Российский рынок складской техники
Круглый стол специалистов отрасли обычно позволяет выяснить свежие тенденции и определить дальнейшие тренды. Может показаться, что все компании, занимающиеся дистрибуцией техники и оборудования, должны преследовать одну и ту же цель. Однако в реальности они показывают прямо противоположные подходы к решению одной и той же задачи. Так, например, дистрибьюторы техники далеко не единодушны в своих взглядах на рынок и планах по продвижению продукции.
Поделиться мнением о ситуации на российском рынке складской техники, перспективных направлениях в бизнесе, каналах распределения и новинках мы пригласили в нашу студию компанию ИСТК – дистрибьютора корпорации Komatsu, ООО «Сумитек Интернейшнл», представляющую на рынке погрузочную и складскую технику Toyota, а также компанию «Юнгхайнрих».
ИСТК: Сейчас в России стали более профессионально подходить к организации работы складских помещений. Линейка используемой нашими клиентами техники значительно расширилась – под каждую складскую операцию подбирается специализированный вид оборудования. Тем не менее, по-прежнему популярными остаются погрузчики средней грузоподъемности от 2,5 до 3 т. Все чаще наши клиенты обращают внимание на электропогрузчики, в том числе с литиевыми батареями. В отличие от кислотных батарей им не требуется отдельное помещение для подзарядки. Также их можно подключить к электросети в любой удобный момент, а не ждать, пока они полностью разрядятся. Мы рассчитываем, что в 2020 г. сохранится интерес к такой технике, а также ко всем погрузчикам тяжелее 2,5 т.
«Сумитек Интернейшнл»: В последние годы мы наблюдаем стабильный рост цен на складскую технику.
Влияние на это оказывают такие факторы, как введение утилизационного сбора как на машины с ДВС, так и на машины с электрическим приводом свыше 5 л.с., а также инфляция и падение курса рубля. На фоне ограниченных бюджетов у покупателей и усиления на рынке китайских производителей, клиенты, к сожалению, все чаще принимают решение о покупке, руководствуясь не качеством техники, а низкой ценой.
«Юнгхайнрих»: Высокий темп и гибкость при оптимальной эффективности затрат – вот основные требования к логистическим процессам в 2020 г. Бурное развитие электронной коммерции стало одним из главных стимулов к наращиванию эффективности и требует от поставщиков продуманных решений для каждого клиента. Для крупных сетей важна буквально каждая минута, поэтому технологии, инструменты и методы, влияющие на производительность процессов и эффективное использование имеющихся ресурсов сейчас особенно в тренде.
Применительно к складской подъемно-погрузочной технике, среди наиболее ярких примеров можно выделить литий-ионные источники питания, IT-системы управления парком техники, диверсификация стеллажных систем и технологий хранения, в том числе переход от паллетного хранения к коробочному, автоматизация процессов транспортировки при помощи беспилотных средств и внедрение ASRS систем.
ИСТК: Еще одна устойчивая тенденция рынка складской спецтехники в последние годы – это постоянный рост интереса к аренде техники как к долгосрочной, так и краткосрочной с целью обеспечить потребности в технике во время сезонного увеличения нагрузки на склад. Сегодня наша компания располагает одним из крупнейших в России арендных парков свыше 1400 единиц, основу которого составляют погрузчики Komatsu и складская техника UniСarriers. И как всегда мы формируем комплексное предложение, а это значит, что кроме продажи и аренды техники, нашим клиентам будет предложен высококлассный фирменный сервис и запчасти.
«Сумитек Интернейшнл»: Сейчас, как никогда, актуальна оптимизация бюджетов. Клиенты всё активнее обращаются с запросами аренды техники, что часто имеет сезонный характер, а также покупки машин в лизинг. Также актуально обслуживание и ремонт ранее приобретенной техники с целью поддержания ее работоспособности, что позволяет не наращивать парк техники, выполняя при этом требуемый объем работ.
«Юнгхайнрих»: Актуальными остаются все эти направления, так как они представляют собой этапы жизненного цикла техники. Аренда и лизинг – это современные и удобные инструменты с точки зрения прогноза затрат и страховки в пиковые периоды загрузки. Конечно, совокупная стоимость аренды будет выше прямой покупки, однако с точки зрения бизнеса это зачастую более привлекательно, так как снимает необходимость вывода значительных средств из оборота компании и дополнительных платежей за регулярное обслуживание.
По нормативам концерна JUNGHEINRCH AG большая часть техники в долгосрочной аренде обновляется после трех лет эксплуатации. Таким образом мы демонстрируем понимание важности того, что наши клиенты долгосрочной аренды должны использовать в операциях только новые высокопроизводительные машины.
Выводимая из аренды техника, попадает к нам в сток бывшей в эксплуатации, проходя предварительно полную диагностику и восстановление. Эти машины представляют собой отличное решение для клиентов, которые выбирают в бюджетном сегменте и руководствуются менее высокими требованиями к производительности оборудования. В России спрос на немецкую б/у технику стабильно высокий, конечно, при условии поддержки со стороны поставщика на должном уровне.
ИСТК: За счет собственных филиалов и дилерской сети мы обеспечили присутствие во всех крупных городах в своей зоне дистрибуции. Это важно не только с точки зрения развития продаж, но и для обеспечения сервисной поддержки клиентов. В последнее время мы наблюдаем рост инвестиционной активности на Дальнем Востоке. Часть новых проектов напрямую связана с развитием промышленного производства и транспортно-логистической системы региона, в том числе идет активное расширение складских территорий, поэтому мы высоко оцениваем перспективы развития рынка ПТО на Дальнем Востоке, в частности, по направлению аренды складской техники и вилочных погрузчиков. В данный момент на территории региона у нас функционируют сервисные центры в Хабаровске и Владивостоке.
«Сумитек Интернейшнл»: Безусловно, для нас очень важно эффективное покрытие своих территорий, но в последние годы все реже возникает необходимость открывать новые подразделения и представительства в каждом городе. «Сумитек Интернейшнл» грамотно выстраивает процессы в рамках имеющихся локаций: правильный маркетинг в информационном поле и организация качественного локального сервиса для клиентов.
«Юнгхайнрих»: Для JUNGHEINRICH это традиционно не является приоритетным каналом за исключением стран с небольшими рынками (менее 800 единиц в год). Россия с 2003 г. является одной из стран с прямым официальным представительством JUNGHEINRICH, где реализован принцип прямых продаж и сервисного обслуживания. На данный момент на территории России нет дилеров JUNGHEINRICH. Однако мы активно работаем с дилерами, представляющими бренд в странах СНГ, координируя их взаимодействие с заводом-изготовителем.
ИСТК: Сегодня мало кто из производителей грузоподъемной техники может похвастаться наличием в модельном ряду крупнотоннажных вилочных погрузчиков – 20–25 т. Поэтому автопогрузчики Komatsu FD250-7 и Komatsu FD200-7 представляют собой предмет особой гордости для Komatsu.
Многие компоненты погрузчиков, включая двигатели, применяются на дорожно-строительной технике Komatsu и доказали свою надежность в тяжелых условиях эксплуатации. Автопогрузчики оборудованы мониторинговой системой Komtrax компании Komatsu. Система незаменима для удаленного мониторинга рабочих параметров погрузчика – наработки, загрузки, расход топлива, местоположение и т.д.
«Сумитек Интернейшнл»: За прошлый и этот год мы сделали достаточно большой прорыв в трех направлениях:
– на уровень повысили безопасность операций и добавили интеллекта складской и погрузочной технике Toyota благодаря внедрению отмеченной наградами системы I_Site, которая позволяет реализовать контроль производительности техники и операторов, повышает безопасность и сокращает расходы на содержание техники;
– уменьшили воздействие на окружающую среду благодаря широкому ассортименту эффективных электро и автодвигателей. В 2019 г. в линейке дизельных машин появился новый двигатель 1DZ-III повышенного экологического класса. Стала доступна для заказа электрическая техника с заводским исполнением TMHMI Li-ion (весь спектр складской техники от электрической тележки до узкопроходной техники);
– сделали операции эффективнее и минимизировали человеческий фактор на производстве за счет перехода на автоматизированные решения. Благодаря новому автопилоту TAE050, новой автоматической грузовой платформе Toyota Material Handling автоматизация стала проще и экономичнее. Монтаж данного решения, не предусматривающего вилы, прост, так как платформа перемещается по направляющей магнитной ленте на полу и управляется командами напольных индикаторов.
У нас появился и успешный опыт установки комплексных автоматизированных решений, проверенных в Европе. Теперь наши клиенты могут обратиться не только к нам, но и получить поддержку экспертов из центра логистических решений Toyota в Гетеборге – европейского сердца автоматизации.
«Юнгхайнрих»: Концерн JUNGHEINRICH гордится званием самого инновационного производителя складской подъемно-погрузочной техники. Каждый год мы представляем не менее трех значимых премьер и еще больше обновлений, фейслифтинга и новых опций безопасности и производительности. Так, в 2019 г. наиболее значимыми премьерами стали:
- универсальный штабелер ERC 216zi с полностью интегрированной Li-ion АКБ;
- абсолютно новый кран-штабелер STC 2B1A для коробочных грузов;
- новая модель в линейке электропогрузчиков EFG 6-й серии (от 6 до 9 т);
- новое поколение всех серий вертикальных комплектовщиков заказов EKS;
- новое поколение ДВС погрузчиков с гидростатическим приводом DFG 3s и 4s;
- обновление всей линейки штабелеров с платформой ERC 2-й серии;
- современные цифровые опции безопасности addedVIEW и zoneCONTROL.