компании из статьи

Ведущие мировые поставщики оборудования для автоматического сбора данных в 2004 году

Если бегло просматривать специальные зарубежные издания, только на основании большого количества заголовков статей, посвященных оборудованию и программному обеспечению для автоматического сбора данных (Automatic Data Capture, ADC), можно решить, что RFID-технологиям в этой сфере логистики принадлежит приоритет. Однако это скорее желаемое, чем действительное положение дел. Статистика свидетельствует совсем о другом – именно так считают ведущие эксперты, в очередной раз опубликовав в журнале
Modern Materials Handling (ММН) ежегодный рейтинг лучших мировых производителей ADC-оборудования.

Судя по отчетам о своей финансовой деятельности, которые ведущие мировые поставщики ADC-решений предоставили в распоряжение экспертам аналитической группы компании Venture Development Corp., которая специализируется на исследованиях в этой сфере индустрии, Беннету Мэзону (Bennett Mason) и Майку Лиарду (Mike Liard), наибольший прирост прибыли в 2004 г. пришелся на традиционные ADC-решения, куда относятся системы просмотра одно- и двумерных штриховых кодов и их печати, беспроводные коммуникационные устройства, мобильные компьютеры и системы захвата изображения на основе видеотехники. В качестве характерного примера можно привести динамику рынка переносных и стационарных считывателей (ридеров) штрихового кода. В этом сегменте в 2004 г., согласно исследованиям Мэзона, к прошлогоднему обороту в 1,5 млрд. USD1 прибавилось более чем 15%. По его оценкам, стабильный рост продаж будет наблюдаться и дальше и достигнет примерно 7% в год. Объем продаж принтеров и оборудования для штрихового кодирования составил 3,2 млрд. USD. По сравнению с этим доходы от RFID-оборудования, выпущенного для сферы управления цепями поставок, насчитывали только 70 млн. USD. Эта цифра хотя и превосходит в три раза аналогичные показатели 2003 г., но все еще остается достаточно низкой, чтобы определять ситуацию на рынке. Впрочем, по мнению Мэзона, не надо думать, что RFID представляет угрозу традиционным решениям, как полагают многие. Пока ключевые позиции даже по относительному приросту доходов занимают совсем не технологии радиочастотной идентификации. Подъем в сфере продаж оборудования для штрихового кодирования и мобильных компьютеров, а также программного обеспечения к ним ничуть не меньше, чем в недавно появившихся сегментах рынка.

По оценкам экспертов, в 2003 г. наблюдались следующие основные тенденции:

• рост продаж в традиционных секторах – транспортировка, дистрибуция, производство и розничная продажа, куда сделаны большие инвестиции, в том числе с целью модернизации технологий управления. Особенно широко здесь внедряются системы распознавания двумерных штриховых кодов и системы захвата изображения;

• все больший вклад в рост продаж вносит Китай, поскольку эта страна продолжала активно осваивать ADC-технологии, чтобы улучшить внутреннее управление цепями поставок;

• наконец, технология сбора данных активно осваивает новые области, особенно здравоохранение, оказание коммерческих услуг и правительственные программы.

Положение в первой десятке лидеров

В то время как ADC-промышленность в 2004 г. добилась очень неплохих результатов, лидерство по-прежнему осталось за теми же компаниями, которые доминировали в нашем списке с начала его составления. Компания Symbol Technologies с оборотом 1,73 млрд. USD (1,53 млрд. USD в 2003 г.) по-прежнему остается на первом месте. Фирма Intermec также снова заняла вторую позицию, причем с очень неплохими показателями роста: ее оборот резко подскочил с 706 млн. USD в 2003 г. до 811 млн. USD. Компания Danaher, куда входят фирмы Accu-Sort, Videojet и Willett, объявила о продажах на сумму 666 млн. USD и только на несколько миллионов обошла известного производителя Zebra Technologies (663 млн. USD). Зато на седьмом месте с более чем 300 млн. USD оказался новичок – частная фирма Markem Corp., которая, долго лидируя в технологиях лазерного кодирования, сделала существенный рывок в RFID-решениях по отношению к 2003 г., что сразу вывело ее в лидеры рейтинга VDC.

Объединение продолжается

2004 г. отмечен лишь относительно небольшим числом слияний и приобретений компаний в ADC-промышленности. Из сравнительно недавних событий наиболее известным стала покупка компанией Symbol фирмы Matrics, производителя RFID-меток, что и вывело Symbol на рынок RFID-технологий. Есть и две более свежие новости. Фирма DataMax (номер 17 в списке 2003 г.) приобретена компанией Dover Technologies. Эту сделку финансировала Dover Corp., которая помимо этого купила и компанию Imaje (номер 6 в прошлогоднем списке). Объем продаж объединенных под названием Dover Corp. компаний в ADC-секторе составляет более чем 383 млн. USD. Чтобы расширить свое присутствие на американском континенте, в марте 2003 г. фирма Datalogic (номер 11 в 2003 г., объем продаж в 2004 г. – 192,7 млн. USD) приобрела компанию Informatics, Inc., основанную в штате Техас и специализирующуюся на технологиях штрихового кодирования и RFID. Это было неплохим решением, поскольку ее посредник в США фирма GenuOne прекратила продажи RFID-решений.

Однако недостаточная активность компаний во внешнем расширении, равно как и стабильность на вершине рейтинга, может быть явлением временным. Лиард также считает, что ADC-рынок вполне может испытать серьезные потрясения, и связано это будет с появлением новых игроков в сегменте RFID-технологий.

Будущее RFID

Хотя RFID-решения до сих пор не заняли то место, которое им пророчат, все же в 2004 г. в этой области достигнуты серьезные успехи, которые продвинут принятие этой технологии. В этой связи можно упомянуть ратификацию спецификаций Gen II, что создает условия для дальнейшего продвижения RFID вперед. Продавцы, интеграторы и поставщики программного обеспечения теперь имеют промышленный стандарт, вокруг которого они могут развиваться. Однако сама эта технология такова, что остается одним из главных препятствий широкому использованию пассивных RFID-решений в управлении цепями поставок.

Каждая конкретная задача, каждые конкретные условия эксплуатации требуют индивидуальных и уникальных решений. В этом, по мнению Лиарда, и заключается основная трудность ее внедрения. Вы не можете пойти здесь по тому же пути, который был использован в технологиях штрихового кодирования или при организации складской системы управления.

Излишнее фокусирование внимания на успешном опыте применения RFID для определения местонахождения груза в цепях поставки также приводит к тому, что многие пользователи оставляют без внимания другие возможности применения, которые могут принести серьезные результаты уже сегодня. Действительно, успехи у RFID были, особенно в разработке систем слежения за товаром в режиме реального времени. Надо иметь в виду, что здесь основная ставка сделана на сроки окупаемости инвестиций и затраты оправдали себя. Однако это обстоятельство почему-то упускается из виду, а акцент делается именно на конкретную область применения. Во всяком случае, заглядывая в недалекое будущее, наши эксперты считают также, что надо поменьше говорить и о высоких ценах на RFID-метки. Важнее, чтобы конечные пользователи выяснили для себя, что же они все-таки хотят от RFID и как эта технология должна взаимодействовать с широкой и уже существующей сетью систем управления.

Перевод с англ. В. Петровой