Мировой рынок остается в движении. Лучшие производители погрузочной техники в 2005 году

В 2005 г. положительные тенденции в экономике, наметившиеся годом ранее, продолжились: мировая торговля динамично росла, а значит, расширялся и рынок логистических услуг. Там, где развивается логистическая активность, требуются погрузчики и оборудование для складов. Это и определило тот факт, что в 2005 г. рынок приводных средств напольного транспорта, как и многие другие области промышленности, продолжил успешно развиваться.

Итоговая цифра общемирового роста составила почти 10% – так утверждает в своей очередной статье, опубликованной в специализированном немецком журнале DHF и содержащей рейтинг лучших производителей этой техники, постоянный автор и главный редактор этого издания Вольфганг Дегенхард (Wolfgang Degenhard). Перевод статьи с некоторыми сокращениями и дополнениями, содержащий краткую информацию как о самих компаниях, так и их планах на 2005–2006 гг., мы представляем на суд читателя.

Высказывание великого философа античности Гераклита: «Всё течет, всё изменяется» кажется особенно подходящим для оценки рынка средств напольного транспорта в 2005–2006 гг. Действительно, жизнь постоянно подносит новые сюрпризы, а в этот период их было особенно много. Вот коротко лишь некоторые события и факты. На мировом рынке растет беспокойство по поводу судьбы второго по величине мирового производителя напольного транспорта. Оборот компаний достигает невиданных размеров. Усиливается тенденция к предложению системных решений, комплексных логистических услуг и определенных работ. По­ставщики вынуждены больше, чем раньше, заниматься вопросами экономичности техники. Рынок подержанных погрузчиков переживает супербум. Ведутся активные работы по внедрению в погрузочную технику новых технологий – топливных элементов и RFID-оборудования. Но обо всем по порядку.

Главным в 2005–2006 гг. можно назвать отделение и продажу концерном Linde AG своего сектора подъемно-транспортного оборудования. Теперь вопрос решен, и Кion Group, в которую вошли все три бренда – Linde, Still и ОМ Pimespo, продолжает успешно развиваться, несмотря на смену владельца (см. ниже комментарии к рейтингу).

Оборот изготовителей средств напольного транспорта почти без исключения увеличивается, у многих фирм очень значительно. Причины этого очевидны и связаны с расширением мировой торговли и стремительным развитием отрасли логистики, которая теперь не может обходиться без напольного транспорта. Семь фирм преодолели миллиардный «еврорубеж»: Тоуоta, Kion Group, NАССО, Jungheinrich, Crown, Mitsubishi и Cargotec. Верхнюю позицию опять заняла Toyota с выдающимся результатом по обороту и очень большим отрывом от ближайшего соперника.

Почти все фирмы, попавшие в рейтинг-2005, сообщили о получении прибыли (в том числе и те, которые раньше заявляли об убытках) или, возможно сознательно, не дали вовсе никакой информации. Однако и это не могло скрыть всей остроты и жесткости конкурентной борьбы изготовителей, по-видимому, такая ситуация сохранится и в обозримом будущем. Из анализа рынка видно, что для успешной деятельности они вряд ли ограничатся производством серийного оборудования примерно одинаковой конструкции. Фирмы, особенно крупные, попали в ситуацию, когда им необходимо было искать новые пути технического развития.

Более очевидной стала и тенденция к ускоренному повороту деятельности компаний от по­ставки систем к поставкам услуг. Это касается не только крупных фирм, но в большей степени мелких предприятий, которые теперь предоставляют что называется «из одних рук» весь объем работ по оборудованию склада – от первоначального планирования материальных потоков, разработки концепции, проектирования и изготовления, строительства и до ввода решения или установки в эксплуатацию. Зачастую воплощение комплексных концепций происходит в тесном взаимодействии с партнерами. Содержание всего парка техники, выполнение специфических, разработанных под конкретного клиента планов сервисного обслуживания и реализация собственными силами специально разработанных схем по лизингу и финансированию больше не являются функциями исключительно крупных поставщиков.

Есть подвижки и в вопросах повышения экономичности техники. С появлением такого нового показателя эффективности, как общая стоимость собственности (Total Сost of Ownership – ТСO) эксплуатационники вправе ожидать от по­ставщиков большей, чем раньше, ясности в оценке преимуществ от применения оборудования, еще до того как в него будут сделаны инвестиции. Под ТОС подразумевают суммарные расходы на единицу транспортного средства за весь срок его службы, т. е. затраты на покупку, персонал, сервис и энергоресурсы. Более того, производитель теперь должен показать, какую конкретную прибавочную стоимость получит эксплуатационник от выполнения погрузочно-разгрузочных работ определенным оборудованием, от его надежности, удобства обслуживания и долговечности. Закономерным итогом движения ведущих производителей в этом направлении в 2006 г. стали такие сильные в техническом и дизайнерском отношении экономичные модели, как вилочные противовесные электропогрузчики Linde E12...E20 и погрузчики компании Still: модель RX70 c гибридным дизель-электрическим двигателем и электроприводный RX60. (Об этой уникальной технике подробно см. «СиТ» № 11, 2006 г.)

С экономичностью новой техники непосредственно связаны альтернативные решения, создаваемые по причине роста цен на энергию и сокращения полезных ресурсов. Среди них особо выделим гибридные системы с аккумуляторными батареями (АКБ) и гибридные системы с топливными элементами. Прототипы по­следних некоторые производители уже предлагают на рынке. О новых АКБ пока мало слышно: сделать решающий прорыв в создании компактных изделий достаточной мощности пока никому не удалось. Наряду с новой приводной техникой представляет интерес для изготовителей напольного транспорта интеграция в уже выпускающиеся модели оборудования для бесконтактной идентификации (RFID), однако и это направление только начинает развиваться. (См. статью «RFID и напольный транспорт» в этом номере журнала.)

Неплохой бизнес изготовители средств напольного транспорта стали делать на подержанных по­грузчиках. Объемы их продаж постоянно возрастают, и причина этого понятна: с возвратом арендованных погрузчиков и оборудования растет количество подержанных транспортных средств, которые затем продают по приемлемой цене и с солидной прибылью. Заинтересованных в этом лиц много, так как многие владельцы используют погрузчики не постоянно, а время от времени. В некоторых странах покупатели очень довольны подержанным оборудованием.

Взгляд на Восточную Европу

Мощная экономическая экспансия производителей в Восточную Европу и связанное с этим активное развитие там рынка средств напольного транспорта заслуживают отдельного разговора. В 2005 г. количество поставленной в этот регион техники увеличилось на 22% – это значительно больше, чем в странах Западной Европы: где увеличение продаж составило всего 1,8%. Отмечался рост по­ставок и фронтальных противовесных вилочных по­грузчиков, и техники для склада. Россия, Словакия, Украина и страны Балтии показали самую высокую динамику роста, и в этом регионе следует то же прогнозировать и на 2006 г. По предварительным оценкам, рост продаж здесь составит около 15%. По Европе в целом в 2006 г. эксперты ожидают увеличения продаж в штучном исчислении на уровне 4...5%, что примерно соответствует показателям 2005 г. При такой разнице спроса рынки стран европейского Востока становятся для производителей в высшей степени привлекательными.

«Выбывшие»

Среди фирм, не попавших в нынешний список, оказалась итальян­ская компания Lugli. На протяжении многих лет она была неизменным участником рейтинга, но в этот раз от нее не удалось получить какую-либо информацию: из-за продолжающегося процесса банкротства завод временно закрыт. По слухам, предприятие должно заработать вновь, но пока на нем ведут реконструкцию.

Ничего не известно и о сред­ствах напольного транспорта, выпущенных в 2005 г. японской фирмой Shinko. Предприятие никак не реагировало на многочисленные запросы редакции DHF, поэтому и его исключили из числа участников рейтинга.

Доля фирм на рынке

В своих публикациях изготовители часто приводят данные о собственной доле на рынке, которые – всегда по разным причинам – не соответствуют действительности. Чтобы немного приблизиться к истине, приведенные в таблице мирового рейтинга обороты по приводной технике были просуммированы и умножены на коэффициент, полученный на основе оценок крупных международных специализированных ассоциаций фирм-производителей. В 2004 г. этот коэффициент составлял 1,17, но, по последним данным, он может быть уменьшен до 1,12. Определенный таким образом совокупный оборот был принят за величину мирового рынка. Рассчитанные исходя из него рыночные доли отдель­ных фирм приведены в таблице и могут служить в качестве исходной точки для последующего планирования деятельности компаний. Как и раньше, для вычислений использовался оборот компаний, а не количество выпущенной продукции в штуках. Это более правильно, поскольку средняя цена отдельных типов напольного транспорта может варьировать от нескольких тысяч евро для вилочной электротележки, управляемой сопровождающим ее рабочим с помощью поворотной рукоятки, до примерно миллиона евро для ричстакера.

Методика составления рейтинга

Краткие пояснения к таблице рейтинга:

• В таблице представлены отдель­ные фирмы (с указанием сокращенного названия и страны расположения) в порядке убывания их оборота по средствам напольного транспорта.

• Величина оборота для удоб­ства приведена в евро. Для фирм из стран, не входящих в зону евро, пересчет валют сделан в соответствии с курсом Европейского Центрального Банка (EZB) на конец их хозяйственного года. Если у европейских компаний конец хозяйственного года чаще всего совпадает с концом календарного года, то у большинства японских производителей он заканчивается 31 марта (31 марта 2006 г. 1 евро соответствовал 142,42 японской иены).

• В списке учитывались изготовители, которые в отчетном году заявили о консолидированном чистом обороте по приводному напольному транспорту как минимум в 10,2 млн. евро.

• Величина оборота относится к проданному оборудованию, которое определяется стандартами и нормативами ISO 5053 («Приводные средства напольного транспорта. Определения»), EN 1459 («Приводные устройства для штабелирования с захватами переменной ширины») и EN 1525 («Средства напольного транспорта, работающие без водителя»).

• Данные по прибыли в таблице относятся к каждой фирме в целом и указывают только на ее получение или отсутствие какой-либо информации о ней. В комментариях об этих показателях по возможности будет рассказано подробней.

• Данные по некоторым производителям (акционерным компаниям) получены из отчетов о хозяйственной деятельности, которые они в соответствии с торговым кодексом (Commercial Code) своей страны обязаны иметь и предоставлять по требованию заинтересованных лиц. Часть информации – некоторые числа и факты – получена из сети Internet. Кроме того, всем изготовителям рассылались опросные листы. Приведенные в них сведения по­сле проверки в редакции DHF на достоверность принимались, если отсутствовала другая информация. Если фирмы не прислали необходимые данные, а таких случаев было мало, их прошлогодние обороты пересчитывали в соответствии с изменениями на рынке страны местонахождения.



Комментарии к рейтингу

Десятка сильнейших

Toyota Industries Corporation (TIC, Япония) (1)

Всемирно известный концерн стал первым производителем средств напольного транспорта, который превысил границу годового оборота 4 млрд. евро (точная цифра в 2005 г. – 4154 млн. евро). Благодаря этому он не только подтвердил то, что является бесспорным номером один в мире на этом рынке, но и с большим отрывом в 670 млн. евро обошел ближайшего конкурента – группу компаний Kion, занявшую 2-е место. Не менее успешной была деятельность компании в целом. Так, ее чистый оборот по сравнению с предшествующим отчетным годом вырос с 1 241 538 млн. иен на 21,3% и достиг 1 505 955 млн. иен (10 574 млн. евро), а прибыль – на 8,6%, что соответствует 47 077 млн. иен (331 млн. евро). Таким образом, оптимистичные прогнозы, которые руководство фирмы озвучило в 2004 г. по поводу своих достижений в будущем, более чем оправдались.

Говоря об этой компании, следует отметить, что оборот сектора подъемно-транспортного оборудования включает в себя не только приводные средства напольного транспорта. Сюда относятся и машины для уборки помещений, погрузчики с бортовым поворотом, стеллажи и оборудование для их обслуживания, рабочие подъемные платформы Aichi, другое промышленное оборудование, а также ручные тележки, которые выпускает фирма ВТ (45,8 млн. евро). Чтобы исключить эту технику из расчета, после согласования с Toyota от оборота 595 236 млн. иен вычли 0,6%. Полученная цифра 591 665 млн. иен показала, что прирост оборота по отношению к предшествующему году составил 18,1%. Заслуга в этом принад­лежит, как указано в хозяйственном отчете, всем трем маркам, которые выпускает концерн: Тоуоtа, ВТ и Raymond. B 2006 хозяйственном году TIC, несмотря на сложность экономической ситуации в мире и такие проблемы, как высокие цены на нефть и нестабильность на Ближнем Востоке, вновь ожидает увеличения оборота (+10,9%) и прибыли (+4,1%). Тот, кто знает менталитет японцев, понимает, что эти оценки сделаны очень осторожно. Дальнейшего изменения оборота, оперативной и чистой прибыли следует ожидать от мероприятий, предпринятых концерном в 2005 г. Активы Toyota Material Handling Company (TMEC) и группы ВТ были объединены и сформированы в одну глобально действующую организацию менеджмента под названием Toyota Material Handling Group (ТМHG). Цель акции заключалась в повышении эффективности работы на рынке путем консолидации имеющихся сил и средств.

Кion Group (Германия) (2)

«Три марки – одно решение: Linde, Still и ОМ Pimespo объединяются для повышения эффективности управления процессами логистики самых разных видов» – так был сформулирован лозунг сектора по­грузочной техники фирмы Linde AG (Висбаден) в ее хозяйственном отчете за 2005 г. (Истории компании Linde посвящена статья «Linde и другие», «СиТ» № 10, 2006 г.)Однако уже в 2006 г. три известнейших бренда были соединены в новую головную компанию Кion Group, оформленную как юридически самостоятельное лицо, и проданы за 4 млрд. евро консорциуму финансовых инвесторов Kahlberg Kravis Roberts & Со. (KKR) и Goldman Sachs Сарitаl Partners. Именно это имя фигурирует в нынешнем рейтинге.

Как известно, рыночные условия для сектора подъемно-транспортного оборудования начали улучшаться еще в 2004 г., поэтому в отчетный период группа смогла адекватно отреагировать на общее увеличение спроса на средства напольного транспорта и продолжить рост. Оборот Кion увеличился на 7,6%, достигнув 3628 млн. евро (в предшествующем году – 3372 млн. евро). Показатель оперативной прибыли группы благодаря некоторым мероприятиям по повышению эффективности и прибыльности также вырос на 14,9% и составил 223 млн. евро (в предшествующем году – 194 млн. евро). Общая выручка от оборота трех компаний составила 3484 млн. евро.

К таким мероприятиям относилась программа GO (Growth аnd Operational Excellence), которую в 2005 г. запустила предыдущая программа ТRIM.100. GO включает ряд активов, которые нацелены не только на продолжительные меры по улучшению структур затрат, но и должны задействовать иные возможности роста. Следующим шагом стало укрепление позиций в Китае, на рынок которого была введена вторая, бюджетная марка ОМ Pimespo. Благодаря бренду ОМ фирма увеличила портфель заказов и планирует выпускать качественные продукты в среднем ценовом сегменте.

Кion Group, которая совершенно справедливо видит себя в качестве лидера на европей­ском рынке, поставила непростую цель – до 2011 г. обогнать лидера отрасли компанию Тоуоtа. Впереди еще целых пять лет, но отставание по обороту в 670 млн. евро группе преодолеть будет трудно, поэтому Kion и оба финансовых инвестора уже присматриваются к одному или нескольким подходящим производителям как к потенциальным кандидатам на приобретение. Недостатка в денежных средствах для такой сделки они не испытывают.

NACCO Industries (США) (3)

Группа NACCO (марки Hyster и Yаlе), значительно отстающая от KION, снова поменялась местами в рейтинге с немецким концерном Jungheinrich. Группа является старейшим в мире изготовителем вилочных погрузчиков, и последний раз сектор NACCO Materials Handling Group (NМНG) занимал 3-е место в 2001 отчетном году. Согласно хозяйственному отчету за 2005 г. NACCO является лидером на рынке США с долей 25% (в 2004 г. – 27%). Ее доля на мировом рынке, по собственным данным компании, составляет 12% (в предшествующем году она составила 13%). Оборудование продается через самостоятельные торговые центры NACCO Wholesale и NACCO Retail. Как NACCO Corporation в целом, так и NМНG за отчетный период увеличили оборот. Специалисты NМНG освоили 2200 млн. USD (1865 млн. евро), что на 300 млн. USD больше, чем в предыдущем периоде. Значительно расширен штат сотрудников (с 6500 чел. в 2004 г. до 7460 чел.). Прилично выросли и объемы выпуска – с 77 493 до 83 361 шт. Производственные предприятия группы расположены в разных регионах мира: в США, Северной Ирландии, Шотландии, Нидерландах, Китае, Италии, Японии, Мексике, Бразилии и на Филиппинах. В комментариях к рейтингу 2004 г., который публиковался годом раньше, сообщалось, что концерн создал для своих секторов производства программы, которые должны повысить доходность и облегчить проникновение брендов на рынки. Речь шла о новых разработках, мерах по совершенствованию управления цепями поставок и производственными процессами, а также изменению структуры сектора. Если посмотреть годовые итоги, то может показаться, что эти программы были частично задействованы. Во всяком случае, как следует из хозяйственного отчета группы, NACCO стремится последовательно улучшать свою деятельность, чего планирует достичь с помощью так называемых кеу programs.

Jungheinrich (Германия) (4)

Для гамбургской фирмы Jungheinrich год 2005-й завершился успешно, ее показатели улучшились, однако это не помогло ей сохранить 3-е место в списке лидеров. Оперативная прибыль компании за вычетом налогов и сборов (EBIT) в 107 млн. евро была на 23% выше показателя предыдущего года (87 млн. евро). Соответственно EBIT-процент с оборота увеличился до 6,5% (в предшествующем году – 5,7%), а EBIT-процент с капитала (ROCE) – до 25,2% (24,5%). В отчетном году оборот концерна (1645 млн. евро) превысил значение предыдущего года (1531 млн. евро) на 7,4%. Расхождения в показателях 2004 г., которые представлены в двух последних рейтингах, объясняются тем, что 31 декабря 2005 г. концерн впервые привел свой баланс в соответствие с требованиями стандарта Infernational Financial Reporting Standart (IFRS), применяемого в странах Евросоюза.

Независимо от формы баланса можно видеть, что компания завершила год очень хорошо. Основой успеха стала целенаправленная и последовательная, хотя и не всегда бесспорная политика, которой Jungheinrich продолжительное время придерживается в секторах средств напольного транспорта, оборудования для склада и обслуживания материальных потоков. Компания не имеет долгов и сильна в финансовом отношении. Кроме того, она продуктивно работает с ориентировкой на будущее.

Приведем два примера. Для поддержки активов в Китае решено было построить там сборочный завод транспортного оборудования для складов и ввести его в эксплуатацию в 2006 г. В продолжение стратегии по осуществлению прямых поставок за границей была создана компания по сбыту в Таиланде. В отчетный период компания Jungheinrich непрерывно и успешно зарабатывала на стабильно поступающих заказах и благоприятной рыночной ситуации. С показателями и стратегией фирмы не надо связывать недавнее очень быстрое увольнение ее успешного председателя правления. Здесь, как можно предполагать, другие причины, которые следует искать внутри компании.

Crown Equipment Corporation (США) (5)

Эта семейная фирма сделала большой шаг вперед с 6-го на 5-е место. Для этого региона это выдающееся достижение, и дело не в том, что № 5 в 2004 г. Mitsubishi Heavy Industries не увеличила свои показатели. Crown, которая выпускает исключительно электроприводное транспортное оборудование и ручные гидравлические тележки с подъемными вилами, достигла общего оборота 1460 млн. USD (1206 млн. евро). Это соответствует росту 15% по сравнению с оборотом 2004 г. (тогда увеличение доходов было даже несколько больше – 16,5%). На неприводную технику приходится еще около 1,1% оборота фирмы, указанного в таблице. О величине прибыли компания на этот раз не сообщила, но можно считать, что и здесь результат был положительным.

Благодаря такому знаменательному росту продаж в Европе фирма продолжила наращивать производство в баварском Родинге. Дополнительно были удвоены активы в Мексике, в соответствии с планом открыт новый завод в Китае в октябре 2006 г. С вводом в эксплуатацию китайской фабрики Crown закрыла производство в ирландском городе Гелуэй (Galway).

Mitsubishi Heavy Industries (MHI, Япония) (6)

MHI, в которой сосредоточено производство средств напольного транспорта, является частью концерна-гиганта Mitsubishi, которому принадлежат банки, химические заводы, а также Mitsu­bishi Motor Corporation (ММС). При ММС была ангажирована DaimlerChrysler, однако в ноябре 2005 г. последняя продала свою долю в размере 12,42% финансовой группе из США, так как совмест­ная работа не ладилась с самого начала. Развитие MHI, напротив, шло успешно. Общий оборот всей группы вырос с 2 590 733 млн. до 2 792 109 млн. иен, а чистая прибыль – с 4050 до 29 817 млн. иен. Оборот по средствам напольного транспорта тоже увеличился – примерно на 20%, достигнув 167 525 млн. иен (1176 млн. евро). MHI, имея более чем миллиардный оборот, к сожалению, не смогла удержать 5-е место, как в предшествующем году. Правильное осознание того, что на национальном рынке можно эффективно работать только в случае, если там имеется собственное представительство, привело к появлению осенью 2006 года филиала MHI в Дуйсбурге (ФРГ). До этого времени на протяжении нескольких лет компания была представлена здесь немецким торговым представительством из голландского Almere, где находится завод по выпуску напольного транспорта этой марки.

Cargotec Corporation (Финляндия) (7)

Украшавшее рейтинг 2004 г. имя KONE, под которым публиковались показатели фирмы Kalmar, сменилось на новое название Cargotec Corporation. Финская КОNЕ Corporation еще в декабре 2004 г. разделилась на два самостоятельных подразделения – КОNЕ Escalators & Elevators и КОNЕ Cargotec. С июня 2005 г. они стали действовать на бирже в Хельсинки самостоятельно, с тем чтобы эффективней представлять собственные интересы. Одна из двух новых компаний продолжит направление деятельности KONE, связанное с лифтами, движущимися тротуарами, а также дверьми и воротами, и в дальнейшем будет действовать под именем KONE Corporation. Вторая фирма в настоящее время носит название Cargotec Corporation и занимается выпуском иного подъемно-транспортного оборудования (марок Kalmar и HIAB).

В отчетном году Cargotec Corporation достигла чистой выручки 2358 млн. евро, получив внушительную чистую прибыль 136,6 млн. евро. Если общий рост оборота всей фирмы на 24% уже довольно значителен, то компания Kalmar, которая предлагает решения по перевалке тяжелых грузов, в том числе в универсальных контейнерах, достигла большего. Ее необычайно мощный рывок составляет почти 33% (1147 млн. евро) – и это при штате всего 3210 сотрудников.

Komatsu Ltd. (Япония) (8)

В хозяйственном отчете за год, который закончился 31.03.2006 г., фирма Komatsu Ltd. (головной офис в Токио) представила необычайно высокие показатели роста: чистый оборот +18%, выручка до уплаты налогов +71,3%, чистая прибыль +93,7%. В этих рекордных показателях участвовали все секторы фирмы, однако прирост оборота по средствам напольного транспорта (+14%) был не таким большим. Впрочем, и такому достижению позавидовали бы многие производители. В отчетном году оборот по средствам напольного транспорта 123 521 млн. иен (867 млн. евро) обеспечили 3103 работающих. Как видим, сектор средств напольного транспорта составляет только сравнительно небольшую часть (7,3%) всего оборота Komatsu, а львиную долю в него пока вносят продажи строительно-дорожных машин – 76%.

Маnitou (Франция) (9)

В 2004 г. фирма Manitou, французский поставщик вилочных погрузчиков высокой проходимости, погрузчиков с телескопической стрелой, промышленных и навесных погрузчиков, предсказывала, что через год рост ее оборота хотя и будет выражаться двухзначным числом, но составит лишь 10...12%. Она явно поскромничала. Итоги года из-за оживившейся экономической ситуации существенно превзошли прогноз: общий оборот вырос на 20,2% – до 985 млн. евро, а оборот по приводным средствам напольного транспорта – на 20,3% (774,3 млн. евро). Эти показатели меньше, чем в предшествующем году, тем не менее они, как и увеличившаяся до 73,8 млн. евро чистая прибыль, очень неплохие.

Nissan Motor Company (Япония) (10)

В хозяйственном отчете толщиной в 100 страниц японской компании о средствах напольного транспорта было сказано немного. На своем сайте концерн также ограничился довольно краткой информацией о вилочных погрузчиках с электрическим, бензиновым, газовым и дизельным приводами, о штабелерах с выдвижной мачтой и промышленных тягачах выпуска 2004 г. Это тем более странно, что оборот средств напольного транспорта, которые Nissan изготовила в отчетном году в количестве 30 тыс. ед., составил 633,3 млн. евро при общем обороте 66 201 млн. евро (9 428 292 млн. иен). Некоторую информацию о стратегических мероприятиях в этом сегменте деятельности удалось получить от европейского отделения Nissan Forklift Europe B.V. (Амстердам). В начале 2006 г. продолжилась его совместная работа с шведской фирмой Atlet по по­ставке на рынок Австралии оборудования для склада. Известно также, что нидерландская компания с 01.09.2006 г. изменила структуру сбыта оборудования в странах Бенилюкса, чтобы усилить там свои позиции.

(Окончание следует)

Публикуется с сокращениями и дополнениями. Перевод с немецкого Л. Цинцевича.