Обязательная маркировка товаров: плюсы и минусы

В конце апреля 2018 г. Правительством РФ был утвержден перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. Для каждой категории товара установлен отдельный срок начала исполнения предписания.

Что такое обязательная маркировка товаров и зачем она нужна?

Обязательная маркировка товаров введена с этого года. Под ней понимают процедуру нанесения на продукцию, упаковку, этикетку или даже ярлык специального уникального кода (Федеральный закон от 31.12.2017 № 487-ФЗ), с помощью которого отслеживают все движение товара – от производства или импорта до розничного покупателя. Это делают через систему, аналогичную ЕГАИС по обороту алкоголя.

Прежде всего обязательная маркировка необходима для борьбы с контрафактной продукцией и нелегальной предпринимательской деятельностью. По оценкам Высшей школы экономики, доля незаконного оборота в легкой промышленности достигает 35%, на парфюмерном рынке 20%, на рынке лекарственных средств до 10%, доля нелегального рынка сигарет в России составила свыше 7%.

Особенные опасения вызывает ситуация на рынке медицинских препаратов, от качества которых зависит здоровье, а зачастую и жизнь граждан нашей страны. Она еще более усугубляется с ростом цен на лекарственные средства, вследствие чего объемы подделок и контрафакта стали расти. Рос­здравнадзор уверяет, что доля поддельных лекарств сегодня составляет не более 1% от общего объема продающихся медицинских препаратов. Однако по данным полиции, фальшивой является каждая десятая таблетка, а Торгово-промышленная палата приводит еще более пугающую цифру: до 60% лекарств являются фальсификатом.

Уже реализованный пилотный проект по маркировке шуб и меховых изделий, который стартовал в 2016 г., показал свою эффективность в обелении рынка и пролил свет на реальную ситуацию в отрасли. До начала реализации проекта в России, как предполагалось, насчитывалось 3,5 тыс. торговых точек с меховыми изделиями, а по итогам 2017 г. в системе маркировки было зарегистрировано более 10,2 тыс. участников рынка.

Кроме того, исходя из статистики Федеральной таможенной службы (ФТС) предполагалось, что официально в Россию ввозится около 240 тыс. единиц меховых изделий в год и еще 70 тыс. единиц производится внутри страны. Но по факту оказалось, что шуб на российском рынке в разы больше: за три месяца добровольного этапа проекта по чипированию поступило 2,5 млн заявок на цифровые метки.

По данным Правительства РФ, в первый год действия обязательной маркировки меховых изделий их легальный товарооборот увеличился в 10–13 раз. А сам рынок, доля контрафакта на котором достигала 70%, заметно «побелел».

Предприниматели, которые работали по «серым» схемам, были вынуждены с него уйти после нескольких проверок правоохранительных органов и Роспотребнадзора. Оставшимся пришлось легализоваться и в среднем вдвое поднять цену товара, так как необходимость оформлять и чипировать товар на таможне добавила предпринимателям расходов. По данным Российского пушно-мехового союза, из тени удалось вывести примерно 20% предпринимателей и около 50% товара.

Помимо этого, от введения обязательной маркировки выигрывает и федеральный бюджет. Новая система контроля и учета товарооборота повлекла повышение качества сбора налогов и акцизов. Так, например, первый год чипирования шуб принес в бюджет РФ дополнительно около 1 млрд рублей.Отчасти пополнение федерального бюджета обеспечили сами потребители. Помимо того, что на рынке стало больше легального товара из меха, который облагается различными налогами, этот товар вырос в цене. По разным оценкам, от 10 до 50% в зависимости от торговой точки и аппетита продавцов. По рассказам самих продавцов, шубы в среднем подорожали на 10–15 тыс. рублей. И это несмотря на то, что само по себе чипирование не выглядит дорогим: бирка с цифровым кодом стоит около 20 рублей, все обслуживание по нанесению метки – в среднем 100 рублей на каждую шубу.

Теневой сектор мехового рынка, по словам экспертов, совсем не исчезнет. Он продолжает расти и сейчас, при обязательной маркировке меховых изделий, хотя и медленнее, чем раньше. Влияют на это, по экспертным оценкам, сами покупатели, которые выбирают не качество товара и его легальное происхождение, а в первую очередь доступную цену.

В целом, как говорят представители Российского пушно-мехового союза, за последние два года и легальный и теневой рынки меховых изделий просели на 20–25%. Падение спроса на шубы объясняют экономическим кризисом и снижением доходов населения.

Список товаров, которые попали под обязательную маркировку в 2019 году

Перечень товаров, которые компании и предприниматели обязаны маркировать в 2019 г., Правительство РФ утвердило распоряжением от 28.04.2018 № 792-р. В новом списке 10 групп товаров, среди них – табачная продукция, духи и туалетная вода, шины и покрышки, фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное, некоторые виды одежды и обувь. В 2019 г. раньше всего – с 1 июля – под обязательную маркировку попали табачная продукция и обувь. Остальные товары из списка придется маркировать позднее. Полный список товаров, подлежащих маркировке в 2019 г., а также срок перехода на маркировку приведены в таблице ниже.

Товар Обязательная маркировка
Табачная продукция С 1 июля 2019 г. – сигареты и папиросы
С 1 июля 2020 г. – прочая табачная продукция
Обувь С 1 июля 2019 г.
Духи и туалетная вода
Шины и покрышки
Предметы одежды из кожи
Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное
Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки
С 1 декабря 2019 г.

В маркировке лекарственных средств компании пока могут поучаствовать добровольно, эксперимент с ней закончится 31 декабря 2019 г. (постановление Правительства РФ от 24.01.2017 № 62). Первоначально его планировалось завершить еще в 2017 г. Но поскольку опыта настолько масштабного перехода на новый режим работы в современной фармации не было, продление срока переходного периода было санкционировано Федеральным законом № 425-ФЗ. Вступить в программу может каждый представитель указанной категории бизнеса вне зависимости от объема годовой выручки и специфики – розница, опт, импорт.

Недавно правительство также решило вдвое расширить список товаров, которые подлежат обязательной маркировке в 2019 г. – в список будут добавлены еще восемь групп товаров. Это готовые продукты из мяса и рыбы, детское питание и бакалея, растительные масла, бытовая техника, бытовая химия и косметика, а также безалкогольные напитки. Однако соответствующее решение должно быть принято на уровне Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Как работает система маркировки

Все компании, которые продают маркированные товары, должны зарегистрироваться в информационной системе. Для маркировки товаров, которые начнут кодировать в 2019 г., предлагают пользоваться Информационным ресурсом оператора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). После регистрации в системе процедура маркировки товаров с 2019 г. для производителя начинается с запроса у ЦРПТ двухмерных штрихкодов – DataMatrix. В цифровом коде зашифрованы сведения о серийном номере товара, дате и месте его производства, максимальной розничной цене. Каждый, кто считает его сканером или с помощью приложения мобильного телефона, сможет узнать, какой путь прошел товар, прежде чем попал на прилавок магазина.

Когда производитель получает цифровые двухмерные штрихкоды, он маркирует знаками товары. Чтобы в системе мониторинга отразились сведения о передаче товара, производитель по электронной системе документооборота отправляет сопроводительные документы – ТТН (товарно-транспортную накладную) и УПД (универсальный передаточный документ) оптовому покупателю.

Оптовик проверяет соответствие кодов маркировки в документах и на упаковке и подписывает УПД своей электронной подписью, затем передает данные в систему мониторинга. После этого товар будет числиться за покупателем-оптовиком.

Движение товара от оптовика на торговые точки проходит по тем же этапам. Продавец направляет в систему мониторинга информацию о смене собственника, подписав электронный УПД. При продаже товара розничному покупателю кассир сканирует штрихкод 2D-сканером. Сведения о товарах проверяет система мониторинга. Если товар поддельный, онлайн-касса не сформирует чек. По легальному товару данные из кассового чека передаются оператору фискальных данных. А оператор перенаправит код товара и код идентификации в информационную систему мониторинга. Так штрихкод с проданного товара выводится из оборота.

Как маркировка повлияет на розничные цены?

Маркировка товаров и подключение к информационной системе однозначно потребуют от участников рынка дополнительных расходов. Это затраты на покупку дополнительного оборудования, программного обеспечения плюсстоимость обучения персонала. Например, розничным продавцам маркированных товаров нужно будет приобрести и подключить специальный 2D-сканер и обновить программное обеспечение ККТ. Тем не менее, по вопросу изменения цен на маркируемые товары среди специалистов существует два мнения.

Цены вырастут. В пользу повышения конечных потребительских цен говорят факторы обязательных и неизбежных дополнительных расходов бизнеса на организацию маркировки товаров.

Производители будут платить:

  • за регистрацию в системе мониторинга маркировки;
  • за генерацию уникальных цифровых кодов (эта услуга предоставляется бесплатно только на время добровольного экспериментального периода);
  • за специальное оборудование и программное обеспечение для нанесения кодов на товары;
  • за услугу прослеживания каждой единицы товара в системе мониторинга.

Эти издержки будут относиться к производственным и закладываться в себестоимость выпускаемой продукции.

Оценить масштаб расходов производители затрудняются. Но обращают внимание, что маркировка с помощью обычного штрихкода выливается в несколько миллиардов рублей в год на каждое наименование товара.

В оптовом канале, как ожидается, дополнительных расходов не будет. Здесь организовать процесс маркировки предполагается через электронный документооборот: коды товара должны будут указываться в документах. В рознице контроль выбытия товара с рынка будет осуществляться с помощью онлайн-касс.

Тем не менее, по прикидкам самих владельцев торговых точек, расходы на установку нового оборудования и на обслуживание системы маркировки обойдутся в 50–80 тыс. рублей в год. При этом предприниматели не скрывают, что дополнительные расходы будут включены в торговую наценку. Производители шин, например, посчитали, что их продукция подорожает в рознице на 15–20%.

Снижение цены. За снижение цен на потребительские товары выступают авторы проекта маркировки, его кураторы и операторы системы. По их мнению, контроль за товарооборотом и учет всех товарных единиц приведет сначала к снижению себестоимости продукции, а затем и конечных цен для потребителей на 10–15%. Этому якобы должны поспособствовать:

  • оптимизация большинства процессов у производителей за счет отслеживания всего выпущенного на рынок товара;
  • экономия на операционных затратах, связанных с процессом обработки грузов;
  • электронный документооборот и повышение эффективности труда;
  • увеличение прибыли легальных производителей.

Кроме того, увеличение доли легального рынка и сокращение нелегального – уже само по себе выгода для потребителей. Благодаря нанесенной маркировке граждане, дескать, могут быть уверены, что покупают легальный товар с заявленным производителем качеством.

Штрафы за нарушение требований о маркировке товаров

За производство и продажу немаркированной продукции организациям и индивидуальным предпринимателям грозят штрафы по статье 15.12 КоАП РФ. Неподчинение требованиям государства и нарушение правил маркировки товара влетит в копеечку. Штрафы для физических лиц за продажу товара без специальной метки составят от 2 тыс. до 4 тыс. рублей, для должностных лиц (руководство компаний, ИП) – от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, для юридических лиц – от 50 тыс. до 300 тыс. рублей. Кроме того, вся немаркированная продукция подлежит конфискации и уничтожению.

Что в итоге

Маркировка товара – проект полезный как минимум для органов государственной статистики. С его помощью государство сможет наконец увидеть реальное положение дел в экономике страны, следя за оборотом товаров и покупательской способностью населения. Особенно положительно можно оценить маркировку лекарственных средств, поскольку фальшивые препараты создают угрозу жизни людей. По мнению законодателей, благодаря утвержденной системе идентификации лекарственных препаратов доля рынка и объемов производства официального производителя сможет вырасти до 40% в связи с уменьшением сбыта нелегальной фармпродукции. Маркировка обеспечивает оптимальное управление запасами и наилучший оборот продукции, а также помогает уменьшить затраты, которые возникают при оформлении заказов и регистрации документов.

Однако эксперты считают, что полностью вывести остальной бизнес из тени с помощью системы тотального контроля вряд ли удастся. По истории с чипированием шуб видно, что «серой» до сих пор остается половина товарооборота.

Наиболее вероятно, что дешевых товаров в магазинах и на рынках все-таки будет становиться меньше. Даже если правыми окажутся те, кто считает, что маркировка не повлечет роста цен, с рынка уйдут контрафактные товары. А они-то в основной своей массе и оказываются существенно дешевле даже самой недорогой легальной продукции.