании с оптимальным распределением нагрузок гарантирует безопасность и продолжительный срок службы. Для замены изношенных деталей нужен только молоток и пуансон. Захват может поставляться и без карданной скобы для навески и предлагается пока для нагрузок 1,0 т и 2,0 т. Исполнение, рассчитанное на нагрузку 3 т, поступит в продажу к концу года. Все захваты можно применять для листов металла твердостью HRC40, они соответствуют действующим нормам и рекомендациям Евросоюза.
Вакуумный захват... для погрузчика
Компания Aero-Lift хорошо известна оригинальными разработками в области вакуумных захватов, в том числе использующихся на складах. Основная идея нового подъемного устройства, которое устанавливают на погрузчик, состоит в том, что оно может быть подготовлено к работе за несколько секунд и без использования дополнительного инструмента – путем ввода вил машины в предусмотренный на захвате «карман». В любой момент захват аналогичным образом снимается, и погрузчик можно использовать по прямому назначению. Основой вакуумного устройства является независимый от внешней сети вакуумный блок, который посредством АКБ обеспечивает энергией вакуумный насос и сигнальное устройство, а при необходимости – приводимое в движение электромотором устройство наклона захвата (электрогидравлические цилиндры или поворотные приводы). В зависимости от интенсивности работы устройство может функционировать от 10 до 18 ч. Его зарядку можно проводить ночью или во время производственного перерыва с помощью встроенного зарядного устройства. Уровень вакуума контролируется с помощью цифровых датчиков. Каждый захват можно адаптировать к индивидуальным условиям использования. Особенно удобны и эффективны такие быстродействующие захваты, если необходимо перевозить плоские изделия наподобие листового стекла, деревянных и металлических плит и т. п.
Манипулятор или поворотный кран?
Фирма Vetter Fоrdertechnik GmbH (Зиген), выпустив новую модель Prima, наконец закрыла пустовавшую нишу между манипуляторами и поворотными кранами. Основные элементы устройства заимствованы у поворотного крана, но легкостью выполнения движений оно больше походит на манипулятор. Компания решила внести ясность в логику термина и назвала новинку манипуляторным краном. Легкость движения при развороте достигнута благодаря двойным подшипниковым опорам, а легкость хода электротельфера – за счет шариковых подшипников в пластмассовых катках. Управление операциями подъема, поворота и горизонтального перемещения осуществляется с помощью пульта, который одинаково удобен для правой и левой руки. На пульте предусмотрен аварийный выключатель и быстросменный адаптер для грузозахватных приспособлений. Подвод энергии производится через электроцепь, встроенную в стрелу, благодаря чему отпадает необходимость в кабельных подвесках, создающих дополнительные помехи в работе. Компактный манипуляторный кран имеет небольшую строительную высоту и пригоден для использования в низких зданиях. Его крепление к полу может производиться обычным способом – анкерными болтами к фундаменту или с помощью вновь разработанной фирмой Vetter присоединительной системы, позволяющей отказаться от изготовления фундамента. Однако условием применения является наличие на полу плиты толщиной не менее 200 мм, к которой кран крепится с помощи дюбелей. Манипуляторный кран поставляется грузоподъемностью 125 и 250 кг и со стрелой длиной от 2 до 6 м (с шагом через 1 м). Он доступен по цене (примерно 4000 евро в комплекте с подъемником и анкерными болтами).
Flexilift: чтобы не болела спина
Плоские столы фирмы Flexilift, рекомендованные несколько лет назад прошедшей в Германии акцией «Здоровая спина», за последний год были еще доработаны в направлении эргономики и безопасности труда. Подъемные столы серий FЕ-А и FCE-A теперь поставляют с компактным, смонтированным на самом столе автономным рабочим агрегатом, который можно развернуть в любое удобное для работы положение. Основные преимущества новинок Flexilift заключаются в том, что:
• такая конструкция не создает помех в зоне перемещений персонала;
• весящий около 30 кг агрегат не должен больше перемещаться людьми;
• в зоне перемещений отсутствуют электрокабели и гидравлические шланги;
• подвод энергии может быть выполнен с любой стороны или непосредственно сверху;
• агрегат можно повернуть на 250° и установить в наиболее удобное положение с помощью специального рычага;
• подъемный стол без труда передвигается на другое место работы вместе с агрегатом и относящимся к нему рычажным роллером.
Все эргономические преимущества прежних моделей плоского подъемного стола Flexilift сохранены и в новых конструкциях. Грузоподъемность столов серий FE-A и FСЕ-А – от 300 до 2000 кг. Столы в специальном исполнении изготавливают в соответствии с требованиями заказчиков.
EGI XE3 – электроштабелёр во взрывобезопасном исполнении
Фирма Miag Маschinenbau (Брауншвейг) выпустила на рынок новый небольшой маневренный вилочный электроштабелер во взрывозащищенном исполнении, управляемый сопровождающим рабочим. Грузоподъемность модели EGI XE3 – до 2000 кг (при расположении центра тяжести груза в 600 мм от спинки вил). В зависимости от модели двигатель переменного тока развивает мощность от 1,7 до 1,5 кВт и впервые выполнен с увеличенной степенью защиты (Еех е), что до сих пор в секторе взрывозащищенных средств напольного транспорта не было реализовано. Благодаря переходу на переменный ток (24 В) еще раз ясно выявились резервы производительности, улучшилось использование энергии, снизились затраты на обслуживание, понижен уровень шума. Привод переменного тока управляется микропроцессорным преобразователем нового поколения. Транспортное средство снабжено встроенным диагностическим указателем неисправностей, индикатором состояния АКБ и счетчиком отработанных часов. Привод движения и гидравлика защищены от перегрева и поэтому наиболее пригодны для продолжительной, многосменной работы. Штабелер благодаря возможности задания параметров движения и подъема может быть идеально адаптирован к особенностям обслуживающего его оператора или работы.
Во время технического обслуживания накопленные производственные данные при необходимости могут быть воспроизведены. Компания, создав новый дизайн, еще более улучшила эргономику и удобство управления моделью. Элементы управления функциями движения и подъема встроены в головку рукоятки и имеют класс защиты Еех е. Рукоятка EGI ХЕЗ расположена посередине и снизу корпуса, что, во-первых, очень позитивно влияет на характер перемещения, а во-вторых, обеспечивает хороший обзор на концах вил и перевозимого груза. В ближайшее время все взрывозащищенное транспортное оборудование фирмы будет переведено на этот новый дизайн и после разрешения физико-технической федеральной службы (РТВ) Брауншвейга и успешного испытания на электромагнитную совместимость (ЕМУ) поступит в серию.
Точность и безопасность на трёхметровой высоте
Благодаря изготовленным в соответствии с индивидуальными требованиями заказчиков рабочим платформам фирмы Laweco было наглядно продемонстрировано, что способность конструкции точно позиционироваться в пространстве и в то же время быть максимально устойчивой вовсе не входят в противоречие. При ремонтных работах у несущих плоскостей самолетов подъемно-транспортному оборудованию часто необходимо быть предельно гибким, чтобы как можно более точно позиционироваться у каждого места проведения операций, и одновременно максимально жестким и неподвижным для выполнения качественного монтажа. Эти условия реализовали в платформе ножничного типа, которую фирма Dуrr SMH заказала для сборки аэробуса А400 М у фирмы Laweco, ведущего производителя подобных подъемных устройств. Рабочие платформы выдвигаются как в продольном направлении, так и в поперечном.
Такая конструкция потребовала специальной системы стабилизации, чтобы обеспечить требуемую жесткость при смене нагрузки. Колебания платформы максимальной грузоподъемностью 1,6 т могут быть снижены до минимума независимо от того, в какой позиции при проведении работ находится платформа размерами 4х3,5 м. Большое внимание также уделено и мероприятиям по обеспечению безопасности устройства: при аварийном отключении электроэнергии выдвижные платформы могут самостоятельно плавно вернуться в исходное положение с максимальной высоты 3,10 м.
Вариант – компакт
Наверное, не случайно сразу две компании – Cesab и ВТ выпустили новые модели четырехопорных компактных вилочных погрузчиков. Обе фирмы входят в концерн Toyota, и было бы странно, если бы они вели технологические разработки порознь. Новый диапазон компактных четырехопорных погрузчиков cenTAURO 80 250 – 300 компании Cesab и линейка Cargo C4E250-300NV фирмы ВТ включает модели г/п от 2500 до 3000 кг с высотой подъема до 6,1 м. Машины укомплектованы 80-вольтовыми АКБ уменьшенных размеров и сочетают хорошую маневренность со всеми преимуществами технологии переменного тока. Технология CAN-BUS упростила электрические системы погрузчиков и улучшила обмен данными между различными электрическими компонентами. В качестве опции предлагаются мини-джойстик и вариант конструкции с устройством смены батарей, расположенным сбоку погрузчика.
Подготовлено по материалам журналов Hebezeuge und Fоrdermittel, dhf Intralogistik, Handling (ФРГ)
Перевод Л. Цинцевича