Логистический рынок России в режиме ожидания

Круглый стол «Российский логистический рынок в условиях новых экономических реалий»

14 октября в центральном офисе «Интерфакса» в Москве состоялся круглый стол «Российский логистический рынок в условиях новых экономических реалий», организованный агентством «Лонгмедиа». Представители компаний – лидеров рынка обменялись мнениями о текущей ситуации в отрасли.

Эксперты сошлись во мнении, что рынок складской логистики находится в состоянии ожидания. «Некоторые крупные логистические провайдеры продолжают активный рост, что подтверждается сообщениями о сделках аренды/ строительства новых складов, – рассказала Полина Винокурова, директор по маркетингу логистической компании «Молком». – В то же время есть те, кто уже ощутил на себе действие экономической рецессии: увеличилась доля свободных складских площадей (в основном на севере и юго-востоке Московского региона) с 2–3% в начале года до 4–5% по итогам 9 месяцев 2014 г. Из заявленных к вводу 1,5 млн. м2 складов класса А, по прогнозам аналитиков, к концу этого года девелоперы сдадут около 1 млн. м2 (850 тыс. м2 уже введено)».

Елена Печникова, директор по развитию бизнеса Itella в России, оценила рынок складской логистики через призму индустрий, к которым относятся клиенты компании, интересующиеся складскими площадями класса А. Так, в сегментах фармацевтики, автозапчастей, DIY пока не происходит изменений, связанных с замедлением импорта. Не чувствуется спад и в сегменте «бытовая электроника», но есть тревожные сигналы: хотя трафик в магазинах не уменьшается, средний чек падает. Также, несмотря на востребованность услуг e-commerce в сегменте fashion, на самой отрасли кризис сказывается: по данным клиентов компании, не все магазины, планируемые к запуску, были открыты. Основными драйверами логистического рынка эксперты называют ретейл и обслуживание интернет-магазинов, поэтому его развитие будет зависеть в том числе от динамики показателей розничной торговли.

Как отметила Полина Винокурова, несмотря на существенный рост курса доллара и евро и вывод на рынок нескольких крупных логистических комплексов, девелоперы продолжают удерживать арендные ставки на уровне начала года – $110–130 за 1 м2 в зависимости от направления. По мнению Елены Печниковой, в дальнейшем ставки будут падать. Общим пожеланием складских операторов остается переход на расчеты в рубли. «Нескольким логистическим компаниям, по их собственным заявлениям, удалось подписать договоры с новыми арендаторами в рублях, однако условия этих соглашений гораздо жестче валютных (% индексации, объем гарантированных платежей, и т. п.)», – отметила Полина Винокурова.

В итоге эксперты отметили, что ситуация на рынке складской логистики далека от драматичной. Рынок замер в ожидании продолжения развития политической и экономической ситуации. «Мы наблюдаем тенденцию снижения объемов рынка, но наши склады заполнены, конец года должен быть довольно неплохим», – подчеркнула г-жа Печникова.

Обсуждая ситуацию на рынке экспресс-доставки, участники круглого стола единогласно заявили о том, что e-commerce по-прежнему задает тон отрасли. «Основным драйвером рынка экспресс-доставки остается интернет-торговля. И хотя сегмент электронной коммерции в России демонстрирует замедление темпов роста с 25–30% до 12–15%, наши прогнозы достаточно оптимистичны», – считает Леонид Зондберг, коммерческий директор DPD в России и СНГ.

Количество b2c-клиентов в портфелях операторов стремительно растет, стимулируя их к расширению спектра оказываемых услуг. «Работа на рынке электронной коммерции требует от экспресс-перевозчиков новых знаний и компетенций, в их обиход вошли непривычные понятия – примерка (например, в случае обуви и одежды), возврат, частичная доставка, наложенный платеж. Большое внимание уделяется повышению профессионализма курьеров, которые могут оснащаться современными гаджетами со специальными программами», – комментирует ситуацию генеральный директор компании СДЭК Леонид Гольдорт.

Леонид Зондберг сравнил российский рынок с европейским, заявив, что первый обладает хорошим потенциалом для роста: «В нашей стране практически не существует логистики возвратов, которая обеспечивает до 50% выручки европейских операторов экспресс-доставки. В итоге возврат приходится осуществлять через отделения «Почты России», что значительно осложняет жизнь конечного потребителя». Также спикер добавил, что российский рынок отличается от европейского организацией доставки на «последней миле»: «Например, в Германии за сутки курьер успевает развезти заказы примерно 100 адресатам, в России же 25 доставок является очень хорошим показателем. Это обусловлено тем, что, в отличие от европейского, российский курьер ожидает окончания примерки, принимает наложенный платеж, оформляет возврат товара».

Эксперты сошлись во мнении, что в настоящий момент важна ценовая политика экспресс-операторов, особенно на региональных рынках. «Эффективным инструментом становятся индустриальные решения и спецпредложения для региональных компаний, которые наиболее чувствительны к стоимости услуг экспресс-перевозчиков», – заявил в связи с этим Леонид Зондберг.

Леонид Гольдорт подчеркнул необходимость расширения присутствия эскпресс-операторов в регионах и использования франчайзинговой модели, которая помогает решить эту задачу: «Ключевыми потребностями e-commerce сегодня являются низкая стоимость доставки и широта географии присутствия экспресс-оператора. По нашему опыту, эффективным инструментом в достижении этих целей может стать франчайзинговая модель. Франчайзи напрямую заинтересованы в развитии бизнеса благодаря тем возможностям, которые мы им предоставляем. Несмотря на риски, среди которых, например, вероятность потери управляемости, мы успешно используем данную модель в текущей экономической ситуации. Доля франчайзи в нашем бизнесе сейчас составляет 23%, в ближайшие три года планируем довести ее до 50%».

Генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло рассказал о ситуации в сфере таможенного оформления грузов: «Одних лишь «таможенных брокеров» по запросу в поисковых системах насчитывается около 10 тысяч, хотя только порядка 600 компаний включены в Единый реестр таможенных представителей ФТС и имеют должную профессиональную и юридическую подготовку для оказания услуг по таможенному оформлению». «Понимание совместных сложностей (обе стороны процесса находятся в одинаково жестких рыночных реалиях), выстраивание паритетных отношений, правильная оценка рисков – все это, по-моему, станет неким плацдармом для начала процедуры оздоровления отрасли», – подытожил эксперт.

Модератором круглого стола выступил заместитель председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин.

Как изменился рынок логистических услуг в новых экономических условиях? Этот вопрос мы попросили прокомментировать генерального директора компании Itella в России Николая Воинова и директора по маркетингу Логистической компании МОЛКОМ Полину Винокурову.

– Привели ли санкции, введенные против России, к изменениям в стратегии и оперативной деятельности вашей компании?

Н.В.: Мы планируем и далее развивать российский бизнес, несмотря на ситуацию на внешнеполитической арене. Россия – одно из приоритетных направлений Itella Group на ближайшие годы, и мы не думаем менять эту стратегию. Itella по-прежнему видит в стране потенциал, представляющий колоссальные возможности для развития. К тому же наши основные клиенты не попали под вступающие в силу санкции. Например, мы не работаем со скоропортящейся продукцией.

П.В.: В процессе изменения экономической ситуации и переориентации транспортных потоков у всех логистических компаний есть относительно равные шансы. На рынке всегда есть сегменты, которые продолжают расти в кризис. Важно не упустить время и занять свою нишу на рынке.

Для компании МОЛКОМ это выход в сегмент e-commerce (комплексное обслуживание интернет-магазинов) и развитие сервисов в области обработки мелкоштучных товаров. Логистическая компания МОЛКОМ не зависит от колебаний арендных ставок, поскольку мы работаем на собственных площадях, что дает дополнительную степень свободы в области тарифной политики и, что более важно, – в сфере адаптации складов под нужды клиентов (строительство холодильников, получение лицензии, закупка специализированного оборудования). Во-вторых, наш логистический комплекс включает склады разного типа, которые подходят для разных товаров, в том числе для достаточно специфичных товаров.

– Как повлияли новые экономические условия на деятельность логистических компаний?

Н.В.: Некоторое замедление экономического роста, последовавшего как итог, в частности, от экономических санкций, снизит товарооборот между Россией и европейскими странами, а также внутри стран. Это, в свою очередь, может привести к обострению конкуренции логистических провайдеров в борьбе за клиентов. Но большие компании едва ли почувствуют это, так как, работая с крупными клиентами, нацелены на улучшение сервиса и разработку новых логистических решений, позволяющих оптимизировать бизнес-процессы компаний. Кроме того, несомненно, сейчас настал своего рода «звездный час» российских производителей и ретейлеров. И теперь все логистические операторы с удовольствием отмечают наличие приличной доли российских компаний в своем клиентском портфеле. Например, у нашей компании – множество крупных российских ретейлеров в сфере FMCG, а также сегменте «бытовая техника и электроника».

П.В.: Введенные со стороны США и Европейского союза ограничения рынок складской логистики в полной мере почувствует, вероятнее всего, в марте–апреле 2015 г. Снижение курса рубля уже вызвало общее повышение цен на значительную часть потребительских товаров и снижение покупательской активности (спроса). К марту–апрелю (через 4–6 месяцев) товарные запасы будут формироваться на основании прогнозов, которые ретейлеры делают в настоящий момент, и, очевидно, что они будут скорректированы.

На девелоперском бизнесе ограничения вызвали сокращение инвестиций, что уже в краткосрочной перспективе (6–7 месяцев) отразится на объемах ввода новых складских площадей. Транспортный рынок ощутил действие ответных мер сразу – снизились объемы перевозок продуктов питания (мясо, овощи, фрукты, молочные продукты) из ЕС.

В настоящее время рынок «замер» в ожидании продолжения развития политической и экономической ситуации. Представители крупных ретейлеров говорят о разнонаправленной динамике развития (у одних продажи падают, у других растут), такую же ситуацию наблюдаем в и сфере логистических услуг. Тем не менее прогнозы на следующий год большинство корректирует в сторону уменьшения.

Говоря о рынке складской логистики можно отметить следующие тренды: несмотря на существенный рост курса валют (доллара и евро) и вывод на рынок нескольких крупных логистических комплексов, девелоперы пока не начали снижать арендные ставки.

Некоторые крупные логистические провайдеры продолжают активный рост, что подтверждается сообщениями о сделках аренды/строительства новых складов. В то же время есть и те, кто уже ощутил на себе действие экономической рецессии (увеличилась доля свободных складских площадей).

– Как повлияли введенные санкции на деятельность ваших клиентов?

Н.В.: Разговоры о резком сокращении иностранных инвестиций в российское пространство слышны повсюду, но нельзя забывать и о том, что большое количество инвестиций уже было сделано. Множество компаний уже построили заводы, вложились в автоматизацию производств и едва ли они бросят свои начинания. То, что уже было вложено, никуда не денется, поэтому развитие логистического рынка будет продолжаться – силами иностранных и крупных российских операторов. К тому же объем перевозок с заводов-изготовителей и доставка внутри России также никуда не делись, а стали еще более востребованы рынком, и, к примеру, российская Itella с готовностью осуществляет эти услуги для клиентов.

П.В.: Объемы хранения и обработки наших клиентов соответствуют тому, что было запланировано ранее.

Pick-by-line – «подбор по линии» (Что представляет собой технология кросс-докинг и его особая разновидность pick-by-line)
Pick-by-line – «подбор по линии»
Что представляет собой технология кросс-докинг и его особая разновидность pick-by-line
Комплекс «Шахово»: оптимальная организация складского пространства
Комплекс «Шахово»: оптимальная организация складского пространства

В городском округе Домодедово Московской области, в тихой деревушке Шахово с невероятно удобной транспортной логистикой появился инновационный склад, спроектированный и построенный в духе времени, где каждый квадратный метр площади спланирован так, чтобы максимально сократить затраты на хранение.

Спад на рынке складской недвижимости достигает максимума (Анализ строительства складских помещений за 2016 г.)
Спад на рынке складской недвижимости достигает максимума
Анализ строительства складских помещений за 2016 г.
ММЛФ-2017 приглашает посетить логистические объекты столицы
ММЛФ-2017 приглашает посетить логистические объекты столицы

С 13 по 17 февраля 2017 г. в Москве пройдет XX Московский международный логистический форум (ММЛФ-2017). В последний день работы форума для его участников будут организованы интересные экскурсии на крупные столичные логистические объекты.

Клиент всегда прав (Опыт применения WMS от a-SIS на складах 3PL-операторов)
Клиент всегда прав
Опыт применения WMS от a-SIS на складах 3PL-операторов