Вилочный погрузчик

Алгоритм выбора

По материалам зарубежной печати подготовил С. Протасов

Выбрать вилочный погрузчик, как, впрочем, и любое другое сложное промышленное оборудование, довольно сложно, особенно учитывая разнообразие вариантов, которое предлагает современный рынок. Сегодня существует огромное количество моделей и модификаций исполнения, оценить достоинства и недостатки которых не специалисту затруднительно. Тем, кто часто приобретает эти машины, системный подход к оценке и выбору машин облегчит работу, защитив от ошибок. Зарубежные специалисты советуют покупателям перед тем, как обращаться к одному или нескольким дилерам, разработать и применять специальную карту-схему, в которой найдут отражение и будут учтены такие аспекты, как условия работы, конструктивные особенности погрузчика и др. И, конечно, следует использовать все возможности для того, чтобы опытным путем оценить возможное поведение машины в эксплуатации: перед покупкой вашим операторам следует провести тест-драйв погрузчика, а механикам – оценить его ремонтопригодность.

Прежде всего вилочный погрузчик должен наиболее точно соответствовать задаче, для выполнения которой он предназначается, т. е. в первую очередь важно учитывать, где и как его будут применять. Казалось бы, это вполне очевидно, но зачастую при покупке погрузчика решение принимается по совсем иным соображениям, например: «Погрузчик, что у нас уже есть, кажется, работает хорошо. Пожалуй, приобретем еще один такой же» или «Спросим у некоторых наших водителей и купим тот, что посоветуют».

Конечно, советы операторов важны, но надо учитывать и другие, не менее значительные факторы. Сегодня мы расскажем о том, как правильно подобрать именно тот вилочный погрузчик, который вам действительно необходим. Чтобы упростить описание алгоритма выбора, мы рассмотрим только классические вилочные погрузчики с противовесом и с сиденьем оператора, однако многие рекомендации можно отнести и к погрузчикам других типов, хотя при выборе придется учесть и специальные требования.

Ниже перечислены факторы общего характера, которые надо определить или оценить. Их можно свести в единую таблицу и взять за основу в переговорах с дилерами и продавцами техники. Возможно, вам не дадут точного решения, однако, следуя этим рекомендациям, вы вправе учесть важнейшие из них и подобрать вилочный погрузчик, наиболее полно соответствующий задачам, для которых его приобретают.

Оценка у словий работы

Анализ факторов выбора лучше начать с оценки физических условий, в которых будет работать погрузчик. Если возможно, то определите, каковы будут условия его эксплуатации в последующие 3…5 лет. Как правило, срок службы вилочного погрузчика составляет 6…8 лет, но на многих предприятиях его удается продлить вдвое и более.

Особое внимание надо уделить характеру трассы и напольному (дорожному) покрытию, по которому будет передвигаться погрузчик: от этого зависят выбор шин и производительность машины, условия труда оператора, условия перевозки груза (например, наличие или отсутствие тряски при движении) и другие факторы. Если погрузчик работает на опасном производстве, он должен иметь специальное исполнение.

Условия эксплуатации

В помещении:

  • погрузочная эстакада, платформа (погрузка-разгрузка грузовых автомобилей, железнодорожных вагонов);
  • товарный склад, пакгауз (высота верхних полок, стеллажей);
  • производственное помещение;
  • поверхность пола.

Вне помещения:

  • бетонное покрытие;
  • асфальт;
  • гравий;
  • грязь;
  • зоны, закрытые крышей (высота перекрытий);
  • наличие препятствий и преград сверху.

Условия окружающей среды

  • Влага или сырость;
  • наличие загрязняющих веществ;
  • опасное производство;
  • санитарные условия;
  • наличие вентиляции.

Характеристики помещения

  • Наименьшая высота перекрытий;
  • размеры дверей;
  • минимальная ширина проходов;
  • наличие ограничений по массе (лифты или полы в помещениях).

Рампы и уклоны

  • Наличие неровностей, ухабов;
  • прочие препятствия.

Характеристики груза

Помимо определения максимальной требуемой грузоподъемности погрузчика следует учесть размеры и положение центра тяжести транспортируемых грузов. Если центр тяжести располагается выше стандартного размера 610 мм, используемого при определении номинальной грузоподъемности погрузчика, последнюю следует пересчитать. Надо помнить также, что при установке дополнительных грузоподъемных приспособлений допустимая полезная нагрузка машины снижается, поэтому приходится выбирать более мощный погрузчик. Итак, в этом разделе следует оценить:

  • размеры грузов;
  • положение центра тяжести грузов;
  • типы грузов (паллеты, стальные поддоны, рулоны, железные бочки и т. д.);
  • требуются ли вам специальные грузоподъемные приспособления;
  • массу грузов;
  • высоту штабелирования;
  • наличие специальных требований при транспортировке (хрупкость или ломкость груза, характер поверхности и т. д.).

Режим эксплуатации

В каком-то случае погрузчики используют лишь несколько раз в день, в другом – водители вынуждены «гонять» их практически непрерывно несколько смен подряд. Такие различия в эксплуатационной нагрузке обусловливают и разные требования к машине. Убедитесь, что погрузчик соответствует условиям работы, для которой предназначен. Для этого надо определить:

  • число смен в день, число рабочих часов за смену, число рабочих дней в неделю;
  • интенсивность эксплуатации (тяжелые, средние или легкие условия).

Выбор марки

Большинство компаний предпочитает унифицировать свой парк погрузчиков, причин тому несколько: операторы привыкают к органам управления машин; работы по техническому обслуживанию хорошо знакомы механикам; есть положительный опыт эксплуатации погрузчиков этой марки в прошлом; хорошо налажены связи с дилером и имеется надежная техническая поддержка. Таким образом, при выборе погрузчика нам надо установить:

  • возможность своевременного и качественного сервисного обслуживания машины;
  • доступность запасных частей (наличие на складе дилера);
  • предпочтения водителей к определенной марке;
  • предпочтение определенного дилера (близость расположения дилерского предприятия);
  • возможности стандартизации парка оборудования.

Тип вилочного погрузчика

Для некоторых условий работы подходят только погрузчики определенного типа. Например, электрические погрузчики непригодны для постоянного использования вне помещений; погрузчики с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) редко применяют для интенсивного использования в помещениях; для работы во взрывоопасной среде нужны погрузчики в специальном исполнении и т. п. Более подробно это можно представить в виде следующих позиций:

  • оператор управляет стоя;
  • оператор управляет сидя;
  • электрический погрузчик – трех или четырехколесный;
  • погрузчик с ДВС – на сжиженном нефтяном газе, на сжатом природном газе, на бензине, на дизельном топливе;
  • шины – сплошные резиновые или пневматические;
  • погрузчики специального назначения – высокой проходимости, в специальном исполнении;
  • прочее.

Технические характеристики

Компоненты и узлы погрузчика в значительной степени определяют его возможности. Так, шины должны соответствовать характеру дорожного покрытия. От такой, на первый взгляд, «мелочи» зависит, будет ли погрузчик успешно работать. Радиус разворота машины и размеры груза должны соответствовать минимальной ширине проходов в помещении. Бо’льшая высота подъема вилочной каретки может быть необходима при погрузке поддонов в два яруса в грузовые фургоны и железнодорожные вагоны. Установка каретки бокового смещения вил может быстро окупиться благодаря увеличению производительности погрузчика, а также повысит уровень безопасности работы. С увеличением скорости движения может либо увеличиться производительность, либо снизиться безопасность работы. Благодаря более плавной работе тиристорных гидравлических органов управления меньше вероятность повредить груз. Разумеется, почти за каждое техническое решение, делающее работу на машине более эффективной и удобной, приходится платить, поэтому при выборе машины надо искать разумное сочетание желаемых характеристик погрузчика и стоимости. Основные параметры, которые надо определить в этом разделе, это:

  • максимальная грузоподъемность;
  • номинальная грузоподъемность;
  • маневренность (радиус поворота, минимальная ширина прохода для погрузчика с грузом);
  • грузоподъемная мачта (высота при полностью выдвинутой мачте, высота подъема каретки с вилами, число секций мачты, увеличенный наклон мачты, увеличенная высота подъема каретки, привод регулировки вил);
  • длина и тип вил;
  • тип ходовой части;
  • электрический двигатель (переменного или постоянного тока, напряжение, типоразмер и емкость аккумуляторных батарей, способ их снятия – сбоку или сверху, наличие индикатора износа щеток электродвигателя);
  • двигатель внутреннего сгорания (мощность, марка);
  • скорость движения (переднего хода с максимальной нагрузкой, заднего хода с максимальной нагрузкой);
  • скорость подъема и опускания вил (с нагрузкой);
  • максимальный преодолеваемый подъем (с нагрузкой);
  • усилие на буксировочном крюке;
  • органы управления направлением движения (педали, рычаги);
  • гидравлическое оборудование;
  • органы управления (ручные, на тиристорах или транзисторах).

Некоторые понятия для новичков

Конструкция

Сменные орудия – любые механические устройства, кроме стандартных вилочных захватов, устанавливаемые на мачту (мачты) промышленных погрузчиков для транспортировки грузов, не упакованных на паллеты. Эти устройства могут быть гидравлическими, электрическими или механическими.

Вилочный захват – устройство, установленное на каретку или мачту и предназначенное для транспортировки грузов на паллетах.

Мачта (грузоподъемник) – устройство, устанавливаемое на вилочный погрузчик и предназначенное для подъема груза и/или оператора на высоту более 600 мм от пола.

Дополнительное оборудование – компоненты, используемые на вилочных погрузчиках, не относящиеся ни к одному из других классов оборудования и не составляющие неотъемлемую часть вилочного погрузчика, без которой он не способен выполнять свои функции.

Рабочие характеристики

Положение центра тяжести груза – расстояние по горизонтали от передней поверхности вилочного захвата до центра тяжести груза. При номинальной грузоподъемности оно составляет 600 или 500 мм.

Максимальная грузоподъемность – максимальная масса груза при установленном положении центра тяжести, которую может поднять погрузчик c помощью вилочного захвата или указанного оборудования на установленную максимальную высоту.

Альтернативная грузоподъемность – максимальная масса груза при таком же положении центра тяжести, как и при номинальной грузоподъемности, которую может поднять вилочный погрузчик на высоту меньше максимальной.

Номинальная грузоподъемность – максимальная масса груза при заданном положении центра тяжести, которую вилочный погрузчик может транспортировать и штабелировать на высоту, установленную производителем.

Альтернативная номинальная грузоподъемность – максимальная масса груза, которую вилочный погрузчик может транспортировать и штабелировать на высоту, отличающуюся от установленной производителем. Положение центра тяжести и размер груза могут отличаться от тех, что установлены для определения номинальной грузоподъемности.

Номинальная грузоподъемность с дополнительным оборудованием – максимальная масса груза, которую может поднять вилочный погрузчик при том положении центра тяжести и на ту высоту, которые установлены производителем.

Определения высоты подъема

Высота подъема вил с выдвинутой мачтой – максимальная высота от пола до вил.

Высота при полностью выдвинутой мачте (общая высота подъема) – максимальная высота от пола до вершины полностью выдвинутой мачты.

Габаритная высота при сложенной мачте – высота от пола до верхушки мачты или другой части погрузчика, когда мачта полностью сложена и вилы опущены в нижнее положение.

Высота подъема каретки с вилами – высота, на которую могут быть подняты вилы, когда мачта полностью сложена.

Эргономика

Эргономика вилочного погрузчика приобретает все большее значение, но идеальное решение удается найти не всегда. Вот типичные примеры. Операторы обычно предпочитают мягкие шины, устойчивость к истиранию которых низкая, а потому они невыгодны. Удобные для оператора высокого роста органы управления могут совершенно не подходить для оператора небольшого роста. Операторы, которым часто требуется покидать погрузчик, могут предпочесть управление машиной стоя, а не сидя. Вот моменты, важные для удобства работы:

  • обзорность;
  • органы управления (рычаги, клавишные переключатели, джойстик);
  • комфортность сиденья оператора (спинка, подлокотники);
  • наличие регулировок сиденья, рулевой колонки, панели управления на рабочем месте оператора;
  • уровень шума и вибрации при работе;
  • плавность и другие характеристики хода;
  • удобство и легкость посадки и высадки из кабины погрузчика;
  • кабина (открытая или закрытая, свободное пространство);
  • отопление;
  • кондиционирование воздуха.

Дополнительное оборудование

Иногда приобретение дополнительного оборудования, предлагаемого как опция (по заказу), может быть экономически оправдано, иногда – нет. Только вы и ваши операторы могут это оценить. Вот лишь несколько позиций из довольно объемного перечня наиболее распространенного дополнительного оборудования, которое, как правило, предлагает большинство продавцов погрузчиков.

  • Сменные навесные рабочие органы.
  • Осветительные приборы.
  • Сигналы, аварийная сигнализация.
  • Огнетушитель.
  • Система стабилизации груза.
  • Индикатор грузоподъемности.
  • Ремни безопасности и крепления.
  • Пластина для поддержки груза на каретке.

Ремонтопригодность

Перед тем как принять окончательное решение о приобретении машины, следует проконсультироваться с работниками вашей ремонтной службы. Было бы полезно оценить объем трудозатрат на плановое техническое обслуживание нового погрузчика. Кроме того, им надо проверить новый погрузчик по карте технического осмотра, составленной для прежних моделей: в этом случае можно сразу же прояснить многие вопросы, которые могут возникнуть при обслуживании купленной машины в будущем. В этом разделе следует рассмотреть следующие вопросы:

  • доступность узлов и агрегатов (демонтаж панелей, замена щеток электродвигателя, доступ к двигателю и электромагнитным пускателям);
  • гидравлическое оборудование (марка, органы управления);
  • оси поворота/ места, наиболее подверженные износу;
  • мачта (ролики и их центрирование);
  • расположение фильтров и точек смазки;
  • предполагаемые затраты времени на плановое техобслуживание;
  • рекомендуемая периодичность технического обслуживания;
  • гарантийные обязательства;
  • техническая поддержка производителя (дилера);
  • доступность запасных частей;
  • поставщики компонентов и узлов.

Испытания

Было бы неплохо получить новый погрузчик для испытаний на вашем предприятии, но такая возможность предоставляется далеко не всегда. Испытания можно заменить, посетив другое предприятие, где эксплуатируются такие погрузчики, или испытать погрузчик на площадке дилера. Чем больше испытаний и проверок сделают ваши операторы и механики, тем лучше.

В любом случае, принимая решение о приобретении погрузчика, следует учитывать мнение операторов и механиков. Выводы о том, какие окончательные характеристики (параметры) и комплектацию должны иметь машины, будут сделаны с учетом многих факторов, и это поможет вам приобрести высокопроизводительную машину, которая прослужит долго.