Аргамак эпохи перемен – КАМАЗ-54901-92

Даниил Минаев

Знакомство с новым поколением камских грузовиков К5 в лице первого предсерийного представителя магистрального тягача КАМАЗ-54901 (М1845), началось ещё 3 года назад. Тогда у меня состоялся кулуарный разговор с командой инженеров предприятия «ДК РУС» – российского представительства грузового и автобусного подразделений концерна Daimler AG.

Когда я первый раз садился за руль нового дальнобойщика, то возникло несколько вопросов. Отвечая мне о ходе сотрудничества Daimler AG и ПАО «КАМАЗ» по секрету прокомментировали так: если смотреть на этот процесс глазами сотрудника представительства Daimler AG, то обидно наблюдать, как уплывают в Россию наработки, которые головному предприятию стоили немалых трудов. Но, если смотреть на итоги совместной работы глазами патриота своей страны, то отрадно наблюдать, как новые технологии постепенно преображают магистральные грузовики из Набережных Челнов.

Психологический портрет

Если отбросить все «за и против» и взглянуть на КАМАЗ-54901 немного свыше, то сам факт того, что в производственной гамме отечественного автозавода есть продукт, технологический уровень которого абсолютно сопоставим с текущим модельным рядом европейской «семёрки», не может не вызывать позитива и сдержанной патриотической гордости. Теперь поход за высокотехнологичным грузовиком не должен стать плодом ожидания очередного продукта импортозамещения. Однако сдержанную радость мы не будем демонстрировать взахлёб, так как мы прекрасно осведомлены о детских болезнях и нюансах качества очередной отечественной новинки, которая уже поступила эксплуатацию.

На поколение К5 возложены большие надежды. Новая генерация способна полностью закрыть брешь не просто хороших тягачей для дальнемагистральных перевозок, а обеспечить рынок готовым решением для международной работы, со всеми вытекающими.

Заявленный ресурс седельного тягача – не менее 1,2 млн км, двигателя – 1,5 млн км, межсервисный интервал – 120 000 км. Двигатель в перспективе получит несколько мощностных настоек: от 380 до 750 л.с. Ёмкость топливных баков: один бак на 700 литров или 2 бака суммарно на 1200 литров. Размерность шин 315/70R22,5. Полезный объём кабины водителя – 9 м3 (у КамАЗ-5320 в 1976 году – 5 кубометров). В серийном производстве предполагаются модификации с колёсными формулами 4х2, 6х4, 6х2 и даже 8х4. Обслужить машину возьмутся 164 дилерских центра в РФ и 39 сервисных центров в СНГ.

Стартовый ценник новинки – 6,5 млн рублей, зато в стоимость принудительно включён 3-летний сервисный контракт, покрывающий гарантийный период.

МР4 – пятое поколение К5

Новая кабина – важнейшая деталь имиджа грузовика, – плод совместной работы завода КАМАЗ и Daimler AG. Индекс каркаса – SFTP (как у 4-го поколения Actros). Её полностью делают на специально построенном новом заводе каркасов кабин на территории ПАО «КАМАЗ». После сварки и окраски основа кабины будущего грузовика обретает комплект наружных панелей и интерьер, определяющий облик или КАМАЗа новейшего поколения К5, или Mercedes-Benz Actros MP4. Семейство кабин для автомобилей поколения К5 включает 7 вариантов: короткая F1A с высоким тоннелем и F1S с низким тоннелем, длинная F1D с высоким тоннелем и F1T с низким тоннелем; высокая F1E с высоким тоннелем и F1I с низким тоннелем и, наконец, премиальная сверхвысокая F1H с низким тоннелем для магистральных тягачей.

Экстерьер, на мой взгляд, дизайнерам Torino Design удался: стильно и узнаваемо. Карие тона обивки и местами узнаваемые нотки, но лишь нотки мерседесовского интерьера. Всё остальное индивидуальное, но, конечно, местами подсмотрено у лучших образцов европейской «семёрки» производителей грузовиков.

Вопреки ожиданиям и официальной справочной информации о наборе вариантов каркаса кабин поколения К5, у тестового тягача ровный пол, который, по ощущениям немного украл суммарной внутренней высоты кабины. Оно и понятно: компоновка систем нейтрализации и возросшие габариты компонентов системы охлаждения для двигателей стандарта «Евро 6» отнимают многовато места. Тем не менее, никто не в обиде: расстояние в кабине от пола до потолка – 1980 мм, а внутренняя ширина – 2270 мм. Широкие спальники, полочки и ниши, плафоны с дублированным управлением, выдвижные секции для вещей, бортовая информационная система с 10-дюймовым сенсорным экраном – всё поставлено и обустроено именно во флагманском, премиальном исполнении. Несколько смутило только то, что холодильник предлагается в виде опции.

Силовая линия

За основу рядного длинноходного 6-цилиндрового турбодизеля КАМАЗ-910.12-450 был взят двигатель Liebherr 946, выпускаемый с 2012 года. Он во многом схож с решениями других производителей: раздельные ГБЦ с 4 клапанами на цилиндр, привод ГРМ – шестернями со стороны маховика. Размерность ЦПГ – 130 мм х 150 мм, рабочий объём – 11 946 cм3. У двигателя чугунный блок цилиндров, «мокрые» гильзы, система питания с топливной рампой Common Rail. Диапазон настроек мощности от 380 до 550 л.с, показатели максимального крутящего момента – 1700 – 2540 Н·м. Наш вариант КАМАЗ-54901К имел настройку мощности 450 л.с. (331кВт) при 1900 об/мин и максимальные 2060 Н·м крутящего момента при 1300 об/мин. Машины оснащены новой автоматизированной КП ZF Traxon. На тестах она показала минимальное время по разрыву потока мощности в отличие от механических коробок. Тесты подтвердили низовой характер двигателя, но отчасти эту особенность компенсируют возможности автоматизированной КП, а также высокое передаточное отношение главной пары – 2,278.

Для маневрирования в узких проездах предусмотрена функция ограничения минимальной скорости, на подъёме автопоезду не позволит скатиться назад HSA Hill Start Assist, в определённых случаях КП разрешит двигаться накатом с целью уменьшения сопротивления качения и экономии топлива, преодолеть застревание и выскочить из ямки поможет режим раскачки, а ползущий режим Greeping mode даёт возможность начинать движения при отпускании педали тормоза без задействия акселератора, что удобно в заторах. Пока простенький моторный тормоз в базовой комплектации не предусмотрен и с этим надо что-то делать!

Основной конструктив

Рама тягача выполнена из лёгких высокопрочных сталей, передняя ось, грузоподъёмностью 9 тонн получила необслуживаемые ступицы. Ведущий мост – одноступенчатый Daimler HL6, с гипоидной главной передачей. Возможны варианты передаточных отношений от 2,2 до 3,07, в зависимости от модификации, на предмете теста было 2,278.

Тормозные механизмы на всех осях дисковые, тормозная система включает в себя систему динамической стабилизации. В базовой комплектации автомобиля предусмотрена система поддержания курсовой устойчивости, противобуксовочная система и шины 315/70R22,5. Стабилизаторы поперечной устойчивости присутствуют на передней и задних осях.

Для магистральной работы увеличена ёмкость топливных баков: один бак на 700 литров либо 2 бака суммарно на 1200 л, в зависимости от исполнения.

Своя ноша не тянет

На фоне роста ставок фрахта для тягачей становится приоритетной заполняемость прицепного состава и грузоподъёмность.

Для тягача на нефтекамском автозаводе подготовили вида магистральных полуприцепа Первый – 3-осный шторный полуприцеп НЕФАЗ-933411-0300205-08 для транспортировки различных грузов по дорогам общего пользования. Его конструкция позволяет осуществлять загрузку и разгрузку сзади, сбоку или сверху. Длина полуприцепа увеличена до 16,5 м, что в сцепке с 2-осным тягачом позволяет максимально использовать допустимый предел на длину автопоезда в 20 метров. Благодаря увеличенной длине полезный объём грузового отсека вырос до 110 м3, а количество перевозимых европаллет – до 40 единиц, грузоподъёмность же составляет 31 800 кг.

Второй полуприцеп – 14-метровый полуприцеп-рефрижератор НЕФАЗ-93341-5300314. Благодаря облегчённой конструкции позволяет перевозить до 31 т охлаждённых и замороженных продуктов и является ключевым решением для региональных перевозок между крупными складами, молами в товаропроводящих сетях и у крупных логистических операторов.

По мере освоения конвейерного выпуска, предлагается огромное количество электронных систем и мобильных приложений: система мониторинга состояния водителя, ассистент поворота и движения в заторах, система удалённого мониторинга местонахождения и контроля параметров транспортного средства «ИТИС-KAMAZ».

Техническая характеристика КАМАЗ-54901-92 М1845 (4х2)
Нагрузка на ССУ, кг 11 300
Снаряжённая масса автомобиля, кг 8400
Полная масса автомобиля (технически допустимая), кг 19 700 (20 500)
Распределение нагрузки по осям, кг 9000, 11 500
Полная масса автопоезда, кг 44 000
Двигатель:
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент
КАМАЗ-910.12-450 турблодизель, I-6 (Еurо 5)
11 946
450 при 1900 мин-1
2060 Н·м при 1300 мин-1
Коробка передач: количество ступеней вперёд/назад ZF 12ТХ2210TD Traxon, автоматизированная 12/2
Тормозная система Пневматическая
Размер шин 315/70R22,5
Подвеска передняя/задняя Рессорная/пневматическая
Внешний габаритный радиус поворота, м 8,0
Максимальная скорость, км/ч 89