компании из статьи

Штабелёры с поворотной рукояткой

Т. Гергерт
Основные кнопки управления расположены на поворотной рукояти

В последнее время в России все большим спросом пользуются самоходные штабелеры. В значительной степени этому способствует определенный уровень технологий и культуры труда, которые привнесли крупные западные компании, работающие в нашей стране. Наиболее простые штабелеры, о которых и пойдет речь в статье, являются ведомыми, т. е. управляются оператором, идущим вслед за устройством, и оснащаются поворотной рукояткой (дышлом). У них более высокая грузоподъемность, чем у гидравлических штабелеров и штабелеров с электроподъемом, – обычно до 1,6 т и бo'льшая высота подъема – 4,5...6 м. Благодаря наличию электропривода движения на них перевозят грузы на значительные расстояния без каких-либо особых физических усилий со стороны оператора. Обычно конструкции этого типа используют в помещениях с узкими проходами или там, где нагрузка на пол ограничена, а использование более тяжелой складской техники или классических вилочных погрузчиков исключено. По сравнению с вилочными погрузчиками ведомым штабелерам присущи те же достоинства, что и несамоходным моделям (см. "СиТ", № 2, 2003 г.): они дешевле и маневренней (радиус поворота обычно не превышает 1,5...1,6 м), их легко доставлять к месту проведения погрузочных работ, например, в кузове автомобиля. Большое преимущество этих машин и в том, что при обращении с ними оператору не требуется специальная подготовка и удостоверение на право управления. Техническое обслуживание, ремонт, а также эксплуатация аккумуляторных батарей также не требует особых навыков. Вместе с тем штабелеры по причине особенностей конструкции нельзя использовать на обслуживании значительных грузопотоков и для них нужны ровные полы.

Современные штабелеры отличаются улучшенной эргономичностью

Самоходные штабелеры хорошо зарекомендовали себя при обработке товаропотоков средней мощности (100...150 палет в смену) в случае использования стеллажей высотой 5,5...6,0 м. Скорость их движения с грузом обычно не превышает скорости пешехода – 3...5 км/ч, скорость движения без груза – до 6 км/ч. И подъем груза, и движение машины осуществляется при помощи электродвигателей (приводной двигатель выполнен, как правило, в категории S3 – "duty cycle"), питающихся от свинцово-кислотной тяговой аккумуляторной батареи, одной зарядки которой хватает на 8 ч непрерывной работы. Большая, чем на несамоходных штабелерах, мощность батареи приводит к значительному увеличению ее собственной массы. Так, аккумулятор, который весит 400...500 кг, невозможно заменить вручную, поэтому на лучших моделях предусмотрена специальная система, которая может представлять собой встроенную в штабелер систему роликов или поставляться дополнительно, как опция. Для штабелеров, постоянно работающих в двух-трехсменном режиме, разработаны более удобные внешние устройства – тележки для смены батарей.

Шасси штабелера представляет собой устойчивую сварную конструкцию, состоящую из двух швеллерных профилей из высококачественной стали и консолей, к которым прикреплены ходовые колеса. Система подъема состоит из электродвигателя гидравлического агрегата, зарядного устройства (если оно встроенное), индикатора емкости, аккумуляторной батареи, штепсельного соединения. Подъем-опускание груза осуществляется с помощью гидроагрегата и гидроцилиндра, при этом движение грузоподъемника направляется специальными роликами. На некоторых моделях скорость опускания вил в целях повышения безопасности работы с грузами, требующими деликатного и осторожного обращения (стекло, фарфор), можно менять. Рукоятка устройства расположена по центру или смещена. Для того чтобы со штабелером можно было работать зимой и под дождем, а также чтобы рукоятка меньше скользила, ее часто покрывают слоем специального пластика.

Подъёмные опорные вилы для работы на пандусах, уклонах, неровных поверхностях

Улучшение эргономичности штабелеров прежде всего получают, уменьшая их габаритные размеры с целью увеличения маневренности, придавая корпусу обтекаемую форму (без острых углов), а конструкции мачты – бо'льшую "прозрачность", а также рационально и максимально удобно располагая кнопки на рычаге управления. Наиболее оптимальным является размещение всех основных управляющих функций – изменения скорости движения машины, подъема груза и аварийного останова машины – на поворотной рукоятке. Такое решение признают наиболее оптимальным все производители этой техники, поскольку оно позволяет осуществить большинство манипуляций с грузом посредством только больших пальцев рук.

Практически все штабелеры, выпускаемые лучшими мировыми производителями в последние годы, оборудуют так называемой системой рекуперации (возврата) энергии при торможении устройства. Это позволяет увеличить не только срок службы батареи, но и интервалы между подзарядкой. Не так давно появились сообщения о создании моделей ведомых штабелеров с асинхронным двигателем переменного тока.

Модель с выдвижными вилами для поддонов большой ширины

Главной отличительной чертой всякого штабелера является его конструктивная особенность – спереди штабелер всегда опирается на две опорные консоли, снабженные колесами или, реже, колесными блоками. Подвижные вилы, перемещающие поддон по вертикали, в опущенном состоянии обычно накладываются на неподвижную часть – опорную. Некоторые модели штабелеров (например, LST фирмы ВТ) имеют разнесенные опоры с регулируемой шириной подъемных вил для работы с разными поддонами. Существуют штабелеры с функцией так называемого начального подъема опорных консолей (как у гидравлической тележки). Высота подъема верхних вил таких устройств небольшая, и на них можно одновременно транспортировать сразу два поддона. Кроме того, начальный подъем обеспечивает бо'льший просвет и облегчает переезд через пороги и препятствия, передвижение по наклонным рампам.

Грузоподъемник штабелера чаще всего выполнен в форме рамы. Существуют разные типы мачт-рам – моно, дуплекс и триплекс: они приспособлены для выполнения разного рода задач, таких как погрузка, подъем на разную высоту и т. п. При необходимости подъема легких грузов на небольшую высоту используются и одномачтовые конструкции (например, модель штабелера MAXI PPH грузоподъемностью 800 кг шведской фирмы ВТ, предназначенная специально для разгрузки автотранспорта. Существуют модели и с выдвижными вилами, ширину которых можно регулировать. Такие штабелеры могут оперировать с поддонами любых типоразмеров и со сплошным дном. Модель с шасси большой ширины позволяет размещать европоддоны шириной 800 мм между консольными опорами.

Для увеличения скорости движения и снижения усталости оператора некоторые модели оборудуют специальной площадкой, иногда откидывающейся, на которой оператор при необходимости может ехать. Не рекомендуется, однако, во избежание падения совершать маневры (повороты) на таких машинах, стоя на самой платформе, при движении. Скорость перевозки этих моделей обычно выше и составляет 6...10 км/ч, что уменьшает время работы при перевозках на большие расстояния и увеличивает производительность труда. Чтобы оператор не упал с площадки на повороте, модели дополнительно комплектуют, как правило, защитными ограждениями различного типа.

Большое внимание уделяется вопросам безопасности работы с этими устройствами. Их проектируют с таким расчетом, чтобы оператор, работающий со штабелером в режиме ручного сопровождения, при любых условиях был надежно защищен корпусом машины от попадания под ее колеса. Этот момент особенно важен при проведении складских работ в условиях ограниченного маневрирования. Многие производители, например немецкий концерн Linde, снабжают поворотную рукоятку специальным возвратным механизмом, чтобы, в том случае если тележка потеряет управление, ее поворотная рукоятка самостоятельно переходила в вертикальное положение под действием пружины, а машина при этом останавливалась. Вдобавок на этой же рукоятке управления предусмотрена специальная кнопка безопасности, которая обеспечивает откат машины при ее случайном наезде на оператора.

Самоходный штабелер не требует усилий для перемещения даже тяжелого груза

Ассортимент самоходных штабелеров значительно больше, чем несамоходных, и в рамках этой публикации мы рассмотрим далеко не все модели. В России самоходные модели не производят. Наиболее дешевые штабелеры выпускают производители Болгарии, Чехии, Кореи и Италии. Цена полностью электрифицированных штабелеров на российском рынке колеблется от $5,5 тыс. за самые несложные и дешевые конструкции до $20...25 тыс. за специально оборудованные штабелеры известных производителей с большой высотой подъема, что уже сравнимо со стоимостью фронтальных погрузчиков. Хороший самоходный электроштабелер с "пешим" управлением западноевропейского производства стоит $9...13 тыс., в зависимости от высоты подъема и грузоподъемности.

Традиционно, со времен Совета экономической взаимопомощи, производством подъемно-транспортного оборудования для Советского Союза занималась Болгария. Потому в постперестроечные годы первыми на российском рынке появились именно болгарские штабелеры. Из-за относительно невысокой цены ($5,5...7,0 тыс.) и, в целом, относительно неплохого качества они получили у нас довольно широкое распространение. В настоящее время в России наиболее популярны модели болгарских фирм "Текстилмаш", Veni, Balkancar.

"Текстилмаш" производит две модели грузоподъемностью 1,0 т, с высотой подъема 1,6 и 2,8 м. Каждая модель имеет две скорости передвижения – 1 и 4 км/ч, питание – от двух аккумуляторных батарей. Время подъема вил с грузом составляет 14 с, время опускания вил без груза – 23 с. Штабелеры оборудованы индикатором разрядки батареи и встроенным зарядным устройством.

Модель ЕВ 222.33 марки Balkancar (продавцы – "Картрэйд", "Балканкар МНС") оснащена горизонтально расположенным тяговым двигателем мощностью 1,2 кВт и механическим приводом остановочного тормоза колодочного типа, воздействующего непосредственно на ось тягового электродвигателя. Рукоятка снабжена двухступенчатым командоконтроллером и при освобождении рычага управления занимает вертикальное положение. Кинематическая схема рычага управления обеспечивает автоматическое отключение тормоза при вертикальном и горизонтальном положении рукоятки. Автоматическая блокировка осуществляет реверс двигателя при наезде на водителя или при выпуске рычага управления. Двигательная и управляемая колонна поворачивается на 90°, обеспечивая минимальный радиус разворота. Регулировка электрической схемы управления обеспечивается импульсным устройством Curtis (США). Штабелер может быть оборудован встроенным зарядным устройством фирмы Zapi (Италия). Грузоподъемник оснащен плунжерными гидравлическими цилиндрами, которые приводятся в действие электродвигателем мощностью 2,8 кВт, соединенным с зубчатым гидравлическим насосом.

Подъемные устройства ЕВ 222.33 – двухрамные, изготовленные из швеллерных и двутавровых профилей специальной легированной стали. Рамы и вертикальная тележка в своем движении при подъеме-опускании направляется роликами на игольчатых подшипниках. Боковые нагрузки принимают на себя нерегулируемые опорные ролики, которые позволяет легко производить регулировку зазора между рамами и вертикальной тележкой. Специальная автоматическая блокировка исключает ошибки при переключении скоростей, предохраняет тяговый электродвигатель и батарею от ударов тока, обеспечивает плавный переход с пусковой характеристики на экономную рабочую. Все электродвигатели и электрические аппараты защищены предохранителями.

Модели Veni (продавец – "Стелла-техник", Москва и др.) отличаются большей грузоподъемностью и высотой подъема, они пользуются в России наибольшей популярностью из штабелеров болгарского производства. Наиболее ответственные узлы в них – западного производства. Модели также укомплектованы импульсными регуляторами.


По отзывам специалистов, совсем неплохо зарекомендовали себя и чешские электроштабелеры марки Belet (продавец – фирма "ТФН", Москва). Их качество и цена выше, чем у болгарских изделий, достоинства и недостатки примерно те же, но система управления сбросом вил проще и надежней. В отличие от болгарских производителей фирма Belet выпускает и модели с большой высотой подъема (до 5,8 м), цена которых, однако, довольно высокая и приближается к стоимости европейского погрузчика (около $23,5 тыс.).

Очень интересные модели штабелеров SWC1000L (без опорных консолей) и SWC1300R (с укороченными консолями и выдвижной мачтой) предлагает компания Soosung (Южная Корея) (продавец – фирма "Горторгснаб", Москва). В отличие от стандартных самоходных электроштабелеров, они более маневренные за счет меньшего радиуса поворота, наклон мачты регулируется в пределах 10%, клиренс увеличен до 20 см, что существенно расширяет возможности использования, особенно в условиях отечественных складов. Отсутствие передних опорных вил позволяет вплотную подъехать к разгружаемому объекту (например, к боковому борту машины). Кроме низкой цены к основным достоинствам корейских изделий следует отнести большую надежность и хорошее исполнение узла крепления опорных вил к вертикальной станине.

Самоходные штабелёры с поворотной рукояткой. Обзор конструкций. Часть 2-я



ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ: