Build-to-suit в России: большие риски или большие возможности?

Build-to-suit – строительство складов под конкретного заказчика

О. Мамаев, исполнительный директор PNK Group

Складские объекты, построенные по схеме build-to-suit, пользуются популярностью во всем мире, причем как у крупных ритейлеров, так и среди небольших компаний. Индивидуальный подход к созданию складских помещений дает заказчику большие преимущества при организации логистических процессов. Однако этот вид услуг достаточно сложен в исполнении, так что в России его развитие сдерживает нехватка профессиональных компаний на рынке.

Кризис стал импульсом для build-to-suit

Build-to-suit – это строительство складов под конкретного заказчика. Это выгодно как для девелоперов, так и для клиентов. Первые в этом случае получают арендатора на долгий срок (или в случае build-to-suit для продажи – выгодного покупателя), а вторые – складское помещение, на 100% удовлетворяющее их запросы, вплоть до температурного режима и других нюансов. Собственно говоря, как раз необходимость выполнения всех специфических запросов клиента, а также более жесткие требования к срокам исполнения и делают build-to-suite проекты куда более сложными в исполнении, чем классические спекулятивные склады. Реализовать такой проект может только высокопрофессиональная компания, обладающая серьезной экспертизой, а таких на российском рынке пока буквально единицы.

Впервые о build-to-suite проектах всерьез заговорили на фоне кризиса. Именно тогда потребители стали уделять особое внимание эффективности работы склада и начали внимательно считать издержки на его содержание. В этих условиях строительство склада «под конкретного клиента» приобрело особую актуальность. Во-первых, специализированное помещение удобно и комфортно клиенту, в результате чего его издержки значительно снижаются. Это, в свою очередь, дает девелоперу дополнительную гарантию, что клиент серьезно подумает, прежде чем уйти, даже в условиях кризиса и падения ставок. Во-вторых, во время кризиса компании-арендаторы очень сильно оптимизировали свои технологические процессы, в том числе и в логистике. Именно в это сложное время они поняли, насколько важно, чтобы склад был не обычным, подходящим всем, а именно специализированным. Это позволяет существенно экономить в расходах и повышать эффективность работы на складе. Так была заложена сама идея build-to-suit в России.

Спрос и предложение расходятся

Однако говорить о том, что стоит ожидать сильного всплеска строительства build-to-suit на российском рынке, не приходится. Можно по пальцам пересчитать девелоперов, которые в период кризиса реализовывали такие проекты. Большинство компаний просто не обращали внимания на этот тип строительства либо не решались брать на себя ответственность за производство «штучного» продукта вместо привычного «массового», объективно оценивая собственные компетенции. Тем более мало кто стремится браться за buld-to-suite проекты сейчас, когда жесткая конкуренция, которая была на рынке в период кризиса, вновь сменилась ситуацией тотального дефицита предложения. Если потребитель готов, пусть и вынужденно, забрать любой склад, заявленный как класс А, то и у производителя нет рыночных стимулов усложнять себе жизнь – за стандартным продуктом и так выстраиваются очереди.

Вместе с тем спрос на build-to-suit есть, ведь в кризис клиенты впервые получили возможность выбирать и научились отличать хорошие складские объекты от плохих. Раньше предложение состояло из типовых больших складов, и потребитель вынужден был брать их, а не то, что ему действительно необходимо. Теперь же он приходит с конкретными профессиональными запросами. В результате возникает ситуация, когда потребитель уже точно знает, что ему нужно, и готов за это платить, а рынок позволяет девелоперам игнорировать эти пожелания и давать стандартные предложения.

Но вечно так продолжаться не может. Как только на рынке складов появится конкуренция, девелоперы будут вынуждены более активно заниматься build-to-suit или хотя бы тэйлормэйд (адаптацией существующего здания под нужды арендатора), то есть прислушиваться к пожеланиям заказчика.

Текущая ситуация

На сегодняшний день возникает интересная тенденция: маленькие проекты небольших компаний, которые умеют адаптировать объект под нужды потребителя, более востребованы, чем крупные от гигантов-фондов, не готовых к такой адаптации или делающих это плохо.

Диапазон стоимости build-to-suit почти не ограничен. Если простой склад может стоить примерно $1150–1300 за м2, то build-to-suit в цене доходит до $2000 за м2 без учета НДС, если необходимы сложные системы вентиляции, очистки, разные температурные режимы, возможность повышенной нагрузки на полы, энерговооруженность и т. д.

При этом инвесторы и банки после кризиса стали очень консервативны, когда речь заходит о спекулятивных проектах. Это выражается в том, что в спекулятивные предложения без конкретного потребителя они инвестируют не очень активно. В случае build-to-suit, когда есть конкретный потребитель и четкий договор, привлечь финансирование гораздо проще.

Покупка выгоднее аренды

Чаще всего проекты build-to-suit в России реализуются для продажи, а не для аренды, так как девелоперы, инвесторы и даже банки, дающие кредиты под проекты, пока не очень верят в стабильность аренды build-to-suit. Эта схема в первую очередь работает с западными компаниями, которые могут дать надежные гарантии, что бизнес в течение срока аренды никуда не уйдет. По этой причине девелоперы часто вынуждены отказывать российским компаниям в арендных build-to-suit, хотя кризис показал, что бизнес в России часто оказывается более устойчивым, чем на Западе.

Справедливости ради стоит отметить, что аренда build-to-suit обходится в целом дороже, чем покупка. В случае аренды в стоимость проекта закладываются определенные риски, в результате чего ставки намного выше, чем по обычным спекулятивным площадям. Покупатель объекта build-to-suit в отличие от арендатора не берет на себя финансовые риски девелопера.

Основной риск арендуемого build-to-suit заключается в том, что, если арендатор уйдет, найти нового на специализированное помещение будет сложно, поэтому цена закладывается с учетом окупаемости в течение максимум 4–5 лет вместо стандартных 7 лет и более.

Build-to-suit для западных компаний

Стоит отметить, что западные компании при своих гарантиях предъявляют и повышенные требования к объектам build-to-suit. Например, компания Mars ставит жесткое условие, что может брать в аренду только объекты, соответствующие мировым стандартам Factory Mutual Global. Этот стандарт разработан страховыми международными компаниями, описывающими конструктив, инженерные системы объектов, зданий.

Появление таких объектов build-to-suit позволит западным компаниям в будущем принимать решения об аренде или покупке в России более активно за счет того, что предлагаемый на рынке продукт становится более качественным. Уже появляются объекты, соответствующие международным стандартам. Такими объектами западные компании готовы владеть или брать их в долгосрочную аренду.

Объекты build-to-suit – для квалифицированных девелоперов и потребителей

Подводя итог, можно сказать, что рынок build-to-suit в России является весьма перспективным, однако вряд ли доля build-to-suite проектов приблизится к доле стандартных спекулятивных складов – по крайней мере, в ближайшей перспективе. Если в Европе, в США, даже в Азии, у девелоперов есть большой опыт и длинная история, то в России подавляющее большинство игроков просто не успели наработать необходимые для реализации «штучных» проектов компетенции. Однако в целом тенденция выглядит положительно – количество игроков на этом рынке сокращается, а профессионализм растет. Поэтому рано или поздно девелоперам, которые хотят остаться на рынке, придется прислушаться к требованиям заказчиков, которые в кризис успели привыкнуть к качественным логистическим объектам.