Колесо, которое может катиться… вбок
Необычные машины компании Airtrax
В предыдущих номерах журнала мы упоминали о вилочном погрузчике американской компании Airtrax, оснащенном необычными колесами, которые позволяют машине перемещаться во всех направлениях, не меняя положения корпуса. На сегодняшний день в активе этого производителя есть уже целый ряд машин с аналогичным типом привода – вилочный погрузчик, самоходная подъемная рабочая платформа и универсальная транспортная тележка, оснащенные необычной ходовой частью. С этими уникальными разработками мы и хотим познакомить наших читателей.
«Всенаправленная» ходовая часть
Даже не искушенный в технике человек без труда назовет основные недостатки четырехколесного шасси обычной конструкции: оно неспособно перемещаться в поперечном направлении и вращаться на месте. Чтобы передвигаться по диагонали («крабовым ходом»), необходимо значительно усложнить силовой привод и рулевое управление. И если при езде по бескрайней равнине маневренность не так важна, то для работы в тесных местах – на складах и стройках – это качество ценится чуть ли не на вес золота.
Машины, оснащенные запатентованной американской компанией Airtrax так называемой «всенаправленной» ходовой частью» (Airtrax Omni-Directional System), несмотря на необычный внешний вид, показывают чудеса маневренности. Основа простой и изящной ходовой части машин Airtrax – колесо новаторской конструкции, которое имеет похожую по форме на звезду ступицу из высокопрочной стали. Ступица жестко установлена на оси и не может поворачиваться вправо-влево. На ступице стоит не обычная резиновая шина, а 12 свободно вращающихся роликов (6 пар) особой формы, внешние края которых образуют ровный круг. Каждый ролик находится на оси, оси роликов расположены под углом к оси колеса. Сами ролики изготавливаются из полиуретана и других материалов и чрезвычайно надежны.
Движущий модуль
Каждое колесо Airtrax оснащено собственным электрическим или гидравлическим двигателем, трансмиссией, тормозом и блоком управления. Все эти компоненты составляют «движущий модуль». Ролики на колесах одной стороны расположены симметрично, т. е. переднее колесо является «зеркальным отражением» заднего. Благодаря тому, что ролики расположены под углом к оси вращения колеса, создаются силы, толкающие колесо вперед и вбок. Если все четыре колеса вращать в одну сторону, машина будет передвигаться прямолинейно вперед или назад. Когда колеса противоположных сторон вращаются в разные стороны, машина разворачивается на месте, как гусеничная. Таким образом, за счет вращения отдельных колес с разной скоростью и в разные стороны можно заставить машину перемещаться в любом направлении.
Скорость и направление вращения каждого из четырех колес по отдельности рассчитывает специальный микропроцессор – главный электронный блок управления машины, который получает сигналы от джойстика управления и согласовывает их с информацией от аналого-цифровых преобразователей двигателей. Благодаря такой конструкции машина может передвигаться любой стороной и в любом направлении: вперед, вбок и по диагонали, разворачиваться на месте, а может двигаться, совершая одновременно несколько движений, например, перемещаясь по диагонали и поворачиваясь вокруг оси. Такие возможности обеспечивают машине легкое и быстрое маневрирование в самом ограниченном пространстве.
Универсальна и не нуждается в техобслуживании
Ходовая часть Airtrax почти не требует технического обслуживания. Ее подшипники герметизированы, заправлены синтетическим маслом и не нуждаются в смазке в течение всего срока службы. За узлами трансмиссии и электродвигателей также не надо ухаживать. При износе или повреждении заменять все колесо целиком не требуется: достаточно открутить одну гайку и снять нужные ролики. Компания не определяет срок, при котором следует заменять весь комплект роликов. В настоящее время Airtrax гарантирует работу роликов в течение года или 2000 ч (как и других деталей). Конечно, гарантия не покрывает повреждений вследствие перегрузки или неправильной эксплуатации, например, в среде, агрессивно действующей на полиуретановое покрытие роликов.
В настоящее время уже создан целый ряд типоразмеров «всенаправленной» ходовой части. На ее базе компания Airtrax разработала и выпускает вилочный погрузчик, самоходную рабочую подъемную платформу и универсальную транспортную грузовую тележку.
Три машины – одна конструкция ходовой части
Все три указанные машины оснащены ходовой частью одного типа, а потому у них ряд общих характеристик и функций. Вилочный погрузчик, подъемная платформа и грузовая тележка предназначены для работы в тесных помещениях (складах, ангарах, стройках и т. п.) на полах из гидроизолированного бетона средней прочности или металлических плит. Машины соответствуют классу безопасности UL E (нормы США), т. е. не должны работать в неблагоприятной и опасной окружающей среде. Их можно эксплуатировать вне помещений даже при неблагоприятных погодных условиях в течение короткого времени, но нельзя хранить под открытым небом и транспортировать на открытых платформах в снег или дождь. Запрещено также применять для мойки машин механизированные установки.
Машины Airtrax с «всенаправленной» ходовой частью способны преодолевать возвышения на полу до 76 мм, отверстия колодцев, прекрасно передвигаются по рассыпанным по полу мелким осколкам и стружкам. А теперь познакомимся с некоторыми машинами Airtrax с «всенаправленной» ходовой частью.
Вилочный погрузчик Sidewinder™ ATX-3000
В настоящее время эта модель – единственный погрузчик, выпускаемый компанией, но разрабатываются и другие модели. Благодаря «всенаправленной» ходовой части маневренность машины беспрецедентна, а это весьма ценное качество для работы в тесных складах, поскольку значительно сокращает время выполнения операций, а значит, возрастает производительность. Коэффициент использования площадей склада увеличивается на 20…30%, так как ширину проходов и расстояние между паллетами можно сузить, а более тяжелые грузы размещать на более высоких стеллажах.
Напряжение переменного тока системы электрооборудования погрузчика – 48 В, она обеспечивает машине быстродействие, точность управления, высокий к.п.д. У погрузчика Sidewinder с «всенаправленной» ходовой частью большое тяговое и тормозное усилие. Тормоза регенеративные – при торможении энергия поступает назад в электрическую систему. Для оснащения машины предлагается целый ряд типоразмеров мачт разной грузоподъемности – двух- и трехсекционные, с кареткой, позволяющей смещать вилы вбок. Скорость подъема груза переменная. Скорость движения бесступенчато меняется от 0 до 10 км/ч без груза (9,7 км/ч с грузом).
В конструкции Sidewinder отсутствуют многие детали, которые входят в состав обычной ходовой части вилочного погрузчика. В настоящее время погрузчик Sidewinder не рекомендуется для эксплуатации в холодильниках, однако проводятся испытания машины с целью аттестации для работы в таких условиях.
Управление. Sidewinder R прост в эксплуатации, его система управления интуитивно понятна, а научиться управлять машиной можно за несколько минут. На щитке приборов находится удобно расположенный и хорошо видимый электронный дисплей с индикацией состояния машины, который обеспечивает постоянную обратную связь по сигналам о состоянии систем и агрегатов машины. Режим работы можно выбирать с помощью клавиатуры и дисплея. На дисплее отображается текущая скорость, которую можно менять нажатием кнопки.
Оператор управляет всеми функциями погрузчика с помощью двух эргономичных джойстиков, которые заменяют рулевое колесо, рычаги управления гидравлического оборудования, рычаг переключения передач, рычаг стояночного тормоза, педали и даже звуковой сигнал. Джойстик хода управляет разворотом, движением вперед, назад и вбок. Оператору достаточно наклонить джойстик в ту сторону, куда он хочет направить погрузчик. Чем больше наклон, тем выше скорость движения (в заданных пределах). Чтобы развернуть погрузчик на месте на 360°, надо покрутить джойстик. Второй джойстик управляет всем гидравлическим оборудованием: подъемом, опусканием, наклоном вил и прочими функциями. Усилие при управлении джойстиками гораздо меньше, чем при повороте рулевого колеса и перемещении рычагов, поэтому оператор меньше устает. Рабочее место оператора стало просторней и удобнее. У погрузчика нет педалей, поэтому оператор может удобно разместить ноги в освободившемся пространстве.
По стандарту ANSI джойстик управления ходом расположен слева, а гидравлического оборудования – справа. По заказу джойстики можно поменять местами. Поскольку все функции управления сосредоточены в этих органах, оператору не нужно выпускать джойстики из рук. Вероятность повреждений и аварии вследствие перемещения по ошибке неправильного рычага сведена к минимуму.
Конструкция машины: обеспечена максимальная безопасность. У оператора отличный обзор благодаря низкому расположению капота. Машина оборудована верхней защитной решеткой из близко расположенных прутьев, через которую не пройдет даже падающая бутылка. Имеются ремни безопасности с инерционными катушками. Мягкое удобное сиденье оснащено неподвижным правым и подвижным левым подлокотниками, которые служат также упором для бедер.
В составе электрооборудования – удобно расположенный выключатель «массы». Стояночные тормоза установлены на всех четырех колесах (напомним, что даже на грузовых и легковых автомобилях только два колеса оборудованы стояночным тормозом). Предусмотрены блокировочные устройства, предотвращающие случайное смещение машины.
На полу и ступеньках конструкторы расположили противоскользящие покрытия. Благодаря низко расположенному центру тяжести достигнута большая устойчивость и увеличена высота подъема груза.
Грузоподъемность, кг | 1364 |
Полная масса (без батарей), кг | 3189 |
Ширина габаритная, мм | 1194 |
Высота габаритная (со стандартной мачтой), мм | 2108 |
Высота габаритная с защитной решеткой, мм | 2012 |
Радиус поворота (минимальный наружный), мм | 1753 |
Дорожный просвет, мм | 76,2 |
Тип трансмиссии | полный привод (4 колеса) |
Расстояние между вилами, мм | 940 |
Вилы (длина/ ширина/ толщина), мм | 1067/ 100/ 40 |
Наклон вил (вперед/ назад), град | 5/ 5 |
Ширина прохода [с паллетой шириной 42 и длиной 48 дюймов (1067х1219 мм)] | 2007 |
Высота складирования под прямым углом (паллета шириной 42 и длиной 48 дюймов), мм | 3378 |
Скорость подъема без груза/ с грузом, м/с | 0,47/ 0,32 |
Скорость опускания без груза/ с грузом, м/с | 0,36/ 0,48 |
Ширина колеи, мм | 876 |
Давление в гидросистеме, кПа (бар) | 19,3 (193) |
Самоходная подъемная платформа ножничного типа Phoenix
Полное название модели: Phoenix 3068 ODS (30 – высота подъема платформы в футах; 68 – ширина в дюймах; ODS – Omni-Directional Drive System, обозначение «всенаправленной» ходовой части). Благодаря этой ходовой части платформа исключительно маневренна, не тратится время на лишние движения и развороты, а платформа может занять наиболее удобное для работы положение. Результат тот же – рост производительности труда. Скорость платформы немалая и изменяется бесступенчато: 6,1 км/ч в сложенном положении, а если она поднята на максимальную высоту – 0,8 км/ч.
Управление. Платформа управляется одним джойстиком, удобно расположенным по правую или левую руку оператора, почти без усилия. Научиться управлять можно за несколько минут. Все функции управления сосредоточены в джойстике: аварийное торможение, звуковой сигнал, вращение на месте, передний, задний ход и движение вбок. Оператору достаточно наклонить джойстик в ту сторону, куда должна ехать платформа. Чем больше наклоняется джойстик, тем выше скорость (в пределах технических характеристик). Нажав кнопку переключения режима, можно перевести джойстик в режим управления гидроприводом подъема/ опускания платформы. Благодаря простоте управления оператор меньше устает.
Контроль за различными функциями машины помогает осуществлять удобно расположенный и снабженный клавиатурой дисплей, на котором отображается текущая скорость. Скорость можно менять простым нажатием клавиши.
Оригинальный механизм подъема. Ножничный механизм подъема Phoenix также запатентован Airtrax. Он состоит из широких балок и осей большого диаметра, соединенных без люфта, благодаря чему создается большая опорная поверхность и уменьшаются нагрузки в конструкции. Испытания показали, что эта конструкция подъемника обладает самым высоким к.п.д. в своем классе. Большая платформа способна поднять двух рабочих с материалами и инструментом, но маневрирует в тесных пространствах лучше, чем одноместные платформы гораздо меньших размеров. Пока выпускается подъемная платформа только одного типоразмера, но по заказу Airtrax может производить модели других типоразмеров.
Снаряженная масса с аккумуляторными батареями, кг | 4180 |
Общая грузоподъемность платформы, кг | 453 |
Габаритная высота/ То же со сложенными перилами, мм | 2896/ 2197 |
Габаритная длина и ширина, мм | 2972х1727 |
Рабочая высота, м | 11 |
Ширина платформы, мм | 1524 |
Радиус поворота наружный, мм | 1586 |
Тип роликов колеса | эластичные обрезиненные |
Тип привода | полный, 4 колеса |
Ширина прохода, мм | 1753 |
Время подъема/ опускания, с | 25/ 25 |
Преодолеваемый подъем, град | 12,5 |
Рабочие тормоза | электро-механические, на 4 колеса |
Стояночный тормоз | ручной; автоматический |
Мощность электродвигателей переменного тока колес и гидропривода, кВт | 3,7 |
Емкость свинцово-кислотной аккумуляторной батареи напряжением 48 В постоянного тока, А·ч | 250 |
Давление в гидросистеме, кПа (бар) | 19,3 (193) |
Универсальная транспортная платформа МР2
Эта самоходная грузовая тележка изначально разработана для обслуживания военных самолетов наземного и морского базирования. Позднее на ее базе созданы самоходные коммерческие конструкции для работы в заводских цехах, на крытых складах и вне помещений. Тележка, свободно перемещающаяся вбок и способная разворачиваться на месте, – мечта складского работника! Полный привод на четыре колеса, электродвигатели переменного тока бесщеточной конструкции, не нуждающиеся в техническом обслуживании.
Ходовая часть тележки в полной мере обладает всеми достоинствами, перечисленными в начале статьи. Герметизированные колесные подшипники не нуждаются в смазке в течение всего срока службы. Грузоподъемность – 2270 кг, скорость – 4,8 км/ч, время непрерывной работы – 8 ч. Машина управляется джойстиком и компьютером. Место для оператора может размещаться на тележке или оператор может идти рядом с тележкой. Возможно и дистанционное управление.
Модульная конструкция позволяет в широких пределах менять колесную базу и колею устройства. Сфера применения и потенциальные возможности ограничены, пожалуй, лишь прочностью комплектующих деталей да фантазией потребителя.