Электропогрузчик в вопросах и ответах, или Всякой технике – свои условия эксплуатации

Мы неоднократно публиковали рекомендации относительно выбора той или иной погрузочной техники. Какие же вопросы чаще всего задают сами потребители, которые хотят приобрести или уже эксплуатируют электропогрузчики? Некоторое представление об этом дает статистика обращений в экспертный раздел сайта компании «Универсал-Спецтехника», эксклюзивного дистрибьютора фирмы Komatsu Forklift Co., Ltd. Ответы ведущих специалистов компании по наиболее интересным вопросам мы предлагаем вниманию читателей.

Елена, инженер-проектировщик: «Занимаюсь проектированием холодильника для хранения мясного сырья. Помогите выбрать электропогрузчик для его обслуживания, тип и марку аккумуляторной батареи (АКБ), зарядное устройство (ЗУ). Технические требования: г/ п 1 т, высота подъема 3 м, рабочая температура –30 °С».

Роберт Мавляутдинов, начальник отдела продаж погрузчиков:

– Для работы внутри склада-холодильника поставляется техника в специсполнении: с усиленной гидроизоляцией, АКБ увеличенной емкости с дополнительной защитой, с »зимним» гидравлическим маслом. При этом следует помнить, что погрузчик не рассчитан на постоянное пребывание внутри холодильной камеры, он должен только ввозить и вывозить из нее грузы! Правила эксплуатации предписывают придерживаться одинакового времени работы внутри холодильной камеры и вне ее, не работать внутри холодильной камеры больше 30 мин, не оставлять погрузчик в холодильной камере дольше 10 мин. То же относится и к работе на открытой площадке в мороз. Это связано с тем, что при низких температурах жидкость в АКБ становится более вязкой, скорость протекания химических реакций снижается, не вырабатывается необходимое количество энергии для тягового усилия и работы подъемного оборудования. Именно поэтому в данном случае нужна АКБ повышенной емкости. А для того, чтобы максимально сохранить рабочую температуру батареи, производитель защищает ее дополнительным кожухом.

Не менее важно обеспечить защиту рабочих узлов от воздействия конденсата, который образуется из-за разности температур внутри холодильника и снаружи. Для этого применяют специальную оболочку, усиливающую гидроизоляцию контроллера и электроцепей. Такие погрузчики для работы в складах-холодильниках Komatsu поставляет уже не первый год, и они хорошо себя зарекомендовали. В базовых моделях новой серии Komatsu АЕ50/ АМ50 с электроприводом, которая будет продаваться в России с марта 2007 г., обеспечена высокая степень влагозащиты IP X4 (International Protection). Эти погрузчики в низкотемпературном исполнении (опция) рассчитаны на работу при температуре –35 °С. Можно поставить АКБ, которая будет работать и в условиях Арктики, но стоимость такой машины окажется существенно выше, чем базовой модели. Для комфорта оператора кресло обогревается.

Следуя принципу оптимального соответствия конкретным технологическим задачам и чтобы не переплачивать за избыточные параметры, для ваших условий можно рекомендовать четырехопорную модель FB10-12 г/ п 1000 кг. Базовые модели новой серии комплектуют АКБ емкостью до 565 А·ч. Батареи повышенной емкости до 725 A·ч применяют для четырехопорных погрузчиков г/п от 1,5 т.

В моделях АЕ50/ АМ50 АКБ извлекается сбоку (не нужен тельфер или другие подъемные устройства), забрать ее можно вилами тележки или второго погрузчика. Новые электропогрузчики поставляют с завода в Точиги (Япония) с батареями KOBE Electric и ЗУ японского производства. Для сегмента second-hand мы рекомендуем хорошо зарекомендовавшие себя в российских условиях эксплуатации свинцово-кислотные батареи SSK и гелевые батареи Hawker.

(Свинцово-кислотные панцирные аккумуляторные батареи марки SSK сертифицированы Госстандартом и испытательным центром МакНИИ на соответствие ГОСТ Р и ISO 9002 и с 2001 г. применяются на всех без исключения электропогрузчиках и других погрузочных средствах, эксплуатируемых в странах СНГ, а также используются в качестве стационарных источников тока в системах бесперебойного электропитания. Номенклатурный перечень АКБ SSK для погрузчиков насчитывает несколько тысяч позиций. Батареи SSK превосходят любые аналогичные изделия других производителей по главному технико-экономическому показателю: стоимость полученной посредством них полезной электроэнергии является самой низкой, средняя стоимость 1 кВт·ч меньше, поэтому эксплуатация погрузчика обходится заметно дешевле. – Прим. «Универсал-Спецтехника».)

Последние несколько дороже, как и любое высокотехнологичное оборудование, но зато безопасней в обслуживании и не требуют для подзарядки отдельного помещения. Если есть потребность в зарядном устройстве для б/у машины, то по соотношению цена/ качество привлекательны ЗУ Energic Plus (Италия) одно- и трехфазные (230/400 В, 50/60 Гц) с автоматическим отключением по окончании зарядки.

Как проектировщику вам также необходимо учесть, что для организации подзарядки электроприводной техники выделяют специальную комнату, где должна быть обеспечена вытяжка, пожарная сигнализация, водоснабжение и необходимое количество источников питания соответствующей мощности.

Михаил Радченко, представитель компании, эксплуатирующей электропогрузчик Komatsu FB20EXF5: «Система самодиагностики неисправностей выдает ошибку 28. Что делать? Где найти инструкцию по эксплуатации, схему, перечень ошибок?»

Евгений Павленко, начальник отдела сервиса:

– Расшифровка кодов есть в инструкции по эксплуатации и сервисному обслуживанию погрузчика. В ней сказано, что владелец самостоятельно может только производить замену масла, а устранять неисправности, коды которых показывает дисплей, должны специалисты. Вам необходимо связаться с ближайшим авторизованным сервисным центром и сообщить код ошибки, для того чтобы сервисный механик знал, какие запчасти надо взять с собой на выезд.

Ошибка 28 – это неисправность педали акселератора, которая возникает из-за повышенной вибрации при движении по неровным или с большим количеством выбоин покрытиям. Как правило, это основная причина дефектов, которые фиксируются системой самодиагностики погрузчика в России. Например, при эксплуатации в условиях повышенной вибрации может произойти смещение микровыключателей. В результате при нажатии на рычаг управления рабочими функциями сигнал на управляющие контакты не поступает, и операции подъема и наклона не выполняются.

К надлежащим условиям эксплуатации относится в первую очередь ровный пол, но не только. Бывает, что в условиях повышенной запыленности, в том числе химически агрессивными веществами, эксплуатируется электропогрузчик обычной базовой модели. Что происходит в этом случае? На покрытые маслом трущиеся поверхности оседает пыль, которая начинает действовать как абразив, что приводит к повышенному износу сопряженных частей (это в равной мере относится и к электропогрузчику, и к машинам с ДВС). Для электропогрузчика повышенное содержание пыли в воздухе может, кроме того, обернуться преждевременным выходом из строя электроцепей, транзисторов в силовом модуле. Поэтому при выборе техники в первую очередь следует учитывать будущие условия работы. Хотя в электропогрузчиках Komatsu традиционно уделяется повышенное внимание гидроизоляции (в Японии их широко применяют в рыбной промышленности), а в новой серии электропогрузчиков АЕ50/ АМ50 уровень влагозащиты соответствует международным стандартам IP X5, однако для работы в условиях повышенного содержания пыли вам надо заказать модель с повышенной герметичностью (опция).

Андрей Белоусов, данные о месте работы не указаны: «Что представляет собой процесс зарядки погрузчика с использованием встроенного и выносного (стационарного) ЗУ?»

Евгений Павленко:

– ЗУ преобразуют переменный ток сети в постоянный ток требуемого напряжения для зарядки элементов АКБ. В современных ЗУ встроена система адаптации к перепадам напряжения и предусмотрена защита батареи от перезаряда: микропроцессор непрерывно контролирует напряжение зарядного тока АКБ и скорость изменения напряжения (dU/dt). Когда напряжение полностью заряженной батареи не изменяется (dU/dt=0), микропроцессор выключает ЗУ. Есть устройства, работающие в режиме быстрой и стандартной зарядки. При работе ЗУ на цифровом дисплее непрерывно отображаются следующие параметры: зарядное напряжение в вольтах (В), ток заряда в амперах (А), электрический заряд (А·ч), полученный батареей, время заряда в часах и минутах.

Никакой принципиальной разницы между работой встроенного и выносного ЗУ нет. Единственное преимущество выносного устройства в том, что в случае выхода из строя проще заменить его новым. При использовании встроенного ЗУ нет необходимости вынимать АКБ: оператор с помощью соединительного кабеля подключает погрузчик к розетке питания электросети, выбирает режим зарядки батареи – нормальный (normal) или выравнивающий (equal) и нажимает соответствующую кнопку. Пока один погрузчик находится на подзарядке, другой работает.

Вопрос о том, что лучше приобрести – два электропогрузчика или один, но со сменной батареей, зависит от объемов работы и режима эксплуатации. Если машина будет использоваться эпизодически, достаточно одного погрузчика, а если предстоит постоянная загрузка, непрерывная работа в течение 8...10 ч, то нужно не менее двух машин.

Ксения, данные о месте работы не указаны: «Меня интересует, сколько стоят самые недорогие подержанные электропогрузчики г/п 1200...1500 кг с номинальной высотой подъема 2,5...3,0 м. Страна производства – любая».

Роберт Мавляутдинов:

– Стоимость б/у машины зависит от ее состояния и наработанных машино-часов. Самая низкая цена погрузчика – 200 тыс. руб., это машина 1996 г. выпуска. Кстати, б/у погрузчики Komatsu на европейском рынке имеют самую высокую остаточную стоимость, что свидетельствует о качестве и надежности этой марки.

Пётр, работает на крупном складе в Заполярье: «Интересуют электропогрузчики с высотой подъема более 7 м и возможностью работы при –40 °C. Какую модель вы порекомендуете и какие аккумуляторы выдержат такие условия?»

Роберт Мавляутдинов:

– Следует иметь в виду, что погрузчик с противовесом работает в основном с грузами на высоте до 4...6 м. Его сильная сторона – универсальность применения, возможность работы внутри помещения и на открытых площадках. Но чем больше высота складирования, тем меньше остаточная грузоподъемность. На мачте погрузчика закреплена специальная металлическая пластина со схемой разрешенной высоты подъема и соответствующей ей остаточной грузоподъемностью. Эти требования необходимо строго соблюдать. Кроме того, мачты для погрузчиков, способных обрабатывать грузы на высоте более 6 м, значительно дороже стандартных.

Для высотного штабелирования (более 7 м) предназначена специальная техника – штабелеры, ричтраки. Этот так называемый внутрискладской напольный транспорт весьма требователен к ровности напольных покрытий: отклонение основания машины от горизонтали даже на 1° может привести к сильному наклону верхней части выдвинутой мачты и вызвать опрокидывание штабелера. Поэтому лучше не пытаться совместить две разные задачи, а подбирать технику в соответствии с ее прямым назначением и существующей классификацией.

Что касается работы при температуре –40 °С, то в штабелере со специальной низкотемпературной спецификацией усилена теплоизоляция АКБ и гидроизоляция (защита от коррозии) основных узлов. Такие модели изготавливают по предварительному заказу.

Юрий Чернявский, данные о месте работы не указаны: «Интересует примерная стоимость электропогрузчика Komatsu г/п 1,8 т в комплекте с АКБ и ЗУ. Предпочтительней поставка непосредственно со склада. Стрела – стандартная, подъема даже на 2,20 м достаточно. Колеса – черные, вилы – желательно в удлиненном варианте».

Роберт Мавляутдинов:

– В данном случае можно предложить модель FB18-12, FU 3.0, встроенное ЗУ, пневматические колеса, вилы 1070 мм. Ее ориентировочная стоимость по прайсу – 760 тыс. руб. Впрочем, цена может несколько меняться в зависимости от целого ряда параметров: финансовых аспектов сделки (какие схемы расчетов будут выбраны), сроков поставки, комплектации, дополнительного оборудования и проч.



В марте 2007 г. в выставочном зале сервисного центра компании «Универсал-Спецтехника», эксклюзивного дистрибьютора Komatsu Forklift Co., Ltd., можно подробно ознакомиться с техническими и эксплуатационными параметрами электроприводных погрузчиков Komatsu новой серии АЕ50/ ВЕ50, принять участие в тест-драйве.

В новом погрузчике реализованы современные передовые инженерные решения для техники данного класса, обеспечивающие высокую производительность работы, сравнимую с погрузчиками с ДВС, и низкие эксплуатационные расходы. Это в первую очередь асинхронный двигатель переменного тока (на передней оси установлены два электродвигателя мощностью по 4,5 кВт), дисковые тормоза с жидкостным охлаждением, подзарядка аккумуляторной батареи (рекуперация) при торможении, система боковой замены АКБ, система электронного управления приводом, позволяющая выбирать различные режимы мощности, электронная система самодиагностики, высокая степень влагозащиты (International Protection X4), комбинированный рычаг-джойстик, система контроля присутствия оператора и др.