компании из статьи

Погрузчики АХ/ВХ 50: по-прежнему актуальны

П. Гаманьков, отдел испытаний РИА «Россбизнес»

Россия уже не первый год является одним из самых быстро растущих рынков сбыта подъемно-транспортного оборудования для многих производителей этой техники. По статистике, наиболее востребованы на российском рынке вилочные погрузчики грузоподъемностью 1...3 т. В линейке погрузчиков корпорации Komatsu Forklift Co. (Япония) эти машины выделены в отдельную серию, которая называется АХ/ВХ50. По результатам тестирования одной из моделей этого ряда – Komatsu FG25T-16 грузоподъемностью 2,5 т – мы и попробуем сделать выводы о достоинствах и недостатках всей серии в целом.

Машины серии АХ/ВХ50 запущены в серийное производство еще в 2005 году на заводе Komatsu в г. Тотиги. К разработке новых погрузчиков инженеры компании приступили почти за шесть лет до начала серийного производства, но уже тогда существовали серьезные прогнозы по росту продаж складской погрузочной техники в России, поэтому при моделировании серии АХ/ВХ50 серьезно изучался опыт работы техники Komatsu в российских условиях эксплуатации. О том, что машины создавались как минимум с оглядкой на нашу страну, и это не просто маркетинговый ход, свидетельствует тот факт, что на церемонию презентации новых машин в Москву приехал президент компании Komatsu Forklift Co. Такео Шибуя.

По названию серии АХ/ВХ50 нетрудно догадаться, что погрузчики разделены на две категории. Линейка оборудования Komatsu АХ50 – это погрузчики грузоподъемностью (г/п) 1,0; 1,5 и 1,75 т, а в ряд ВХ50 входят погрузчики г/ п 2,0; 2,5; 3,0 и 3,5 т. Помимо этого покупателям предлагают своеобразный гибрид погрузчиков АХ и ВХ – так называемую "109-ю" серию, особенностью которой является компактный корпус с габаритными размерами 1-тонника серии АХ в сочетании с возможностями погрузчика серии ВХ г/п 2 т. Благодаря такому удачному сочетанию свойств производительность машин серии 109 существенно выше.

Для удобства рычаги управления мачтой вынесены вперед

Машины Komatsu AX/BX50 вне зависимости от полной массы и грузоподъемности могут быть оснащены дизельными, бензиновыми, газовыми либо газобензиновыми силовыми агрегатами разного рабочего объема и мощности. Дизели для своих машин Komatsu Forklift разрабатывает самостоятельно, а бензиновые и газовые модели традиционно оснащают двигателями компании Nissan Motors, которые за долгие годы отлично зарекомендовали себя.

На испытывавшемся погрузчике для достижения баланса технических характеристик и расхода топлива конструкторы сочли целесообразным применить силовой агрегат Nissan K21 мощностью 35 кВт (на погрузчики Komatsu устанавливают бензиновые двигатели мощностью и до 46 кВт, но ими штатно комплектуют машины г/п 3,0 т). И действительно, мощности K21 вполне достаточно для динамичного движения машины по площадке. Бензиновые двигатели выгодно отличаются от дизеля тем, что подходят для работы как на малых площадях, поскольку у них неплохая разгонная динамика, так и на больших расстояниях – машина способна поддерживать высокую постоянную скорость. Тяговое усилие на двигателе точно соответствует движениям педали акселератора, что обеспечивает и плавность старта.

Отличный доступ к силовому агрегату при поднятом капоте

Протестированный погрузчик способен развивать максимальную скорость движения вперед 16,5 км/ ч как с грузом, так и без него. Максимально преодолеваемый подъем – 23°, скорость подъема вил с грузом – 545 мм/с, без груза – 600 мм/ с. Таких показателей удалось добиться благодаря применению сдвоенного насоса, обеспечивающего независимую работу рулевого управления и подъемного оборудования. За счет этого обеспечивается высокая скорость подъема мачты даже на холостом ходу, при этом сохраняется плавность хода, а оператор хорошо чувствует поведение машины. Производительность, естественно, возрастает.

Сдвоенный гидронасос дает еще одно преимущество – отпадает необходимость увеличивать обороты двигателя, чтобы придать ускорение каретке: даже на холостом ходу обеспечивается быстрый подъем. Это напрямую влияет на показатели экономичности силового агрегата, ведь чем меньше работы с педалью "газа", тем ниже расход топлива. И еще плюс – информативность и легкость рулевого управления. Благодаря отсутствию прямой механической связи между рулем и колесами (рулевых тяг попросту нет) снижается стоимость обслуживания и ремонтных работ. Кроме этого при движении по неровной поверхности гидравлическая подвеска гасит толчки: они не бьют по рукам оператора.

Круговая оптика стандартная,
но защита от повреждений ненадежная

Комфорту на рабочем месте также уделено много внимания. В новой машине для снижения толчков и вибрации при движении применили двойную "плавающую" конструкцию. То есть кабина закреплена к шасси посредством четырех широко разнесенных демпфирующих плавающих опор. Похожее решение использовано и на машинах предыдущих серий. Но этим дело не ограничилось. Двигатель и трансмиссию погрузчика "уложили" на подушки, чтобы снизить передачу вибраций не только на кабину оператора, но и на переднюю ось. Тем самым обеспечивается дополнительная безопасность при работе с грузом.

Конструкция сиденья водителя соответствует современному пониманию о комфорте. Кресло оснащено новой амортизационной системой. Диапазон его регулировок вперед-назад огромный – 170 мм, а спинку можно выставить в шесть положений по углу наклона. Кресло с ощутимой боковой поддержкой не сковывает движения оператора, но при этом плотно держит его. Дополнительно к этому есть инерционный ремень безопасности.

Удобно разместиться на рабочем месте позволяет хорошо продуманный педальный узел. Педали подвесного типа обеспечивают достаточное пространство для ног, которое все же ограничено гидроцилиндрами подъема мачты, пусть и спрятанными под пол и закрытыми специальными щитками. Передняя панель максимально опущена вниз для обзора оператором вил. Это очень удобно, но справедливости ради стоит сказать, что некоторым конкурентам удалось сделать ее еще меньших размеров. Впрочем, это не влияет на обзорность, но слегка облегчает посадку в кабину.

Пробка маслозаливной горловины это одновременно и щуп

На панель приборов выведена самая необходимая информация: уровень топлива, индикатор выбранного направления движения, лампа заряда АКБ. Есть также контрольная лампа давления, масла в двигателе, счетчик моточасов, индикатор температуры охлаждающей жидкости. На передней панели сделано несколько ниш для ручек и мелочей, рядом – зажим для бумаг. В заднюю часть спинки сиденья встроена планшетка для документов.
Движения оператора при управлении погрузчиком сведены к минимуму. Направление движения меняют с помощью подрулевого переключателя: cделать это можно, не снимая рук с рулевого колеса. Рычаги управления мачтой удобно ложатся в правую ладонь. Ход всех рычагов минимален, и приятно удивляет то, что они позволяют оператору прекрасно ощущать процесс управления рабочими функциями машины. Расположение всех органов управления позволяет сразу приступать к выполнению операции – будь то старт после смены направления движения или подъем мачты после полной остановки техники.

Для обслуживания основных узлов и агрегатов достаточно поднять капот и снять крышку пола. Благодаря большому углу подъема капота открывается удобный доступ к двигателю и аккумуляторной батарее. Для минимизации операций обслуживания маслозаливные и другие горловины совмещены с измерительными щупами. Проблем с контролем или заменой топливно-смазочных материалов возникнуть не должно. Топливный, воздушный и масляные фильтры расположены в доступном месте, их замена занимает считаные минуты. Для доступа к радиатору системы охлаждения надо снять дополнительную крышку за креслом.

Бензиновый 2,5-тонный погрузчик Komatsu FG25T-16 оказался очень динамичной, прогнозируемой и удобной в управлении машиной. Примечательно, что все перечисленные выше качества сохраняются и при полной загрузке техники. Учитывая внимание к комфорту оператора, удобству ремонта и обслуживания техники, становится понятно, что эти погрузчики, хотя и были созданы в 2005 году, по-прежнему остаются актуальными и конкурентоспособными. Потому и говорить о необходимости обновления этого модельного ряда рано, ведь примененные конструкторские решения позволяют сравнивать машины серии АХ/ВХ50 с самыми лучшими аналогами.

Цена протестированного погрузчика Komatsu FG 25T-16 с бензиновым двигателем Nissan К21, гидродинамической трансмиссией Torqflow и двухсекционной мачтой с высотой подъема 3 м достаточно приемлемая – 652 900 руб.





ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ: