компании из статьи

Год 2003-й: подводим первые итоги

В. Антонов

Кто понял жизнь, тот не спешит. (Народная мудрость)

За окном осень 2004-го, а эксперты только начинают распределять места среди самых крупных фирм, выпускающих напольный транспорт, по результатам предыдущего, 2003 года. Действительно, в таком серьезном вопросе, как анализ рынка, лучше не торопиться. Чтобы дать достоверную оценку, нужны не менее достоверные данные, а их, как правило, можно получить только от самих производителей. По разным причинам сделать это не так просто, как представляется на первый взгляд, поскольку не у каждой компании календарный год совпадает с отчетным и не все производители готовы предоставить информацию о результатах своей деятельности. Впрочем, о том, что лидирующее положение по-прежнему останется за японским концерном Toyota, некоторые специализированные журналы писали еще в марте.

Первые более полные результаты лишь недавно опубликовал журнал Modern Materials Handling – авторитетное американское издание, известное своими ежегодными рейтингами ведущих мировых производителей в области подъемной техники для штабелирования грузов. Ниже мы приводим таблицу, содержащую перечень этих компаний, и небольшой сопроводительный комментарий к нему, рассказывающий об изменениях на рынке в последнее время.


Рейтинг мировых производителей напольного безрельсового транспорта

На золотом крыльце сидели... (Из детской считалочки)

2003 год стал для производителей напольного транспорта намного более результативным, чем два предыдущих года. Многие компании не только получили большое количество заказов по всему миру, но и увеличили доходы, поступающие от самых крупных своих продавцов. Объединенные доходы только пяти лидеров в области поставок в нашем списке – Toyota, Linde, Jungheinrich, NACCO Industries и Crown в течение бюджетного 2003 года выросли на 2,64 млрд. USD, что почти на 26% больше аналогичного показателя прошлого года. В тройке лидеров вновь оказались японский концерн Toyota, прирост доходов которого составил 1,1 млрд. USD, и немецкий концерн Linde (прирост 860 млн. USD). Увеличение продаж у «бронзового» призера – фирмы из ФРГ Jungheinrich – составило 350 млн. USD. Конечно, эти цифры оказались больше, чем они могли бы быть в иной экономической ситуации – при другом курсе валют. Помогли более слабый доллар и более сильные иена и евро, чем это имело место годом раньше: фактически в течение отчетного для этих компаний периода иена поднялась на 13%, а евро – на 20%.

В 2003 г. во всем мире размещено заказов почти на 602 000 ед. напольного транспорта, что на 13% больше, чем в 2002 г. Наибольший прирост наблюдался в Азии, где увеличение заказов составило 16% (общий объем 153 000 ед.). В Северной Америке прирост заказов составил примерно 13% и приблизился к 169 000 ед., в то время как Европа показала самый маленький прирост – только 3% (всего 259 000 ед.). Такие цифры называет в своем отчете World Industrial Truck Statistics – Всемирный союз ассоциаций производителей промышленного транспорта. Составили двадцатку компании, выпускающие и продающие свое оборудование в рамках ассоциаций промышленного транспорта, куда входят производители хотя бы одного из семи классов средств напольного транспорта (в соответствии с общепринятым перечнем, предложенным ITA – Industrial Truck Association). Ранжирование основано на величине доходов каждой компании, полученных в течение последнего бюджетного года.

Среди компаний, занимающих положение в верхней десятке нашего списка, произошла некоторая смена позиций. Японский концерн Toyota остался на первом месте, сразу за ним идет Linde. Jungheinrich переместился перед NACCO, а фирма Crown по-прежнему удерживает пятую позицию. За ней следует фирма Mitsubishi/Caterpillar (6), которая поменялась местами с Komatsu (7), хотя обе компании окончили год с превосходными результатами. Оставшиеся места заняли TCM (8) и Nissan (9), и завершила десятку японская фирма Nichiyu.

Две компании – Manitou и Fantuzzi – выведены из десятки лидеров. Правда, Manitou осталась в списке под номером 14. Это перемещение с 8-го места объясняется тем, что в прошлом году мы учитывали полный доход, включая реализацию погрузчиков, предназначенных для сельского хозяйства и строительства. В этот раз был принят во внимание только сектор погрузочной техники, использующейся в промышленности, где доход составил 27% полного бизнеса Manitou, или 232 млн. USD. Точно так же ушла с «золотого крыльца» и фирма Fantuzzi, потому что подавляющее большинство ее техники не используется на складах, а занято на обработке портовых грузов.

Из списка удалены еще две компании – JCB и Merlo. Обе производят погрузчики для сельского хозяйства и строительства и больше не соответствуют нашим критериям техники для обслуживания складов. Таким образом, освободились три позиции, которые заняли компании, отсутствующие ранее в нашем рейтинге. На 16-ю позицию выходит фирма Liftruck, сделавшая 50 млн. USD на тяжелых погрузчиках. В производственную программу компании входят вилочные погрузчики грузоподъемностью от 7,5 до 50 т, а также специальные машины для обработки особо тяжелых грузов массой до 125 т. Компания Landoll с объемом продаж 25 млн. USD заняла 18-е место. Эта корпорация выпускает в основном погрузчики с поворотными вилами, предназначенные для работы в узких проходах. Она предлагала два бренда – погрузчики с поворотными вилами марок Bendi и PivotMast, а также купила в прошлом году активы компании Drexel, погрузчики которой удачно дополнили старые модельные ряды. Наконец, на 20-м месте дебютировал китайский производитель вилочных погрузчиков фирма Anhui Heli с объемом продаж 20 млн. USD.

Произошли некоторые изменения и в структуре самих поставщиков напольного транспорта. Основным событием прошлого года стало приобретение компании Clark фирмой Young An Hat Co. (Bucheon, Южная Корея), что позволило спасти этого известного производителя от банкротства. Решение можно назвать удачным, поскольку уже к третьему кварталу прошлого года Clark не только стала приносить прибыль, но и ее доход, который в 2002 году снизился на 37%, в 2003-м увеличился почти на 15%, достигнув 237 млн. USD и переместив компанию на 13-ю позицию.


О тенденциях рынка

Есть не одна, а много математик. (М. Волошин)

По оценкам специалистов концерна Jungheinrich AG, надежды финансовых аналитиков на то, что в 2003 году в мировой экономике произойдет существенный подъем, не оправдались. Глобальное экономическое развитие в первой половине 2003 года характеризовалось постоянным упадком, на что вдобавок повлияла и нестабильная политическая обстановка в мире, однако во второй половине года наконец появились признаки оздоровления. В первую очередь это обусловлено изменением общей ситуации в США, где экономический рост составил 2,7% (в 2002 году – 2,4%). Улучшилась экономическая ситуация в Японии, как, впрочем, и во многих странах Азии. Рост мировой экономики в целом в 2003 году составил 2,0% (в 2002-м – 1,8%). Но динамика экономического развития в Европе оказалась хуже, чем ожидали. Темп роста валового внутреннего продукта (ВВП) здесь снизился вдвое по сравнению с прошлым годом (для сравнения: в 2002 году он составил 0,9%, тогда как в 2003-м – только 0,4%. Впрочем, некоторые страны Центральной и Восточной Европы показали значительный экономический рост.

Несмотря на сложную экономическую обстановку, интерес к рынку подъемно-транспортного оборудования и его объемы растут каждый год, и дела здесь обстоят совсем не так плохо, как во всей экономике в целом. Некоторые данные, озвученные на пресс-конференции Jungheinrich AG в июле этого года сотрудниками концерна докторами Маттиасом Фишером и Мартином Брауном, помогут лучше разобраться в этом вопросе. Мы приведем лишь краткие тезисы их выступлений.

– Общее потребление напольного транспорта в мире в 2003 году составило 593 тыс. ед. Из них 155 тыс. – в Америке, 244 тыс. – в Европе, 147 тыс. ед. – в Азии. Интересно, что Европа практически вышла на уровень одного из самых успешных докризисных годов – 2000-го, Северная Америка пока существенно недотягивает до прежнего показателя (–26%), а в странах Азии прирост составил около 40% (в основном благодаря быстрому развитию рынка подъемно-транспортного оборудования в Китае). В 2004 году повышение производства прогнозируется по всем регионам, но по-прежнему наилучшая ситуация для спроса, а значит, и для инвестиций будет в странах Азии. Эти результаты несколько отличаются от данных, представленных в приведенном нами комментарии к рейтингу, что можно объяснить как различиями в методиках, так и погрешностью вычислений, ведь при подсчетах по некоторым компаниям и регионам приходилось пользоваться весьма приблизительной оценкой.

– Во всей индустрии средств напольного транспорта приоритет сегодня отдается сегменту внутрискладской техники, спрос на которую постоянно увеличивается. По сравнению с прошлым годом этот рынок вырос на 5% (особенно это касается сектора малогабаритной техники и техники для узких проходов). Объемы продаж вилочных погрузчиков с противовесом, напротив, снизились на 1%. В Европе потребление погрузчиков с электрическим приводом и двигателем внутреннего сгорания практически одинаковое, зато в Северной Америке их соотношение примерно 1:3, в Азии – 1:4. Основными направлениями развития этого вида техники являются уменьшение вредных выбросов и техническое совершенствование. В последнее время все интенсивнее ведутся разработки по созданию более экономичных двигателей, что связано с повышением цен на топливо.

– Динамика развития отрасли наполь-ного транспорта показывает, что за последние 20 лет общий объем продаж увеличился более чем в 2,5 раза (в среднем на 8% в год), а вилочных погрузчиков с противовесом – на 90% (в среднем на 4,5% в год). Более интенсивно развивался сектор внутрискладской техники.

– Более детальный анализ динамики развития сектора вилочных погрузчиков в Европе показывает, что при росте абсолютных показателей реализации доля погрузчиков с двигателями внутреннего сгорания уменьшилась с 62,5% в 1984 году до 50,5% в 2001-м. Предполагается, что в 2004 году она все же несколько увеличится – до 52%. В секторе техники с двигателем внутреннего сгорания все бо’льшим спросом пользуются газовые погрузчики. Доля реализации дизельных машин снижалась, хотя и неравномерно, с 75% (1984 год) до нынешних 65%. Увеличение доли погрузчиков с газовым двигателем связано с низкой эмиссией, ценой и высокой надежностью этих машин. Последние достижения, такие, например, как электронная система управления движением, и введение в действие новых требований по эмиссии будут способствовать дальнейшему увеличению числа погрузчиков с газовым двигателем.

По данным Jungheinrich AG, странами с крупнейшими по объему внутренними рынками подъемно-транспортного оборудования для складирования в Европе являются Германия, Франция, Великобритания, Италия и Испания. В 2003 году все они, кроме Италии, показали рост объема реализации оборудования. В частности, внутренний рынок подъемно-транспортного оборудования Германии в прошлом году вырос на 3% и достиг 53 000 ед. техники по сравнению с 2002 годом (51 000 ед.). Интересно, что темпы общего экономического развития Германии пока отстают от общеевропейских показателей. Более того, впервые, начиная с 1993 года, ее показатели дали «отрицательный» прирост: темпы экономического развития Германии в 2003-м снизились на 0,1% (в 2002 году наблюдался пусть незначительный, но все же рост 0,2%). Инвестиции в машиностроение и оборудование, а также общие затраты на новое строительство уменьшились на 4,0 и 3,4% соответственно.


Импорт в Россию

Мы ищем лишь удобства вычислений, а в сущности не знаем ничего. (М. Волошин)

Оценить структуру импорта в Россию напольного транспорта из разных стран по официальным данным можно лишь основываясь на сводных цифрах, которые публикует ГТК РФ. В таможенной статистике позиции максимально укрупнены и именуются так, как это, по-видимому, было удобно ее составителю. К сожалению, эта информация мало пригодна для какого-либо серьезного анализа импорта. На ее основе невозможно детально разобраться в том, сколько и каких средств напольного транспорта импортируется. Поскольку другими официальными данными мы не располагаем, попробуем все же сделать некоторые выводы, но с той оговоркой, что их следует считать довольно приблизительными.

В показатели статистики ГТК РФ включены как новые, так и «бэушные» погрузчики. Несмотря на то, что позиция ТЭН ВЭД 84.27.10 обозначена как «Погрузчики самоходные с приводом от электродвигателя», из этого совсем не следует, что вся включенная в позицию техника представляет собой именно вилочные электропогрузчики с противовесом. Простое деление общей стоимости импорта на число погрузчиков, например, из Болгарии дает цифры, которые намного ниже стоимости даже подержанных вилочных погрузчиков. Хотя соответствующие позиции характеризуются как погрузчики, реально, по-видимому, они включают в себя всю внутрискладскую технику с приводом. Исключением могут быть только Япония и Испания, откуда внутрискладская техника практически не завозится. Под погрузчиками из Финляндии, по всей вероятности, подразумевается преимущественно внутрискладская техника.

Места в тройке лидеров по продажам занимают Япония (с большим отрывом от других стран), Германия и Болгария. Что касается Японии, то здесь лидерами продаж в России, по данным Японской ассоциации производителей напольного транспорта – Japan Industrial Vehicles Association (JIVA), являются Toyota, Komatsu и ТСМ1. Вместе с тем по объемам продаж в денежном выражении Болгарию обходят также Швеция и Великобритания. Среди стран, не попавших в перечень, отметим Китай, откуда, по данным таможенной статистики, был импортирован 131 автопогрузчик (по электрическим моделям данных нет).

Интерес представляет еще одна позиция – «Прочие погрузчики», код ТЭН ВЭД 84.27.90. Приводить ее полностью мы не будем, но можно предположить, что сюда включен импорт, например, гидравлических ручных тележек, штабелёров, подъемников, которые имеют только гидравлический привод, причем тележек как одного из наиболее распространенных подъемно-транспортных средств должно быть подавляющее большинство. В пользу этого вывода можно привести, в частности, такой аргумент: если разделить общую сумму импорта в этой позиции (3235,5 тыс. USD) на количество ввезенных «прочих погрузчиков» (14 950 шт.), получим примерно 216 USD, что приблизительно соответствует оптовой стоимости недорогой гидравлической вилочной тележки. Другие далеко идущие выводы вряд ли стоит делать, отметим лишь тот любопытный факт, что наибольшее количество устройств по этой позиции поставлено из Болгарии (4584 шт.), Тайваня (!) (3132 шт.) и Швеции (1491 шт.). Далее следуют Германия, Чехия и Китай. Именно в этих странах находятся крупные производства гидравлических тележек.

Британский рынок напольного транспорта бьет рекорды продаж

Вполне вероятно, что для британского рынка подъемно-транспортной складской техники и погрузчиков 2004 год может стать необычайно результативным по количеству реализованных единиц оборудования. Только в апреле–июне было продано 9000 вилочных погрузчиков – такие данные опубликовала Британская Ассоциация промышленного машиностроения (British Industrial Truck Association – BITA). Аналитики BITA подсчитали, что если за четверть года было продано такое число погрузчиков, то за год (при условии, что покупательский спрос останется на том же уровне) этот показатель составит 31 400 ед., что не только на 6% превысит показатели 2003 года, но и станет рекордом для данной отрасли промышленности Великобритании в целом.

В основном продажи возросли благодаря дистрибьюторам фирм-производителей: через них было реализовано на 41% больше внутрискладской техники, чем за первую четверть года. Темпы роста продаж вилочных погрузчиков с противовесом были не такими значительными: за апрель–июнь 2004 года их продано всего на 5% больше, чем за январь – март.

Публикацию подготовил В. Антонов

Перевод с англ. Л. Тиверовского

Редакция благодарит руководство немецкого концерна Jungheinrich AG и лично Сару Метел за предоставленные информационные материалы.