Краткое руководство по выбору и использованию ручных тележек (Часть 1)

Д. Антушев

Эта статья будет интересна всем, кому приходится время от времени перемещать различные бытовые и коммерческие грузы с помощью ручных тележек вне территории помещений. Она написана на основе заводских инструкций, правил охраны труда и опыта эксплуатации различных типов этих простейших, но очень полезных устройств и в основном касается возможностей и способов их применения в быту и мелком бизнесе – на небольшом складе или производстве, в магазинах и на рынках.

Ручная тележка – колесное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека, но не находящегося на нем, а идущего рядом. Это самый дешевый и достаточно эффективный вид устройств для перевозки грузов и людей. Тележки наиболее удобны для перемещения предметов сравнительно небольшой массы – от 10 до 500 кг, особенно объемных с малым удельным весом.

В настоящее время существует огромное разнообразие конструкций ручных тележек. Бо’льшая часть их рассчитана на эксплуатацию только внутри помещений, но в данной статье будут описаны лишь те типы устройств, которые могут эксплуатироваться прежде всего на улице.

Конструктивные особенности

По габаритным пропорциям и показателям проходимости самыми близкими конструктивными аналогами ручной тележки являются тракторные прицепы. Любая тележка всегда имеет ходовую часть, грузовую площадку, съемные или несъемные ручки, объединенные несущей рамой или несущим кузовом. Классическая схема конструкции автотранспортных средств с разделенными кузовом и рамой у них встречается реже из-за ее большого веса. Число колес составляет от 1 до 4: обычно грузоподъемность двухколесной тележки не превышает 200–250 кг, четырехколесной – 500 кг. Их типы и конструкции могут быть очень разнообразны. Как правило, именно колеса являются наиболее ответственной частью тележки, поэтому разберем их устройство более подробно.

Подшипники. В ручных тележках используются вида подшипников.

Подшипники скольжения из антифрикционных пластмасс. Применяются в легких тележках для сумок и в садовых тачках – они достаточно долговечны, могут работать без смазки и не боятся воды, но не выдерживают больших нагрузок.

Роликовые (игольчатые) подшипники. Используются в тележках на колесных опорах, выдерживают большие нагрузки, долговечны при условии своевременной смазки, для чего часто оборудуются пресс-масленками. Не рассчитаны на большие скорости движения и не подлежат замене, так как сделаны заодно с колесом.

Шариковые подшипники. Могут быть как выполненными по ГОСТу (обычно № 201, 202, 203), так и нестандартными, часто низкого качества. Стандартные шарикоподшипники обеспечивают наилучшие эксплуатационные показатели и легко заменяются, поэтому выбор тележки с ними будет предпочтительным. Нестандартные подшипники могут заменяться на стандартизованные при условии совпадения посадочных размеров. В некоторых конструкциях используются велосипедные шарикоподшипники, которые при надлежащем уходе тоже достаточно надежны. Они чувствительны к воде и качеству смазки, но из-за очень малого сопротивления движению идеальны в тех случаях, когда требуется осуществлять перевозки на большие расстояния. Надежная герметизация закрытых подшипников может быть обеспечена с помощью резиновых уплотнений – обычно применяемые в них металлические шайбы могут защитить лишь от попадания мусора, но не от проникновения воды.

Колесный диск. Диски являются объединяющей частью колес. В основном они изготавливаются из двух материалов – стали или полипропилена. Литые диски из алюминия часто применялись на тележках советского производства и были идеальным вариантом по всем показателям, но в настоящее время не выпускаются из-за дороговизны этого металла. Стальной диск очень надежен, используется в большинстве конструкций и может быть как сплошным, на сварке или заклепках, так и со спицами, велосипедного типа. Для пневматических шин часто употребляются разборные диски на болтах: их преимущество – простота шиномонтажа (для снятия шины достаточно отвернуть болты). Самый надежный материал для дисков – литой чугун. Чугунные диски устанавливаются в так называемые большегрузные колесные опоры: они очень жесткие, прочные и долговечные; единственный их недостаток – большой вес. Пластмассовые диски в основном используются на легких тележках, но могут с успехом применяться и вместе с пневматическими шинами, поскольку легче стальных, не ржавеют, в них легко садятся подшипники. Однако пластмасса менее прочна и может потрескаться на сильном морозе.

Шина. Это основная часть колеса, во многом определяющая ходовые характеристики тележки. Существует три типа шин: литые из цельной резины, из губчатой резины и пневматические. Первые два вида не имеют каких-либо особенностей и рассчитаны на ровные дорожные покрытия, более требовательны к качеству пола и используются внутри помещений. При отсутствии нормального дорожного покрытия больше подходят пневмошины. Они имеют плавный ход, легко маневрируют и могут использоваться как в помещении (в том числе с неровными полами), так и на улице (в том числе в зимний период). Некоторые производители устанавливают на свои изделия стандартные шины от велосипедов, мототехники, малолитражных автомобилей, но уже достаточно давно разработаны и успешно применяются специальные шины, которыми сейчас комплектуется около половины выпускаемых тележек. По своим характеристикам они представляют собой нечто среднее между велосипедными и легкими мотошинами, имеют два слоя корда и максимальное рабочее давление до 2 атм. Оснащаются ниппелем со стандартным золотником – обрезиненным типа велосипедного или изогнутым, внешне похожим на те, что используются на автотранспорте, но уменьшенного размера. Эту особенность надо учитывать при покупке запасных камер. Тележки европейского производства часто комплектуют бескамерными шинами, но они не допускают снижения давления и значительно сложнее в ремонте, поэтому покупка их может быть неоправданной. Главный недостаток пневмошин – уязвимость к физическим воздействиям: из-за рисков прокола их нежелательно эксплуатировать на полах, где могут быть стекла или металлическая стружка.

Предписанная стандартами единица измерения давления в шинах – килопаскаль (кПа), но на практике используются и другие: кг/cм2, бар, атмосфера. Эти три единицы практически равны друг другу и составляют 100 кПа. Но на импортных шинах чаще встречается англоязычная мера давления P.S.I. (фунты на квадратный дюйм). Для перевода в привычные атмосферы разделите на 15 указанную на шине цифру или воспользуйтесь манометром с двойной шкалой – такие сейчас есть в продаже. При этом учтите, что не все манометры могут измерять давление ниже одной атмофсферы, характерное для тележечных шин.

Конструкция рамы определяется числом колес и типом перевозимых грузов. Общее правило для всех типов тележек: чем больше колес, тем меньше их диаметр, хуже проходимость и выше грузоподъемность. В качестве материала рамы раньше обычно использовалась сталь или дерево, но в настоящее время по­явилось множество тележек из алюминия. Несмотря на высокую цену они предпочтительнее, оттого что выглядят более эстетично и значительно удобнее в работе. Практически повсеместно рамы изготавливаются из тонкостенных труб, так как по сравнению с открытым профилем типа уголка они имеют значительно меньший вес при такой же прочности, а также высокую жесткость. Для соединения элементов рамы чаще применяется сварка, для легких конструкций может использоваться клепка. Самый надежный способ – сборка рамы на болтах – идеален для больших нагрузок и плохих дорог. Деревянные рамы собираются на гвоздях или шурупах, оси и соединительные элементы выполняются металлическими. Такие рамы сейчас можно встретить только на самодельных тележках, и единственным их достоинством является простота ремонта.

Для размещения груза на тележке служит кузов или платформа, но на специальных тележках их может и не быть – вместо этого применяются различные крюки и зацепы под конкретный груз.

Ручные тележки зачастую подвергаются большим ударным нагрузкам и атмосферным воздействиям, поэтому очень важно обеспечить достаточную стойкость и долговечность внешних и внутренних поверхностей их компонентов, что достигается применением защитных покрытий. В большинстве случаев их окрашивают эмалями или порошковыми красками – последние дают более стойкое покрытие, поэтому их применяют для своих изделий все современные производства платформенных тележек, использующихся в промышленности. Красящий порошок посредством распыления наносят на изделие, находящееся под высоким электрическим напряжением. Затем изделие помещают в тепловую камеру, в которой порошок сплавляется, образуя сплошное покрытие. После остывания изделие готово к применению. Такие покрытия отличаются повышенной механической прочностью и коррозионной стойкостью, приблизительно в два раза выше по сравнению с масляными и нитрокрасками. Кроме того, такое порошковое покрытие позволяет получать различную фактуру поверхности: глянцевую, матовую и шагреневую. Она обладает высокими гигиеническими и экологическими свойствами, не случайно именно такое покрытие применяется в медицине (для больничной мебели, техники и оборудования). Металлические части также часто оцинковываются – получаемая красивая блестящая поверхность очень долговечна и не боится царапин. Однако внутренние полости трубчатых стальных рам обычно остаются без покрытия, что приводит к интенсивной коррозии. Поэтому, если есть возможность, очень желательно обработать все скрытые полости рамы антикоррозийными препаратами для автомобилей.

Ручки или поручни тележки подвергаются значительным нагрузкам, поскольку имеют непосредственный контакт с человеком и передают усилия на ее корпус. Применяется либо общий поручень для обеих рук, либо две отдельные ручки под каждую руку: они должны иметь пластмассовые или резиновые чехлы, желательно с упорами для пальцев с целью уменьшения скольжения. При отсутствии чехлов для работы с тележкой следует использовать перчатки. Также важны размеры ручек, их высота и углы установки для оптимального согласования их эргономики с антропометрическими параметрами человека.

Многие самодельные тележки не имеют ручек – их заменяет веревка, привязанная к раме. Такой способ управления неудобен и даже опасен – на спуске груженая тележка может очень сильно ударить по ногам. Пользование буксирной веревкой может быть оправданно только на тяжелых дорогах. В этих случаях на веревку можно надеть кусок шланга и перекинуть через плечо, как ремень сумки, что уменьшит нагрузку на руки.

На данный момент не существует никаких стандартов в сфере производства тележек, за исключением требований к долговечности колесных опор и старого советского ОСТ 4-Г0.052.016-70. Тележки-медведки. Руководство по выбору (дата введения в действие 01.01.1972). Подобная ситуация приводит к не­удобствам и большому проценту брака, поэтому в перспективе необходимо принятие международного норматива по ручным тележкам с учетом требований стандартизации, эргономики и гигиены труда.

Типы и назначение. Сводная классификация

Основным принципом классификации тележек является их конструкция. За многотысячелетнюю историю существования данного вида транспорта было создано множество его вариантов, но в массовых масштабах промышленностью выпускается всего несколько – остальные либо морально устарели, либо делаются только кустарями, в основном в развивающихся странах. Сейчас в России главным образом эксплуатируется девять конструктивно разных разновидностей ручных тележек, краткое описание которых мы приводим ниже в порядке роста их грузоподъемности и проходимости. Надо отметить, что мы не считаем эту классификацию всеохватывающей и окончательной: в перспективе к ней должен быть разработан научный подход, учитывающий все особенности данного вида транспорта. Кроме того, в ней учтены все особенности, присущие развитию именно нашей страны.

Чемодан на колесах. Достаточно новая, но крайне популярная разновидность. Служит для облегчения транспортировки личных вещей до вокзалов и аэропортов и на их территории (масса в порожнем состоянии – не более 5 кг). Из-за малого размера колес он может ездить только по гладким полам и перевозить до 30 кг груза, не выдерживает перегрузок. В России в основном применяется по прямому назначению и лишь очень редко – для походов за продуктами по дорогам с ровным асфальтом.

Тележка для сумок, она же «кравчучка» (была разработана на Украине в 1990-е гг., отсюда и название). Сейчас производится и используется во всем мире, в самом простом исполнении имеет складную раму на заклепках, вес до 8 кг и 2 колеса, обычно пластмассовых. Более дорогие и надежные в использовании варианты комплектуются съемной сумкой объемом до 50 л и металлическими колесами. Шины сплошные резиновые или из губчатой резины, которая немного смягчает толчки от неровностей дороги. В СССР выпускались тележки на пневмошинах, причем достаточно удобные, но сейчас они не производятся. Существующие на российском рынке варианты в основном хорошо приспособлены для неровных дорог и применяются достаточно широко. Их недостатки – плохая проходимость и свойство переворачиваться на больших ухабах или переездах через дорожные бордюры, на неровной дороге они также дают очень сильную вибрацию и плохо подходят для крупногабаритных грузов. Оптимальная сфера применения – ежедневные поездки за продуктами и разовые перевозки стройматериалов, некрупной мебели и бытовой техники на небольшие расстояния, а также перевозка чемоданов в путешествиях. В целом по вместимости и удобству использования считаются хорошей альтернативой городскому или дачному рюкзаку.

Тележки на базе детских колясок. Самодельные устройства этого типа известны много лет и используются в основном при уборке дворов и на дачных участках. Масса порожней тележки – до 10 кг. Отличаются хорошей проходимостью и грузоподъемностью, мало нагружают руки, удобны для перевозки длинномеров – досок, небольших бревен, рулонных стройматериалов, но из-за плохой маневренности и кустарного способа изготовления активно вытесняются пневмоколесными тачками. Перевозка грузов в стандартной детской коляске неудобна из-за слишком высокого расположения центра тяжести.

Тележки на колесных опорах. Сконструированы на основе промышленных колесных опор (колесо, кронштейн колеса и поворотное устройство находятся в единой сборке, которая крепится к раме на болтах) и классифицируются как средства малой механизации и напольного транспорта. Эти устройства очень широко применяются на складах, заводах, рынках, плодоовощных базах и отличаются большим весом – до 50 кг, их кузова или платформы могут быть самыми разнообразными по конструкции. Некоторые типы с колесами большего диаметра могут ограниченно работать на ровном асфальте, но для дальних поездок они не пригодны. Самые удобные из тележек этой разновидности – на трехколесных опорах с одной поворотной, их вес меньше и проходимость лучше.

Багажные тележки. Созданы для перевозки багажа пассажиров на территории аэропортов, ж/д и автовокзалов, отличаются современным дизайном и весом около 15 кг, одни из немногих, которые оборудуются тормозами. Вполне могут работать в городских условиях, особенно для перевозки имущества мелких строительных и ремонтных бригад, но имеют слишком высокую стоимость.

Тележки по схеме классического прицепа. Внешне очень похожи на уменьшенный прицеп от трактора «Беларус», имеют четыре колеса из литой резины, стальную сварную раму и платформу размером от величины сиденья стула до габаритов полутораспальной кровати, могут быть с бортами. Выпускались в СССР многочисленными мелкими и полукустарными предприятиями, поэтому отличаются чрезмерным весом – до 70 кг. Характеризуются плохой проходимостью. На сегодняшний день почти вытеснены тележками на колесных опорах, так что остались лишь на дачах и некоторых базарах. Хороши для перевозки крупногабаритных и длинномерных грузов по причине очень высокой устойчивости.

Пневмоколесная тачка. Это современный и очень удобный вариант древнего транспортного средства, на данный момент является основным ручным средством транспортировки на стройке и на дачах. Данный тип делится на две разновидности – садовые и строительные, вторая разновидность крупнее, имеет более прочную раму и кузов, а также высокую цену. Характеризуется небольшим весом (до 12 кг), высокой прочностью, по проходимости превосходит все остальные существующие типы тележек. Обычно имеет единственное большое колесо, но достаточно много и двухколесных моделей. Одноколесный вариант обладает непревзойденной маневренностью – почти как у одноколесного циркового велосипеда, поэтому идеален для работы на узких тропинках и бездорожье. Двухколесные модели немного тяжелее, хуже управляются, но больше подходят для тяжелых грузов. Основные недостатки – неустойчивость при неправильной загрузке, часто некачественные подшипники, громоздкость. Поэтому данный тип лучше всего использовать по прямому назначению – в строительстве, сельском и коммунальном хозяйстве, а также для повседневных перевозок небольших грузов по плохим дорогам и бездорожью. Тонкий металл кузова тачки легко повреждается строительными грузами, поэтому желательно использовать дополнительные подстилки. Кстати, она очень удобна для нужд частной выездной торговли при перевозке продуктов и сувениров, в том числе и на пляжах, благодаря высокой проходимости по песку.

Тележка-медведка. Очень популярная разновидность ручных тележек в прайс-листах фирм по продаже торгового оборудования именуется «двухколесной тележкой на пневмоходу» – название неточное, но самое распространенное. Обычно она применяется для перевозки мебели, бытовой техники, других затаренных изделий в магазинах и внешне похожа на известную всем тележку для сумок, только увеличенную раза в три. Это относительно несложная металлоконструкция: в самом простом варианте исполнения имеет площадку для груза из стального листа и передвигается на двух пневматических колесах, близких по размеру к колесам карта для гонок. Площадка расположена вровень с дорогой, поэтому груз на нее можно просто сдвинуть. Вес конструкции сравним с весом ведра воды – не более 12 кг, и при необходимости ее можно носить в руке, как лестницу-стремянку, при этом грузоподъемность даже на плохой дороге может достигать 200–250 кг. По проходимости тележка сравнима с горным велосипедом и после несложной доработки становится прицепом для такого велосипеда. При соответствующем креплении на ней можно возить грузы практически любого размера и формы: мешки, ящики, бочки, сумки разных видов, мебель, стройматериалы, бытовую технику. Причем благодаря широким пневмошинам ход ее очень мягкий и сохранность груза при перевозке на ней, особенно по плохой дороге, может быть обеспечена даже лучше, чем на автомобиле. При хранении тележка занимает места не намного больше, чем сложенная гладильная доска, и легко умещается даже в малогабаритной квартире. Большинство таких тележек по ширине легко проходят в дверь стандартного лифта. Вместимость их сумки аналогична туристическому рюкзаку большого объема.

Тележка-арба. Это самое древнее транспортное средство на Земле: археология свидетельствует, что именно для него было изобретено колесо. Основные конструктивные признаки – ось с двумя колесами располагается практически посередине грузовой платформы, в неподвижном положении опирается на откидную подставку, имеет длинные ручки. Собственный вес – до 50 кг. В наши дни встречается достаточно часто как в самодельном, так и в заводском исполнении. В сельской местности и на дачах до сих пор пользуются очень качественными стальными тележками производства Брянского завода колесных тягачей и уникальными алюминиевыми изделиями от Ростовского вертолетного завода. Сейчас их аналоги выпускаются российскими велозаводами, сертифицируются как велоприцепы. В самодельных конструкциях применяются самые разнообразные материалы рам, размеры и конструкции колес. При наличии дорог достаточной ширины эта тележка является оптимальным вариантом почти для всех видов перевозок.

Основные размеры пневматических шин для перечисленных типов устройств: 2.50-4; 4.10/3.50-4; 4.10/3.50-6; 3.00-8; 3.25/3.00-8; 4.80/4.00-8; 47-406 (24”). Шины других размеров на тележках промышленного изготовления встречаются редко.

Области применения тележек разных типов (+ подходит, – не подходит, Н – применение нецелесообразно)
Классифицирующий признак, вид выполняемых работ Конструктивный тип
Чемодан на колесах Тележка для сумок Тележки на базе детских колясок Тележки на колесных опорах Багажные тележки Тележки по схеме классического прицепа Пневмоколесная тачка Тележка-медведка Тележка-арба
Примерное время создания конструкции 1980-е гг. 1980-е гг. 1950-е гг. 1980-е гг. 1950-е гг. Средние века 1980-е гг. XIX в. До н.э.
Максимальная грузоподъемность, кг 30 50 50 500 150 500 150 300 500
Максимальная масса пустой тележки, кг 5 8 10 50 15 70 12 12 50
Поездки на большие расстояния Н + + + + +
Перевозка в общественном транспорте + + +
Перестановка мебели в помещениях + Н +
Перевозка стройматериалов и инструментов Н + + + + + +
Транспортировка длинномеров + + + + +
Перевозка воды с колонки или из колодца + + + + + +
Доставка печатной продукции по почтовым ящикам + + Н +
Применение на дачных участках Н + + + + +
Перевозка продуктов из магазина, с рынка + + Н Н Н + + +
Расклейка афиш и рекламных плакатов + + Н Н Н + + +
Продажа сувениров и изделий народных промыслов + + + Н + + + + Н
Уборка территории + + + + + + + +

Тележка-трансформер

Эта универсальная тележка снабжена четырьмя колесами, основными и вспомогательными, и механизмом трансформации, что расширяет область ее применения и позволяет увеличить объем перевозимого груза. Устройство имеет три рабочих положения:

  • стандартное, вертикальное на двух колесах;
  • на четырех колесах (платформенная тележка);
  • в некоторых вариантах исполнения тележка в вертикальном положении за счет вспомогательных колес получает дополнительные точки опоры, что позволяет перевозить более габаритные и тяжелые грузы с наименьшим усилием.

Трансформация в любое положение выполняется просто и очень быстро, в течение 1–2 с, благодаря этому механизму устройство занимает мало места при хранении. Тележка-трансформер имеет усиленную конструкцию каркаса и грузоподъемность до 250 кг.

Тележка для подъема грузов

Такое несложное устройство может стать первым помощником для тех, кому приходится перемещать грузы между этажами при отсутствии лифта. Такая тележка способна не только «шагать» вверх по лестнице, но и плавно спускаться вниз без рывков и сотрясений, как обыкновенная тележка. Грузоподъемность ее около 50 кг, а это ни много ни мало – целый мешок цемента.

Весь секрет «шагающей» тележки – в расположении колес. Вместо привычной пары у нее их шесть – по три с каждой стороны, насаженные на малые оси по концам трехлучевых звездочек. При движении тележки по ровной поверхности с каждой стороны работают по два колеса. Но вот оба передних колеса уперлись в препятствие, скажем, в ступеньку крыльца, лестницы. Вы продолжаете тянуть тележку за собой, «треугольники» поворачиваются, и вступает в дело третье колесо. Оно становится на первую ступеньку, на следующую – то колесо, что за ним, и... пошагали-поехали вверх. А вниз – еще легче: под действием своего веса и веса груза тележка будет спускаться сама, почти без усилий.