Вход в музей с видом на причалы Морского порта Санкт-Петербург

Музей логистики расширяет экспозицию

Музей логистики – первая в России специализированная экспозиция, которая охватывает всю цепочку товародвижения от производителя до потребителя – появилась в Санкт-Петербурге около пяти лет назад. Она знакомит своих гостей с различными сферами практической логистики: производством, хранением, обработкой и транспортировкой грузов. Посетив Музей логистики, можно узнать о текущем состоянии, тенденциях и перспективах развития этой важной для современной жизни отрасли. О том, как и почему была создана эта уникальная экспозиция, рассказывает его генеральный директор Максим Максимов.

Максим, для начала расскажите, как возникла сама идея организовать такой необычный музей?

М.М.: Мысль создать Музей логистики пришла мне в голову в последних числах декабря 2010 г. Незадолго до этого в магазине игрушек я купил своей дочке маленькую модельку вилочного погрузчика. Наверное, это и послужило толчком к формированию и воплощению этой идеи. Почти целый год ушел на разработку концепции музея и создание начальной экспозиции, и 17 декабря 2011 г. он принял своих первых посетителей. Сначала музей располагался в офисе компании «Солво» – известного российского разработчика программного обеспечения для логистики, затем переехал в Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. А в декабре 2016 г. благодаря победе в грантовом конкурсе Благотворительного фонда Владимира Потанина и поддержке ряда логистических компаний Музей логистики переехал в собственное очень необычное здание, построенное из морских контейнеров. Теперь он располагается в живописном месте на берегу Финского залива, напротив мостов Западного Скоростного Диаметра и причалов Морского порта Санкт-Петербург.

Церемония открытия обновленного Музея логистики 17 декабря 2016 г.

В чем состоит основная цель создания музея?

М.М.: Основная цель музея – популяризовать логистику, рассказать широкой общественности о том, что логистика – это не скучный и непонятный раздел экономики, а очень интересная и увлекательная наука. Ведь на самом деле мир, который нас сегодня окружает, стал именно таким благодаря логистике. У этой сферы деятельности есть богатая история, ее интересно изучать. Несомненно, логистику ждет большое будущее, и узнать, каким же оно будет, современному человеку также очень интересно.

На каких посетителей рассчитана ваша экспозиция?

М. М.: Посетители Музея логистики – самые разные люди, но, в основном, это школьники, которые приходят сюда с родителями или целыми классами, студенты вузов и колледжей, обучающиеся по направлению «Логистика», а также вполне взрослые люди – профессионалы логистической отрасли. И каждый наш гость находит здесь для себя что-то новое и интересное.

Экспозиция музея, посвященная автомобильному транспорту
Макет порта Бронка

Какова основная тематика экспозиции, имеются ли у нее разделы?

М.М.: Экспозиция музея охватывает полную цепочку товародвижения от производителя до потребителя, включая такие ее звенья как производство, хранение, транспортировка и сбыт. Раздел транспортной логистики рассказывает про все виды транспорта – наземный (автомобильный и железнодорожный), водный, воздушный и трубопроводный. В разделе, посвященном логистике хранения, можно познакомится с работой складов, портов, аэропортов и железнодорожных станций. Здесь же можно получить представление о том, как устроена различная техника для обработки грузов. В экспозиции музея представлены в основном масштабные модели вилочных погрузчиков, штабелеров, ричстакеров, кранов и другой складской и перегрузочной техники. Имеются модели транспортных средств: торговых судов, грузовых автомобилей, железнодорожного подвижного состава, воздушного транспорта. Есть макеты порта, грузового и контейнерного терминалов, много интерактивных экспонатов.

Фрагмент экспозиции музея
Радиоуправляемые модели погрузчиков

Есть ли в вашем музее особенные экспонаты?

М.М.: Про каждый из экспонатов можно рассказать отдельную историю. Даже само наше здание, построенное из контейнеров, можно назвать логистическим экспонатом. У входа в него находится карта мира, на которой показаны маршруты их движения. Прежде чем стать музеем, контейнеры побывали практически на всех континентах, посетили разные страны, перевозили различные грузы. Нашим посетителям, как правило, бывает очень интересно проследить за их маршрутами: это очень необычно – увидеть самому живую историю объекта, в котором находишься. В нашем музее есть экспонаты, которые подарили ему логистические и машиностроительные компании, также имеются экспонаты, изготовленные руками наших сотрудников.

Фронтальный палетный стеллаж
Макет контейнеровоза P&O Nedlloyd

Можете ли вы рассказать о тех, кто принимал участие или помогал в создании музея?

М.М.: Очень хочется, чтобы Музей логистики стал музеем всего логистического сообщества. Его экспозиция во многом пополнялась и расширялась именно благодаря поддержке компаний, связанных с логистической отраслью. Основным толчком в создании обновленной экспозиции послужила победа в грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире». Но проект строительства нового здания музея не смог бы состояться без поддержки таких компаний – партнеров проекта как Maersk, MSС, ДКС, Golder Electronics. Мы очень надеемся, что и другие организации, неравнодушные к логистике, последуют примеру коллег и смогут поддержать нас, так как, к сожалению, самостоятельно музею очень сложно выжить в современных экономических условиях.

Поддержка может быть совсем разной. Кто-то дарит музею миниатюрные модельки складской техники или макеты логистических объектов. Кто-то делает вклад посерьезнее. Например, компания «Медведь» установила в музее свои стеллажи, а Морской порт Санкт-Петербург передал музею портовые экспонаты: грузозахватные приспособления, цепи, стропы, элементы оснастки, контейнерный трап и т.д.

Интерактивная карта снабжения Европы российским газом
Интерактивный макет «Битва погрузчика и штабелера»
Макет остойчивости судна

Расскажите о планах музея на будущее

М.М.: Планы по развитию музея росли вместе с музеем и, естественно, опережали его развитие. Этот процесс не прекращается до сих пор.

В ближайшее время музей планирует значительно расширить свою экспозицию, добавить много новых интерактивных экспонатов. Хотим реализовать необычную концепцию экспозиционного пространства, в которой посетители музея будут знакомиться с логистикой на примере маршрутов реальных товаров – следя за их движением по миру от производителей в разных странах до условного магазина в Санкт-Петербурге. Постараемся достроить вторую очередь здания музея, также из контейнеров – это будет достаточно сложный и амбициозный архитектурный проект. Еще мы планируем принять участие в различных культурных событиях и фестивалях как в нашем городе, так и за его пределами.

Раньше мы мечтали о том, чтобы музей переехал в собственное здание – и эта мечта стала реальностью. Кстати, жюри конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» признало проект строительства нового здания Музея логистики из морских контейнеров одним из лучших реализованных музейных проектов. В качестве победителя конкурса на лучший реализованный проект Музей логистики примет участие в международном фестивале «Интермузей», который пройдет в Москве с 25 по 29 мая 2017 г. Сейчас рассматриваем различные форматы участия – от стандартного выставочного стенда до размещения музейного контейнера с нашей экспозицией прямо на Манежной площади. Так что, если среди логистических компаний найдутся желающие поддержать данную инициативу в обмен на свою рекламу, мы будем только рады.

Интервью провел Владимир Антонов
Так будет выглядеть Музей логистики после расширения экспозиции
Так будет выглядеть Музей логистики после расширения экспозиции
Выставка «СТЛ. Системы транспорта и логистики – 2017»
Выставка «СТЛ. Системы транспорта и логистики – 2017»

25 – 28 апреля в ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне прошла выставка «СТЛ. Системы транспорта и логистики – 2017». Организованная АО «Экспоцентр» выставка проводилась под патронажем Торгово-промышленной палаты РФ. Подтверждением международного авторитета выставочного проекта служат Знаки Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) и Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ).

Самонесущий склад компании COMITAS – уникальное предложение в формате built-to-suit
Самонесущий склад компании COMITAS – уникальное предложение в формате built-to-suit

Сегмент рынка качественных складов площадью до 5 тыс. м2 с возможностью многоуровневого хранения является относительно не развитым в России. Основные причины этого – высокая стоимость существующих решений и недоступность девелоперов, которые могли бы реализовать их в тех местах, где работают компании, имеющие такую потребность. Компания COMITAS стала первой организацией, представившей комплекс услуг по возведению капитальных самонесущих складских зданий класса А по собственной запатентованной технологии. Об этом уникальном предложении рассказывает Владислав Полторак, руководитель департамента продвижения новой продукции компании COMITAS.

Особенности складирования пищевой продукции
Особенности складирования пищевой продукции

Хранение и обработка различных товаров часто имеют свою особую специфику. В одной из статей мы уже рассказывали, как осуществляются логистические операции с парфюмерно-косметической продукцией на складе одного из ведущих 3PL-операторов – компании FM Logistic. Представляем вниманию читателей интервью с ее автором Мишелем Конаном, руководителем отдела методов/ процессов и разработки предложений по России FM Logistic, посвященное вопросам и особенностям складирования пищевой продукции.

«Первый Бит» и AXELOT объединяют усилия для работы на рынке ERP
«Первый Бит» и AXELOT объединяют усилия для работы на рынке ERP

На пресс-конференции, прошедшей 28 сентября 2017 г., компании «Первый БИТ» и AXELOT официально заявили о выводе на ERP-рынок новой совместной компании GRADUM, которая будет специализироваться на решениях для автоматизации процессов учета и управления для предприятий крупного корпоративного сектора на базе платформы «1С:Предприятие».

Перспективы бренда Yale на российском рынке (Интервью с руководителем департамента продаж складской техники «НАК Машинери» Сергеем Папениным)
Перспективы бренда Yale на российском рынке
Интервью с руководителем департамента продаж складской техники «НАК Машинери» Сергеем Папениным