Пятый ПЛАС-Форум Online & Offline Retail 2018: первые итоги
14–15 марта в Москве медиахолдинг «ПЛАС-Альянс» провел пятый Международный ПЛАС-Форум Online & Offline Retail 2018, посвященный анализу современного состояния и перспективам развития индустрии розничной торговли в России, странах ближнего и дальнего зарубежья.
Форум собрал в стенах КВЦ «Сокольники» ведущих российских и международных экспертов в области онлайн- и офлайн-ритейла, владельцев, топ-менеджеров и специалистов торговых сетей, food, non-food, DIY, fashion, HoReCa, интернет-магазинов и банков из РФ и стран ближнего зарубежья, компаний – вендоров оборудования и программных решений, представителей регуляторов рынка. За два дня работы Online & Offline Retail 2018 посетили 1095 специалистов и гостей. В рамках девяти сессий и двух круглых столов выступили 83 спикера. Мероприятие поддержали 75 компаний-участниц.
Выступавшие поделились собственным опытом эффективного выстраивания бизнес-процессов, подняли важнейшие для отрасли проблемы, наметили пути их решения и сделали прогнозы дальнейшего развития рынка.
Ключевые моменты Online & Offline Retail 2018
Участники первой сессии Форума «Ритейл 2018. Бизнес в современных реалиях» дали оценку текущего состояния ритейла. Ситуация на рынке остается непростой, но уже появляются первые надежды на возрождение потребительского спроса. Чтобы поддержать этот тренд, отрасли нужна господдержка – по крайней мере, в формате стабильных правил игры для ритейл-отрасли, обеспечивающей 20% ВВП России. Такое мнение озвучил Алексей Григорьев, вице-президент по внешней корпоративной политике «МЕТРО АГ».
«Оптимальное решение всех накопившихся в отрасли проблем – возрождение системы саморегулирования. Дальнейшие монопольные инициативы государства могут привести к долгосрочным негативным последствия на рынке», – заявил директор по развитию компании «Акорт» Юрий Борисов.
Планирующееся введение системы «Меркурий» не только не улучшит прослеживаемость движения продуктов животного происхождения от фермы до полок магазинов, но и навредит всем участникам процесса, считает председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. По его мнению, система трудна для интеграции с предприятиями, а также обойдется им слишком дорого. Плюс ко всему малейший сбой системы приведет к коллапсу на рынке – продажи встанут. Поэтому не исключено, что ввод «Меркурия» снова отложат, и он не заработает с 1 июля 2018 г.
Обостряется борьба за место на рынке между крупными и небольшими ритейлерами, чему содействуют допущенные серьезные ошибки в реализации здравой идеи о необходимости модернизации законодательной базы, касающейся ритейла. Александр Мышинский, генеральный директор ТД «Реалъ», отметил, что в Санкт-Петербурге, к примеру, из 60 локальных сетей, которые действовали здесь 10 лет назад, осталось 15. В этом месяце закрылись две сети, еще две – на очереди. Изменения в Законе о торговле, других законодательных актах, которые регулируют отрасль, как показывает практика, ситуацию лишь усугубляют.
Конкуренция в ритейле становится жестче. Как при этом остаться в строю? Ценный урок делегаты получили от ключевого спикера Online & Offline Retail 2018, легенды мира ритейла и автора бестселлеров Гарри Фридмана. Он убежден: каждому магазину нужно работать по стандартам, выполнение которых надлежит тщательно отслеживать и оперативно вносить коррективы в стратегию компании.
Большое внимание участники ПЛАС-Форума уделили теме лояльности покупателей – одного из мощнейших инструментов, который используют ритейлеры для увеличения продаж. Со слов Дмитрия Гладкова, начальника управления по взаимоотношениям с клиентами компании «Связной», классическая лояльность себя изжила – большое количество предложений на рынке так и не перешло в качество, и их ценность на текущем этапе вызывает большие сомнения.
Исследования говорят, что покупатели ждут от ритейлеров персональных предложений. Чтобы торгово-сервисные предприятия (ТСП) могли их делать, им нужно знать предпочтения каждого человека. Общаться с клиентом один на один помогает агрегатор товарных предложений категорий повседневного спроса «Кэшбэк Едадил», считает бизнес-директор компании «Едадил» Георгий Макаров. Ежемесячно у приложения около 1 млн уникальных пользователей. 250 тыс. человек взаимодействуют с инструментом активно – покупают и получают кэшбэк. Продавцы, в свою очередь, узнают с помощью приложения данные о количестве приобретенных позиций, среднем чеке и т.д.
Ритейл увлечен технологиями, но это не значит, что они гарантированно способствуют росту бизнеса. Дмитрий Бергельсон, управляющий партнер Holmes & Moriarty, экс-директор по развитию бизнеса торговой сети «Пятерочка» (X5 Retail Group), объяснил, что заниматься отбором таких технологий должны только первые лица компаний, а внедрять – специальные команды. Лишь в этом случае можно рассчитывать на успех.
Технологии стремительно меняют рынок. Вместе с тем перспективы новомодных решений, вроде «магазина без очередей и касс» от Amazon, туманны. Люди испытывают потребность в живом общении, поэтому полностью роботизированные ТСП вызывают восторг далеко не у всех, призналась специальный гость форума Амелия Калман, футуролог, консультант, лектор Кембриджского университета.
Внедрение онлайн-касс, которое в целом можно считать успешным, обеспечило ритейлерам огромные массивы данных о потребительском поведении. Однако вместе с возможностями перед отраслью встала проблема безопасности использования такой информации. Ответственность высока: 85% покупателей перестанут иметь дело с компанией, которая допустит ее утечку.
Эту проблему спикеры затронули на сессии «Безопасность в ритейле: технологии защиты от потерь». Руководитель службы по информационной безопасности компании PwC Константин Кортнев отметил, что семь из 10 основных позиций по развитию ритейла находятся в зоне киберриска. Это сайты для мобильных устройств, защищенные платформы, анализ «больших данных», лояльность покупателей, формирование истории бренда, стратегия Amazon, здоровье и благополучие.
Выдача наличных на кассах начнется в магазинах региональных ритейлеров. К такому мнению пришли участники круглого стола «Выдача наличных и другие финансовые услуги в ритейле. Как заработать на сокращении банковской сети?». Как отметила Мария Шалина, директор управления телекоммуникационных услуг и дополнительных сервисов «Евросети», партнерство ритейла и банков становится особенно актуальным в кризисное время, когда вторые активно оптимизируют, в том числе, сети своих отделений. В качестве примера она привела многолетний опыт сотрудничества «Евросети» с целым рядом ведущих российских банков.
По мнению независимого эксперта Елены Виноградовой, которая подвела итоги дискуссии, наибольший интерес этот сервис может иметь именно в российских регионах. При этом размеры комиссии за выдачу наличных в банкомате и вручную на кассе должны отличаться, чтобы этот сервис был действительно выгоден ритейлерам.
Тема размена наличных денег также нашла свое место в дискуссиях спикеров ПЛАС-Форума. Дарья Капустина, эксперт казначейства сети «Ашан», рассказала об опыте использования торговой сетью ресайклеров и автоматизированных депозитарных машин (АДМ) для работы с наличными. В течение дня ресайклер позволяет производить расчеты с покупателям, довносить деньги в кассу размена, закрывать смену, оперативно получать результат перерасчета денежной наличности, а также производить инкассацию в удобное время, быстро производить замену кассет, что сокращает время на инкассацию. По словам Д. Капустной, внедрение ресайклеров и АДМ снизило расходы сети в 1,5 раза. Это стало возможным за счет экономии на пересчете и разменном фонде.
Анна Ткачева, директор по управлению категорией в глобальной команде «Марс Ригли», рассказала об эффективности касс самообслуживания для ритейла. По ее словам, с площади в 1 м2 ритейлер может продавать в два раза больше, чем в торговом зале. Поэтому очень важно, с одной стороны, обеспечить максимально комфортное нахождение и ускорение процесса покупки, с другой – эффективное использование ресурсов.
Наращивает обороты онлайн-ритейл, и здесь главную партию играют маркетплейсы. Эксперты уверены: через несколько лет агрегаторам будет принадлежать 40% рынка.
В рамках сессии «E-commerce. Ключевые драйверы и новые точки роста продаж» Линар Хуснуллин, основатель и генеральный директор онлайн-площадки Kazan Express, которую называют аналогом AliExpress в РФ, заявил, что его компания откроет распределительные центры в четырех крупных городах страны. Таким образом ритейлер планирует расширить географию своего присутствия, сохранив при этом преимущество перед китайским гигантом онлайн-торговли в виде доставки товаров в тот же или на следующий день.
Армен Манукян, руководитель проекта по развитию цифровых услуг Российского экспортного центра, отметил, что сегодня Россия занимает 11-е место в мире по объемам интернет-торговли. Серьезная проблема при выходе российских компаний на рынок международной интернет-торговли – отсутствие знаний в этой сфере, уверен спикер. Получить их можно бесплатно, обратившись в РЭЦ. По словам А. Манукяна, наши соотечественники уже сейчас торгуют на зарубежных площадках самыми разными товарами – от холодильников до ножей из сериала «Игра престолов». Также Российский экспортный центр в начале этого года открыл на популярных в Азии онлайн-площадках Tmall, JD, 1688, Lazada и Rakuten виртуальные павильоны с товарами из РФ.
На специальном круглом столе «Почта России» анонсировала запуск сервисов, которые произведут локальную революцию в 2018 году. Денис Шестаков, руководитель департамента продуктов посылочного бизнеса «Почты России», сообщил, что в мае появится продукт «курьерский сбор» – сбор курьером всех отправлений и доставка до производственного объекта, который компания считает еще одним драйвером роста. Летом станет доступным и сервис «Курьер онлайн плюс» – доставка отправлений в режиме «экспресс» с повышенной ответственностью и внедрение возможности оплаты стоимости товарного вложения банковской картой.
Представители eBay и «Почты России» рассказали об интеграции своих сервисов для экспортеров. Илья Кретов, генеральный директор eBay в России и на всех развивающихся рынках Европы, заявил, что это будет простой, удобный и понятный продукт, с помощью которого российские экспортеры смогут отправлять зарубежным покупателям товары, приобретенные на eBay. Продавец выбирает желаемый вариант онлайн-оплаты, приходит в почтовое отделение и сдает заказ менее чем за 30 секунд.
Оборудование и технологии для ритейла
Также в рамках ПЛАС-Форума состоялась наиболее представительная ежегодная выставка специализированного оборудования и технологий ведущих российских и зарубежных компаний.
Компания Newland EMEA, глобальный спонсор ПЛАС-Форума, продемонстрировала новейшие решения для автоматизации бизнеса. Особый интерес вызвал поистине уникальный сканер – HR3251RU Marlin II, имеющий специально разработанный алгоритм и прошивку, оптимизированную для чтения ЕГАИС-кодов PDF417 на высшем уровне. При своей привлекательной цене сканер уверенно читает даже сильно затертые акцизные марки. Также участники и гости экспозиции оценили 10-дюймовый интерактивный киоск/ прайсчекер – NQuire1000 Manta и новый ТСД – МТ90 Orca на Android 7.
Оригинальные системы безопасности, размещаемые в торговом зале, представила компания Сheckpoint Systems. Ее решения, главным образом, адресованы крупным торговым сетям. Компания представила целую линейку датчиков, которые располагаются как на упаковочных коробках, так и на отдельных предметах. Среди уникальных решений, впервые представленных участникам и гостям ПЛАС-Форума, – датчики, которые могут быть размешены на горлышке абсолютно любой бутылки, независимо от ее конфигурации. Как отметили представители компании, существенное преимущество разработки в том, что она может применяться на производстве в момент выпуска продукции. Также на стенде компании можно было увидеть «умную примерочную». Ее установка в магазине полностью исключает случаи краж, когда недобросовестные посетители пытаются пронести в примерочную магнит для того, чтобы снять датчик с одежды.
Решения в сфере биометрической идентификации можно было увидеть на стенде «Прософт-Биометрикс». По словам представителей компании, одна из главных задач, которая стояла перед разработчиками, – учет рабочего времени сотрудника, а также идентификация работника. Особенно это касается сменных режимов работы. Преимуществами использования решений компании является идентификация не только по отпечаткам пальцев, но также по венам ладоней, RFID-картам.
На своем стенде компания показала также терминал, принцип действия которого основан на сканировании отпечатка пальца. Такое решение обеспечивает ряд технологических преимуществ, в частности, возможность контроля индивидуального плана продавца, подтверждение продажи, финансовых операций, утверждение складских операций – инвентаризации, списания товара и т.д.
Интеллектуальная система обработки монет, презентованная компанией Suzohapp, способна принимать монеты без необходимости их предварительной сортировки пользователем. Это первое в мире устройство для приема наличных, которое можно интегрировать в разнообразные системы на различных рынках, например, в кассы самообслуживания, автоматы для размена денег, парковочные автоматы, киоски и торговые автоматы.
Помимо биометрических технологий, в рамках выставки, представляющей специализированные бизнес-решения ведущих российских и зарубежных компаний, можно было ознакомиться с финансовыми технологиями для ритейла, индивидуальными платежными решениями, услугами банков и операторов фискальных данных.