Эксплуатация погрузчиков в зимний период несколько аргументов в пользу ошиповки

В. Золотько, начальник отдела рекламы дирекции маркетинг и продаж ООО «Уралшина»

На российских складах из техники зачастую пытаются выжать все, на что она способна. Особенно достается вилочным погрузчикам: приходится выносить достаточно большие нагрузки, работать круглые сутки в условиях, далеких не только от идеала, но и просто нормальных. Зимой все технические сложности и требования к погрузочной технике возрастают многократно: укатанный снег и лед создают серьезную проблему при движении и выполнении погрузочных операций. Поэтому машинам, работающим на открытых пространствах, требуются новые технические и эксплуатационные решения.

Чтобы обеспечить качественную и безопасную работу погрузчиков зимой, часто используются цепи противоскольжения. Между тем есть более простые решения, обеспечивающие технике и необходимую управляемость, и безопасность в этот период. Сначала их применяли при эксплуатации легковых автомобилей, а затем достаточно логично перенесли на эксплуатацию большегрузных автомобилей и погрузчиков.

Альтернативы зимней эксплуатации

Система ошиповки массивных цельнолитых беспрокольных шин суперэластик для автопогрузчиков впервые в России разработана и предложена специалистами ООО "Уральский шинный завод". К этой идее инженеры предприятия шли давно. Хорошо известно, что зимой, особенно в экстремальных погодных условиях Сибири, Урала и Крайнего Севера, погрузчики, эксплуатируемые в промзонах, пробуксовывают на обледенелом и заснеженном дорожном покрытии.

Обычно для предотвращения пробуксовки массивных шин эксплуатационники, работающие в северных районах, советуют оснащать погрузчики цепями противоскольжения. Это создает дополнительные сложности в работе и требует немало затрат. Специалисты Уральского шинного завода предложили более простое решение – оснащать поверхность массивных шин мощными грузовыми шипами 12?20, которые выдерживают нагрузку в несколько тонн. По результатам тестов (опытные образцы опробованы в условиях реальной эксплуатации на заводе) создана новая, более совершенная схема ошиповки. Теперь погрузчик даже с полной загрузкой легко преодолевает подъем с обледенелым дорожным покрытием, оставляя за собой след в восемь полосок от шипов.

Ошиповкой массивных шин суперэластик самостоятельно пытается заниматься целый ряд предприятий, однако они не учитывают многих особенностей. Технологическая тонкость в том, что схему рисунка шины необходимо тщательно продумать, чтобы исключить нарушение устойчивости погрузчика и заставить шипы работать эффективно. Под силу это только специалистам Уральского шинного завода – монополиста по производству массивных шин суперэластик в России для широкого спектра погрузочно-разгрузочных машин. Схема разработана и апробирована на производстве предприятия и уже показала позитивные результаты.

Сейчас разрабатываются и внедряются новые методики ошиповки грузовых шин и шин для погрузочной техники. Ошиповка цельнолитых шин также была поставлена на промышленную основу ЗАО "Теком" (С.-Петербург, входит в ассоциацию "Северо-Западный Шинный Союз"), которое занимается профессиональной комплектацией ошиповочных производств "под ключ" и производством шипов и является представителем ведущих европейских компаний по производству шипов всех модификаций.

Компании, задействованные в сфере логистики, представители оптовых торговых компаний и эксплуатационники дали высокую оценку решению уральских конструкторов. В преддверии зимы ошиповка массивных шин становится очень актуальной для представителей логистических и транспортных компаний, а также для всех, кто использует вилочные погрузчики. Вполне понятно, что эксплуатационников интересует, в каких случаях следует оснащать цельнолитые шины шипами, а в каких от них лучше отказаться. Принимая решение о целесообразности ошиповки, следует учитывать соотношение времени эксплуатации погрузчика на открытых площадках и в терминалах.

Если в терминалах, которые отличаются еще и качественным покрытием полов, машины используются дольше, лучше отказаться от шипов, так как возникает серьезная опасность повредить полы (особенно страдают бетон и акрил). Если же погрузчик работает на открытом пространстве и рельеф местности имеет спуски и подъемы, лучше воспользоваться возможностями, которые дает ошиповка. Важно учитывать: использование доморощенных схем ошиповки может быть не только неэффективно, но и привести к авариям, поскольку в этом случае нарушается баланс, и при большой загрузке машина может перевернуться.

Следует иметь в виду, что безаварийная (еще ее называют беспрокольной) шина суперэластик тяжело поддается шипованию, и, проводя эту операцию, необходимо учитывать как диаметр отверстий, так и длину шипа. Как правило, выбирается грузовой шип диаметром от 12 до 15 мм и высотой 20 мм, предпочтительней – двуфланцевый шип. Поскольку суперэластик представляет собой цельнолитой массив, усилие для ошиповки значительное, а потому и оборудование, на котором проводят эту операцию, требуется профессиональное. Не исключено, что при агрессивной эксплуатации часть шипов может быть утеряна. Тем не менее и в этом случае эффект сцепления будет действовать, и вы оцените все преимущества зимней эксплуатации на специально подготовленных шинах.

При всех достоинствах ошиповки, которые стали очевидны в процессе эксплуатации техники, она имеет и некоторые недостатки. Так, при преодолении участков железнодорожного полотна шип, цепляясь за стальной рельс, может вырвать кусок резины. Опасаться подобных мелких разрывов на колесе из суперэластика не стоит, так как даже в этом случае машина не потеряет эксплуатационных свойств и останется работоспособной.

Кроме научно обоснованного, хотя и недостаточно изученного опыта ошиповки цельнолитых шин по специальной схеме грузовыми двухфланцевыми шипами существует методика, которая также доказала свою состоятельность, но уже при практической эксплуатации. Специалисты одного из крупнейших таможенных складов, используя в зимний период парк вилочных погрузчиков (всего свыше 60 машин), оснастили суперэластики шипами, предназначенными для легковых автомобилей, по схеме три шипа в одну шашку с чередованием через шашку. Возможно, этот спорный, но, как уверяют сами эксплуатационники складских терминалов, очень удачный и эффективный метод помог им выдержать не одну зиму и обеспечить производительную работу машин на обледенелых и заснеженных площадках. Авторы отмечают, что у такой "технологии" есть один неоспоримый плюс по сравнению с ошиповкой грузовым шипом: при передвижении на железнодорожном полотне легковой шип не наносит повреждений цельнолитому резиновому массиву. Это же неоспоримое преимущество проявляется и при эксплуатации погрузчиков внутри терминала, где "легковая" схема ошиповки не наносит урон дорогостоящим покрытиям полов.

Как правильно расположить шипы

Рис. 3. Гладкая центральная дорожка. Этот рисунок протектора подойдет для эксплуатации в терминалах. Разработка ООО "Уралшина"

Чтобы обеспечить долговечную и устойчивую работу шипов, важно точно соблюдать технологию и знать несколько главных правил. Эти правила также взяты из обиходной и распространенной практики ошиповки легковых шин.

Выступающая над уровнем поверхности шины часть шипа должна быть как можно меньше – около 0,5 мм (рис. 1). Эти размеры не должны быть превышены, в противном случае шипы не будут держаться, а значит, будет утрачено качество вождения в зимних условиях. Если шип выступает над поверхностью шины на 1,2 мм (рис. 2), необходимо осуществить так называемый ввод в эксплуатацию – 1000-километровую обкатку колес. В этом случае следует избегать сильного разгона машины, приводящего к блокировке торможения. При спокойной "обкатке" шипы успеют плотно войти в резину колеса, а самое главное – не повредят пол в случае "комбинированной" (улица/ терминал) эксплуатации.

Число шипов (тип 12-20), как видно из таблицы, напрямую зависит от размера шины суперэластик и от дизайна ее протектора. По этой же схеме можно оснащать шины и двухфланцевыми шипами.

Правило рисунка. Чем можно "ужесточить" зимнюю эксплуатацию?

Рис. 4. Агрессивный дизайн протектора для эксплуатации на уличных площадках. Разработка ООО "Уралшина"

Не только шипы влияют на зимнюю эксплуатацию техники, существенный вклад в ее успешность и эффективность может внести непосредственно сама конструкция шины, а точнее дизайн протектора. Все принципы, которые справедливы для зимней эксплуатации автомобилей, можно экстраполировать и на практику эксплуатации погрузчиков. В производственной линейке ООО "Уралшина" суперэластики выпускают в двух вариантах дизайна протектора.

Первый вариант (рис. 3) предполагает эксплуатацию в условиях терминалов, соответственно рисунок протектора наименее "агрессивный". Обратите внимание: в центре шины расположена практически гладкая беговая дорожка, которая не имеет выступающих и ножевых элементов. Второй вариант дизайна – относительно новый и сейчас планомерно переносится на все типоразмеры уральских суперэластиков (рис. 4). В этом протекторе имеются мощные грунтозацепы, выполняющие ту же роль, что и ламели в рисунке легковых шин. Этот рисунок спроектирован таким образом, чтобы шины могли эффективно самоочищаться от липкого снега или рыхлого грунта, и рекомендован как раз к "уличной" и "зимней" эксплуатации.

Выбирая шины для тех или иных климатических условий, стоит обратить особое внимание на рисунок протектора, с тем чтобы они служили и дольше, и эффективнее. Шины с агрессивным протектором при работах внутри склада будут изнашиваться быстрей, даже если состав их резины обеспечивает стойкость к истиранию (на Уральском шинном заводе освоены также особые рецептуры резины). И наоборот, погрузчик на шинах с гладким рисунком станет часто пробуксовывать на открытых площадках зимой.







Другие статьи на эту тему:
Телескопические погрузчики – новая альтернатива на рынке мини-техники?
Выбираем вилочный погрузчик
Сколько топлива «съедает» дизельный погрузчик
Вилочный погрузчик для работы на открытых площадках
«Чистые» вилочные погрузчики. Двигатели внутреннего сгорания становятся менее опасными для окружающей среды