Auto ID и IT-системы: как найти баланс цены и требуемого функционала?

Пожалуй, главное правило покупок как в обычной жизни, так и в бизнесе – придерживаться золотой середины и не ударяться в крайности. Иначе, как в поговорке, скупой платит дважды, а транжира забивает гвозди микроскопом.

Например, склад с холодильным оборудованием приобретает дешевые сканеры штрихкода, у которых запотевают экраны при температурах –5 °C, поскольку эта техника не предназначена для работы в таких условиях. А другая компания, наоборот, обзаводится дорогим конвейером, который уже третий год функционирует на 20% от полной мощности, поскольку на предприятии не столь высока производительность.

Вместе со специалистами компании «СОЛВО» по системной интеграции IT-решений для складов, портов, грузовых терминалов, мы постарались разобраться, почему такие ситуации происходят, как подойти к выбору оборудования и архитектурных систем с умом и получить максимальную пользу и экономию от их приобретения.

Три правила разумного выбора оборудования и систем для логистического объекта

При поиске на рынке решений Auto ID, программно-аппаратных комплексов, архитектурных систем есть три главных правила, которых стоит придерживаться:

  1. Четко понимать цель, которая стоит перед приобретаемым вами оборудованием или решением.
  2. Быть хорошо и глубоко погруженным в бизнес-процессы вашего предприятия.
  3. Сделать хорошее проектирование.

Разберем все эти три пункта по порядку.

Зачем необходимо понимать производственные цели, наверное, много и подробно объяснять не нужно. Представьте себе, что вы приобретаете велосипед, чтобы ездить на нем по городу и иногда бывать на природе. Вы берете прогулочный двухколесный транспорт с тонкими шинами, а через месяц собираетесь покорять на нем гористые местности. Естественно, для холмов и бездорожья такой велосипед не подойдет. Если вы знаете, что у вас есть возможность таких поездок, то необходим горный велосипед или хотя бы какой-то универсальный вариант. Аналогичная ситуация с промышленным оборудованием и IT-решениями. Прежде, чем приобретать, задайте себе вопрос – для каких случаев данная технология вам понадобится, как вы будете ее использовать. А чтобы лучше это понимать, необходимо выполнить пункт 2 – погрузиться в бизнес-процессы на вашем предприятии.

«В нашей практике был случай, когда к нам обратился один из клиентов, чтобы мы помогли ему подобрать терминалы сбора данных. По всем требуемым характеристикам лучше всего подходили Datalodic Skorpio X4, но был один нюанс – склад холодный, и его сотрудники работают в перчатках. У данного терминала стандартный размер кнопок, которые для пользования в объемных перчатках не предназначены. Таким образом, сотрудники склада будут либо попадать перчаткой сразу в две кнопки, либо замучаются постоянно снимать перчатки. Такая, казалось бы, маленькая деталь может существенно замедлить производительность, снизить качество работы, увеличить число ошибок в ходе операций. Благодаря пониманию клиентом бизнес-процессов у себя на складе, мы подобрали совместно с ним более эргономичный для данного случая вариант терминалов, у которых был нужный функционал и крупные кнопки, на которые удобно нажимать, когда вы в перчатках» – приводит пример специалист «СОЛВО» по направлению Auto ID. 

Аналогичная ситуация и с архитектурными системами, IT-решениями. Понимание бизнес-процессов помогает лучше сформировать представление о том какие характеристики оборудования или системы вам нужны. Но, кроме бизнес-процессов, важно разбираться еще в одном важном вопросе – плане ваших производственных помещений, их коммуникаций, площади.

«Когда у вас чистое пространство – Open Space – вы можете начать предполагать, где поставите оборудование, где стеллажи и так далее. Но когда начинается проектирование, то выясняется, что у южной стены нельзя проложить трубу, потому что там толстая стена, а вдоль северной стены тянется проводка. Где-то обнаруживаются грунтовые воды и так далее. Поэтому, большинство проектов нужно начинать с обследования, а уже только потом приступать к проектированию и строительству, сразу закладывая в этот план IT-архитектуру – где и какое оборудование будет размещаться», – отмечает представитель «СОЛВО».

Даже если у вас действующее производство, которое вы хорошо знаете, все равно будет не лишним изучить проектную документацию. Например, вам нужно поставить киоски саморегистрации на КПП. Для этого необходимо понимать, где их рациональнее разместить и с точки зрения бизнес-процессов, и с точки зрения производственной безопасности (изучить, где находится электропроводки, нужные розетки и так далее), какие размеры у помещения и сколько водителей в среднем приезжает – это поможет определить, какое количество терминалов нужно. 

Разбиваем задачу на мелкие шаги

Чтобы максимально эффективно использовать IT-инструменты на своем предприятии, необходимо по мелким шагам расписать те бизнес-процессы, которые вы хотите автоматизировать.

Например, необходимо сделать бесконтактным пропуск сотрудника на предприятие. В этом случае мы пошагово описываем, какие действия совершает человек для посещения предприятия:

Шаг 1. Оформление заявки на визит: внесение паспортных данных, оформление времени прихода, подача заявки в службу охраны, утверждение и согласование визита.

Шаг 2. Оформление на проходной, сверка паспортных данных с присланными.

Шаг 3. (если у вас опасное производство): инструктаж, экзамен/тестирование, получение спецодежды.

Шаг 4. Проход на территорию предприятия

Итак, мы описали аж четыре отдельных процесса, которые также можно разбить на еще более мелкие подпроцессы. Разложив одно действие по полочкам, мы понимаем, на каком этапе и какие IT-технологии можно использовать.

«И только после этой подготовки мы рассматриваем ассортимент оборудования на рынке. Например, для автоматического визита на предприятие ищем не просто информационные киоски, а с определенными габаритами, соответствующими нашей планировке, точно понимая, что они будут расположены снаружи, а не внутри здания, рассматриваем количество приобретаемой техники исходя из того, какое количество водителей они будут в среднем принимать. Мы понимаем, должен ли быть у такого киоска экран, или нам достаточно просто выдачи талончика. И так далее», – заключает эксперт «СОЛВО».

Подходим к вопросам стоимости рационально

Исходя из понимания трех вышеописанных правил, мы уже можем начать определяться с ценой.

В данном случае будет полезным выяснить следующие вопросы:

  1. Какие бренды производятся на одном заводе?
  2. Какова стоимость маркетинговых вложений производителей?

Как правило, многие заводы сегодня имеют контрактные производства, поэтому в одном месте запросто могут производиться терминалы двух разных брендов. Чем больше партия какого-то бренда, тем ниже будет стоимость для конечного пользователя. Также на стоимость влияет известность бренда. Менее популярные производители, как правило, делают больше маркетинговых вложений, чтобы приобрести известность на рынке, в том время как известный бренд может иметь хорошую программу лояльности и скидки.  Впрочем, бывает и наоборот, что известные бренды ставят более высокие расценки за счет своей популярности, поэтому, каждый случай нужно рассматривать индивидуально.

«Ещё один важный критерий – технологическая наполняемость. Например, если в приобретаемом вами оборудовании новейшие чипы, только вышедшие на рынок, то и цена будет выше. Если купить аналог с чипами прошлых лет, можно существенно сэкономить и получить похожий функционал», – отмечает эксперт «СОЛВО» по направлению Auto ID.   

Как бы то ни было, покупаете вы новое оборудование или приобретаете технику на вторичном рынке с расчетом использовать ее 1,5 – 2 года, главное, чем нужно руководствоваться – это не максимальная дешевизна или самые современные фичи, а те параметры оборудования, которые максимально подойдут именно вашему предприятию и помогут получить максимально нужный экономический эффект от приобретения.    

Команда «СОЛВО» по направлению Auto ID и системной интеграции всегда готова помочь в подобных вопросах.