Итоги деловых мероприятий на выставке «Продэкспо-2017»
7–8 февраля 2016 г. в Москве в рамках выставки «Продэкспо» с большим успехом прошли деловые мероприятия, организованные КВК «Империя» (генеральный партнер – АО «Экспоцентр»): XII Всероссийский Продфорум «Поставщик в сети», XIV Форум производителей и ритейлеров «СТМ-2017», Центр Закупок Сетей™, Практикум «Окно в Китай: инструкция по применению», Практикум «Входим в Сети», Продфорум «Маркетинг и реклама», а также конкурсы для производителей и дистрибуторов продуктов питания. Центральное событие выставки «Продэкспо» — Всероссийский Продфорум «Поставщик в сети» — прошел уже в 12-й раз.
Итоги мероприятий КВК «Империя» на «Продэкспо–2017», в которых приняли участие 1100 поставщиков из 136 городов 11 стран ближнего и дальнего зарубежья, показали, что на фоне продолжающегося спада покупательских возможностей россиян сети и поставщики еще более активно продолжают искать новые способы удовлетворения меняющихся предпочтений – более экономичные товары и товарные ниши, выпуск большего числа товаров под собственными торговыми марками, более профессиональный подход к маркетингу и рекламе, поиск компромиссных решений в переговорах и многое другое.
Почти все мероприятия Продфорума прошли под знаком вступивших в силу с 1 января 2017 г. поправок в Федеральный закон «О торговле». Опыт первого месяца работы по новым правилам и обсудили делегаты и спикеры, в качестве которых выступили руководители «Руспродсоюза», Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), Infoline, «РусБренда», Союза независимых сетей России, Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров, а также руководители крупнейших продовольственных компаний, крупных розничных сетей, известные эксперты рынка и аналитики.
Среди обсуждаемых тем наиболее бурные дискуссии вызвали последствия применения ФЗ «О торговле» на практике, а именно – особенности закона, которые влияют на стратегию развития продовольственных компаний, основные риски поправок, проблемные точки коммуникации торговых сетей и поставщиков.
Обсуждая закон, Илья Ломакин-Румянцев, председатель президиума АКОРТ, отметил: «Говоря о поправках в закон, пока рано говорить об их действии. Основная масса сетей перезаключила договора с 1 января 2017 г. С нового года ФАС начала проверки крупных сетей в регионах. Мы пытаемся организовать эффективную систему взаимодействия сетей с регуляторами в части проверок. Эффективную систему проверок. Итоги будут в середине 2017 г. Говоря о тенденциях на рынке ритейла, отмечу, что на фоне роста предложения спрос падает. Потери по итогам 2016 г. составляют 20–30%. И ситуация будет обостряться: россияне все больше экономят».
«Три года сокращаются реальные доходы россиян. В 2016 г. сокращение еще более ускорилось – до 5,8%. На фоне растущей консолидации рынка продолжает падать потребительский спрос: смещение спроса происходит ко все более дешевым аналогам. Растет популярность собственных торговых марок. И все большую роль в структуре выручки ритейлеров приобретают промопродажи. Сами же потребители возвращаются к архаичным формам хозяйства: выращивают продукты на дачах, на собственном хозяйстве, занимаются собирательством и охотой», – комментирует ситуацию в розничной торговле ведущий аналитик отдела исследования рынков РБК Максим Боровиков.
В этой непростой ситуации активно развиваются новые форматы торговли. «Покупатель сегодня уже не привязан к определенным торговым форматам, он пользуется всеми. И в любом городе, наряду с магазинами шаговой доступности, сетевой розницей, рынками, ярмарками, обязательно должна присутствовать нестационарная и мобильная торговля. Малая торговля в огромной степени выступает в роли товаропроводящей сети для малых же производителей – без нее большая их часть попросту не сможет существовать», – считает президент Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров Владлен Максимов.
Главным событием международной выставки «Продэкспо–2017» стал Центр Закупок Сетей™ (ЦЗС) по продовольствию. В рамках мероприятия прошли прямые переговоры поставщиков с закупщиками 120 федеральных и региональных сетей (включая такие как «Лента», «Магнит», Metro, «Дикси», Spar и др.). Как отметил Евгений Ахпашев, директор Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза: «Видно, что ЦЗС – это именно то место, где заключаются сделки».
В деятельности Центра Закупок Сетей™ приняли участие 300 топ-менеджеров производственных и дистрибуторских компаний, 271 закупщик из 100 международных, федеральных, региональных розничных сетей. За 6 часов работы ЦЗС было проведено 6 тыс. переговоров о поставках.
В этом году ЦЗС установил новый рекорд. Число его участников было на 30% больше, чем в 2016 г., а количество проведенных ими переговоров выросло на 15%. Для того чтобы все поставщики и закупщики успели провести более продуктивные переговоры, мероприятие продлилось 6 часов вместо запланированных 4-х.
За 16 лет проведения ЦЗС успел стать оптимальной площадкой для взаимодействия между сетями, производителями и дистрибуторами. 25% участников повторно приезжают на Центр Закупок Сетей, зная, что здесь их переговоры точно завершатся выгодным контрактом.
В седьмой раз на выставке «Продэкспо» прошли конкурсы для производителей и дистрибуторов продуктов питания «Инновационный продукт Продэкспо – 2017» и «Выбор сетей». Более 50 компаний и 130 продуктов получили золотые и серебряные медали за инновации в технологии, составе продукта, упаковке и удобстве потребления. 38 поставщиков продовольствия и 101 продукт были отмечены особым вниманием закупщиков и удостоены диплома «Выбор сетей».