компании из статьи

Промышленный транспорт. Итоги развития и перспективы

В октябре 2004 г. в Майами (США) прошло очередное собрание региональных ассоциаций производителей промышленного транспорта Европы, Японии и США, которое ежегодно организует Ассоциация промышленных транспортных средств США (Industrial Truck Association – ITA). Свои доклады на форуме представили Амброджио Боллини (Ambrogio Bollini), президент подразделения промышленного транспорта (industrial truck division, Federation of European Material Handling Manufacturers, FEM), Такео Шибуя (Takeo Shibuya), президент Японской ассоциации промышленных транспортных средств (Japan Industrial Vehicles Association, JIVA) и Дирк Вон Холт (Dirk Von Holt), президент ITA. Выступающие подвели некоторые итоги состояния отрасли в 2003 г.1, сделали первые оценки развития напольного транспорта в 2004 г. и прогнозы на 2005 г. Эта информация показалась нам заслуживающей внимания. Предлагаем читателям познакомиться с краткими выводами из их сообщений.

Основным позитивным результатом ушедшего года стало то, что практически все производители вилочных погрузчиков в США, Европе, Японии и Китае сообщили о росте в этом секторе промышленности в 2004 г., который связывается прежде всего с улучшением общей ситуации в экономике названных выше регионов. Этому не смогли помешать ни война в Ираке, ни активные действия, направленные на борьбу с терроризмом, которую вели США и их союзники, ни даже такой крайне негативный для развития автотехники фактор, как значительный рост цен на сталь и топливо

Япония

Уже в 2003 г. в японской экономике наблюдался некоторый подъем. Согласно результатам исследований нескольких частных институтов средняя цифра роста составила 1,4%. Однако, по мнению президента JIVA Такео Шибуи, эта цифра слишком скромная, поскольку в 2003 г. общий валовой продукт Японии увеличился на 3,2%. С января по сентябрь 2004 г. объем продаж вилочных погрузчиков в Японии вырос на 10%. Этот рост Шибуя также связывает с «относительным ростом» в японской экономике. В соответствии с его оценками, если рассматривать положение дел в различных классах напольного транспорта, цифры будут такими: 1-й класс – увеличение на 13%, 2-й класс – на 10%, 3-й класс – на 11% и классы 4 и 5 – на 8%.

США

В Северной Америке объем рынков всех трех стран – Мексики, Канады и Соединенных Штатов – к сентябрю 2004 г. вырос на 17%. Это произошло несмотря на войну в Ираке, борьбу с терроризмом и рост цен на топливо и сталь. В американской экономике отмечаются и такие положительные тенденции, как увеличение потребительского спроса и низкий уровень безработицы.

Президент ITA Дирк Вон Холт заверил членов Ассоциации, что 2004 г. закончится весьма неплохо. За три месяца до конца года Совет директоров ITA отметил рост продаж во всех пяти классах погрузчиков в III квартале 2004 г. и прогнозировал такой же рост в IV квартале. Объем продаж техники всех классов растет, причем больше всего (на 20%) в классе электрических машин, предназначенных для работы в узких межстеллажных проходах (electric narrow aisle trucks).

Одним из ярких примеров того, что работа компании даже в самых сложных условиях может стать успешной, если фирма будет активно совершенствовать свою продукцию и расширять спектр предлагаемых моделей и услуг, стала деятельность Raymond Corporation. Президент и исполнительный директор Raymond Джеймс Малвасо сообщил, что компания закончила 2004 г. с увеличением оборота на 35%. Наиболее значительное влияние на развитие ее бизнеса оказал рост североамериканского рынка вилочных погрузчиков, который по сравнению с 2003 г. увеличился на 20%.

Малвасо пояснил, что росту доходов способствовал выпуск компанией новой продукции – двух новых «поднимающих с земли» моделей, завоевавших широкую популярность у покупателей. Вилочный погрузчик Model 102XM показал прекрасную маневренность в тесных пространствах, а ричтрак (штабелер с выдвижным грузоподъемником) Model 7400 оборудован мачтой, не закрывающей оператору обзор зоны обработки груза ни на уровне пола, ни на уровне глаз, ни даже на самой большой высоте подъема вил. Корпорация Raymond также выпустила для заказчиков полный ряд проектов и предложений по обслуживанию парка погрузчиков, от пакета программ на CD-ROM, которые могут быть поставлены на персональный компьютер клиента, до полной схемы организации руководства парком машин.

Китай

Генеральный секретарь Китайской ассоциации промышленных погрузчиков Су Ен Ю (Su En Yi) в своем докладе отметил, что китайский рынок вилочных погрузчиков, как и прежде, развивается очень интенсивно. В 2004 г. продажи безрельсовых напольных транспортных средств увеличивались на 38% в месяц по сравнению с тем же периодом 2003 г. Согласно его прогнозу, на конец 2004 г. будет выпущено 60 тыс. машин. «Китайский рынок вилочных погрузчиков еще «совсем молод», но его росту очень способствуют капиталовложения иностранных компаний», – констатировал Су.

Много иностранных компаний начинают создавать собственные заводы в Китае и вместе с ними приносят туда современные технологии, которые помогают ускорять развитие отрасли промышленного транспорта в целом и особенно сферы производства вилочных погрузчиков. За ними следуют современные логистические технологии, которые также стимулируют рост китайской промышленности.

Интенсивное развитие в этой области накладывает на Китайскую ассоциацию обязанность помогать своим членам в поиске поставщиков комплектующих для погрузчиков. «Члены нашей ассоциации часто нуждаются в надежных поставщиках грузоподъемников и уплотняющих деталей для погрузочных устройств. И мы оказываем им в этом содействие», – подтвердил Су. Ассоциация также помогла наладить связи китайских фирм с известными компаниями – производителями комплектующих и сменного навесного оборудования, такими как ZF, Kaup и Cascade, и тем самым улучшить качество китайской продукции.

Европа

Европейский рынок вилочных погрузчиков в 2005 г. вырастет на 8%. Такие цифры привел в своем выступлении президент FEM Амброджио Боллини. Вместе с тем он подчеркнул, что в настоящее время объем рынка меньше того рекордно высокого уровня, что был достигнут в 2000 г. По его оценкам, почти все эксперты придерживаются мнения, что рынок вернется к объему 2000 г. не ранее 2006 г.

Шведская фирма Kalmar, производящая вилочные погрузчики и перегружатели контейнеров, ожидает, что по итогам продаж 2004 г. ей удастся превзойти собственный результат 2003 г. Последние статистические данные указывают на то, что объемы контейнерных перевозок растут быстрее, чем мировая торговля. Kalmar ожидает, что спрос на оборудование для транспортировки контейнеров будет увеличиваться темпами, составляющими 50% от уровня роста контейнерных перевозок, создавая потенциал для крупных заказов от компаний – портовых операторов, которые и являются наиболее важной категорией клиентов фирмы. Важнейшая движущая сила развития бизнеса Kalmar – это повсеместный рост контейнерных перевозок, развитие различных отраслей промышленности, таких как производство бумаги и стали, и тенденции роста потребления в США. Хотя рост в экономике Европы уже достаточно неплохой, настоящий взлет наблюдается пока только в Азии. Поэтому руководство Kalmar, как и многие другие производители вилочных погрузчиков, стремится вложить средства в бурно растущую азиатскую экономику: в 2003 г. был построен сборочный завод в Шанхае, который позволил компании значительно увеличить свои сборочные мощности в этом регионе. Решающим фактором в стратегии роста Kalmar является сервисное обслуживание. По утверждению представителя компании Бено Пассара (Benoit Passard), бизнес на сервисном обслуживании – это единственное бурно растущее направление ее деятельности.

Чистый объем продаж Kalmar в области сервисного обслуживания и реализации запчастей, как предполагается, вырастет на 24% по сравнению с 2003 г. Говоря о перспективах 2005 г., Пассар отметил, что Kalmar «будет по-прежнему удерживать лидерство в своей отрасли промышленности благодаря постоянной разработке и освоению новых, прогрессивных продуктов и видов сервисного обслуживания».

Ожидает ли нас повышение цен на технику?

Президент ITA Вон Холт заявил, что стоимость стали выросла в последние месяцы со 110 USD до более чем 300 USD. «Мы рассчитали, что из-за этого повышения цен дополнительные затраты в нашей промышленности составят 35 млн. USD. Многие компании уже решили переложить дополнительные затраты на конечного потребителя – то есть повысить отпускные цены, – заявил он. – Однако нас беспокоят не только «стальные» цены, но и цены на свинец и кокс. Недавний опрос показал: 62% наших членов считают, что рост цен на эти материалы окажет весьма негативное влияние на рентабельность производства в нашей промышленности».

Опасения, высказанные Вон Холтом, в целом подтвердил и президент JIVA. После максимального взлета в марте цены на сталь опустились, и тем не менее они более чем в 3 раза превышают цифры трехлетней давности, сказал он. «На микроэкономическом уровне эти обстоятельства оказали отрицательное влияние на доходы компаний, которые являются движущей силой прогресса в экономике». Шибуя также заявил, что высокий уровень цен оказывает даже чисто «психологическое давление» на инвестиции, сдерживая приток капиталовложений в строительство заводов и закупки оборудования.

В качестве подоплеки процесса повышения цен называется широкомасштабное повышение спроса на сталь и другие сорта железа вследствие подъема мировой экономики, а особенно – непрерывные и высокие темпы роста экономики в Китае. Увеличение цен на сталь не могло не отразиться на темпах роста японской экономики, в подъеме которой китайская промышленность в последние годы играет все более важную роль.

Общий экспорт напольного транспорта из Японии в 2003 г. по сравнению с 2002 г. вырос на 4,7%, при этом экспорт в Китай увеличился намного больше – на 33,3%. Шибуя добавил, что в экономике Бразилии, России и Индии также отмечается достаточно быстрый рост. «Это перспективные рынки для нашей индустрии, конечно, если эти экономики не «перегреются». Но хотелось бы, чтобы эти экономики развивались более сбалансированно», – добавил он.

Год 2005-й: прогнозы и надежды

Выступления на форуме в целом показали, что организации, представляющие индустрию производства промышленного транспорта в США, Японии и Европе, возлагают большие надежды на 2005 г.

• JIVA пока не делала точных прогнозов по рынку вилочных погрузчиков на следующий год, но ожидает, что спрос на эту технику в Японии будет расти.

• ITA в своем регионе предсказывает 36%-ный рост в течение следующих шести лет – до 225 тыс. ед. напольного транспорта. Но, по-видимому, эта цифра не будет равномерно распределена по годам. «6% ежегодного роста – это, конечно, самый оптимистичный прогноз. Но очевидно одно – в следующем году подъем рынка будет выше, чем в нынешнем», – сказал Вон Холт.

Безусловно, самое положительное влияние на состояние промышленности в ближайшем будущем будет оказывать технологическая революция. И здесь возможны самые неожиданные повороты. «Последние исследования тенденций в сфере бизнеса показали: 40% членов нашей Ассоциации уверены, что вилочные погрузчики на топливных элементах появятся не позднее чем через 2...5 лет», – заявил Вон Холт. Среди других технических новинок и направлений, которые могут оказать влияние на развитие промышленности, были названы привод рулевого управления и механизма подъема вил, не использующий гидравлику, а также дальнейшее развитие нанотехнологий.

Свой оценочный прогноз озвучил президент фирмы Raymond. Его компания ожидает в 2005 г. продолжения роста производства, «но, возможно, он будет не таким высоким, как в 2004 г.: предполагается, что рост североамериканского рынка вилочных погрузчиков в 2005 г. составит как минимум 5...8%». Компания будет продолжать исследования по внедрению AC-технологий (двигатели переменного тока) в конструкцию других моделей. «Широкое использование AC-системы со времени ее появления в 2001 г. вывело нас на первое место в Северной Америке по успешному внедрению погрузочной техники на двигателях переменного тока для работы в узких проходах, – отметил Малвасо. – Помимо этого мы сотрудничаем с разработчиками радиочастотной идентификации (RFID) и топливных элементов и будем применять эти технологии в складской технике – конечно, только в том случае, если это окажется рентабельным».

По материалам зарубежной печати подготовил С. Протасов