Вилочный погрузчик для работы на открытых площадках
Телескопические погрузчики постепенно завоевывают рынок, однако классический вилочный автопогрузчик благодаря цене и высокой производительности порой оказывается более выгодной покупкой. Внедорожный вилочный погрузчик с традиционной вертикальной мачтой-грузоподъемником по-прежнему продолжает занимать значительное место на рынке подъемно-транспортного оборудования, несмотря на внезапный стремительный взлет популярности машин с телескопической стрелой.
Обыкновенный автопогрузчик несколько потеснился, уступив место «телескопам», однако ажиотажный спрос продолжался недолго, это скорее дань моде. Достаточно быстро ситуация выправилась, и классическая машина с мачтой смогла частично отвоевать позиции благодаря своей дешевизне, высокой производительности и появившейся возможности заимствовать некоторые функции или особенности у телескопических погрузчиков. Конечно, можно заплатить 80 тыс. USD за необычный погрузчик, но зачем это делать, если можно купить и вилочный автопогрузчик с вертикальной рамой с точно такой же грузоподъемностью и высотой подъема всего за 50 тыс. USD? Владельцу зачастую и не требуется, чтобы у погрузчика был большой радиус досягаемости. Зато вилочный автопогрузчик с вертикальной рамой, который отличают высокая скорость и маневренность, по сравнению с «телескопом» за то же время в состоянии выполнить двойной объем работ.
Эта ситуация отразилась на деятельности многих зарубежных лизинговых компаний. Еще несколько лет назад они больше предлагали своим клиентам телескопические погрузчики, но в последнее время стали отдавать предпочтение вилочным машинам с вертикальной мачтой. Как следствие, процент использования таких погрузчиков увеличился и продолжает расти. В Европе более половины вилочных автопогрузчиков с прямой мачтой идет сейчас именно на лизинговый и арендный рынок. Объяснить это просто – вилочный погрузчик востребован многими отраслями и не застаивается без дела. Понятно, что, чем больше погрузчик занят, тем быстрей он окупается.
Хотя популярность телескопических погрузчиков и дала им определенное конкурентное преимущество в отношении спроса, высокая стоимость машин уменьшила силу его воздействия. Некоторые пользователи замечают, что телескопические погрузчики не могут соперничать в продуктивности с обычными внедорожными вилочными автопогрузчиками в деле, которыми те занимались десятилетиями: погрузке-разгрузке штабелей. Тем не менее конкуренция на рынке привела к тому, что компании cдают телескопические погрузчики в лизинг по цене, незначительно превышающей стоимость лизинга вилочных погрузчиков.
Конечно, можно разгружать грузовик и телескопическим погрузчиком. Хотя он несколько неуклюж, медленно работает и требует большей сноровки при управлении, зато обеспечивает больший радиус действия. Однако есть места, куда способны проехать только вилочные погрузчики, они компактней, могут перевозить грузы большей массы, а потому всегда будут конкурентоспособны.
Рынок внедорожных вилочных автопогрузчиков с вертикальной мачтой не испытал кризиса, несмотря на снижение объемов продаж. Число производителей «телескопов» в последние годы росло, тогда как число производителей классических вилочных погрузчиков примерно оставалось прежним, и в результате количество тех и других почти выравнялось. Сегодня многие производители выпускают и вилочные и телескопические машины, например Case, Ingersoll-Rand, JCB, Liftking, Load Lifter, Manitou, Omega Lift, Sellick, Tovel.
Модель | Максимальная высота подъема, м | Грузоподъемность на максимальной высоте подъема, т | Минимальный радиус поворота*, мм | Мощность двигателя, л.с. | Привод** | Масса модели*** 2WD/ 4WD, т |
---|---|---|---|---|---|---|
AUSA CH280 | 6,80 | 1,4 | 4495,8 | 59 | 4WD | 4,6 |
Case 586G | 6,71 | 1,36 | 3962,4 | 75 | 2WD/ 4WD | 6,2/ 6,4 |
Dahmer 6000 | 9,14 | 1,4 | 3632,2 | 62 | 2WD | 6,1 |
Ingersoll-Rand RT-706H | 6,71 | 1,4 | 4089,4 | 80 | 2WD/4WD | 5,8/ 6,0 |
JCB 930 | 8,53 | 0,7 | 3530,6 | 76 | 2WD/4WD | 6,6/ 6,7 |
Liftall L60 | 4,27 | 2,7 | 3810 | 86 | 2WD | 4,8 |
Liftall LT60 | 6,71 | 1,36 | 3810 | 86 | 2WD | 5,7 |
LiftKing LK 6M22 | 8,53 | 0,7 | 3302 | 86 | 2WD/4WD | 6,0 |
LiftKing LK6P44-B | н. д. | н. д. | 3886,2 | 86 | 4WD | 6,1 |
Load Lifter 4400-6D | 9,14 | 2,7 | 4140,2 | 86 | 4WD | 6,7 |
Load Lifter 6000 Laborer | 4,57 | 2,7 | 3048,0 | 86 | 2WD/4WD | 5,7/ 5,7 |
Manitou M30 | 6,85 | 1,6 | 4064,0 | 80 | 2WD/4WD | 6,6/6,8 |
Master Craft AE-6200 | 6,40 | н.д. | 3860,8 | 80 | 2WD/4WD | 6,2/6,2 |
Master Craft C-06-700 | 9,14 | 0,7 | 4292,6 | 78 | 2WD/4WD | 6,9/7,2 |
Master Craft HD-06-660 | 6,40 | 2,7 | 3987,8 | 80 | 2WD/4WD | 7,0/7,2 |
Master Craft RT/C-06-440 | 6,40 | 2,7 | 347,98 | 80 | 2WD | 15,237 |
Noble R60 | 8,95 | 2,7 | 457,20 | 86 | 2WD/4WD | 5,8/6,1 |
Noble RC60 | 6,40 | 2,7 | 386,08 | 86 | 2WD | 5,4 |
Noble RT60 | 6,71 | 2,7 | 4724,4 | 80 | 2WD/4WD | 6,4/6,6 |
Omega Lift 2X236-6X | 9,14 | н.д. | н. д. | 86 | 2WD | 5,4 |
Omega Lift 44236-6X | 9,14 | н.д. | 3657,6 | 89 | 4WD | 5,7 |
Sellick S60 | 9,14 | 0,91 | н. д. | 83 | 2WD/4WD | 6,7/6,9 |
Sellick SG-60R | 9,14 | 0,91 | 3429,0 | 86 | 2WD/4WD | 13,105/13,195 |
Tovel TS 6-22 | 11,58 | 2,7 | 4114,8 | 80 | 2WD/4WD | 5,4/5,4 |
Tovel TS 6-44 | 11,58 | 2,7 | 3708,4 | 90 | 4WD | 6,3 |
Waldon 6000C Forklift | 4,57 | 1,81 | 3479,8 | 80 | 4WD | 5,2 |
Xtreme MT60B | 6,40 | н. д. | 2819,4 | 84 | 2WD | 5,7 |
Harlo HP 6500 | 8,53 | 0,45 | 4038,6 | 80 | 2WD/4WD | 6,0/6,2 |
* Для моделей с двухколесным приводом. ** 2WD/ 4WD (Wheeled Drive) – привод на один мост/ привод на два моста. *** С наибольшей из доступных для установки мачт. Все эти машины поднимают груз массой 2,7 т, кроме моделей AUSA CH5280, которая поднимает 2,6 т, и Harlo HP6500, которая поднимает 3,0 т. Расстояние от спинки вил до центра тяжести груза – 610 мм. Данные предоставлены только для сравнения и могут меняться. |
Сегодня за рубежом спрос на телескопические погрузчики выше, чем на вилочные автопогрузчики внедорожники, в соотношении примерно 3:1. В России ситуация иная, здесь по-прежнему в большем почете вилочные погрузчики, а телескопические машины пока не достигли пика популярности, сравнимого с тем, что есть на Западе. Чтобы повысить конкурентоспособность, производители вилочных погрузчиков увеличивают их маневренность, заимствуя некоторые компоненты конструкции, которые некогда сделали популярными «телескопы». Например, AUSA, Manitou, Omega Lift и Tovel используют гидравлические системы подстройки уровня шасси, позволяющие оператору максимально комфортно отрегулировать положение шасси для работ на неровных поверхностях и делающие вилочный погрузчик более безопасным. Liftking, Load Lifter и Swinger применяют их на своих машинах в качестве дополнительной функции.
Вилочный погрузчик у которого рулевое управление всеми четырьмя колесами – это тоже технология «а'la телескоп». Так, компании Liftking, Load Lifter, Omega Lift и Tovel производят внедорожные автопогрузчики с жесткими (неподвижными) осями с четырьмя колесами одинаковой величины. Вилочный автопогрузчик с четырьмя управляемыми колесами более маневрен, и значительно превосходит по маневренности погрузчик с только задними управляемыми колесами. А благодаря режиму «крабовый ход», который позволяет машине передвигаться боком, у оператора появляется множество новых возможностей при перемещении грузов в помещениях и на площадках, где обычной технике сложно развернуться.
Точность позиционирования груза на определенное место хранения возрастает, если мачта или вилы погрузчика могут перемещаться влево-вправо. Смещение мачты на несколько сантиметров от центра – весьма распространенная функция среди вилочных погрузчиков, но, как правило, это дополнительная опция. Для автопогрузчиков, предназначенных для работы вне помещений, как и для машин, которые эксплуатируются в основном внутри склада, есть два основных типа грузоподъемных мачт – двух- и трехступенчатые. Трехступенчатые мачты состоят из трех выдвигающихся отдельных частей-рам, а потому более компактны в сложенном виде. Двухступенчатые состоят из двух рам, и у них другое преимущество – в сложенном виде они меньше загораживают оператору зону погрузки.
Грузоподъемность | Цена по прейскуранту, тыс. USD | Средняя стоимость 1 машино-ч*, USD | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Меньше 2,7 т | 44,980 | 14 | ||||
От 2,7 до 4,6 т | 52,520 | 16 | ||||
Более 4,6 т | 94,480 | 25 | ||||
* Ежемесячная стоимость владения, основанная на цене по прейскуранту, плюс эксплуатационные расходы, разделенные на 176 ч. Источник: EquipmentWatch.com. Примечание. Предполагается, что погрузчик-внедорожник в среднем работает 1150 ч в год. |
Каретки, перемещающие вилы вверх-вниз, обычно бывают двух типов – обычного или осевого крепления (shaft-mounted carriage). Стандартные каретки (ITA Class IV Hook) имеют обычное крепление грузовых вил с фиксированной позицией, а каретки осевого крепления могут «плавать». Каретки иногда комплектуют особым механизмом, позволяющим оператору быстро сменить вилы на, скажем, корзину, ковш или щетку.
Гидростатическая трансмиссия упрощает задачу управления вилочным погрузчиком за счет того, что не приходится переключать передачи. Такие системы применяют компании AUSA, Manitou, Waldon и Master Craft. Другие производители устанавливают на вилочный погрузчик автоматическую коробку передач (КП). Фирма Kawasaki запустила в производство автопогрузчик с автоматической КП, который является версией колесного вилочного погрузчика, но с мачтой Sellick на месте обычной погрузочной системы. Машины Waldon и Swinger от A&O – это более компактные примеры колесных погрузчиков. Благодаря шарнирному рулевому управлению эти вилочные автопогрузчики очень маневренны (у модели 6000C от Waldon самый маленький радиус поворота в категории внедорожных вилочных погрузчиков), а кроме того, они благодаря четырехколесному приводу хорошо выдерживают самые плохие трассы и неблагоприятные условия окружающей среды.
Число телескопических погрузчиков в последние годы растет несколько быстрей, чем вилочных автопогрузчиков. Однако практика показывает, что спрос на погрузчик с вертикальной мачтой всегда больше, особенно на строительных предприятиях с большим ассортиментом хранящихся материалов.