Краткое руководство по выбору и использованию ручных тележек (Часть 2)
Что нужно знать, чтобы приобрести тележку?
В первой части статьи мы разобрали теоретические основы, а теперь самое время перейти к практике. Итак, вам нужно легкое, удобное, долговечное, а главное, малозатратное средство для грузоперевозок. Выбор тележки начинается с определения ее габаритов и места хранения. Нужно измерить внешние размеры изделия, соответствие размерам грузов, а также оценить удобство ручек или поручня, определить необходимое количество поворотных колес – 2 или 4 для четырехколесной тележки и 1 или 3 для трехколесной. Тележка с четырьмя поворотными колесами может разворачиваться на месте, радиус же разворота 4-колесной тележки с двумя поворотными колесами равен ее длине. Особое значение имеет габаритная ширина – тележка может не войти в ваши двери, а особенно в лифт. Ширина дверей в большинстве своем составляет 60 см, поэтому будьте внимательны.
Габариты большинства ручных тележек не превышают размеров обыкновенного письменного стола и не требуют много места. Слишком маленькие тележки для улицы не годятся, лучше покупать модель покрупнее. Если же у вас просторное жилье или тележка нужна для бизнеса, то выбор становится намного шире.
После определения конструктивного типа можно приступать к изучению ассортимента. Следует заметить, что отдельной отрасли промышленности по выпуску тележек как таковой не существует, соответственно отсутствуют какие-либо бренды. При таких условиях выбор новой или подержанной тележки, в принципе, не различается, более того, старая советская тележка может оказаться в разы лучше современной.
Подбор следует осуществлять исходя из вышеуказанного описания моделей. Относительно грузоподъемности следует сказать, что она больше зависит от физической силы владельца, чем от заводских характеристик, которые определяются прежде всего грузоподъемностью колес и конструкцией платформы, тем более, что производители обычно закладывают в свои изделия не менее чем двойной запас прочности. Грузоподъемность тележек измеряется в килограммах, а вместимость сумок и кузовов – в литрах.
После этого начинаются проверка и осмотр. Конструкция тележки во многом определяет ее надежность. На рамах проверяется качество сварных швов и окраски, обязательно обратите внимание на возможное наличие перекосов и прочих искажений геометрии. Кузова осматриваются на предмет наличия вмятин и ржавчины. Особое внимание следует уделить колесам! По качеству и цене они значительно различаются в зависимости от завода-изготовителя, поэтому, если позволяют средства и возможности, лучше покупать колеса производства известных фирм. Следует убедиться, что колеса соответствуют грузу, который вы собираетесь перевозить. Например, если вы планируете перевозить полтонны груза на 4-колесной тележке, то грузоподъемность каждого колеса должна быть не менее 125 кг, а еще лучше выбирать их с 25–30%-ным запасом по грузоподъемности. В паспорте на колеса этот параметр всегда указывается, поэтому перед покупкой не забудьте с ним ознакомиться. Но в любом случае советуем комплектовать тележку колесами как можно большего диаметра – при прочих равных условиях это всегда снижает усилие передвижения, в том числе и по неровному покрытию.
Поинтересуйтесь, какие подшипники установлены в колесах, поскольку игольчатые едва ли не на порядок долговечнее подшипников скольжения, проверьте наличие смазки, легкость вращения, отсутствие стуков и люфтов биений. У отверстия под вентиль не должно быть острых краев. Качество резины оценивается путем отрыва формовочных усиков, она не должна быть очень жесткой. Чем выше и заметнее рисунок протектора, тем лучше: высокий протектор лучше защищает от порезов и проколов и не скользит на мокрой глине.
Если тележку преимущественно только катают, а перетаскивают нечасто, то не следует отдавать предпочтение слишком легкой конструкции, в которой, скорее всего, будут ненадежные элементы, например тонкие стенки каркаса, ручки и т. п. Дело в том, что тонкостенные элементы очень трудно надежно сварить, в результате жесткость всей конструкции будет ниже. При использовании легких сплавов цена изделия резко возрастает из-за высокой стоимости исходного материала. Если у тележки имеются съемные элементы (ручки, борта), то они должны крепиться достаточно крупными болтами и винтами (М6-М10, а не МЗ-М4), причем крепеж должен иметь хорошее покрытие (хром или цинк).
Проверяется удобство и качество материалов ручек – они не должны травмировать руки. Поперечное сечение ручки должно быть круглым, диаметром 25–30 мм (не больше и не меньше – тонкие ручки уменьшают прочность, а толстые – неудобны для кистей рук). Если она приварена к платформе, то сварной шов должен быть ровным, очищенным от окалины и с равномерным катетом угловых швов по периметру. Если же ручка съемная, то при нажатии на нее не должен ощущаться люфт в месте соединения ручки с платформой, так как это быстро приведет к поломке. Да и начинать движение такой тележки просто неприятно.
Если тележка имеет платформу, то последняя не должна иметь тонкий верхний настил. Предпочтительная толщина настила из металла – не менее 1,5 мм (под перевозку груза массой приблизительно 500 кг), под верхним настилом обязательно должны быть ребра жесткости, препятствующие его прогибу. При нажатии рукой на платформу лист не должен «играть», издавая характерный звук.
Разборные тележки предпочтительнее цельносварных. Неудобство последних ощущается с момента их покупки, погрузки и транспортировки: например, тележка не помещается в легковую машину или помещается только одна тележка, а вы купили две и т. п. А распространенное мнение о большей надежности цельносварных тележек по сравнению с разборными справедливо только в том случае, если последние неправильно сконструированы.
На мелкие дефекты не надо обращать много внимания – как правило, они легко устранимы, тем более что выбрать другую модель зачастую проблематично. Гарантия на новые тележки обычно предоставляется, но никаких преимуществ не дает, поэтому дефекты можно устранять самостоятельно. Помните, что срок службы тележки определяется прежде всего исходным качеством изготовления – прочная конструкция служит десятилетиями даже при отсутствии ухода, а слабая может развалиться за несколько поездок.
Гигиенические требования
При перемещении тележки нужно регулярно менять положение рук, не допуская перенапряжения мышц. Пневмоколесные тележки в этом отношении удобнее, так как вибрация от неровной дороги не передается на руки через ручки или поручни. На больших тележках чаще используются поручни, а ручки чаще всего бывают у одно- и двухколесных тележек – они практически всегда оборудуются съемными чехлами, которые изготавливаются из резины или мягких пластмасс. Но определяющее значение для удобства работы имеет не столько материал, сколько их размеры и приспособленность к форме ладони.
Неудобные чехлы быстро вызывают мозоли на руках, поэтому их надо обязательно заменить. Сделать это не всегда просто: имеющиеся в продаже чехлы для велосипедного и мотоциклетного руля обычно имеют посадочный диаметр для трубы 22 или 24 мм, а у тележек толщина рам больше – 28 или 32 мм. Если в магазине ничего подходящего найти не удается, можно лишь посоветовать поискать ручки от старых советских мотоциклов или надеть на трубы отрезки подходящего шланга. Очень желательно, чтобы с внешней стороны ручек имелись предохранительные скобы: они защищают кисти рук от травм при ударах о стены и в проемах дверей.
С поручнями вопрос проще: их длина и толщина позволяют менять положение рук как угодно, и для комфортной работы вполне достаточно хороших рабочих перчаток.
Есть у тележек и еще одна эргономическая особенность. На ровной дороге сопротивление движению невелико, и тележку можно катить буквально одним пальцем. Но учитывая инерцию массы груза, нет смысла резко разгонять или тормозить тележку – это приведет лишь к преждевременному утомлению; плавные движения не только удобнее, но и безопаснее.
При длительной перевозке следует делать перерывы через каждые 15–20 минут хода, во время остановки можно осмотреть ходовую часть и проверить крепление груза.
Подготовка к эксплуатации и технический уход
Перед началом работы тележку требуется тщательно проверить и устранить возможные неисправности, для всех типов методика примерно одинаковая. Раму надо осмотреть, спилить напильником острые края, подтянуть болты при их наличии. Некачественный крепеж следует заменить, в нагруженных местах поставить дополнительные шайбы.
Пневматические шины следует обязательно размонтировать и тщательно осмотреть, мелкий брак может запросто оставить вас со спущенной шиной, причем далеко от дома. Для демонтажа и монтажа шин используйте монтировки для велосипедов или легковых авто – отвертками и иными инструментами легко повредить шину или диск. Правила и последовательность работы с данными шинами описаны в автомобильных руководствах. При этом срежьте все наплывы резины с покрышек, покрышки и камеры промойте для удаления мусора и заводской смазки, при сборке посыпьте внутренние поверхности шин тальком. В бескамерной шине может возникнуть утечка воздуха в месте соприкосновения покрышки с диском. В этом случае для герметизации можно применить специальный герметик, а при его отсутствии попробуйте намазать стык клеем для ловли грызунов.
Если внутренняя поверхность колесного диска окрашена некачественно, подкрасьте ее любой подходящей краской. При необходимости добавьте смазку в подшипники или оси. Использование подсолнечного масла и прочих подобных веществ для смазки не допускается, здесь лучше всего применять смазочные материалы для автомобилей.
Почти все советские самодельные тележки отличались высокой прочностью, но редко подвергались окраске и качественной смазке. И если вам посчастливилось приобрести такое изделие, его необходимо разобрать, очистить раму вместе с дисками колес от грязи и ржавчины, а затем тщательно окрасить любой подходящей краской по металлу. Возможно, придется еще поменять подшипники: поскольку раньше они производились по ГОСТу, приобрести новые не составит особого труда.
Завершающий этап – покупка аксессуаров. Основной аксессуар почти для любой тележки – сумка для грузов, подбирается по форме, размеру и способу крепления, очень удобны так называемые «спортивные» сумки. Еще необходимо приобрести велосипедный насос (для пневматических шин), средства крепления грузов, а для тележки с кузовом желательна еще и щетка-сметка. При желании можно установить светоотражающие элементы, которые делают тележку более заметной для других участников движения.
Все устройства имеют различия по массе, маневренности, расположению центра тяжести, форме ручек, поэтому для привыкания к новой тележке нужно определенное время. Обычно оно составляет несколько дней или 10–20 км пробега. В это же время происходит обкатка, старайтесь чаще осматривать тележку и подтягивать ослабший крепеж.
В процессе эксплуатации тележки почти не требуют ухода, за исключением периодической смазки и подтяжки крепежа, а также подкачки пневматических шин (при их наличии). Стандартные шарикоподшипники в закрытом исполнении не требуют замены или пополнения смазки в течение всего срока службы, необходимо лишь периодически очищать тряпкой наружные поверхности уплотнений. К мойке тележки каких-либо специфических требований не существует, хочу лишь добавить, что для этой цели хорошо подходит любой стиральный порошок: даже в малом количестве он прекрасно удаляет налипшую грязь, восстанавливает блеск алюминиевых и оцинкованных деталей, освежает краску.
О давлении в шинах надо сказать особо. Бо’льшая часть шин имеет максимальное давление в 2 атм, грузоподъемность колеса при этом может достигать 200 кг. Естественно, что при средней массе груза до 50 кг такое давление чрезмерно – ход очень жесткий, шина изнашивается быстрее. Опыт эксплуатации показал, что минимальное давление для таких шин должно составлять 0,5 атм, при меньшей величине покрышка смещается на ободе и повреждает вентиль камеры (то же самое может произойти и при перегрузке). Поэтому шину надо накачать сначала до такого давления, а затем повышать по необходимости. Именно для этого нужно возить с собой насос. При правильном подборе давления ход тележки на неровностях очень мягкий и плавный, не повреждаются даже очень хрупкие грузы.
Исправная ручная тележка движется бесшумно или с небольшим металлическим звоном от мест соединений, сильный грохот и скрип колес однозначно свидетельствуют о ее неисправности и небрежности владельца.
Крепление грузов и особенности работы
Работы с тележками в промышленном, транспортном и торговом секторах дополнительно регламентируются Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ПОТ РМ-008-99 (введены в действие с 1.02.2000 г.) и Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ РМ-007-98 (дата введения 1.06.1998 г.). Эти документы хорошо проработаны и составлены достаточно подробно, поэтому полезно будет изучить их в общеобразовательных целях.
Ручными тележками перевозятся достаточно ценные грузы, зачастую по плохим дорогам, это могут быть и опасные грузы, поэтому при перевозках следует уделять особое внимание качеству их укладки и крепления. В сфере перевозок этот предмет рассматривает грузоведение – его изучают в учебных заведениях транспортного профиля. Так как свойства грузов не зависят от вида транспорта, очень желательно ознакомиться с основными положениями этой науки в общедоступных учебниках.
Особых сложностей при перевозках на ручных тележках нет, надо лишь соблюдать несколько основных правил.
Практически на всех конструкциях тележек груз закрепляется за элементы несущей рамы как можно дальше от движущихся частей, в кузове особого крепления не требуется. Если ваша тележка имеет гладкую сплошную платформу или кузов со сплошными бортами, то для удобства крепления грузов необходимо оборудовать ее стандартными крепежными петлями для грузовых отсеков автомобилей.
При укладке наиболее тяжелые грузы укладываются в низ сумки, затем пакуется остальное. Хрупкие грузы обязательно оборачиваются мягким материалом или используется картон. Крепить сумку к тележке лучше за ручки или пряжки. Для крепления прижимом обычно применяются резиновые багажные шнуры с крючками – крепление веревкой ослабляется при вибрации. Для тяжелых и крупногабаритных грузов оптимальным вариантом будет багажный ремень с трещоткой, который считается автомобильным аксессуаром и нужен для привязывания грузов на багажник крыши. Если вам понадобится взвесить какой-либо груз, возьмите для этого обыкновенные напольные весы.
В большинстве случаев масса груза в несколько раз превышает массу тележки, поэтому основное правило здесь – грамотная центровка. Центр тяжести должен быть как можно ниже и по длине размещен так, чтобы на руки приходилась минимальная нагрузка. Неверная центровка быстро приводит к смещению груза и опрокидыванию, что может нанести человеку серьезную травму. Очень высока вероятность такого происшествия при перевозке воды, особенно на неровной дороге, поэтому емкости для воды должны быть залиты полностью и надежно закреплены.
В дождливую погоду для защиты груза можно использовать водонепроницаемые мешки и сумки, а также тенты, которые можно сделать из клеенки или тентовой ткани. Низкая скорость движения тележки не вызывает сильных брызг от колес, но будет полезно оборудовать их щитками или брызговиками.
Все области применения ручных тележек, как и приводного транспорта, достаточно четко делятся на две группы: погрузочно-разгрузочные работы на коротком плече перевозок и рейсы на дальние расстояния. Если вы используете тележку на складе, стройплощадке, дачном участке, в производственном здании, не экономьте время на подготовку проездов. Слишком узкие проезды расширьте, по возможности выровняйте поверхность для движения, пороги и прочие перепады высот оборудуйте временными или постоянными въездами. Многие типы тележек могут ездить по лестницам, но двигаться нужно медленно, крепко держась за ручки: помните, что перевернуться здесь очень легко.
В дальних поездках с тележкой по дорогам и тротуарам следует строго соблюдать Правила дорожного движения, учитывая при этом отсутствие колесных тормозов. Их не ставят из-за малой скорости движения, хотя разогнанная всего лишь до 10 км/ч тележка с тяжелым грузом представляет большую опасность, особенно при спуске с горки. Она может помять автомобиль, искорежить детскую коляску, травмировать пешехода или даже выкатиться на проезжую часть.
Перечень теоретических знаний, которые могут понадобиться при эксплуатации ручной тележки
Подшипники качения: условные обозначения, правила монтажа, причины повреждений.
Пневматические шины: условные обозначения, правила монтажа и эксплуатации.
Грузоведение: основные понятия, способы крепления грузов, свойства грузов.
Сварка: применяемые технологии, виды и выявление дефектов.
Правила перевозки багажа в различных видах транспорта.
Свойства и подбор смазочных материалов.
Правила дорожного движения.
Одноколесные тачки значительно удобнее на узких тропинках, поворачивать на них можно за счет незначительного наклона в нужную сторону, как на велосипеде. А еще такими легкими поворотами можно сбалансировать тяжелый груз и даже везти тачку одной рукой.
Многие случаи перевозки грузов на тележке можно смело отнести к так называемым интермодальным перевозкам, когда одно транспортное средство вместе с грузом целиком помещается в другой транспорт и в таком виде транспортируется далее. Наши тележки чаще всего возят в общественном транспорте. В наземном транспорте можно возить тележки не крупнее детской коляски, оплата проводится, как за багаж. В метрополитен вход с большими тележками ограничен, так как они опасны для других пассажиров, особенно на эскалаторах. Железнодорожный и воздушный транспорт имеют свой порядок перевозок, с ним можно ознакомиться в правилах для пассажиров.
Хранить тележки можно как в помещении, так и на улице, особых мер консервации не требуется, нужно лишь укрыть транспортное средство от осадков и периодически подкачивать шины при их наличии. Для экономии места при хранении многие типы тележек можно устанавливать вертикально.
Перспективы
Как уже было сказано выше, ручные грузовые тележки являются самым древним и самым многочисленным типом транспортных средств на Земле. Как появление более крупных и совершенных видов животных не отменило важность и многочисленность бактерий и насекомых, так и ручные тележки продолжают существовать наряду с более скоростными видами транспорта, и пока им ничего не угрожает, со временем они будут лишь видоизменяться. Так что считаю нужным в конце данного руководства дать краткий прогноз будущего ручных тележек.
При всем многообразии нынешних ручных тележек выделяется один общий признак: их конструктивные особенности и технологии изготовления не менялись веками, а дизайн остановился на уровне 80-х годов прошлого века. Контраст особенно заметен при сравнении с современными детскими колясками, в оформление и производство которых вкладываются огромные силы и средства, так что выглядят они зачастую просто футуристично. Поэтому в ближайшее время можно ожидать настоящего прорыва в этой сфере, причем основные надежды на это дает нынешняя ситуация в глобальной экономике. Давайте немного пофантазируем о перспективах дальнейшего развития ручных тележек.
Как известно, кризис 2008 г. вызвал настоящий обвал продаж и массовые банкротства, уцелевшие фирмы активно ищут новые сферы деятельности. Поэтому самое время обратить внимание на эту отрасль, одну из немногих, не подвергшуюся модернизации. Особую роль, по моему мнению, сыграют концерны-гиганты по выпуску строительной и дорожной техники: Terex, Komatsu, Caterpillar. Почти все они имеют линейки мини-техники, а последний давно уже выпускает прекрасную обувь и сумки – здесь и до тележек недалеко. Началу массового производства будет предшествовать большая исследовательская работа с поездками в разные страны для изучения местных видов тележек, самые удачные из них будут внедрены в производство.
Что же они могут внедрить? Конструкция тележек из-за особенностей применения отличается меньшей гибкостью, поэтому здесь возможны только технологические и дизайнерские улучшения.
• Будут разработаны новые типы подшипниковых узлов колес на основе закрытых подшипников, так как нынешние к работе непригодны и выходят из строя за год или менее.
• Для повышения проходимости необходимо разработать шины с регулируемым давлением, как на военных автомобилях. При езде по твердым дорогам давление в шине будет высоким, а на грунте и грязи шину можно приспускать. У существующих шин в этом случае покрышка смещается на ободе, вырывая вентиль, и чтобы такого не происходило, надо переделать конструкцию колесного диска. Выпуском шин наверняка займутся крупные шинные концерны – сейчас их выпускают на мелких заводах, с очень низким качеством.
• Особенно перспективна разработка сменных кузовов и навесок на тележки, прежде всего это касается тележки-медведки. Для нее очень просто сделать сменные приспособления по принципу навесного оборудования для погрузчиков и экскаваторов. Это могут быть обычные грузовые площадки, увеличенные площадки для легких грузов, красивые и вместительные сумки с множеством отделений для разных вещей, цистерны для воды и, наконец, различные захваты под фляги, мешки и проч. Также на эту тележку можно крепить такое технологическое оборудование, как насосы, компрессоры, сварочные аппараты, стойки для инструментов.
• Больше внимания будет уделяться дизайну. Для езды по дорогам тележки будут оснащены светоотражателями для лучшей заметности, а на крупных тележках, возможно, будут даже ходовые огни по периметру, как это уже давно делается на автобусах и полуприцепах.
• Наверняка возникнет специализированная отрасль по выпуску аксессуаров для тележек, но сейчас приходится довольствоваться лишь кустарными поделками. Самые нужные аксессуары – это багажные сумки, шины для разных условий эксплуатации и резиновые вкладыши в кузова пневмоколесных тачек для защиты их от износа.
Что же тогда будет с продажами? А они наверняка вырастут. Вспомните, что в советское время выпуском ручных тележек по заданиям Госплана занимались крупные заводы, в том числе и военные. Соответственно их проектировали те же инженеры, применялись материалы, прошедшие военную приемку. Неудивительно, что по прочности такие тележки не уступали танкам и при этом отличались высоким уровнем эргономики и дизайна. Но сейчас их срок службы заканчивается, и поскольку в России они не производятся, им на смену приходят китайские изделия. Для снижения цены тележки в Китае делают мелкие заводы, которые не могут обеспечить высокий уровень технологии. Продаются они под марками фирм – производителей инструментов, которые из-за своей специфики неспособны обеспечить нужный конструкторский уровень. Поэтому только крупные международные концерны с мощным инженерным потенциалом могут стать достойной сменой советским предприятиям и вытеснить современных бракоделов с рынка. Жители и рабочие не только развивающихся, но и развитых стран наверняка захотят иметь качественные и удобные тележки с логотипами знаменитых брендов спецтехники.
Этому поспособствуют и социальные факторы: все больше людей в мире начинают свое дело или заводят дачные участки, растет интерес к экологии. Ручные тележки идеально вписываются в эти тенденции, так как они недороги, экологически чисты, очень удобны и еще – очень полезны для здоровья: при работе с тележкой равномерно нагружаются все группы мышц, а не только ноги, как на велосипеде. Также повлияет и изменение дорожных условий: многочисленные пробки сильно замедляют движение автомобилей, но совсем не влияют на езду с тележками, а развивающаяся во всем мире инфраструктура для инвалидов-колясочников создаст дополнительные удобства для таких перевозок.
Очень неплохие перспективы в этой области просматриваются в России. Советские тележки до сих пор являются непревзойденным эталоном качества, у нас в стране огромное количество незагруженных предприятий с хорошей инженерной базой, качество российских материалов оптимально именно для производства данной продукции. Поэтому у нашей страны есть все шансы стать мировым лидером в производстве ручных грузовых тележек.
Может быть, вас удивит, что этому несложному устройству мы уделили столько времени и внимания. Но ведь ручная тележка – древнейшее транспортное средство на Земле и до сих пор не забыто, а пользуется немалой популярностью у миллионов людей.