компании из статьи

Профессиональный взгляд на тележку, или Как проблему выбора не превратить в выбор проблемы

Е. Семёнов, генеральный директор компании «Горторгснаб» (Москва)

В статье речь пойдет о ручных гидравлических тележках для транспортировки поддонов, которые до сих пор остаются в России самой востребованным складcким подъемно-транспортным оборудованием, несмотря на быстрое развитие моторизованных средств транспорта, таких как электрические тележки, ричтраки, электропогрузчики и проч. В европейских странах в основном применяют электроприводную технику, которая позволяет быстро и эффективно перемещать грузы на большие расстояния, но в России ситуация с механизацией погрузочных работ иная. Поскольку все еще большое число российских компаний принадлежит к сфере мелкого и среднего бизнеса и размещается в арендованных помещениях с крайне плохим состоянием полов, остается очень актуальным применение обычных ручных тележек, как, впрочем, и по причине исключительной дешевизны рабочей силы в стране.

На первый взгляд, электротележка всем хороша. Она облегчает физический труд и ускоряет обработку грузов, но у нее есть ряд недостатков. Первый из них – это то, что минимальная стоимость простой электротележки примерно 5 тыс. USD (несколько дешевле только вариант с ручным подъемом – 3,5...4 тыс. USD), хорошей европейской электротежки – 8...10 тыс. USD, а электротележки для ускоренной обработки груза – 12...15 тыс. USD. Большинство российских компаний не готовы вкладывать такие деньги в оборудование. Второе: для этой техники нужен довольно широкий рабочий проход (для размещения оператора и батареи необходимо дополнительное место), а значит, сокращается эффективно используемая площадь склада. В то же время рабочий коридор ручной тележки фактически определяется ее собственной длиной, равной (в зависимости от модели) длине поддона (1200 мм) плюс 400...500 мм, которые занимает блок гидравлики. Третий существенный недостаток электротележки – это высокие требования к качеству полов. Впрочем, если на складе есть достаточное число грузчиков, они при необходимости в состоянии подтолкнуть груженую тележку. Есть и еще два важных момента. Электротележка с учетом массы аккумуляторной батареи (АКБ) весит от 0,5 до 1,5 т в зависимости от модели, тогда как ручная тележка по сравнению с массой груза весит совсем немного – 65...75 кг. Это позволяет использовать ручные тележки в помещениях с низкой допустимой нагрузкой на полы, т. е. там, где более тяжелая техника может провалиться. Наконец, стоимость ремонта электротележки по сравнению со стоимостью ремонта обычной гидравлической более высокая.

Габаритные параметры и типы

Переходя к краткому обзору конструкций основных существующих на отечественном рынке ручных гидравлических тележек, подчеркнем, что рынок рассчитан на потребителей, которые не хотят вдаваться в детали и нюансы устройства этого оборудования, но хотели бы выбрать наиболее приемлемую для них модель, четко понимая, каковы перспективы ее применения и что ожидает их в будущем при эксплуатации этой техники.

Наиболее популярная модель – тележка, предназначенная для транспортировки европоддонов, поскольку большая часть грузов поступает к нам, упакованная именно на таре такого типа. Внешняя габаритная ширина тележки – 520...540 мм, чтобы вилы помещались между несущими брусьями европоддона. Существуют тележки и под американские стандарты поддонов, они же азиатские. У них несколько больше внешнее расстояние между вилами: 670 мм, или 2 фута.

Высота опущенных вил обычной тележки обычно 85...95 мм (определяется внутренней высотой стандартного поддона), а высота подъема поддона над полом при его транспортировке – 190...200 мм. Существуют тележки с высотой вил над полом в опущенном состоянии примерно 60...70 мм и даже 40 мм. Их применяют гораздо реже – для так называемых низкопрофильных поддонов, поскольку стоят эти механизмы дороже, а уменьшенный диаметр роликов усложняет их эксплуатацию на складе.

По длине ручные тележки для работы с одним поддоном производят обычно в трех модификациях: для работы с поддоном «поперек» (это может потребоваться, если погрузку ведут в ограниченном пространстве, например в кузове автомобиля или в вагоне) – их длина 800...850 мм; промежуточная модификация длиной 1000...1050 мм и стандартный вариант длиной 1120...1200 мм для работы с поддоном «вдоль». Производят также тележки длиной 1500...1800 мм для работы с увеличенными поддонами и для работы с двумя поддонами одновременно (длиной до 2400 мм), хотя такие модели применяют редко.

Помимо длины вил покупателя должны интересовать грузоподъемность тележки и число качаний рукоятки, необходимых для отрыва поддона от пола. Стандартная грузоподъемность (г/п) тележки 2000...2500 кг, хотя в продаже можно найти и модели г/п 3000 кг. Тележки меньшей грузоподъемности производителям выпускать неинтересно, поскольку их цена почти не снижается с уменьшением грузоподъемности, а тележки с большим грузом слишком трудно перемещать вручную, хотя одно время ходили слухи, что кто-то из отечественных продавцов предлагал тележки грузоподъемностью до 5000 кг. Стандартное число качаний рукоятки (для подъема груза) на всех моделях примерно одинаково – 10...12, но есть и тележки с так называемым «квик-лифтом – ускоренным подъемом грузов небольшой массы (4...6 качаний).

Особенности конструкции

Сейчас рассмотрим особенности устройства тележек. Возможные технические различия в конструкциях гидравлики или тяговой рукоятки обычно не имеют большого значения для эксплуатации тележки. Требуется только, чтобы эти узлы были сделаны добротно. С точки зрения эксплуатации угол поворота рукоятки (180°, 190° или 200°) тоже не дает никаких особых преимуществ при работе с этой техникой. Более важен такой элемент, как колеса. Для полов хорошего качества рекомендуется использовать полиуретановые или резиновые колеса – они бесшумные. Для полов плохого качества лучше применять нейлоновые колеса: они более жесткие и требуют меньшего усилия при сдвигании тележки с места.

По конструкции роликов под вилами тележки бывают с одним или двумя задними роликами – так называемым двухколесным блоком (тандемом). Тележки с одним роликом более пригодны для эксплуатации на хороших полах (на плохих лучше использовать тандем), а кроме того, они позволяют легко брать стандартной тележкой поддон поперек, поскольку длина тележки такова, что одиночный ролик проходит обе усиливающие поддон доски, тогда как тандемный блок обычно одним из колесиков остается на этой доске, и часто при подъеме поддона он повреждается. Поэтому если вы намерены время от времени работать с поддонами «поперек», лучше использовать тележки с одним задним роликом. Для постоянной работы с поддонами в разных положениях мы рекомендовали бы применять и короткие тележки (для работы «поперек»), и длинные (для работы «вдоль»).

За многие годы конструкция тележек более или менее отлажена, а большинство дизайнерских различий на их эксплуатационные качества почти не влияют. Единственное, на что следует обращать внимание, это чтобы «внешность» тележек была не слишком экзотической, поскольку при этом могут возникнуть ситуации, когда с рукояткой сброса гидравлики будет неудобно работать. Вообще, советуем проявить определенный консерватизм и применять классические варианты техники.

Немного истории

Теперь поговорим об исторических тенденциях развития рынка ручных гидравлических тележек в России, современных производителях и выборе модели из соображений экономии: по критерию, как это модно сейчас говорить, цена/ качество.

В советские времена на рынке было два типа тележек (речь идет, правда, не об отечественных моделях, которые к настоящему моменту практически исчезли, задавленные конкуренцией импорта). Итак, на советском рынке были представлены болгарские модели, отличавшиеся низкой ценой и относительно приемлемым качеством, и финские фирмы Rocla Oy, от которых и произошло нарицательное название ручных гидравлических тележек для поддонов. Большинство потребителей до сих пор употребляет в качестве синонима гидравлической тележки название этой марки («рокла», «рохля»). Финская тележка была очень качественной, но весьма дорогой. В 1990-е годы (до кризиса 1998 г.) на российском рынке были представлены в основном болгарские производители, такие как «Складова техника» (тележка марки «КТ»), завод «Текстильмаш» в г. Габрово (марка Jantra), тележка Simetro завода в Великотырново. Из тележек производства западных изготовителей в 1990-е годы к нам продолжали поставлять тележки фирмы Rocla и их аналоги датской компании BV и японской Mitsubishi. Также в Россию начались поставки тележек таких известных компаний, как французская MIC, английская Boss, немецкая Jungheinrich, шведская BT. Появились тележки чешских и словацких производителей.

Болгарские тележки отличались доступной ценой и средним качеством. У тележек западноевропейского производства при высоком, как правило, качестве была и высокая цена, поэтому большинство потребителей предпочитали болгарскую технику, хотя, как мы покажем далее, это неоправданно с экономической точки зрения.

Изучая эффективность

В 1996–1997 гг. мы провели исследования, пытаясь определить, насколько эффективно приобретение той или иной техники. Для этого проводился опрос клиентов, которые приобретали у нас более или менее значительные партии тележек, причем было известно, что условия эксплуатации техники у них интенсивные, практически круглосуточные. Эти заказчики часто появлялись в нашей компании для последующего ремонта техники. В ходе опроса определяли перенесенную стоимость тележки на один поддон. Происходило это следующим образом. Сначала примерно устанавливали, сколько поддонов перевозят на одной тележке за сутки и как долго она проработала до момента отправки в более или менее сложный ремонт, который мы и проводили. Затем стоимость модели делили на число перевезенных поддонов, в результате чего получалась перенесенная стоимость. Такой расчет проводился по трем-четырем клиентам, каждый из которых представил в ремонт не менее 10 тележек.

В результате опроса были получены данные по трем видам тележек. Для болгарских тележек перенесенная стоимость составила примерно 7 центов на поддон. Для тележек европейских производителей (от голландской компании Lemmens Kranen мы получали тележки словацкого производства) перенесенная стоимость была 4...5 центов на поддон, а для тележек экстра-класса BV (Rocla) и Boss она составила 2,5...3 цента на поддон. Учитывая, что стоимость болгарской тележки была в то время примерно 300 USD, словацкой – 450...500 USD, а дорогих тележек – 600...700 USD за единицу, можно легко подсчитать, что на одну тележку (до момента отправки в ремонт) приходилось следующее число перевезенных поддонов: для болгарской модели – 4...5 тыс., для словацкой – 10...12 тыс. поддонов, для тележек «элитного» класса типа Boss и Rocla – 20...30 тыс.

Эти данные позже косвенно подтвердились результатами внутренних испытаний, проведенных на базе фирм-производителей. В частности, датская компания Vestergaard Brothers, приобретенная в дальнейшем компанией Rocla Oy, утверждала, что количество подъемов гидравлики для модели Rocla соответствует 30...35 тысячам.

Отсюда можно сделать очень простой вывод: если вы собираетесь использовать тележку не очень часто, мы советуем приобретать недорогую технику. При реально высокоинтенсивном использовании тележки необходимо, конечно, приобретать дорогую, высококачественную модель. Во-первых, срок ее службы значительно больше, что сокращает хлопоты по ремонту. Во-вторых, она обойдется в три раза дешевле, чем недорогая техника (по перенесенной стоимости). Как всегда, подтверждается тезис: скупой платит дважды.

На российском рынке тележек

Однако вернемся к истории развития российского рынка этой техники. После кризиса 1998 г. здесь начались существенные изменения и главное – это появление на нем тележек китайских производителей. Тогда их качество было невысоким, но к настоящему времени, по нашим исследованиям, оно приближается к качеству тележек производства Чехии или Словакии. Это совсем неплохо, если учитывать, что сегодня стоимость тележек, продающихся как собственно китайского изготовления, составляет 250...270 USD, тележек китайского производства, но продаваемых под маркой известных европейских фирм, – 350...370 USD. Такая ситуация соответствует тому, что было на нашем рынке до 1998 г.

К сожалению, не выдержав конкуренции, «уходят» от нас тележки высококачест-венные и дорогие. Большинство известных европейских компаний перенесли производство в Китай, где собирают заказы и контролируют качество своей продукции. Благодаря такой удачной географической экспансии им удается существенно снизить цену единицы оборудования. Забудьте о том, что в России можно купить оригинальную западноевропейскую или японскую тележку по цене менее 450 USD!

Только себестоимость ее производства составляет 250...320 евро за единицу (в зависимости от комплектации), а если учитывать необходимость доставки и таможенных расходов, то себестоимость импортной тележки в России составляет не менее 350 USD. Никто не станет продавать технику себе в убыток, и потому, если цена европейской тележки ниже 450 USD, мы советуем весьма осторожно подойти к вопросу ее приобретения. Серьезный продавец всегда открыто скажет, что данная тележка произведена в странах Юго-Восточной Азии под маркой той или иной известной фирмы, которая осуществляет контроль ее качества. Но это подход честного продавца, а другой, менее щепетильно подходящий к этим вопросам, станет уверять вас, что тележка точно произведена в Европе – Германии, Франции, Италии... Увы, это не так. В лучшем случае «европейской» окажется какая-то часть комплектующих гидравлики: клапаны, прокладки и др. Однако небольшое количество гидравлических ручных тележек производится в Западной Европе до сих пор.

Ручную технику применяют здесь ограниченно на вспомогательных операциях, что объясняется исключительной дороговизной рабочей силы и высоким качеством складов. Пожалуй, из той техники, что поставляется в Россию, реально в Западной Европе сегодня производят лишь тележки шведской фирмы BT, датской фирмы BV, финской Rocla. Продолжают работу заводы в Чехии и Словакии, поскольку цена их продукции при соответствующем качестве вполне приемлемая. Болгарские производители тележек все больше уступают позиции китайским компаниям и, по нашим оценкам, в ближайшие 2...3 года окончательно будут вытеснены ими.

Из фирм, подходящих серьезно к производству техники в Юго-Восточной Азии, отметим немецких производителей – фирму Pfaff-silberblau, продукцию которой отличает весьма высокое качество, и концерн Jungheinrich, широко известный своими электрическими самоходными машинами для работы с поддонами. Часть своей ручной техники начала производить в Тайване компания Rocla Oy. Это модель BF 25, которая на 20 кг тяжелее выпускаемой в Дании тележки ТМА 25.

Заводить разговор о тележках, продаваемых в России по розничной цене 180...230 USD, нет смысла, поскольку это образцы не самых качественных китайских тележек. Их следовало бы применять только на складах с идеальными полами и при небольших объемах транспортировки. Конечно, и они имеют право на существование, однако, выбирая модель по принципу минимальной цены, надо помнить, что прослужит она, скорее всего, не более 2..3 месяцев при интенсивной эксплуатации.

Если же применять ее только на вспомогательных работах, для чего, собственно, гидравлические тележки используют в развитых странах, она «продержится» достаточно долго: один-два поддона в день на ней можно будет перевозить практически вечно.

В общем, все тележки очень похожи, и различаются только качеством и ценой. Десятилетний опыт работы на рынке подъемно-транспортного оборудования позволил нам выделить три типа гидравлических тележек:

• дорогие и высококачественные (в ассортименте нашей компании это датские тележки PV-25, которые известны также под марками Mitsubishi, Rocla и BV);

• модели среднего ценового диапазона (к ним относятся, например, тележки немецкой фирмы Pfaff-silberblau, очень удачные по соотношению цена/ качество;

• недорогие тележки (в этом классе мы предлагаем модели марки YSW, которые практически ничем не уступают по параметрам тележкам Pfaff-silberblau, но их закупают в Китае напрямую).

Модели указанных типов от южнокорейских, китайских и европейских (датских) производителей относятся к классическим, и каждая из них оптимальна в своем классе по соотношению цена/ качество. Модель, выпущенная в Дании, позиционируется как одна из лучших в мире, каковой, собственно, и является. Эта тележка давно известна на российском рынке под маркой BV; точно такую же тележку выпускали под маркой Rocla (она отличалась только голубым цветом) и под маркой Mitsubishi (зеленого цвета). Наша компания возобновила ее поставки после перерыва, связанного с тем, что после приобретения финской фирмой Rocla датской компании BV произошла смена модельного ряда и передача оборудования другому производителю, с которым мы сейчас и сотрудничаем.

В заключение хочу посоветовать читателям спокойно и взвешенно подходить к выбору нужной техники, пользуясь изложенными выше общими рекомендациями, и не поддаваться на всевозможные рекламные уловки различных фирм, торгующих этим оборудованием. По причине низкой цены ручное складское оборудование получило широкое распространение. В том же журнале «Товары и цены» или в Интернете можно найти несколько десятков компаний, предлагающих ручные гидравлические тележки по низким ценам.

Большинство из них – это небольшие фирмы, которые работают, как правило, с крупными компаниями-поставщиками, но обычно они не обеспечивают должный уровень последующего сервиса тележек. Впрочем, большинство известных компаний, торгующих складским оборудованием и образованных еще до кризиса 1998 года, существует и по сей день. Из московских фирм это «ТФН», «Стелла», «Горторгснаб», «Севко», а из больших компаний, пришедших на рынок легкой складской техники уже после кризиса 1998 года, – «Паллет Тракс», «Картрэйд», «4К», «РИФ», представительства известных европейских компаний ВТ, Jungheinrich и Linde. Если вы намерены приобрести технику достойного качества, мы советуем обращаться именно к ним – крупным компаниям с многолетней историей, богатым опытом деятельности и хорошей сервисной базой.