Китайские вилочные погрузчики в России

Заняли лидирующие позиции на российском рынке

Недавний мировой кризис лишь укрепил позиции производителей складской (и не только) спецтехники из Китая. В силу различных экономических факторов китайским производителям удалось сочетать в своей продукции относительно небольшую стоимость с достаточно высокими показателями качества. Несколько китайских производителей погрузочной техники для склада уже входят в первую «двадцатку» мировых лидеров этой отрасли, а на российском рынке эта техника прочно заняла лидирующие позиции.

Рынок на подъеме

В январе прошлого года английская аналитическая компания Reportbuyer.com опубликовала доклад, посвященный исследованию рынка противовесных вилочных погрузчиков в Китае. Как показали результаты работы британских экспертов, в 2012 г. экономика Китая вступила в стадию перехода. В результате рынку вилочных погрузчиков не удалось сохранить набранные темпы роста, которые наблюдались в предшествующие два года, а по итогам 2012 г. годовой объем продаж погрузчиков снизился на 8,0% по сравнению с предыдущим годом и в количественном выражении составил 288 662 единицы.

В 2013 г. мировой рынок приводного напольного транспорта впервые перешел миллионный рубеж: благодаря приросту в 7% объем мировых продаж составил 1,01 млн. единиц техники. Объем европейского рынка увеличился на 2%, или 315 тыс. единиц техники соответственно, при этом спрос в Западной Европе не изменился, а объем рынка в Восточной Европе вырос на 8%. Значительный рост также показали рынки Америки и Азии, и в первую очередь – КНР. После того, как в Азии в целом по итогам 2012 г. наблюдалось небольшое снижение в объемах заказов (–4,4%) и поставок (–2,6%), в 2013 г. эти показатели стали значительно увеличиваться – на 10,6 и 8% соответственно. Здесь было реализовано 394 054 ед. техники, что соответствует 40% всех мировых продаж.

В первом полугодии 2013 г. объем продаж вилочных погрузчиков Китая заметно вырос. За полгода китайские компании продали 165 366 ед. этой техники, что на 8,3% больше, чем за аналогичный период 2012 г. По данным Industrial Truck Institution China Construction Machinery Association (ранее – СITA), на внутреннем рынке КНР было реализовано примерно 125 тыс. ед. техники (рост – 7,2%). Эта тенденция сохранилась и во второй половине 2013 г. Эти цифры показывают, что Китай является лидером на мировом рынке противовесных вилочных погрузчиков.

Если говорить об изменении структуры спроса, то, согласно оценкам Reportbuyer.com, наиболее растущим в 2012 г. стал сегмент погрузчиков с электродвигателями. Это обусловлено ужесточением требований к вредным выбросам в атмосферу на транспортных и логистических предприятиях и стремлением предприятий сократить расходы на эксплуатацию складской техники. В итоге в 2012 г. доля электропогрузчиков достигла 27,7% от общего объема, что на 1,2% выше, чем годом ранее, и на 7,2% больше, чем в 2005 г. В первой половине 2013 г. доля электроприводных моделей в сегменте противовесных погрузчиков составила 26% при росте на 7,1%. Соответственно, рост в сегменте противовесных погрузчиков с ДВС (74%) составил 8,8%. Несколько отстает внутрискладская техника: ее доля на рынке в I половине 2013 г. соответствовала всего 16% (рост – 5,7%).

В дальнейшем доля противовесных электропогрузчиков в Китае будет повышаться и может достичь показателей в Европе и США (75 и 60% соответственно). Еще одной причиной роста популярности электропогрузчиков является технологическое усовершенствование этой техники. Такие машины стали более надежными, более производительными, что привело к росту покупательского спроса.

Выступая в 2014 г. на Форуме президентов Ассоциаций напольного транспорта, президент CСМА Чанг Дежин (Zhang Dejin) сделал следующий прогноз:

  • рост китайского рынка напольного транспорта, как ожидается, составит около 10%;
  • картина конкурентной борьбы не будет сильно меняться, но структура продуктовой линейки и местоположение компаний отрасли могут существенно различаться;
  • китайское правительство и общество станут предъявлять более строгие требования к безопасности и защите окружающей среды;
  • предложение на китайском рынке напольного транспорта изменится: от выпуска примерно однородных изделий компании перейдут к производству самой разной продукции и оптимизации способов ее обслуживания;
  • электроприводные модели техники и иные дружественные к окружающей среде складские машины будут в фокусе внимания производителей на следующей стадии развития рынка.

В Китае уже появились производители, ориентированные на развитие технологий будущего. В частности, компания BYD, которая является крупнейшим в мире производителем источников электропитания, представила на выставке СеМАТ 2014 (Ганновер) модели вилочных погрузчиков с перспективными литий-ион-фосфатными батареями. В 2012 г. эта компания объявила о начале продаж моделей с ферратными аккумуляторами.

Maximal на конференции АТЭС-2014

На прошедшем в ноябре 2014 г. Саммите АТЭС, где главы государств-членов обсудили возможности развития региональной интеграции и создание Зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, были приведены основные примеры успешного сотрудничества между странами, среди которых, в частности, отмечено партнерство российской компании «НТК форклифт» и китайской Maximal.

После завершения 22-го саммита АТЭС в Пекине председатель КНР Си Цзиньпин провел пресс-конференцию с местными и зарубежными СМИ, на которой подвел итоги форума. Взаимодействие российской компании ООО «НТК форклифт» и китайского производителя вилочных погрузчиков Maximal было отмечено как показательный случай плодотворного сотрудничества между Россией и Китаем.

Представители Центрального телевидения Китая за несколько дней до начала Саммита посетили московский офис эксклюзивного дистрибьютора Maximal – компании «НТК форклифт» – для съемки специального репортажа, который был показан по CCTV2 и CCTV13. Так, оба участника партнерских отношений заявили, что гордятся этим фактом и с уверенностью смотрят в будущее на дальнейшее развитие компаньонских отношений.

Производители

По данным CCMA, в настоящее время в Китае насчитывается около 120 предприятий, производящих напольный транспорт, – в основном это мелкие и средние предприятия, и более 60 из них активно расширяют свой бизнес. При этом CCMA также отмечает такую особенность этого рынка, как высокая концентрация производства: так, по итогам 2013 г. два крупнейших поставщика погрузчиков осуществляют почти половину всех продаж, 10 ведущих компаний – до 69% продаж, а 20 ведущих компаний – до 81%. В 2014 г. эта тенденция также имела место: по данным на I половину года, три ведущих предприятия отрасли выпустили 85 232 ед. напольного транспорта (61,79%), остальные – 41 160 ед. (38,21%). Большинство производств сосредоточено в провинциях Анхой, Чжэцзян, Цзянсу и в Шанхае.

Reportbuyer.com объединяет основных игроков рынка напольного транспорта Китая в несколько групп.

К первой относятся два ведущих гиганта отрасли – Anhui Forklift Truck Group (Хефей, пров. Анхой) и Hangcha Group Co., Ltd (пров. Ханчжоу), которые остаются неизменными лидерами рынка вилочных погрузчиков КНР на протяжении многих лет. В 2013 г. объемы продаж их техники составили 1089 млн. евро (976 млн. евро в 2012 г.) и 998 млн. евро (831 млн. евро в 2012 г.), что позволило компаниям занять соответственно 8 и 14 места в мировом рейтинге производителей приводного напольного транспорта, которое публикуется авторитетным изданием Modern Materials Handling (ММН). По оценкам Reportbuyer.com, в 2012 г. на их долю приходилось 46,8% продаж всех вилочных погрузчиков в Китае, а 2013 г. доля этих производителей выросла еще на 2,4%.

Во вторую группу входят крупные предприятия машиностроительной отрасли: Xiamen XGMA Machinery Co., Ltd, Guangxi LiuGong Machinery Co., Ltd, Lonking (Шанхай) Forklift, Ltd, Shandong Shantui Machinery Co., Ltd и Sunward Equipment Group. Некоторые из них, например Lonking (Шанхай) Forklift и Guangxi LiuGong Machinery Co., Ltd, работают на рынке сравнительно недавно – с 2012 г. В 2013 г. две шанхайские компании из этой группы – Lonking Forklift Co. и Hytsu – также вошли в рейтинг ММН, заняв соответственно 14-е (объем продаж – 198 млн. евро) и 18-е (82 млн. евро) места.

Третью группу составляют зарубежные компании, имеющие в КНР свои производственные предприятия. Это – мировые лидеры рынка, такие всемирно известные зарубежные производители, как Toyota Industrial Corp. (Япония), Linde (Kion) и Jungheinrich (Германия), Hyster (США), Mitsubishi и Nichiyu (Япония). Linde стала первой компанией, открывшей собственный завод в Китае. В декабре прошлого года это предприятие, расположенное в Ксиамене и до сих пор являющееся лидером в области создания электроприводной техники и складских технологий, отметило свой 20-летний юбилей: за это время им было выпущено более 100 тыс. ед. погрузочной техники. В 2012 г. компании, входящие в группу Kion, которая доминирует в сегменте техники премиум-класса, и Baoli, выпускающая машины среднего и экономичного класса, вместе занимали 7% китайского рынка погрузчиков и первое место среди иностранных марок. Чтобы удовлетворить растущий спрос на высококачественную технику на Азиатско-Тихоокеанском рынке в целом и особенно на китайском рынке, группа Jungheinrich построила в Китае новый завод, занимающий территорию в 60 тыс. м2. Его открытие состоялось 8 августа 2013 г. Завод специализируется на развитии и производстве таких видов техники, как сопровождаемые электроприводные модели тележек и штабелеров с поворотной рукояткой, противовесные погрузчики и ричтраки.

И наконец, четвертую группу представляют такие сравнительно недавно основанные компании, как китайско-американское предприятие Zhejiang Maximal Foklift Co., Ltd, Zhejiang Goodsense Forklift, Chery (Detank) и др. Тем не менее некоторые из них уже добились значительных успехов, например китайско-американская компания Zhejiang Maximal Forklift Co., Ltd, которая вошла в «тройку» лучших предприятий-экспортеров вилочных погрузчиков страны.

Ningbo Ruyi – обладатель премии «Технологический прогресс года»

В конце октября 2014 г. на юго-западе Китая, в городе Куньмин, состоялась конференция «Современная логистика и инновационные технологии», на которой компания Ningbo Ruyi, выпускающая складскую технику под брендом Xilin, была объявлена победителем и обладателем почетного звания «Технологический прогресс года».

Оправдан ли присвоенный статус компании? Несомненно. Техника Xilin постоянно совершенствуется, разработчики компании регулярно внедряют инновационные разработки в широкий модельный ряд, который включает гидравлические и электрические тележки, штабелеры, ричтраки, подъемные столы и платформы, комплектовщики заказов, а также электрические тягачи.

Xilin – это простой и понятный каждому продукт, без излишеств, но с надежной конструкцией и хорошими рабочими показателями. Высокое качество обеспечивает этим складским машинам долгую бесперебойную работу, минимальные затраты на техническое обслуживание; в совокупности с низкой стоимостью самой техники получается эффективное и экономичное решение для складских и производственных комплексов.

Импорт в Россию

По данным аналитической компании ID-Marketing*, за 2013 г. в Россию было ввезено около 19,5 тыс. новых вилочных погрузчиков на сумму примерно $350 млн. Последние годы Китай неизменно входит в «тройку» крупнейших стран-импортеров в Россию этой техники наряду с Японией и Германией. При этом в 2013 г. китайские погрузчики заняли первое место по объемам поставок в штучном исчислении и второе – в денежном выражении, уступая только японской технике. Доля этой техники рынка по объемам продаж в денежном выражении составила 23,1%, и примерно каждый пятый погрузчик, привезенный из-за рубежа, сделан в КНР. Три компании – Hangcha, Heli и Jac – вошли в десятку лидеров по продажам вилочных погрузчиков в России. Это показывает, что китайская техника пользуется большим и постоянно растущим спросом.


*Данные по импорту вилочных погрузчиков подготовлены на основе анализа таможенных деклараций ФТС России. В них включена статистика продаж моделей погрузчиков с противовесом и электрическим двигателем и двигателем внутреннего сгорания, а также некоторые другие модели мобильной вилочной погрузочной техники для склада, например четырехходовые погрузчики, погрузчики с боковыми вилами. Складская техника (ручные и электрические тележки, штабелеры и ричтраки) не учитывалась.

Ведущее место в импорте занимают лидеры китайского рынка – бренды Hangcha (НС и TFN) и Heli. Если продажами бренда Heli занимается ее единственный официальный дистрибьютор, фирма Asia MH, то погрузчики Hangcha реализуют несколько компаний. В большой степени успешность продаж последних определяет то, что часть ее техники под брендом TFN поставляет компания «ТФН-Сервис». В 2012 г. объем поставок погрузчиков этих марок был примерно одинаковым – около $14,5 млн., но в 2013 г. бренд Hangcha значительно усилил позиции на нашем рынке, в итоге разрыв в продажах между ними стал почти двукратным.

Топ-10 стран-импортеров вилочных погрузчиков в Россию
Место в 2013 г., $ Место в 2012 г., шт. Страна происхождения Объем поставок в 2012 г. Объем поставок в 2013 г.
в тыс. $ в шт. в тыс. $ в шт.
1 1 Япония 118 132 6715 90 353 5922
2 2 Китай 75 839 6329 77 798 6435
3 3 Германия 52 195 2124 55 655 2214
4 4 Южная Корея 36 641 1767 39 981 1804
5 6 Франция 14 174 649 22 677 978
6 5 Великобритания 19 818 852 15 382 644
7 9 Швеция 2836 67 12 118 84
8 10 США 2340 144 5737 196
9 8 Нидерланды 7593 197 5725 128
10 7 Италия 6289 323 4162 138
Всего 347 921 19 516 336 492 18 831
Источник: ID-Marketing.

На третьем месте стоит марка Jac, имеющая примерно такие же продажи, как и Heli (13% рынка). Ее поставщик – Jac Construction machine Cо. – является крупнейшим государственным предприятием в Китае, имеет 14 предприятий по производству разнообразной продукции и поставляет ее в 25 стран мира. Официальным поставщиком этой техники является компания ТД «Еврокара-плюс». Как утверждает сайт этой компании, с 2006 г. в России было продано более 4450 погрузчиков Jac.

Топ-10 марок вилочных противовесных погрузчиков в России в 2013 г.
Место Марка Страна Объем
продаж, шт.
1 Toyota Япония 2402
2 Komatsu Япония 1526
3 Jungheinrich Германия 1058
4 Yale США 1040
5 Heli Китай 977
6 Hyundai Южная Корея 942
7 Hangcha Китай 939
8 Jac Китай 786
9 Still Германия 764
10 TCM Япония 753
Источник: ID-Marketing.

Замыкают «пятерку» лидеров марки Maximal и Dalian. В 2013 г. поставщику техники Maximal (4-е место), компании «НТК Форклифт», удалось обойти своего ближайшего конкурента, давно известный в России бренд Dalian (5-е место). Отметим, что «НТК форклифт» входит в Топ-5 российских поставщиков напольного складского транспорта европейского и китайского производства и ранее поставляла в Россию бренд НС. Государственное предприятие Dalian Forklift Co., Ltd интересно тем, что имеет богатую историю и традиции в отрасли производства погрузчиков: именно на его заводе в 1958 г. был создан первый китайский погрузчик, давший начало истории производства вилочных погрузчиков в Китае. К сегодняшнему дню Dalian Forklift Co., Ltd стало единственным китайским предприятием, которое является специализированным производственным и исследовательским центром с полным модельным рядом вилочных погрузчиков, а также контейнерных погрузчиков и ричстакеров грузоподъемностью до 45 т.

Из второй половины Топ-10 ведущих китайских поставщиков хочется отметить марки Teu (поставщик – компания «Атлет») и Utilev («Универсал-Спецтехника»), которым в 2013 г. удалось в 5–10 раз увеличить объемы продаж. В погрузчиках Teu использована компонентная база от ведущего японского производителя ТСМ и оригинальные японские двигатели. Бренд Utilev, наряду с такими известными брендами, как Hyster и Yale, принадлежит лидеру мирового рынка напольного транспорта – компании NACCO Materials Handling Ltd. Резкий рост продаж этих марок говорит о том, что рынок китайских погрузчиков еще нельзя считать сложившимся и на нем вполне можно ожидать неожиданностей и перемен. Тем более, что в период кризиса в российской экономике, который прогнозируется в 2015–2016 гг., наверняка более востребована будет именно недорогая техника.

Импорт в Россию китайских вилочных погрузчиков
Место Производитель Марка Объем поставок в 2012 г., Объем поставок в 2013 г. Российский дилер
шт. тыс. $ шт. тыс. $ доля в китайском импорте, %
1 Hangcha Group Co., Ltd НС TFN 654 473 9624 4999 939 576 12 482 6537 24 «ТехСервисМаш» и др. (НС) «ТФН-Сервис» (TFN)
итого 1127 14 623 1515 18 018
2 Anhui Forklift Truck Group Heli 1430 14 541 977 9833 13 Asia MH
3 Jac Construction machine Co., Ltd Jac 700 7994 786 9774 13 ТД «Еврокара-плюс»
4 Zhejiang Maximal Foklift Co., Ltd Maximal 739 8281 668 7312 9 «НТК форклифт»
5 Dalian Forklift Co., Ltd Dalian 750 8578 581 6795 9 «Тракресурс»
6 Guangxi LiuGong Machinery Co., Ltd Liugong 58 652 510 5732 7 «Спецтехника»
7 Chery Heavy Industry Co., Ltd Chery 57 691 171 2083 3 «Волжский погрузчик»
8 Kion Baoli Baoli 146 1974 137 1550 2 «СкладТехника»
9 Anhui Teu Forklift Truck Co., Ltd Teu 9 147 111 1550 2 «Атлет»
10 Utilev forklift trucks Utilev 28 396 108 1442 2 «Универсал-Спецтехника»
Всего 6329 75 839 6435 77 798 100
Источник: ID-Marketing.

Значительно изменить ситуацию также может строительство завода по производству вилочных погрузчиков Goodsense, которое было начато 30 августа 2014 г. в г. Ступино (Московская область). На первоначальном этапе объем вложенных инвестиций в российско-китайское производство вилочных погрузчиков Goodsense составит $15 млн. Завод не будет представлять собой «отверточное» производство – основные этапы металлообработки планируется осуществлять на собственном предприятии или на других предприятиях Ступинского района. Завершение строительства завода запланировано на 2015–2016 гг., и сначала предприятие будет выпускать от 3 до 5 тыс. единиц техники в год. Погрузчики марки Goodsense достаточно успешно продавались в России в 2012-м и 2013 гг.

Совершенно очевидно, что в России появятся и другие, новые китайские марки. Так, уже заявлено, что в 2015 г. на наш рынок выйдут вилочные погрузчики и складская техника Detank – бренд, основанный группой Chery для производства подъемно-транспортного и дорожно-строительного оборудования. До настоящего момента погрузчики этой марки, хорошо зарекомендовавшие себя в Китае, экспортировались только в Европу и Великобританию, где планируется создать сборочное производство для местного рынка и России. Вся техника производится в провинции Анхой на современном автоматизированном производстве. В России марку Detank будет представлять ее эксклюзивный дилер – компания «Партнер Рус», которая планирует в 2015 г. по объемам импорта войти в первую десятку поставщиков китайских погрузчиков. По словам представителей компании «Партнер Рус», у погрузчиков Detank имеются все шансы на успех: ее выпускает серьезный производитель, техника отличается надежностью и инновационными разработками, имеет сервисную поддержку. При этом и дизельная, и электрическая техника Detank будет доступной по цене как крупному, так и малому бизнесу благодаря широкому модельному ряду и дилерской ценовой политике.

Публикацию подготовил Владимир Антонов
Напольный транспорт Китая на пути к новым достижениям
Напольный транспорт Китая на пути к новым достижениям

В то время как остальная часть мира все еще продолжает испытывать последствия экономического спада, Китай сумел пройти через них относительно невредимым. Немного снизив свою динамику в начале мирового кризиса, промышленность Поднебесной быстро оправилась, и большинство отраслей, включая производство и продажи напольного транспорта, продолжили свой рост.

Мировой рынок напольного транспорта в 2015 году (Перераспределение на высшем уровне)
Мировой рынок напольного транспорта в 2015 году
Перераспределение на высшем уровне
Мировой рынок напольного транспорта в 2015 году
Мировой рынок напольного транспорта в 2015 году

По итогам 2015 г. Toyota Industries Corp. (TICO) вновь стала номером один в рейтинге мировых производителей напольного транспорта, который ежегодно составляет журнал Modern Materials Handling (ММН). Группа KION заняла традиционное второе место, получив почти вдвое больший доход, чем финишировавший третьим концерн Jungheinrich.

Перспективы мирового рынка напольного транспорта (Комментарии экспертов)
Перспективы мирового рынка напольного транспорта
Комментарии экспертов
Импорт противовесных вилочных погрузчиков в Россию в 2012 году
Импорт противовесных вилочных погрузчиков в Россию в 2012 году

Вилочный противовесный погрузчик – вид специального транспорта, предназначенный для поднятия, перемещения, разгрузки, погрузки, складирования различных грузов при помощи вил или других рабочих приспособлений. Ниже мы хотим представить читателям краткий анализ продаж брендов этой техники, имеющих лучшие показатели продаж. Не углубляясь в подробности описания и истории данного вида техники, отметим, что в отчет не включены более специализированные виды напольного транспорта – такие как ричтраки, телескопические погрузчики, боковые вилочные погрузчики, а также штабелеры и тележки.